Итоги международной научно-практической конференции, посвященной проблемам формирования классных коллективов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоги международной научно-практической конференции, посвященной проблемам формирования классных коллективов.

г.Уси КНР

С 11 по 19 мая 2015 г. в г. Уси (КНР) прошла международная научно-практическая конференция по проблемам формирования классных коллективов в школе. В конференции приняли участие Китай, Украина и Россия. В составе делегации от России приняли участие В.Г. Рындак - доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и менеджмента, заведующая кафедрой общей педагогики Оренбургского педагогического университета, председатель Ассоциации В.А. Сухомлинского и С.Н.Даньшов - кандидат педагогических наук, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Городецкая средняя общеобразовательная школа», заместитель Атамана Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска» по кадетскому казачьему образованию и по связям с русской православной церковью, подъесаул. Работа участников конференции началась с посещения общеобразовательных школ провинций г. Уи, Уси, Нанкина. В каждой провинции мы посещали от 4 до 5 школ в день. Посетили школы «Ван Джай» - начальная, экспериментальную школу уезда Уи «Ху Шань. Все представленные школы работают в режиме эксперимента по изучению проблемы формирования классных коллективов и над реализацией задач по указанной проблеме. В каждой школе обучаются и воспитываются на идеях В.А. Сухомлинского от 1500 до 2800 учащихся. В детском коллективе четко распределены обязанности и ответственность. Основными лозунгами классов являются: «Нужно верить в книгу и много читать!», «Дисциплина - залог успеха!». Пленарное заседание прошло в провинции Уи, на котором присутствовали лица из правительств и министерств Шанхая, Уси, Уи и Нанкина, начальники отделов образования, директора школ, учителя и студенты педагогических вузов. Высокие лица из правительства поблагодарили иностранных гостей из России и Украины - Родины В.А.Сухомлинского за возможность принять участие в конференции и выразили надежду на взаимное сотрудничество в области воспитания. «Нам нужны ваши советы, новые идеи и ваше мнение о проводимой нами работе» - сказал Чэнь Сяохуэй - руководитель департамента образования г.Уи. Господин У. Паньшен - ведущий специалист по формированию классных коллективов в Китае, доктор философских наук, профессор, бывший дипломат в Посольстве КНР в Киеве, высказал мнение о том, что для Китая если бы вновь пришлось выбирать педагога иностранца, то вновь их выбор был бы сделан в пользу педагогических и воспитательных идей В.А.Сухомлинского. Профессор Восточно-китайского педагогического университета Тан сказал, что «современная мировая обстановка заставляет нас быть умными. И только дух и вера нашего народа в сочетании с идеями Сухомлинского позволяет нашей стране быть сильной и процветающей. Наша задача - отметил он, опираться на опыт наших коллег из России и Украины. Г-н Ян - директор Восточно-китайского педагогического института сказал, что «между Китаем, Россией и Украиной раньше всегда были очень хорошие отношения, и мы научились у вас многому. У нас есть книги Сухомлинского, которые мы перевели на китайский язык и каждый учитель использует их в своей работе. Мы ориентируемся в своей работе в основном на ваш опыт, т.к. во многих западных странах, в т.ч. и Америке, системы классного руководства нет, соответственно и нет коллективного воспитания. А для нашей страны очень важно выстроить правильную систему коллективного воспитания в школе через классный коллектив». В своем выступлении г-н Ян рассказал об институте, который создан в 2000 году и был признан как ведущая база по подготовке специалистов для работы с классными коллективами. Министерство образования ежегодно выделяет на развитие школ до 1 млн. юаней. После начала реформ и внушительной финансовой поддержке экспериментальные школы показали значительные положительные изменения. Наша реформа имеет три основные направления: 1. комплексная реформа начального и среднего образования;

2. политика страны и выбранный курс;

3. классное руководство (школьный коллектив)».

