- Преподавателю
- Директору, завучу
- Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС» (из опыта работы)
Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС» (из опыта работы)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Громова О.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Громова О.Н.
Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС»
(из опыта работы)
Самое полезное в жизни - это собственный опыт.
В. Скотт
Новые образовательные стандарты определили «новое лицо нового образования».
ЛОО - личностно-ориентированное образование (общепринятый термин в педагогике);
-
СОПП - субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (термин педагогической технологии);
-
Открытое образование (философский термин, отражающий социальные аспекты современного образования).
А в разделе «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заложена ключевая для нас мысль: «Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса…»
Таким образом, мы понимаем, что по-прежнему ключевой фигурой образования остается УЧИТЕЛЬ, только требования к методике преподавания в связи с введением ФГОС несколько изменились.
Требования к методике преподавания с введением ФГОС
1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения) - комплексный характер (универсальные учебные действия).
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности.
3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании.
4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5. Акцент на активную деятельность и результативность.
6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ).
7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции).
8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций).
9. Повышение мотивации к образованию (в т.ч. к самообразованию).
Понятно, что для выполнения всех обозначенных требований необходима серьезная работа по переподготовке учителя, по повышению квалификации, по созданию системы методического сопровождения введения ФГОС и начального общего образования, и основного общего образования.
Таким образом, в 2010 году, а затем в 2012 году объективная реальность для нашего коллектива была такова, что мы встали перед необходимостью создания новой системы методической поддержки педагога в процессе внедрения ФГОС.
Для решения этой задачи был создан управленческий проект «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС», состоящий из двух основных частей: введение ФГОС НОО с 2010 года и введение ФГОС ООО с 2012 года. Эти части, безусловно, взаимосвязаны, так как освоение логики ФГОС происходило уже с 2010 года всем коллективом гимназии. Да, именно каждый педагог принимал участие в этом проекте, т.к. мы понимали, что вскоре это будет необходимо не только учителю начаьной школы, но и учителю среднего звена.
Вы понимаете, что весь проект полностью здесь представить невозможно, будем говорить о самом главном, о том, что может пригодиться вам в работе.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена:
-
во-первых, необходимостью обновления содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС;
-
во-вторых, необходимостью создания новой системы методической поддержки педагога для обновления содержания его деятельности.
Затем обозначены цель и задачи проекта.
Целью проекта стали разработка и апробация системы методического сопровождения педагога в условиях внедрения ФГОС.
Задачи таковы:
-
Создать рабочую группу проекта.
-
Проанализировать кадровый потенциал гимназии.
-
Разработать и апробировать систему мероприятий по освоению логики ФГОС педагогами гимназии.
-
Обобщить результаты апробации и скорректировать систему в соответствии с рисками.
Затем осуществлено планирование деятельности по реализации проекта.
ФГОС НОО
ФГОСООО
I этап
Подготовительный
2010
2012
II этап
Организационно-деятельностный
2010-2011
2012-2013
III этап
Обобщающий
2011
2013
Вы пронимаете, что система работы в процессе введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках проекта была аналогичной.
Общую задачу введения стандарта в гимназии можно представить в двух формах: задача MIN (формальная) и задача MAX - по существу, т.е. каждый член коллектива должен постепенно решить обе задачи.
Общая задача введения ФГОС ООО
Задача MIN (формальная)
Задача MAX
(по существу)
Для администрации
Написать основную образовательную программу (ООП)
Разработать и запустить ООП, опирающуюся на реальные возможности и особенности гимназии
Для учителя
Написать рабочую программу по своему предмету
Строить процесс обучения, направленный на достижение образовательных результатов ФГОС
Итак, подготовительный этап.
Во-первых, приступая к формированию системы методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования (ранее - начального общего образования), мы должны четко представлять себе, какой кадровый ресурс имеем и на что в данном отношении можем рассчитывать
Во-вторых, по итогам анализа была сформирована рабочая группа по реализации проекта.
В-третьих, рабочей группой приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции учителя, психолога, зам. директора по УВР и ВР и создана минимальная нормативная база в гимназии (начиная с элементарного): приказ об организации экспериментальной работы, протокол готовности к введению ФГОС, приказ об организации работы по введению ФГОС ООО в новом учебном году и др. документы.
Затем обозначен перечень нормативных документов, которые необходимо изучить каждому члену коллектива:
-
Конституция Российской Федерации;
-
ФЗ «Об образовании» Российской Федерации;
-
ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
-
Постановление Правительства от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения ФГОС»;
-
приказ министерства образования Оренбургской области об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Оренбургской области на 2011-2015 годы;
-
ФГОС ООО;
-
примерная основная образовательная программа ООО
-
и др.
Что должен уяснить педагог в процессе реализации нашего проекта?
-
понятийно-терминологический аппарат ФГОС,
-
ведущие идеи,
-
принципы,
-
методологические подходы,
-
другое.
Какие технологии, методы и приемы должен освоить педагог?
-
Технологии системно - деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения,
-
технологии формирования УУД,
-
методы оценивания результатов образования
-
и другое.
