Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии

Содержание образования позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе.            Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0—4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.      Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет спос...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии.


Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений для УМК Н.И.Сонина, В.Б.Захарова.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии по коррекционной программе складывается следующим образом:

  1. класс - 68 часов из федерального компонента;

  2. класс - 68 часов из федерального компонента;

  3. класс - 68 часов из федерального компонента;

9 класс - 68 часов из федерального компонента.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ Содержание образования позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе.

Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Биология. Живой организм»,«Многообразие живых организмов», «Животные», «Человек и его здоровье».

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе («Биология Живой организм.») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые тела, сравнивают живые организмы между собой, их строение и жизнедеятельность.

В раздел «Многообразие живых организмов» (7 класс) В этот раздел включены темы: Царство Бактерии, Царство Грибы, Царство Растения.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.





Биология. 6 класс. Живой организм.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов (28 часов).

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (2 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (2 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3.

Строение растительной и животной клеток (4 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)

Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза.

Демонстрация микропрепаратов митоза.

Тема 1.5.

Ткани растений и животных (5 часов)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа

Тема 1.6.

Органы и системы органов (10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.7.

Растения и животные как целостные организмы (2 часа)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (23 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.

■ Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2

Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.

Тема 2.4

Выделение и обмен веществ (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ.

Тема 2.5

Опорные системы (4часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6

Движение (4 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (4 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани.

Тема 2.8

Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие (4 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.





РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (3 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация моделей экологических систем.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (28 часов)

Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого.

2

Тема 1.2. Состав клеток.

2

Тема 1.3. Строение клетки.

4

Тема 1.4. Деление клетки.

2

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

5

Тема 1.6. Органы и системы органов.

10

Тема 1.7. Растения и животные как цело­стные организмы.

2

Обобщение.

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (37 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

6

Тема 2.2. Дыхание.

2

Тема 2.3. Передвижение веществ.

4

Тема 2.4. Выделение и обмен веществ.

4

Тема 2.5. Опорные системы.

4

Тема 2.6. Движение.

4

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

4

Тема 2.8. Размножение

4

Тема 2.9. Рост и развитие

4

Повторительно-обобщающий по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

Раздел 3. Организм и среда (3 часа)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

2

Тема 3.2. Природные сообщества

1

ИТОГО

68

Рабочая программа




Дата


Тема


Кол-во час


Элементы содержания

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (28 часов)




Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого.

2



Урок 1. Многообразие живых организмов.

1

1

Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Урок 2. Основные свойства живых организмов.


Тема 1.2. Состав клеток.

2


Урок 3.Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

1

Лабораторные работа
Определение состава семян пшеницы.


Урок 4. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

1

Лабораторная работа

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Тема 1.3. Строение клетки.

4



Урок 5. Клетка - элементарная единица живого.

1

Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.


Урок 6. . Безъядерные и ядерные клетки.

1

1

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов


Урок 7. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.

1


Урок 8. Различия в строении растительной и животной клеток.

1


Тема 1.4. Деление клетки.

2


Урок 9. Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток.

1


Демонстрация микропрепаратов митоза.


Урок 10. Митоз. Основные этапы митоза.

1


Тема 1.5. Ткани растений и животных.

5


Урок 11. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество.

1

Лабораторная работа

«Строение листа»


Урок 12. Типы тканей растений.

1

Образовательная, покровная ткани.


Урок 13. Типы тканей растений.

1

Проводящая. основная, механическая ткани.


Урок 14. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

1

Эпителиальная, соединительная ткани.


Урок 15. . Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

1

Мышечные ткани: поперечнополосатая, гладкая, сердечная мышечная ткань.

Нервная ткань.


Тема 1.6. Органы и системы органов.

10


Урок 16. Органы цветкового растения.

1

Понятие «орган».Значение органов в растении.


Урок 17. Внешнее строение и значение корня.

1

Корневые системы. Видоизменения корней.


Урок 18. Строение и значение побега.

1

Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.


Урок 19. Лист. Строение и функции.

1

Простые и сложные листья. Виды листорасположения.


Урок 20. Цветок, его значение и строение Соцветия.

1

Околоцветник, тычинки, пестики. Простые и сложные соцветия.


Урок 21. Плоды. Значение и разнообразие.

