Методические рекомендации Написания общеобразовательной, модульной, рабочей программы дополнительного образования

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образо­вания (объем, содержание, планируемые результаты), организационно­ педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федераль­ным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст.2, п.9). Направленность (профиль) образования...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, МОДУЛЬНОЙ, РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»







Автор составитель:

Ванюкова Н.А., методист










Сургут

2015





I Тезаурус

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст.2, п.9).

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.25).

Типология дополнительных общеобразовательных программ

( в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

По содержанию:

-дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям: техническая, естественнонаучная, физкультурно - спортивная, художественная, туристско - краеведческая, социально-педагогическая;

-дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы в области искусств и в области физической культуры и спорта.

Классификация дополнительных образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей. Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации *(Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра называлась: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. - М., 1999. - С.40-41.) образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.

Экспериментальная программа - это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.

Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы - соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой - в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а так же программа «Одарённый ребёнок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.

II Структура дополнительной общеобразовательной программы (в соответствии с Приложением к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г. «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» к программам дополнительного образования детей» ; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».)

№ п/п

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1

Титульный лист

  • Вышестоящие органы образования (по подчинённости учреждения).

  • Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.

  • Ф..И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.

  • Дата и № протокола НМС , рекомендовавшего программу к реализации.

  • Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы ).

  • Возраст детей, на которых рассчитана программа.

  • Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).

  • Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).

  • Название населённого пункта.

  • Год создания программы.

2

Пояснительная записка

Разделы:

2.1. направленность дополнительной общеобразовательной программы

2.2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность

2.3. цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

2.4. отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной

программы от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ:

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

общеобразовательной программы

- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

- формы и режим занятий

- ожидаемые результаты и способы их проверки

- формы подведения итогов реализации дополнительной

общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования,

учебно-исследовательские конференции и т.д.)

2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ. Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

2.2. НОВИЗНА

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

- новое решение проблем дополнительного образования;

- новые методики преподавания;

- новые педагогические технологии в проведении занятий;

- новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

ПРИМЕР: Новизна данной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Актуальность может базироваться на:

- анализе социальных проблем,

- материалах научных исследований,

- анализе педагогического опыта,

- анализе детского или родительского спроса,

- современных требованиях модернизации системы образования,

- потенциале образовательного учреждения;

- социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

НАПРИМЕР:

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Центра детского творчества.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

- подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. - М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

- выбранных форм,

- методов образовательной деятельности,

- средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

организации образовательного процесса.

НАПРИМЕР:

Данная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

2.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», создание возможности для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Задачи бывают:

Обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.;

Воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

Развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач так же не должно быть абстрактным, они должны быть соответственны с прогнозируемыми результатами.

2.4. Отличительные особенности программы:

- базовые теоретические идеи;

- ключевые понятии;

-этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особенности;

- вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и её состав (постоянный, переменный и др.);

-особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

- число обучающихся по годам обучения (обосновать).

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год.

НАПРИМЕР:

1 год обучения - 148 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 222 (148, 74 часа) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения учащихся по программе на любом году обучения.

Вариативность обучения учащихся обосновывается, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.

НАПРИМЕР:

1 год обучения - 222, или 148, или 74 часа в зависимости от

- психологической готовности к обучению,

- физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,

- интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.

Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др

Режим занятий:

- общее число часов в год;

- число часов и занятий в неделю;

- периодичность занятий.

НАПРИМЕР

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа; 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:

индивидуальная, групповая работа по подгруппам, ансамблевая и др.

ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа эвристическая, Вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, размышление, рейд, ринг, салон, семинар, смотрины, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности необходимо описать на 3 уровнях (принцип компетентностного подхода): личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить виды действий:

действие самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

действие нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Общеучебные:

-формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические:

моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические:

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Предметным результатом обучающихся является освоенный обучающимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.

ПРИМЕР: МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (приложение №1)

3

Учебно-тематический план (по годам обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени, теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

всего

практика

1

Введение в программу

2

2

-

2

Раздел: «Коллективное творческое дело (КПД)»

12

4

8

2.1

Технология организации и проведения коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)

4

1

3

2.2

Правила организаторской деятельности (по А.Н. Лутошкину)

4

2

2

2.3.

Приемы творческого мышления

4

1

3

Итого часов

22

7

15

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:

- комплектование группы (для детей первого года обучения);

- вводное занятие (введение в программу);

- концертную или выставочную деятельность;

- мероприятия воспитательно-познавательного характера;

-итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Закладывая в учебно-тематический план часы на концертную, выставочную деятельность, мероприятия воспитательно-познавательного характера, отчетные мероприятия в УТП пишется не название мероприятия, а его тема.

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:

- комплектование группы (для детей первого года обучения);

- вводное занятие (введение в программу);

-концертную или выставочную деятельность;

-мероприятия воспитательно-познавательного характера;

-итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Закладывая в учебно-тематический план часы на концертную, выставочную деятельность, мероприятия воспитательно-познавательного характера, отчетные мероприятия в УТП пишется не название мероприятия, а его тема.

