Организация инклюзивного обучения в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время уделяется большое внимание серьезной проблеме, волнующей каждого из нас - судьбе ребенка, не идущего в ногу со сверстниками.

В нашей школе в настоящее время обучается и воспитывается 45 таких ребятишек. Все они с III; IV; V группой здоровья.

Прежде чем говорить о взаимодействии педагогов и родителей, позвольте представить вам структуру образовательной модели системы специального (коррекционного) образования, которую можно рассматривать как образовательное пространство системы.

Как видим, оно складывается из функционирования во взаимодействии общепринятых для всех педагогических систем модулей: обучения, дополнительного образования, социальной адаптации и проф - ориентации. Система сопровождения ребенка тоже существует во всех ОУ.

Но если посмотреть на систему специального (коррекционного) обучения, мы найдем отличие, присущее только этой системе. Это коррекционно - развивающие занятия, которым отводится вторая половина дня.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, коррекции дефектов и недостатков, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.

Рассмотрим критерии эффективного взаимодействия семьи и школы.

- помнить, что основная цель взаимодействия - воспитательное пространство для гармоничного развития каждого ребенка.

- Воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания возложены на педагога, а родительские обязанности - на родителей.

- Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу с просьбой о помощи.

- Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека.

- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах.

- Не претендовать на перевоспитание родителей принимать как данность семейные обстоятельства.

- Не ускорять родителей, семью в присутствии ребенка и других детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.

Важно помнить педагогам и родителям

10 если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным.

  • Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

  3. участие родителей в управлении классом (родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями:

Традиционные

Нетрадиционные.

Школа, являясь институтом социализации детей, единственное на сегодняшний день государственное учреждение, которое должно быть обращено к ребенку каждой клеточкой своего многоликого организма, каждой секундой своего функционирования. Она составляет огромную силу, определяющую судьбу народов и государств. Русский философ И.А. Ильин говорил, что «будущее России в руках русского учителя». Это предназначение, которое мы добровольно возложили на свои плечи, и определяет нашу ответственность. И эта ответственность имеет определенное содержание: необходимость именно сегодня спрогнозировать и заложить вариант будущего, не сломав настоящего.


© 2010-2022