1

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды.


Урок 22. Строение семян однодольного и двудольного растений.

1

Лабораторная работа «Строение семян фасоли и зерновки пшеницы».


Урок 23. Основные системы органов животного организма

1

Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы органов.


Урок 24 Основные системы органов животного организма

1

Выделительная, опорно-двигательная системы органов.


Урок 25. Основные системы органов животного организма

1

Нервная, эндокринная системы органов, органы размножения


Тема 1.7. Растения и животные как цело­стные организмы.

2



Урок 26. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx.

1

Причины нарушения целостности растительного организма. Закрепление знаний об организме растения как едином целом.


Урок 27. Живые организмы и окружающая среда.

1

Актуализация знаний о строении животной клетки, процессах ее жизнедеятельности; взаимосвязи систем органов в организме. Закрепление знаний об организме животного как едином целом.


Урок 28. Обобщение по разделу «Строение и свойства живых организмов».

1

Повторение материала о строении, функциях, живых клеток, тканях и органах, их роли в жизни растительного и животного организмов.


Раздел 2. Жизнедеятельность организма (37 часов)




Тема 2.1. Питание и пищеварение.

6



Урок 29. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма.

1

Особенности питания растений, отличающие их от питания животных.


Урок 30. Почвенное питание.

1

Роль корня в питании растений.


Урок 31. Воздушное питание.

1

Фотосинтез. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.


Урок 32. Особенности питания животных.

1

Травоядные животные, хищники, трупоеды.


Урок 33. Пищеварение и его значение.

1



Урок 34. Особенности строения пищеварительных систем животных.

1

Особенности пищеварения одноклеточных и многоклеточных животных.


Тема 2.2. Дыхание.

2



Урок 35. Значение дыхания. Дыхание растений.

1

Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе


Урок 36. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

1

Особенности дыхания одноклеточных и многоклеточных животных.


Тема 2.3. Передвижение веществ.

4



Урок 37. Перенос веществ в организме, его значение.

1

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

.


Урок 38. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

1

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю


Урок 39. Перенос веществ в организмах животных.

1

Особенности переноса веществ в организмах беспозвоночных животных.


Урок 40. Кровеносная система, ее строение, функции.

1

Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Состав крови.


Тема 2.4. Выделение и обмен веществ.

4



Урок 41. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

1

Продукты выделения у растений и животных.


Урок 42. Выделение у растений.

1

Роль листопада и гидатод (водяных устьиц) в освобождении организма растений от излишней воды и растворов ненужных веществ.


Урок 43. Выделение у животных.

1

Основные выделительные системы у одноклеточных и многоклеточных животных.


Урок 44. Обмен веществ.

1

Сущность обмена веществ и энергии как основного свойства живых организмов, его особенностей у растений и животных.


Тема 2.5. Опорные системы.

4



Урок 45. Значение опорных систем в жизни организмов.

1

Особенности скелетных образований одноклеточных животных. Наружный и внутренний скелет многоклеточных животных.


Урок 46. Опорные системы растений.

1

Опорные образования у растений: механическая ткань, ее расположение и особенности строения у древесных растений.


Урок 47. Опорные системы животных.

1

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.


Урок 49. Разнообразие опорных систем животных.

1

Лабораторная работа


Тема 2.6. Движение.

4



Урок 50. Движение.

1

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.


Урок 51. Движение одноклеточных организмов.

1

Лабораторная работа.
Движение инфузории туфельки.


Урок 52. Движение многоклеточных организмов.

1

Перемещение дождевого червя.


Урок 53.Особенности движения растений.

1

Отличия движений растений от передвижения животных.


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

4



Урок 54. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

1

Регуляция жизнедеятельности организмов как одна из важнейших особенностей живых существ.


Урок 55. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

1

Особенности строения нервной системы и органов чувств на примере одноклеточных, кишечнополостных, дождевых червей и насекомых.


Урок 54. Ростовые вещества растений.

1

Ростовые вещества растений, места их образований и влияние на обмен веществ растений, их рост, развитие.


Урок 56. Нервная система, особенности строения.

1

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани.


Тема 2.8. Размножение.

4



Урок 57. Биологическое значение размножения. Виды размножения.

1

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.


Урок 58. Вегетативное размножение растений.

1

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.