НАПРИМЕР:

Учебный план музыкально-хоровой студии

Название программ

(дисциплин)

1-2 года обучения

в неделю

В год

3-4 года обучения

в неделю

В год

5-7 года обучения

в неделю

В год

Обязательный курс

«Фортепиано для всех»

2

72

2

2

2


«Мои первые нотки» - программа подготовительного хора

4

144




итого

6

216

8

288

11

396

Курс по выбору

«Флейта»



2

1

36


«Гитара»




1

36

Итого 2



2

2


4

Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

- её название;

- основные узловые моменты;

- формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).

Содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведётся в именительном падеже.

Обычно первая темы - введение в программу.

5

Методическое обеспечение программы

Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, конференция и т.д.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Перечень дидактических материалов.

Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:

- кадровых - перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора ( для интегрированных программ);

- материально-технический - дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчёте на число обучающихся).

6

Список литературы

Приводятся два списка литературы:

  • используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

  • рекомендуемая для детей и родителей;

  • электронные ресурсы.

Примеры оформления библиографического описания в списке литературы.

НАЗВАНИЕ ФАМИЛИЯ И.О. - МЕСТО.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД. - С.

__________________________________________________

Воспоминания об Эрмитажном театре / Под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 1990.-С.123.

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу: По берегам Медвежьей речки. СПб.: Химия, 1992.-С .302.

Статья из сборника

ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (РАЗДЕЛА) // НАЗВАНИЕ СБОРНИКА. - МЕСТО, ГОД. - С.

_________________________________________________

5. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга //Проблемы русской и зарубежной архитектуры. - Л., 1988. - С.3-14.

6. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре //Панорама искусств. - М., 1987. - Вып. 10. - С.99-148.

7. Пирютко Ю.М. Братья Трискони // Невский архив: Ист.-краевед.сб. - М.: СПб., 1993. - С. 159-172.

Статья из журнала

ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ // НАЗВАНИЕ ЖУРНАЛА. - ГОД. - №. - С.

_________________________________________________

8. Кондаков С.Н. Императорская Академия художеств ( 1764-1914) // Журн. Мин-ва нар. Просвещения. - 1915. - Янв. - С.1-3



РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

В современной педагогике эта технология определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули.

Модуль - самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством освоения этого модуля и контролем за его освоением.

Образовательный модуль:

  • Законченный блок информации;

  • Целевая программа действий;

  • Рекомендации (советы) педагога по освоению модуля

Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание образовательной программы.

Модульная технология применима только для тех дополнительных образовательных программ, которые построены по модульному принципу, где все содержание программы разделено на учебные модули.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Представленные личностно ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям воспитанников.

Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения педагога и воспитанника.

Модульная технология обучения - модель совместной деятельности педагога и воспитанника по планированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением для них комфортных условий.

Модульное обучение преобразует образовательный так, что воспитанник самостоятельно (полностью или частично) обучается по индивидуальной программе, обеспечивает индивидуализацию обучения:

  • по содержанию обучения (каждый выбирает наиболее понравившийся ему модуль);

  • по темпу освоения (37 ч на каждый модуль, но может освоить раньше);

  • по уровню самостоятельности (например, владеет техникой и осваивает полностью самостоятельно, не прибегая к помощи педагога)

Цель модульного обучения (модульной технологии) заключается в развитии самостоятельности воспитанников, ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, его дарований.

Самостоятельная познавательная деятельность воспитанников может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности педагога, введению самоконтроля и самооценки, согласуемой с педагогом. Новый способ организации учебного процесса потребует изменения поведенческого стиля педагога, выполнения им мало освоенных функций мотиватора в учебном труде, координатора учебных действий воспитанников.


РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного года обучения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе дополнительной общеобразовательной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Структура типовой рабочей программы

Содержание

Титульный лист

  • название образовательного учреждения;

  • название студии;

  • для которого разработана рабочая программа;

  • сроки действия рабочей программы (учебный год);

  • Ф.И.О. педагога;

  • утверждение рабочей программы руководителем ОУ и НМС

Пояснительная записка

  • педагогическая цель и задачи, актуальные при обучения в данном году обучения

  • предметные, метапредметные, личностные результаты освоения содержания образования

  • описание места программы в учебном плане

  • способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение, кроссворд, викторина и т.д.).

Итоговая проверочная работа (проводится в конце учебного года) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и метапредметных результатов обучения.

Предметные

Стартовая проверочная работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия.

Личностные

Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа)


  • содержание программы

  • тематический план

Планирование учебной деятельности

календарно-тематическое планирование с выделением характеристик деятельности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  • список развивающе- познавательной литературы для учащихся;

  • список методической литературы для педагога;

  • цифровые и электронные образовательные ресурсы ;

  • технические средства обучения;

  • демонстрационные пособия;

  • перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.



Приложение 1

МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерии оценивания теоретических знаний



Оцениваемые параметры

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно



Уровень теоретических знаний



Обучающийся знает изученный материал.

Может дать развёрнутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе в области знаний



Обучающийся знает изучаемый материал, но

для полного

раскрытия

темы требуются

дополнительные

вопросы.