Профессор Восточно-китайского педагогического института г-н Хуан, специалист по истории педагогики Китая, отметил, что его работа «связана с изучением взаимоотношений между Китаем и СССР. В особенности советское образование, которое ориентирует китайскую систему образования на организацию равных условий для всех учеников, независимо от их проживания и возможностей их родителей. Особое внимание в изучении советского образования уделяется нами на опыт СССР в подготовке учителей для старших классов и повышению роли классного руководителя в школах Китая. Для объективности нашей работы мы приглашаем родителей учеников на уроки и занятия. Учителя вместе с родителями обсуждают проблемы ищут пути их решения, а также делятся положительными впечатлениями. Мы используем метод развития отсталых школ за счет сильных, оказывая им методическую и практическую помощь в организации их работы. Мы направляем своих молодых сотрудников (заместителей директоров) на время в другие школы на руководящие должности с целью оказания практической помощи и поддержки. Эту форму работы мы называем поддержкой обучения и усовершенствования качества образования. Нами внедряются в практику школ мероприятия, направленные на то, чтобы каждая школа могла показывать свои индивидуальные лучшие качества, направления в работе, а также, чтобы происходил обмен опытом между школами. В Китае внедрена программа реформы образования до 2020 года, которая имеет средние и длительные сроки, в рамках которой все школы должны осуществить модернизацию всего образовательного и воспитательного процесса. Мы исходим из критериев ЮНЕСКО, Евросоюза, но и используем также свои критерии, чтобы проверить качество нашего образования».

Профессор Чжу Сяомань (специалист по изучению наследий В.А.Сухомлинского) сказала, что «для Китая сегодня очень важно сотрудничество с Россией. В Китае недавно еще существовал лозунг: «СССР сегодня, это Китай завтра!» Создатели китайской коммунистической партии многое взяли из СССР и продолжаем брать и сейчас из России и Украины, для нас это очень важно. Мы хотим обратить ваше внимание на то, что у нас была востребована педагогика Кайрова, которая и сейчас пользуется в Китае большим спросом в педагогических кругах. Советские педагоги и раньше приезжали в нашу страну, много бывали на наших уроках, оказывали большую методическую помощь. Мы испытывали большие затруднения в том как в процессе обучения осуществлять воспитание. Ваши специалисты многому нас научили. Этот вопрос и сегодня для нас имеет принципиальное значение. Мы перевели на китайский язык Занкова: технологию обучения и воспитания. Обращаем внимание на воспитание культуры общения в классе с опорой на национальные традиции и народную китайскую культуру. В будущем мы планируем заимствовать педагогический опыт России, Украины, запада и таким образом двигаться вперед».

Г-н Тай, начальник отдела образования г.Уси, рассказал присутствующим о том, что в экспериментальных школах особое внимание уделяется всестороннему развитию личности ребенка на основе гуманистических идей В.А. Сухомлинского и учений Конфуция. Данный эксперимент признается как удачный и иностранными гостями из России и Украины. «На первом этапе мы обращаем внимание на взаимоотношения между учителем и учеником, затем на развитие личностных качеств детей, на третьем - на развитеие творческих способностей (креативности) и на четвертом - воспитание этической культуры учителей и учеников. Главным результатом нашей работы мы считаем значительный профессиональный и общекультурный рост наших педагогических коллективов. Центром достижений является любовь и уважение к ребенку на основе гуманистических идей В.А.Сухомлинского. Мы используем в нашей работе методики по всестороннему развитию ребенка. Учитель должен быть помощников в обучении, а не надзирателем. Мы стремимся к тому, чтобы школьная жизнь была полна любви с утра и до самого вечера и чтобы жизнь школьников была увлекательной и разнообразной. В вопросах управления мы опираемся не только на распорядительные документы и акты, но и на инициативу и творческий подход наших педагогов. Каждый наш педагог живет и интересуется жизнью другого. Это помогает нам быть более сплоченными и участливыми в проблемах друг друга. Это видят наши дети и тоже сплачиваются как мы между собой и с нами тоже. В жизни школ участвуют и знаменитости - поэты, музыканты, артисты, специалисты по традиционному китайскому чаепитию. Детям очень интересно встречаться с такими людьми. Школа для них это родной дом, который они очень любят, чувствуют себя уютно и свободно, посещая ее с удовольствием и радостью».