Урок 59. Бесполое размножение животных.

1

Деление простейших, почкование гидры.


Урок 60. Образование плодов и семян.

1

Главные части цветка. Опыление и особенности оплодотворения цветковых растений.


Тема 2.9. Рост и развитие.

4



Урок 61. Рост и развитие растений.


1

Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Демонстрация способов распространения плодов и семян; этапы прорастания семян.





Урок 62. Индивидуальное развитие цветкового растения.

1

Питание и рост проростков.


Урок 63. Состояние покоя, его значение в жизни растений.

1

Покой семян и его биологическое значение.


Урок 64. Особенности развития животных организмов.

1

Демонстрация Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).


Урок 65. Повторительно-обобщающий по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

Обобщить знания о процессах жизнедеятельности организмов; о размножении, росте, развитии, движениях как важных свойствах живых организмов.


Раздел 3. Организм и среда (3 часа)




Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

2



Урок 66. Факторы неживой природы.

1

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.



Урок 67. Взаимоотношения живых организмов.


Демонстрация таблиц, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.


Тема 3.2. Природные сообщества.

1



Урок 68. Природное сообщество и экосистема.

1

Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.



ИТОГО

68



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-основные признаки живого (обмен веществ, пита­ние, дыхание, рост, развитие, размножение);

-химический состав клетки, значение основных не­органических и органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

  • важнейшие отличия особенностей строения рас­тительных и животных клеток;

  • основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  • основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделе­ние, обмен веществ, движение, регуляция и координа­ция, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосисте-М1.1, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать органоиды клетки; узнавать основные формы цветкового растения; распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативным способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом







7 КЛАСС

Биология. Многообразие живых организмов

Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

(68 часов, 2 часа в неделю)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Введение

3

Раздел 1. Царство Бактерии

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

4

Всего

4

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов, строение и жизнедеятельность.Роль грибов в природе и жизни человека.

7

Тема 2.2. Лишайники

2

Обобщающий по разделам 1и2.

1

Всего

10

Раздел 3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

4

Тема 3.2. Низшие растения

3

Тема 3.3. Общая характеристика высших растений.

8

Тема 3.4. Споровые высшие растения

13

Тема 3.5. Отдел Голосеменные растения

6

Тема 3.6. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

16

Обобщающий по разделу 3.

1

Всего

51


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Бактерии (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение бактерий (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■ Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение и многообразие бактерий.

■ Основные понятия. Безъядерные клетки. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Характеризовать особенности организации клеток бактерий. Приводить примеры распространенности бактерий.


РАЗДЕЛ 2

Царство Грибы (7 часов)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (7 часов )

Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отдел Настоящие грибы: род Мукор, Дрожжи, Шляпочные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в природе и жизни человека.

■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2 Лишайники (2 часа)

Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

  • Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (51 час)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (4 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.

Тема 3.2

Низшие растения (3 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3

Общая характеристика высших растений (8 часов)

Многообразие растений, распространение их на Земле, роль растительных организмов в природе. Низшие и высшие растения. Особенности их организации. Общие черты организации растений. Особенности строения растительной клетки.

Тема 3.4

Споровые высшие растения (13 часов)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в природе.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Различные представители папоротников.

■ Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов.

Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.5

Отдел Голосеменные растения (6 часов)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

  • Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.6

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Представители различных семейств покрытосеменных растений.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в природе.












8 КЛАСС

«Животные».


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1.1

Общая характеристика животных (2 часа)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 1.2

Подцарство Одноклеточные (4 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

  • Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 1.3

Подцарство Многоклеточные (3 часа)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4

Тип Кишечнополостные (6 часов)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 1.5

Тип Плоские черви (4 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема1.6

Тип Круглые черви (2 часа)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 1.7

Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■ Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9

Тип Членистоногие (13 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тема 1.10

Тип Хордовые. Бесчерепные (2 часа)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 1.11

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 1.12

Класс Земноводные (4 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 1.13

Класс Пресмыкающиеся (4 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 1.14

Класс Птицы (6 часов)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 1.15

Класс Млекопитающие (6 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(68 часов, 2 часа в неделю)



Название темы

Количество часов

Тема 1.1. Общая характеристика животных

2

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные

4

Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные

3

Тема 1.4. Тип Кишечнополостные

6

Тема 1.5. Тип Плоские черви

4

Тема 1.6. Тип Круглые черви

2

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви

2

Тема 1.8. Тип Моллюски

2

Обобщение

1

Тема 1.9. Тип Членистоногие

13

Обобщение

1

Тема 1.10. Тип хордовые. Бесчерепные.