Взаимосвязь

материала

с другими

разделами

программы

находит с

помощью

педагога, но

комментирует

самостоятельно


Обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога

Знание терминологии

Свободно оперирует терминами, может их объяснить

Знает термины, но употребляет их недостаточно (или избыточно)


Неуверенно употребляет термины, путается при объяснении их значения

Знание теоретической основы выполняемых действий

Может объяснить порядок действий на уровне причинно- следственных связей. Понимает значение и смысл своих действий

Может объяснить порядок действий, но совершает незначительные ошибки при объяснении теоретической базы своих действий

Показывает слабое понимание связи выполняемых действий с их теоретической основой















Критерии оценивания практических навыков и умений

Оцениваемые параметры

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Умение

подготовиться к действию

Умеет

самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи

Умеет

самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов её выполнения

Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность

Алгоритм

проведения

действия*

Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат

Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат

Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действия выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат

Результат действия

Результат не требует исправлений

Результат требует незначительной корректировки

Результат в целом получен, но требует серьёзной доработки



Действия*- практические навыки и умения, ожидаемые при освоении общеобразовательной программы.

Критерии оценивания выполнения учебно-исследовательской работы (проектная деятельность)

Оцениваемые параметры

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Постановка цели и задач исследования

Формулировки цели и задач требуют незначительной коррекции научного руководителя или консультанта

Цель и задачи сформулированы при участии научного руководителя или консультанта

Цель и задачи сформулированы при значительном участии научного руководителя или консультанта

Выбор методики

Методы исследования выбраны самостоятельно и верно

Выбранные методы исследования требуют коррекции

Выбранные методы позволяют решить поставленные задачи лишь частично

План исследования

Разработан самостоятельно. Требует незначительной коррекции

Разработан самостоятельно. Требует значительной коррекции

Разработан при непосредственном участии научного руководителя или консультанта

Работа с литературой

Более 50 % литературы по проблеме подобрано самостоятельно. Ссылки на использованную литературу сделаны правильно

Основная литература предложена руководителем. Ссылки на использованную литературу сделаны правильно

Основная литература предложена руководителем. Ошибки в ссылках на использованную литературу

Сбор материала

Собранный материал соответствует задачам исследования. Материала достаточно для выполнения работы в запланированном объеме

Собранный материал соответствует задачам исследования, но его объем по ряду направлений недостаточен

Материал собран хаотично, его не достаточно для решения поставленных задач

Обработка и анализ материала

Самостоятельный анализ материала, выполнение таблиц, графиков и т.д. Применение статистических методов, коэффициентов и т.п.

Осмысление материала при участии научного руководителя или консультанта. Самостоятельная обработка, требующая незначительной коррекции

Осмысление и обработка материала при значительном участии научного руководителя или консультанта

Выводы

Выводы обоснованы и соответствуют задачам исследования

Выводы недостаточно корректны

Выводы не соответствуют задачам исследования

Текст работы

Текст написан с соблюдением рубрикации принятой для научных работ. Требует незначительной правки научного руководителя

Структурами смысловая часть текста требует значительной коррекции научного руководителя

Текст серьезно корректировался научным руководителем более двух раз

Критерии оценивания развития личностных характеристик обучающегося

Оцениваемые параметры

Оценка

Выражены хорошо

Выражены средне

Выражены слабо

Коммуникабельность

Легко общается и знакомится с людьми. Способен договориться с другим человеком, объяснить свои претензии без ссоры

Легко знакомится и общается с людьми, но договориться самостоятельно не может. При спорной ситуации скандалит и обвиняет во всем других

Стеснительный, обидчивый. Хочет общаться, но не знает, как завязать разговор. При конфликтных ситуациях обижается, вместе того, чтобы выяснить отношения

Лидерские качества

Способен взять на себя руководство группой младших юннатов в отсутствие руководителя, объяснить, что непонятно, ответить на некоторые вопросы детей. Может взять на себя ответственность в нестандартной ситуации, если такая случится

Может ответить на вопросы младших юннатов, руководить их деятельностью в живом уголке, если ситуация не требует принятия решений

Не способен на принятие самостоятельных решений, не может руководить младшими товарищами

Расположенность

к творчеству

Не боится фантазировать и воплощать свои фантазии.

Фантазирует, но не замахивается на воплощение своих фантазий

Не фантазирует и не рассказывает о своих мечтах, боится, что будут ругать

Расположенность к творчеству

Может придумать, что нового он хочет узнать об интересующем его объекте и спланировать опыт для выяснения этого факта

Хочет узнать многое, но не представляет, как это сделать

Считает, что все знания берутся исключительно из книг, а как они туда попадают, неизвестно

Аккуратность и дисциплинированность

Ответственно относится к порученному делу, не путается в собранном материале, регулярно и без напоминаний записывает все для себя новое

Ответственно относится к порученному делу, но забывает многое записать, надеется на свою память. Путается в собственных записях и воспоминаниях

Не способен к самостоятельной деятельности без стимуляции со стороны руководителя, все теряет и забывает

Результативность освоения конкретных тем: отслеживается с помощью текущего контроля: опрос, тестирование, викторина и т.п. Развитие личностных обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводиться с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятии.



© 2010-2022