Далее - перечень основополагающих программ, методических рекомендаций, диагностических систем, рабочих программ по предметам для разработки:
-
Основную образовательную программу основного общего образования,
-
рабочие программы по предметам;
-
систему внеурочной деятельности,
-
систему контроля планируемых результатов,
-
измерители (инструментарий),
-
критерии оценочных процедур
-
и другое.
Завершен подготовительный этап. Далее - самое сложное: как ответить на все поставленные вопросы Что изучить? Что уяснить? Что освоить? Как разработать?
Наконец организационно-деятельностный этап. Он имеет две линии развития, идущие параллельно друг другу и одновременно.
I линия: компоненты данной линии представлены в материалах семинара. Ознакомьтесь с ними.
1. Персонифицированные и командные модели повышения квалификации.
2. Внутришкольная система повышения квалификации.
3. Обязательность подтверждения соответствия занимаемой должности.
4. Новая система аттестации педагогов.
5. Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала.
6. Взаимодействие с учреждениями профессионального педагогического образования для привлечения выпускников вузов.
Подробно представлю первые два компонента, так как остальные, на наш взгляд, универсальны для любого образовательного учреждения.
Итак, повышение квалификации: во втором полугодии 2011-2012 учебного года члены администрации и продвинутые педагоги гимназии прошли обучение по проблемам введения ФГОС ООО.
Место проведения
Название курсов
АПКиППРО, г.Москва
Деятельность педагогических коллективов школ по реализации ФГОС ООО
Челябинский ИПК
Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления образованием
ИПКиППРО ОГПУ
Управление введением ФГОС ООО
ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии внедрения
Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО
Современные технологии обучения естественно-научным дисциплинам в соответствии с ФГОС ООО
Затем в декабре 2012 года реализовано право каждого педагога на прохождение повышения квалификации по вопросам введения ФГОС через командно-персонифицированную модель повышения квалификации: заключен договор с ОГПУ и организовано командное обучение 30 педагогов по проблемам внедрения ФГОС, в рамках которого освоение логики ФГОС основного общего образования, совершенствование рабочих программ по предметам и многое др.
Что собой представляет гимназическая система повышения квалификации педагогов? Здесь представлю в качестве примера и работу по ФГОС НОО, и по ФГОС ООО. Помните вопросы Что изучить? Что уяснить? Что освоить?
Итак, ФГОС НОО, 2010-2011 учебный год и I полугодие 2011-2012 учебного года.
I цикл
-
Научно-методический семинар (октябрь 2010г.) «ФГОС как система трех требований».
-
Педагогический совет (ноябрь 2010г.) «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как новый социально-педагогический феномен».
II цикл
-
Научно-методический семинар (декабрь 2010г.) «ФГОС: базовые национальные ценности».
-
Педагогический совет (январь 2011г.) «ФГОС как основа духовно - нравственного развития и воспитания учащихся».
III цикл
-
Методическое совещание (февраль 2011г.). «Коммуникативная компетентность учителя как условие реализации образовательного стандарта второго поколения».
-
Цикл открытых уроков.
-
Педагогический совет (ноябрь 2011г.) «Освоение логики ФГОС второго поколения как ресурс развития образовательного пространства гимназии».
Как видите, каждый цикл состоит из научно-методического семинара или методического совещания и заседания педагогического совета. Кроме того, первый этап каждого цикла - заседания методических объединений педагогов гимназии по обозначенным темам, по итогам которых формируются творческие группы по подготовке заседания педагогического совета. Все группы разные по составу, каждый педагог выполняет свою роль: от подготовки открытого урока до выступления на педсовете или просто подготовка тематической выставки методических материалов для начинающего педагога. Таким образом, практически каждый учитель включен в такую систему работы.
В третьем цикле вы наверняка отметили группу открытых уроков. Более подробно - на слайде: класс, темы, проблемы, учителя.
Вернемся в 2012-2013 учебный год (1-ый год эксперимента): ФГОС ООО в разрезе внутригимназической системы повышения квалификации (на слайде).
Циклы открытых уроков
Октябрь 2012
Февраль 2013
2 а,б,в,г; 3а; 5а
1а,б,в; 5а
Заседания методических объединений
Изучение предметов учебного плана в условиях введения ФГОС ООО: вариативность, активные формы и методы обучения, применения ИКТ.
Новые технологии: плюсы и минусы. Мастер-класс.
Заседания педагогического совета
Ноябрь 2012
Март 2013
Новые образовательные стандарты как инструмент модернизации гимназического образования
Современный урок.
От идеи до реализации
В рамках подготовки заседаний двух педагогических советов по темам «Новые образовательные стандарты как инструмент модернизации гимназического образования» (ноябрь 2012г.) и «Современный урок. От идеи до реализации» (март 2013 г.) проведены циклы открытых уроков и заседания методических объединений, организована работа творческих групп.
Более подробно представим цикл открытых уроков, который в ноябре 2012 года прошел в гимназии: это начальная школа - 3а класс, 2 классы и средняя школа - экспериментальный 5а - продвинутые педагоги.