2

Тема 1.11. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.

4

Тема 1.12. Класс Земноводные.

4

Обобщение

1

Тема 1.13. Класс Пресмыкающиеся.

4

Тема 1.14. Класс Птицы.

6

Тема 1.15. Класс Млекопитающие.

6

Обобщение

1

Итого

68



Рабочая программа



Дата

Название темы

Количество часов

Элементы содержания

Тема 1.1. Общая характеристика животных.

2


Урок 1. Животный организм как целостная система.

1

Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы.

Урок 2. Систематика животных.

1

Таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные.

4


Урок 3. Общая характеристика простейших.

1

Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Урок 4. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

1

1

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.


Урок 5. Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.


Урок 6. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

1

Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.


Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные.

3


Урок 7. Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии.

1

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных.

Урок 8. Клетки и ткани животных.

1


Урок 9. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

1

Особенности строения и жизнедеятельности губок. Многообразие губок.

Тема 1.4. Тип Кишечнополостные.

6


Урок 10. Особенности организации кишечнополостных.

1

Двуслойные животные с лучевой симметрией, ведущие исключительно водный образ жизни.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.

Урок 11. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

1

эктодерма, энтодерма, мезоглея, специализированные клетки.

Урок 12. Класс Гидроидные.

1

Пресноводный полип гидра

Урок 13. Класс Сцифоидные.

1

Медузы.

Урок 14.Класс Коралловые полипы.

1

Актиния - одиночный коралловый полип. Биоценоз кораллового рифа.

Урок 15. Многообразие и распространение кишечнополостных.

1

Роль в природных сообществах и значение для человека.

Тема 1.5. Тип Плоские черви.

4


Урок 16. Особенности организации плоских червей.

1

Трехслойное строение, двусторонняя 1симметрия, особенности внешнего и внутреннего строения .

Урок 17. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.

1

Различные представители ресничных червей. Планария.

Урок 18. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей.

1

Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.

Урок 19. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

1

Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Тема 1.6. Тип Круглые черви.

2


Урок 20. Особенности организации круглых червей.

1

Внешнее и внутреннее строение круглых червей на примере аскариды человеческой.

Урок 21. Свободноживущие и паразитические круглые черви.

1

Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви.

2


Урок 22. Особенности организации кольчатых червей

1

Строение кольчатых червей на примере многощетинкового червя нереиды; вторичная полость тела.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.


Урок 23. Многообразие кольчатых червей.

1

Многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. Тип Моллюски.

2


Урок 24. Особенности организации моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах.

1

Смешанная полость тела. Строение Брюхоногих моллюсков.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих моллюсков.

Урок 25. Многообразие моллюсков. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

Строение двустворчатых и головоногих моллюсков Различные представители типа моллюсков. Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков

Урок 26.Обобщение.

1

Обобщить и систематизировать знания по особенностям организации одноклеточных и многоклеточных(кишечнополостные, черви, моллюски) животных.

Тема 1.9. Тип Членистоногие.

13


Урок 27. Происхождение и особенности организации членистоногих.

1

Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.


Урок 28. Класс Ракообразные.

1

Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Демонстрация. Схема строения речного рака.

Урок 29.Внутреннее строение ракообразных.

1


Урок 30. Высшие и низшие раки.

1

Различные представители низших и высших ракообразных.

Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Урок 31. Класс Паукообразные.

1

Общая характеристика паукообразных.Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса.

Урок 32.Внутреннее строение паукообразных.

1


Урок 33. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

1

Пауки, скорпионы, клещи.

Урок 34. Класс Насекомые.

1

Общая характеристика класса насекомых Схемы строения насекомых различных отрядов

Урок 35.Внутреннее строение насекомых.

1


Урок 36.Размножение и развитие насекомых.

1

Отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом.

Урок 37.Многообразие насекомых.

1

Многообразие насекомых. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Урок 38.Значение насекомых.

1


Урок 39.

1


Урок 40.Обобщение.

