Методический семинар «Формирование метапредметных результатов обучения средствами технологии проблемного обучения»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР


«Формирование метапредметных результатов обучения средствами технологии проблемного обучения»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»



(Слайд 1,2)

Стандарт направлен на совершенствование системы начального образования и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление углубленной самостоятельности. Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте - не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего. Перед учителем стоит важная задача, достижение современного качества образования. Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата заложено в модели выпускника начальной школы и представляет собой совокупность предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов начального общего образования

Слайд 3

Актуальным стал выбор применения такой развивающей технологии, которая соответствовала развитию ключевых компетенций школьника. Исходя из данных проблем, мною было выявлено противоречие, состоящее в необходимости формирования развитого, владеющего ключевыми компетенциями выпускника с одной стороны и недостаточно развитыми метапредметными компетенциями с другой.

Учитель стоит перед выбором, какую педагогическую технологию ему применять в урочной деятельности для активизации мыслительной деятельности учащихся? Несомненно, это должны быть развивающие технологии, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Изучив опыт коллег и литературы, курсовая подготовка, мониторинг собственного опыта определили выбор данной темы семинара «Формирование метапредметных результатов обучения средствами технологии проблемного обучения».

Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов учащихся младших классов.

Целевые ориентации:

  • Усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности.

  • Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

  • Развитие познавательного интереса.

  • Повышение прочности знаний.

Слайд 4

Метапредметные результаты это такие способы деятельности, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Для достижения метапредметных результатов обучения я ориентируюсь прежде всего на формирование:

- универсальных учебных действий,

- ИКТ - компетенции обучающихся,

- основ учебно-исследовательской и проектной деятельности,

- основ смыслового чтения и работы с текстом.

(Слайд 5)

Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути.

(Слайд 6) Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

(Слайд 7)

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся


ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

(Слайд 8) Этапы проблемного обучения в начальной школе

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

(Слайд 9)

Типы проблемных ситуаций

Не могу - дается практическое задание кажется , не выполнимое вообще

Несоответствие - задание, где надо использовать новые знания в новой ситуации

Конфликт - ситуация рассматривающая противоположности

Неожиданность -вызывает удивление необычностью, парадоксальностью

Математика 3 класс «Знакомство с дробными числами»

Когда нужно было записать частное 1 и 2, кажется, что опыт показал, что можно 1яблоко разделить на 2 части, а записать 1: 2 неправильно, нельзя меньшее разделить на большее. И еще интересней, что не умеем записать число «Половина»

Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали

Натуральные числа показывают реальное (настоящее) количество предметов

Не знаем, как записать значение выражения 1:2

Число «половина» можно записать в виде дроби 1/2.

Неопределенность - неоднозначные решения

Выбор -дается ряд готовых решений, выбрать правильное

Ошибка - задание с заведомо допущенной ошибкой

Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти.

Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики. Мне больше нравится, когда это делают сами ребята.

(Слайд 10-11)

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Как и произошло в нашем случае. Девочка, которая занимается в музыкальной школе написала правильный ответ, но объяснить не смогла что обозначают числа. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

В этой ситуации следует говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль. Мы снова вернулись к яблоку и уже совместно проговорили «какое» число делили на части и сколько частей досталось каждому.

(Слайд 12-13) Анализируя свою работу, могу сказать, что использование технологии проблемного обучения позволило мне достичь определенных результатов.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес; если по итогам диагностики в 1 классе сформированность познавательных УУД составляла 84%, то на конец 4 класса это 96%

-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного развития.

Высокие показатели качества знаний в моих классах свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся.

Могу сказать, что в этом году , в 5 классе это качество у ребят сохраняется на высоком уровне.

(Слайд 14)

Повышается интерес к дистанционным олимпиадам, если в 1 классе было всего 12 человек, то в 4 классе это практически 100 процентов

(Слайд 15)

В этом учебном году у ребят появилась возможность отрабатывать математические навыки в онлайн программе на сайте «УЧИ.РУ» и я конечно не могла упустить эту возможность.

(Слайд 16)

Практически все ученики занимаются на этом сайте. А также участвовали в олимпиаде Плюс на этом же сайте и получили неплохие результаты.

(Слайд 17)

Немаловажным показателем сформированности УУД является участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах. Ребята с удовольствием участвовали в предметных олимпиадах разных уровней, в дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсах, выступали с докладами на конференции «Мой первый доклад» как на школьном, так и на городском и областном уровне.

На муниципальном уровне «Занковского марафона» в прошлом учебном году команда заняла общее 3 место, а Черкасов Никита заняв 1 место по математике, получил возможность показать себя на областном уровне, где так же занял 1 место в личном первенстве. А на областной олимпиаде младших школьников в марте занял 2 место.

Леонова Настя с исследовательской работой на муниципальном уровне заняла 1 место, а на межрегиональной научно-практической конференции «Познаем.Исследуем.Проектируем» -2 место

Принимали участие дистанционных олимпиадах, олимпиаде УРФО, в фестивале имени Саввы Мамонтова, выступали с исследовательскими работами в Аграрном колледже, в эколого-биологическом центре и многих других .

(Слайды 18) Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: использование технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества.

  1. Работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию универсальных учебных действий, мы видим у своих выпускников особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

(Слайд 16) Используемые ресурсы.



Методический семинар «Формирование метапредметных результатов обучения средствами технологии проблемного обучения»


© 2010-2022