Оценка сформированности проектной и исследовательской деятельности

По части сформированности универсальных учебных действий в процессе выполнения проекта мы руководствуемся следующими критериями. 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Дан...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лучинина Наталья Николаевна,

учитель технологии 1 квалификационной категории

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная

школа № 2 им. Горького,

Новосибирская область, г. Каргат

Формирование УУД на уроках технологии

через проектную и исследовательскую деятельность

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Компетентность - есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Современный человек - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Учебная исследовательская и проектная деятельность - это модный тренд или необходимость?

Важнейшие факторы, влияющие на достижение более высоких результатов, следующие:

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • развитие навыков смыслового чтения;

  • участие в учебной проектной и исследовательской деятельности;

  • интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к процессу и результатам работы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать нестандартность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В основной школе обучающиеся учатся выявлять противоречия рассматривать любое утверждение с разных позиций, искать факты, противоречащие сказанному, выявлять и формулировать проблему, ставить «хороший» вопрос исследования. Обучающийся сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определённые задачи, намечается план деятельности. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов проектной деятельности.

Таким образом, триада проекта: замысел-реализация-продукт составляет основу для развития целого ряда способностей, формирования универсальных учебных действий и специальных умений, обеспечивающих успешность решения проектных и исследовательских задач. Среди них:

  • способность идти от задачи к способу (необходимое условие присвоения знания);

  • способность изучать себя (основа самоопределения, поиска идентичности);

  • умение выбирать стратегии, принимать решения, совершать ответственные действия, управлять временем;

  • способность осваивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества.

Универсальные учебные действия, формируемые в процессе выполнения проекта, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях - личностные; дают возможность учащимся организовать их учебную деятельность - регулятивные, включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы - познавательные, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - коммуникативные.

Как можно организовать оценку проектно-исследовательской деятельности?

По части сформированности универсальных учебных действий в процессе выполнения проекта мы руководствуемся следующими критериями.

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы [2]

Возможно использование критериев, рекомендуемых в материалах международного Бакалавриата, IB [1].

Критерий 1: Исследование - способность определять и точно формулировать цель, описывать контекст, определять, какие знания актуальны для выполнения проекта; демонстрировать навыки исследования.

Критерий 2: Планирование - способность разрабатывать критерии для продукта / результата, планировать и фиксировать ход проекта, демонстрировать навыки самоорганизации.

Критерий 3: Уровень исполнения - способность создавать продукт/получать результат в соответствии с целью, контекстом и критериями, демонстрировать навыки мышления, коммуникации и социальные навыки.

Критерий 4: Рефлексия - способность оценивать качество продукта/результата в соответствии с критериями, размышлять и делать выводы о том, как выполнение проекта расширило знание и понимание выбранной темы и контекста, способствовало развитию личных качеств и способностей.

Литература

  1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования ХХI века: учеб. пособие. Перм. гос. пед. ун-т. 2-е изд., стереотип. Пермь, 2011.


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.



© 2010-2022