1


Тема 1.10. Тип хордовые. Бесчерепные.

2


Урок 41. Общая характеристика типа.

1

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных.

Урок 42. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

1

Демонстрация. Схема строения ланцетника.


Тема 1.11. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.

4


Урок 43. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб.

1

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.


Урок 44. Общая характеристика рыб.

1

Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.

Урок 45. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы.

1

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.


Урок 46. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

1


Тема 1.12. Класс Земноводные.

4


Урок 47. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных.

1


Урок 48. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки

1

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.


Урок 49. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности..

1

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.


Урок 50. Экологическая роль и многообразие земноводных.

1


Урок 51. Обобщение.

1


Тема 1.13. Класс Пресмыкающиеся.

4


Урок 52. Общая характеристика пресмыкающихся..

.

1

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.

Урок 53. Внешнее строение пресмыкающихся..

1

Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы.

Урок 54.Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий

Урок 55. Распространение и многообразие форм рептилий.

1

Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи.; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся

Тема 1.14. Класс Птицы.

6


Урок 56. Общая характеристика птиц.

1

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы.

Урок 57.Внешнее строение птиц.

1

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Урок 58.Внутреннее строение птиц.

1

Схема строения рептилий и птиц.


Урок 59.Экологические группы птиц.

1

. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий).

Урок 60 . Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

Демонстрация. Многообразие птиц.Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.

Урок 61. Охрана и привлечение птиц.

1

Домашние птицы.

Тема 1.15. Класс Млекопитающие.

6


Урок 62. Происхождение млекопитающих.


1

Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.

Урок 63. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

1

Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Урок 64. Первозвери (утконос и ехидна).

1


Урок 65. Низшие звери (сумчатые).

1

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.

Урок 66. Настоящие звери (плацентарные).

1

Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др.

Урок 67. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

1

Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.



Урок 68.Обобщение

1


Итого

68



Тема 1.1

Общая характеристика животных (2 часа)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 1.2

Подцарство Одноклеточные (4 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

  • Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 1.3

Подцарство Многоклеточные (3 часа)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4

Тип Кишечнополостные (6 часов)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 1.5

Тип Плоские черви (4 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема1.6

Тип Круглые черви (2 часа)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 1.7

Тип Кольчатые черви (2 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■ Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9

Тип Членистоногие (13 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тема 1.10

Тип Хордовые. Бесчерепные (2 часа)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 1.11

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 1.12

Класс Земноводные (4 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 1.13

Класс Пресмыкающиеся (4 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 1.14

Класс Птицы (6 часов)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 1.15

Класс Млекопитающие (6 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС

Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия.

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в природе.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в природе.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в природе.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в природе.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

















9 КЛАСС

Человек

Автор Н. И. Сонин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 9 классе средней общеобразовательной школы для учащихся с задержкой психического развития и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7,8 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

3

Тема 5. Органы чувств

5

Тема 6. Опора и движение

12

Тема 8. Кровообращение

10

Тема 9. Дыхание

6

Тема 10. Пищеварение

8

Тема 12. Выделение

4

Тома 13. Покровы тела

5

Тема 14. Размножение и развитие

5

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Обобщение. Человек и его здоровье

1

ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 4. Органы чувств (5 часов)

Значение органов чувств у животных и человека.

Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Охрана всех органов чувств.

Демонстрация муляжей глаза и уха.

Тема 5. Опора и движение (10 часов)

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Практические работы

Определение правильной осанки.

Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

Мышцы .

Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

  • Наблюдения и практическая работа

Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Тема 6. Кровообращение (11 часов)

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.

Наблюдения и практические работы

Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.

Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.

Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.

Измерение с помощью учителя кровяного давления.

Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.

  • Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Тема 9. Дыхание (6 часов)

Значение дыхания для растений, животных, человека.

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).

Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.


  • Демонстрация опыта

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

Тема 10. Питание и пищеварение (8 часов)

Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Тема 11. Выделение (3 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Практические работы

Зарисовка почки в разрезе.

Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (5 часов)

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и о

Практическая работа

Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (9 часов)

Особенности мужского и женского организма.

Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).

Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.

Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.

Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.

Рост и развитие ребенка.

Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.

Тема 15. Нервная система (5 часов)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Демонстрация модели головного мозга.










© 2010-2022