Г-н Вэй Шу Шэн, известный по всему Китаю классный руководитель, сказал, что он лично использует в своей работе труды советских педагогов Сухомлинского и Макаренко. Он считает, что каждый педагог, работающий в школе, должен быть высококвалифицированным и подготовленным не только профессионально, но и душевно. «Учитель который не любит детей не должен работать в школе» - отметил он. «Культура для нас является основной темой в формировании личности учеников. Мы целенаправленно создаем воспитывающие ситуации в природе, быту. Приучаем детей к прекрасному, светлому и доброму. Мы воспитываем пространство культуры и душу учеников не с целью получения знаний, а для действий, т.е. применения знаний в жизни. Для оценивания учеников мы используем систему звезд: звезда этикета, звезда учения, добра, служения людям, художества. Мы используем идеи Сухомлинского в том, что каждый ребенок имеет свой талант и творческие способности, только у каждого ребенка они свои и их нужно найти и развить, а в этом и заключается смысл работы талантливого педагога.

Даньшов С.Н. выступил с докладом на тему: «Технология использования традиций казачества в формировании классного коллектива». Выступление Даньшова С.Н. произвело неизгладимое впечатление на слушателей и участников конференции. Интерес китайских коллег к технологиям использования казачьих традиций в воспитании школьников и по формированию на их основе классных коллективов позволил заключить Соглашение между Городецкой СОШ Тюльганского района Оренбургской области и Нанкинской средней школой «Байцзяху». В рамках, которого предусматривается двустороннее сотрудничество с целью углубления дружбы между народами КНР и России, расширения международного сотрудничества по образованию, дальнейшего исследования и внедрения в практику наследий В.А.Сухомлинского, эффективного повышения уровня работы в школе и взаимного посещения педагогами и учениками школ не менее 1 раза в каждом учебном году. В частности китайских коллег интересует опыт Оренбуржья в области создания и работы казачьих кадетских классов с использованием военных, культурных, духовно-нравственных, патриотических и семейных традиций казаков. С.Н.Даньшовым был представлен и с научной точки зрения обоснован высокий духовно-нравственный воспитывающий потенциал традиций казаков Оренбуржья, который помогает педагогам отечественных школ в работе по формированию классного коллектива и по становлению и совершенствованию личности каждого ребенка в нем.

Последние два дня конференции проходили в Восточно-китайском педагогическом университете в г.Шанхае. Здесь были организованы встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами. Участники конференции и гости обменивались мнениями по изучаемой проблеме, ответили на интересующие вопросы. Китайских коллег интересует система образования и воспитания в Российских школах, особенности обучения в казачьих классах, религиозное образование, система организации воспитательной работы после упразднения пионерских организаций с развалом СССР, что для России является приоритетным - коллектив или личность и т.д. Сергей Николаевич ответил на вопросы относительно религиозного обучения в России, о том, что для российских учителей является приоритетным в воспитании - формирование личности или коллектива, сказал о том, какие существуют противоречия между коллективом и личностью. Из ответов Даньшова С.Н. китайские коллеги узнали, что в воспитательном процессе российских школ нет разделения между формированием личности и коллектива. Российское образование осуществляет, как и формирование личностных качеств каждого ребенка, так и уделяет особое внимание и по формированию классных коллективов в школе. В частности Сергей Николаевич подчеркнул, что в вопросах воспитания необходимо соблюдать равновесие между личностью и коллективом, в которых не должен проявляться перевес в ту или иную сторону.

«Международная научно-практическая конференция позволила обогатить мое мировоззрение, открыла новые горизонты и перспективы для сотрудничества» - сказал С.Н.Даньшов. «Изменила мои представления об этой стране и ее людях. Эта страна и есть один большой сплоченный коллектив и их успех в этом благодаря тем педагогам, которые с полной отдачей своих сил решают проблемы, ставят задачи и добиваются высоких результатов в формировании классных коллективов, работая на благо своей страны. Сегодня Китай процветающая страна с развитой экономикой, инфраструктурой и образованием, которая накопила немалый положительный опыт, в том числе переняв его от России. Их успех в области образования, несомненно, заслуживает высокой оценки, и заглядывая вперед хочу отметить, что сегодня для Российского образования перспективным и успешным является опыт работы казачьих кадетских классов Оренбуржья, который, на мой взгляд, нуждается в поддержке и развитии. Необходимо произвести качественную переоценку ценностей, переосмыслить векторы в сторону подрастающего поколения - будущих граждан России.

© 2010-2022