- Преподавателю
- Директору, завучу
- Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии
Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болсуновская Т.П. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коррекционная программа, адаптированная к программе основного общего образования по биологии.
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений для УМК Н.И.Сонина, В.Б.Захарова.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии по коррекционной программе складывается следующим образом:
-
класс - 68 часов из федерального компонента;
-
класс - 68 часов из федерального компонента;
-
класс - 68 часов из федерального компонента;
9 класс - 68 часов из федерального компонента.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ Содержание образования позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе.
Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Биология. Живой организм»,«Многообразие живых организмов», «Животные», «Человек и его здоровье».
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Биология Живой организм.») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые тела, сравнивают живые организмы между собой, их строение и жизнедеятельность.
В раздел «Многообразие живых организмов» (7 класс) В этот раздел включены темы: Царство Бактерии, Царство Грибы, Царство Растения.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Биология. 6 класс. Живой организм.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (28 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (2 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (2 часа)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3.
Строение растительной и животной клеток (4 часа)
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)
Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза.
Демонстрация микропрепаратов митоза.
Тема 1.5.
Ткани растений и животных (5 часов)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа
Тема 1.6.
Органы и системы органов (10 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных.
Тема 1.7.
Растения и животные как целостные организмы (2 часа)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (23 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.
■ Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2
Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (4 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
■ Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Тема 2.4
Выделение и обмен веществ (4 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ.
Тема 2.5
Опорные системы (4часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6
Движение (4 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (4 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани.
Тема 2.8
Размножение (4 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9
Рост и развитие (4 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (3 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (2 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2
Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (28 часов)
Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого.
2
Тема 1.2. Состав клеток.
2
Тема 1.3. Строение клетки.
4
Тема 1.4. Деление клетки.
2
Тема 1.5. Ткани растений и животных.
5
Тема 1.6. Органы и системы органов.
10
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.
2
Обобщение.
1
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (37 часов)
Тема 2.1. Питание и пищеварение.
6
Тема 2.2. Дыхание.
2
Тема 2.3. Передвижение веществ.
4
Тема 2.4. Выделение и обмен веществ.
4
Тема 2.5. Опорные системы.
4
Тема 2.6. Движение.
4
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.
4
Тема 2.8. Размножение
4
Тема 2.9. Рост и развитие
4
Повторительно-обобщающий по теме «Жизнедеятельность организмов»
1
Раздел 3. Организм и среда (3 часа)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды
2
Тема 3.2. Природные сообщества
1
ИТОГО
68
Рабочая программа
Дата
Тема
Кол-во час
Элементы содержания
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (28 часов)
Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого.
2
Урок 1. Многообразие живых организмов.
1
1
Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Урок 2. Основные свойства живых организмов.
Тема 1.2. Состав клеток.
2
Урок 3.Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
1
Лабораторные работа
Определение состава семян пшеницы.
Урок 4. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
1
Лабораторная работа
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3. Строение клетки.
4
Урок 5. Клетка - элементарная единица живого.
1
Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Урок 6. . Безъядерные и ядерные клетки.
1
1
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов
Урок 7. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.
1
Урок 8. Различия в строении растительной и животной клеток.
1
Тема 1.4. Деление клетки.
2
Урок 9. Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток.
1
Демонстрация микропрепаратов митоза.
Урок 10. Митоз. Основные этапы митоза.
1
Тема 1.5. Ткани растений и животных.
5
Урок 11. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество.
1
Лабораторная работа
«Строение листа»
Урок 12. Типы тканей растений.
1
Образовательная, покровная ткани.
Урок 13. Типы тканей растений.
1
Проводящая. основная, механическая ткани.
Урок 14. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
1
Эпителиальная, соединительная ткани.
Урок 15. . Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
1
Мышечные ткани: поперечнополосатая, гладкая, сердечная мышечная ткань.
Нервная ткань.
Тема 1.6. Органы и системы органов.
10
Урок 16. Органы цветкового растения.
1
Понятие «орган».Значение органов в растении.
Урок 17. Внешнее строение и значение корня.
1
Корневые системы. Видоизменения корней.
Урок 18. Строение и значение побега.
1
Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Урок 19. Лист. Строение и функции.
1
Простые и сложные листья. Виды листорасположения.
Урок 20. Цветок, его значение и строение Соцветия.
1
Околоцветник, тычинки, пестики. Простые и сложные соцветия.
Урок 21. Плоды. Значение и разнообразие.
1
Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды.
Урок 22. Строение семян однодольного и двудольного растений.
1
Лабораторная работа «Строение семян фасоли и зерновки пшеницы».
Урок 23. Основные системы органов животного организма
1
Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы органов.
Урок 24 Основные системы органов животного организма
1
Выделительная, опорно-двигательная системы органов.
Урок 25. Основные системы органов животного организма
1
Нервная, эндокринная системы органов, органы размножения
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.
2
Урок 26. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx.
1
Причины нарушения целостности растительного организма. Закрепление знаний об организме растения как едином целом.
Урок 27. Живые организмы и окружающая среда.
1
Актуализация знаний о строении животной клетки, процессах ее жизнедеятельности; взаимосвязи систем органов в организме. Закрепление знаний об организме животного как едином целом.
Урок 28. Обобщение по разделу «Строение и свойства живых организмов».
1
Повторение материала о строении, функциях, живых клеток, тканях и органах, их роли в жизни растительного и животного организмов.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (37 часов)
Тема 2.1. Питание и пищеварение.
6
Урок 29. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма.
1
Особенности питания растений, отличающие их от питания животных.
Урок 30. Почвенное питание.
1
Роль корня в питании растений.
Урок 31. Воздушное питание.
1
Фотосинтез. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Урок 32. Особенности питания животных.
1
Травоядные животные, хищники, трупоеды.
Урок 33. Пищеварение и его значение.
1
Урок 34. Особенности строения пищеварительных систем животных.
1
Особенности пищеварения одноклеточных и многоклеточных животных.
Тема 2.2. Дыхание.
2
Урок 35. Значение дыхания. Дыхание растений.
1
Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе
Урок 36. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
1
Особенности дыхания одноклеточных и многоклеточных животных.
Тема 2.3. Передвижение веществ.
4
Урок 37. Перенос веществ в организме, его значение.
1
Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
.
Урок 38. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
1
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю
Урок 39. Перенос веществ в организмах животных.
1
Особенности переноса веществ в организмах беспозвоночных животных.
Урок 40. Кровеносная система, ее строение, функции.
1
Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Состав крови.
Тема 2.4. Выделение и обмен веществ.
4
Урок 41. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.
1
Продукты выделения у растений и животных.
Урок 42. Выделение у растений.
1
Роль листопада и гидатод (водяных устьиц) в освобождении организма растений от излишней воды и растворов ненужных веществ.
Урок 43. Выделение у животных.
1
Основные выделительные системы у одноклеточных и многоклеточных животных.
Урок 44. Обмен веществ.
1
Сущность обмена веществ и энергии как основного свойства живых организмов, его особенностей у растений и животных.
Тема 2.5. Опорные системы.
4
Урок 45. Значение опорных систем в жизни организмов.
1
Особенности скелетных образований одноклеточных животных. Наружный и внутренний скелет многоклеточных животных.
Урок 46. Опорные системы растений.
1
Опорные образования у растений: механическая ткань, ее расположение и особенности строения у древесных растений.
Урок 47. Опорные системы животных.
1
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Урок 49. Разнообразие опорных систем животных.
1
Лабораторная работа
Тема 2.6. Движение.
4
Урок 50. Движение.
1
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Урок 51. Движение одноклеточных организмов.
1
Лабораторная работа.
Движение инфузории туфельки.
Урок 52. Движение многоклеточных организмов.
1
Перемещение дождевого червя.
Урок 53.Особенности движения растений.
1
Отличия движений растений от передвижения животных.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.
4
Урок 54. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
1
Регуляция жизнедеятельности организмов как одна из важнейших особенностей живых существ.
Урок 55. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
1
Особенности строения нервной системы и органов чувств на примере одноклеточных, кишечнополостных, дождевых червей и насекомых.
Урок 54. Ростовые вещества растений.
1
Ростовые вещества растений, места их образований и влияние на обмен веществ растений, их рост, развитие.
Урок 56. Нервная система, особенности строения.
1
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани.
Тема 2.8. Размножение.
4
Урок 57. Биологическое значение размножения. Виды размножения.
1
Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Урок 58. Вегетативное размножение растений.
1
Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений.
Урок 59. Бесполое размножение животных.
1
Деление простейших, почкование гидры.
Урок 60. Образование плодов и семян.
1
Главные части цветка. Опыление и особенности оплодотворения цветковых растений.
Тема 2.9. Рост и развитие.
4
Урок 61. Рост и развитие растений.
1
Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Демонстрация способов распространения плодов и семян; этапы прорастания семян.
Урок 62. Индивидуальное развитие цветкового растения.
1
Питание и рост проростков.
Урок 63. Состояние покоя, его значение в жизни растений.
1
Покой семян и его биологическое значение.
Урок 64. Особенности развития животных организмов.
1
Демонстрация Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Урок 65. Повторительно-обобщающий по теме «Жизнедеятельность организмов»
1
Обобщить знания о процессах жизнедеятельности организмов; о размножении, росте, развитии, движениях как важных свойствах живых организмов.
Раздел 3. Организм и среда (3 часа)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды
2
Урок 66. Факторы неживой природы.
1
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.
Урок 67. Взаимоотношения живых организмов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества.
1
Урок 68. Природное сообщество и экосистема.
1
Цепи питания. Демонстрация моделей экологических систем.
ИТОГО
68
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
-химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
-
важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
-
основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
-
типы деления клеток, их роль в организме;
-
особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
-
основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
-
характеристику природного сообщества, экосисте-М1.1, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органоиды клетки; узнавать основные формы цветкового растения; распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативным способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом
7 КЛАСС
Биология. Многообразие живых организмов
Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова
(68 часов, 2 часа в неделю)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Введение
3
Раздел 1. Царство Бактерии
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
4
Всего
4
Раздел 2. Царство Грибы
Тема 2.1. Общая характеристика грибов, строение и жизнедеятельность.Роль грибов в природе и жизни человека.
7
Тема 2.2. Лишайники
2
Обобщающий по разделам 1и2.
1
Всего
10
Раздел 3. Царство Растения
Тема 3.1. Общая характеристика растений
4
Тема 3.2. Низшие растения
3
Тема 3.3. Общая характеристика высших растений.
8
Тема 3.4. Споровые высшие растения
13
Тема 3.5. Отдел Голосеменные растения
6
Тема 3.6. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
16
Обобщающий по разделу 3.
1
Всего
51
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Бактерии (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение бактерий (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные клетки. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
■ Умения. Характеризовать особенности организации клеток бактерий. Приводить примеры распространенности бактерий.
РАЗДЕЛ 2
Царство Грибы (7 часов)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (7 часов )
Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отдел Настоящие грибы: род Мукор, Дрожжи, Шляпочные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в природе и жизни человека.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2 Лишайники (2 часа)
Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
-
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
-
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в природе и жизни человека.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (51 час)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (4 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
Тема 3.2
Низшие растения (3 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
-
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
-
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 3.3
Общая характеристика высших растений (8 часов)
Многообразие растений, распространение их на Земле, роль растительных организмов в природе. Низшие и высшие растения. Особенности их организации. Общие черты организации растений. Особенности строения растительной клетки.
Тема 3.4
Споровые высшие растения (13 часов)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в природе.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.5
Отдел Голосеменные растения (6 часов)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
-
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
-
Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.6
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (16 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
-
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Представители различных семейств покрытосеменных растений.
-
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
■ Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в природе.
8 КЛАСС
«Животные».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.1
Общая характеристика животных (2 часа)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 1.2
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
-
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
-
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 1.3
Подцарство Многоклеточные (3 часа)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4
Тип Кишечнополостные (6 часов)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 1.5
Тип Плоские черви (4 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема1.6
Тип Круглые черви (2 часа)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 1.7
Тип Кольчатые черви (2 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9
Тип Членистоногие (13 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
-
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
-
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 1.10
Тип Хордовые. Бесчерепные (2 часа)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 1.11
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
-
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 1.12
Класс Земноводные (4 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
-
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 1.13
Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 1.14
Класс Птицы (6 часов)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
-
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 1.15
Класс Млекопитающие (6 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
-
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(68 часов, 2 часа в неделю)
Название темы
Количество часов
Тема 1.1. Общая характеристика животных
2
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные
4
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные
3
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные
6
Тема 1.5. Тип Плоские черви
4
Тема 1.6. Тип Круглые черви
2
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви
2
Тема 1.8. Тип Моллюски
2
Обобщение
1
Тема 1.9. Тип Членистоногие
13
Обобщение
1
Тема 1.10. Тип хордовые. Бесчерепные.
2
Тема 1.11. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.
4
Тема 1.12. Класс Земноводные.
4
Обобщение
1
Тема 1.13. Класс Пресмыкающиеся.
4
Тема 1.14. Класс Птицы.
6
Тема 1.15. Класс Млекопитающие.
6
Обобщение
1
Итого
68
Рабочая программа
Дата
Название темы
Количество часов
Элементы содержания
Тема 1.1. Общая характеристика животных.
2
Урок 1. Животный организм как целостная система.
1
Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы.
Урок 2. Систематика животных.
1
Таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные.
4
Урок 3. Общая характеристика простейших.
1
Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Урок 4. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
1
1
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Урок 5. Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Урок 6. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
1
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные.
3
Урок 7. Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии.
1
Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных.
Урок 8. Клетки и ткани животных.
1
Урок 9. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.
1
Особенности строения и жизнедеятельности губок. Многообразие губок.
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные.
6
Урок 10. Особенности организации кишечнополостных.
1
Двуслойные животные с лучевой симметрией, ведущие исключительно водный образ жизни.
Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.
Урок 11. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
1
эктодерма, энтодерма, мезоглея, специализированные клетки.
Урок 12. Класс Гидроидные.
1
Пресноводный полип гидра
Урок 13. Класс Сцифоидные.
1
Медузы.
Урок 14.Класс Коралловые полипы.
1
Актиния - одиночный коралловый полип. Биоценоз кораллового рифа.
Урок 15. Многообразие и распространение кишечнополостных.
1
Роль в природных сообществах и значение для человека.
Тема 1.5. Тип Плоские черви.
4
Урок 16. Особенности организации плоских червей.
1
Трехслойное строение, двусторонняя 1симметрия, особенности внешнего и внутреннего строения .
Урок 17. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.
1
Различные представители ресничных червей. Планария.
Урок 18. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей.
1
Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
Урок 19. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
1
Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
Тема 1.6. Тип Круглые черви.
2
Урок 20. Особенности организации круглых червей.
1
Внешнее и внутреннее строение круглых червей на примере аскариды человеческой.
Урок 21. Свободноживущие и паразитические круглые черви.
1
Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви.
2
Урок 22. Особенности организации кольчатых червей
1
Строение кольчатых червей на примере многощетинкового червя нереиды; вторичная полость тела.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Урок 23. Многообразие кольчатых червей.
1
Многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8. Тип Моллюски.
2
Урок 24. Особенности организации моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах.
1
Смешанная полость тела. Строение Брюхоногих моллюсков.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих моллюсков.
Урок 25. Многообразие моллюсков. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Строение двустворчатых и головоногих моллюсков Различные представители типа моллюсков. Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков
Урок 26.Обобщение.
1
Обобщить и систематизировать знания по особенностям организации одноклеточных и многоклеточных(кишечнополостные, черви, моллюски) животных.
Тема 1.9. Тип Членистоногие.
13
Урок 27. Происхождение и особенности организации членистоногих.
1
Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Урок 28. Класс Ракообразные.
1
Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Демонстрация. Схема строения речного рака.
Урок 29.Внутреннее строение ракообразных.
1
Урок 30. Высшие и низшие раки.
1
Различные представители низших и высших ракообразных.
Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Урок 31. Класс Паукообразные.
1
Общая характеристика паукообразных.Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса.
Урок 32.Внутреннее строение паукообразных.
1
Урок 33. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
1
Пауки, скорпионы, клещи.
Урок 34. Класс Насекомые.
1
Общая характеристика класса насекомых Схемы строения насекомых различных отрядов
Урок 35.Внутреннее строение насекомых.
1
Урок 36.Размножение и развитие насекомых.
1
Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом.
Урок 37.Многообразие насекомых.
1
Многообразие насекомых. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Урок 38.Значение насекомых.
1
Урок 39.
1
Урок 40.Обобщение.
1
Тема 1.10. Тип хордовые. Бесчерепные.
2
Урок 41. Общая характеристика типа.
1
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных.
Урок 42. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
1
Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 1.11. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.
4
Урок 43. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб.
1
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Урок 44. Общая характеристика рыб.
1
Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.
Урок 45. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы.
1
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Урок 46. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
1
Тема 1.12. Класс Земноводные.
4
Урок 47. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных.
1
Урок 48. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки
1
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Урок 49. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности..
1
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Урок 50. Экологическая роль и многообразие земноводных.
1
Урок 51. Обобщение.
1
Тема 1.13. Класс Пресмыкающиеся.
4
Урок 52. Общая характеристика пресмыкающихся..
.
1
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.
Урок 53. Внешнее строение пресмыкающихся..
1
Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы.
Урок 54.Внутреннее строение пресмыкающихся.
1
Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий
Урок 55. Распространение и многообразие форм рептилий.
1
Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи.; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся
Тема 1.14. Класс Птицы.
6
Урок 56. Общая характеристика птиц.
1
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы.
Урок 57.Внешнее строение птиц.
1
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Урок 58.Внутреннее строение птиц.
1
Схема строения рептилий и птиц.
Урок 59.Экологические группы птиц.
1
. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий).
Урок 60 . Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Демонстрация. Многообразие птиц.Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.
Урок 61. Охрана и привлечение птиц.
1
Домашние птицы.
Тема 1.15. Класс Млекопитающие.
6
Урок 62. Происхождение млекопитающих.
1
Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.
Урок 63. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.
1
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих.
Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Урок 64. Первозвери (утконос и ехидна).
1
Урок 65. Низшие звери (сумчатые).
1
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.
Урок 66. Настоящие звери (плацентарные).
1
Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др.
Урок 67. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
1
Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
Урок 68.Обобщение
1
Итого
68
Тема 1.1
Общая характеристика животных (2 часа)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 1.2
Подцарство Одноклеточные (4 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
-
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
-
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 1.3
Подцарство Многоклеточные (3 часа)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4
Тип Кишечнополостные (6 часов)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 1.5
Тип Плоские черви (4 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема1.6
Тип Круглые черви (2 часа)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 1.7
Тип Кольчатые черви (2 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9
Тип Членистоногие (13 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
-
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
-
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 1.10
Тип Хордовые. Бесчерепные (2 часа)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 1.11
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
-
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 1.12
Класс Земноводные (4 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
-
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 1.13
Класс Пресмыкающиеся (4 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 1.14
Класс Птицы (6 часов)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
-
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
-
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 1.15
Класс Млекопитающие (6 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
-
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС
Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия.
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в природе.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в природе.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в природе.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в природе.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
9 КЛАСС
Человек
Автор Н. И. Сонин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 9 классе средней общеобразовательной школы для учащихся с задержкой психического развития и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7,8 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Тема 1. Место человека в системе органического мира
2
Тема 2. Происхождение человека
2
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
3
Тема 5. Органы чувств
5
Тема 6. Опора и движение
12
Тема 8. Кровообращение
10
Тема 9. Дыхание
6
Тема 10. Пищеварение
8
Тема 12. Выделение
4
Тома 13. Покровы тела
5
Тема 14. Размножение и развитие
5
Тема 15. Высшая нервная деятельность
5
Обобщение. Человек и его здоровье
1
ИТОГО
68
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 4. Органы чувств (5 часов)
Значение органов чувств у животных и человека.
Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
Тема 5. Опора и движение (10 часов)
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы
Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Мышцы .
Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
-
Наблюдения и практическая работа
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.
Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Тема 6. Кровообращение (11 часов)
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.
Наблюдения и практические работы
Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.
Измерение с помощью учителя кровяного давления.
Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
-
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Тема 9. Дыхание (6 часов)
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
-
Демонстрация опыта
Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Тема 10. Питание и пищеварение (8 часов)
Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Тема 11. Выделение (3 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы
Зарисовка почки в разрезе.
Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (5 часов)
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и о
Практическая работа
Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (9 часов)
Особенности мужского и женского организма.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).
Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Тема 15. Нервная система (5 часов)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.