Цикл открытых уроков по проблеме
«Формирование универсальных учебных действий и
метапредаметных умений гимназиста»
№
ФИО учителя
класс
предмет
тема
Дата, время и место проведения
1
3а
математика
Задачи на кратное сравнение
09.10.2012,
3 урок, к.2303
2
2а
Русский язык
Показатели мягкости согласных. Роль Ь.
10.10.2012,
3 урок, к.2304
3
2в
Окружающий мир
Тела и вещества
10.10.2012,
4 урок, к.2306
4
2б
математика
Классификация треугольников по видам углов
11.10.2012,
2 урок, к.2305
5
2г
Литературное чтение
В.А. Осеева «Три товарища», И.П. Токмакова «Я могу»
12.10.2012,
1 урок, к.2104
6
5а
математика
Сложение натуральных чисел
19.10.2012,
1 урок, к.313
7
5а
биология
Живые царства. Бактерии.
25.10.2012,
5 урок, к.201
8
5а
ИЗО
Народная праздничная одежда
25.10.2012,
6 урок, к.217
Кроме того, на начальном этапе эксперимента на августовском педсовете 2012 года каждый педагог получил раздаточный материал в виде ленточной диаграммы Гантта, на которой наглядно была представлена система методического сопровождения педагога в течение будущего учебного года. Образец диаграммы представлен на слайде, всю ее поместить на слайде просто невозможно, к сожалению.
В первой части ленты представлены более мелкие подпроекты и пакеты работ по ним в части I-ой линии организационно-деятельностного этапа:
-
а именно: организация деятельности учебных кабинетов по формированию методической копилки мультимедийных средств обучения,
-
участие педагогов в мероприятиях различных уровней по распространению передового педагогического опыта;
-
работа по диссеминации передового педагогического опыта реализации ФГОС ООО, она ведется поэтапно: от создания банка передового педагогического опыта до публикации материалов, в том числе на сайтах гимназии;
-
аттестация педагогов;
-
сетевое взаимодействие;
-
и многое др.
Таким образом каждый педагог гимназии получил своеобразную «памятку» на весь учебный год с указанием пакетов работ и временем их осуществления.
Теперь рассмотрим II линию организационно-деятельностного этапа, которая, напомню, идет параллельно первой и одновременно с ней.
Помните вопрос Что и как разработать?
При разработке этой линии мы использовали проектную технологию введения ФГОС.
Коротко - о сути этой технологии:
Суть ее состоит в том, что единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Введение новшеств с помощью проектных технологий обеспечивается не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой команды исполнителей и ее поэтапным осуществлением.
Проект здесь - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. В проектной технологии работа выполняется по частям.
СТРУКТУРА ПРОЕКТОВ имеет 5 частей
1.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: необходимо ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ВВОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
2.ЦЕЛИ ПРОЕКТА: ПЕРЕЧИСЛИТЬ, КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ПОЛУЧЕНЫ ВСЛЕДСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
3.ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ВВОДИМЫХ НОВШЕСТВ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ.
4.РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА: ПРЕДСТАВИТЬ СТРУКТУРУ РАБОТ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ НОВШЕСТВ. УКАЗАТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ.
5.ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ: РАСПРЕДЕЛИТЬ РАБОТЫ ВО ВРЕМЕНИ И МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ.
Учитывая масштабность работы нами был разработан не один проект, а так называемый портфель проектов: это набор проектов, реализуемый гимназией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей; он дает возможность менять очередность реализации проектов и приступать к реализации портфеля при минимальном количестве ресурсов, что и было нам необходимо.
Затем обозначены отдельные проекты в соответствии с необходимостью разработки основополагающих программ (помните вопрос Что разработать?):
-
основной образовательной программы основного общего образования,
-
рабочих программ по предметам;
-
системы внеурочной деятельности,
-
системы контроля планируемых результатов,
-
пакета измерителей (инструментария),
-
критериев оценочных процедур.
Далее были сформированы команды проектов и в каждой обозначены руководители. Так, например, для разработки основной образовательной программы руководителем проекта назначен заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в составе команды: заместители директора по воспитательной работе и по учебно-воспитательной работе, психолог, руководители методических объединений учителей, представитель родительской общественности.
Руководитель проекта - физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Он является персонально ответственным за осуществление проекта.
Команда проекта - специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта.
Главная задача команды проекта - выполнение работ по проекту, осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.
Затем был составлен план-график реализации портфеля проектов (на слайд представлен его шаблон).
Основные методы работы команды (помните вопрос Как разработать?)
-
оперативные заседания, круглые столы, дискуссии, мозговые штурмы, творческие отчеты, презентации результатов проектных работ;
-
совместные заседания команд по согласованию выполняемых ими работ;
-
индивидуальная работа членов команды;
-
работа в микрогруппах по 2-3 человека.
А далее началась кропотливая работа в командах, отслеживание сроков, создание конкретных продуктов, согласование результатов и т.д.
Таким образом, в гимназии были реализованы параллельно две линии организационно-деятельностного этапа. Схематично это выглядит так:
Таким образом мы постарались представить управленческий проект «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС».