Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования


Отделение управления и экономики образовательных учреждений

Специальность 080200 - Менеджмент в образовании




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(Дипломная работа)


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ



Работа завершена:

«___»____________2015 г. _________/Ф.М.Габдрахманова/



Работа допущена к защите:


Научный руководитель

к.ф.-м.н, доцент КФУ

«___»____________2015 г. /Э.В.Чеботарева/


Директор ПМЦ ПКиПП РО

д.экон.н., проф.

«___»____________2015 г. /Р.Ф.Шайхелисламов/




Казань - 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ................................................10

1.1. Информатизация образовательного учреждения…………………….10

1.2. Возможности использования ИКТ в управлении образовательным учреждением…………………………………………………………………….16

1.3.Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением…………………………………………………………………….26

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УПРАВЛЕНИИ МБОУ «КИРБИНСКАЯ СОШ»………………............30

2.1. Оценка уровня информатизации образовательного учреждения……………………………………………………………………..30

2.2. Разработка проекта «Использование информационных технологий

в управлении образовательным учреждением»………………………….34

2.3. Модель управления школой с использованием

новых информационных технологий...……………………………………...42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………........49

Приложение 1…………………………………………………………………...53

Приложение 2…………………………………………………………………..54

Приложение 3…………………………………………………………………..55





ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке общество вступило в фазу постиндустриального общества, для которого характерно применение информационных технологий во всех сферах жизни, построение информационного общества.

Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий.

Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помога­ла принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, от­ражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с ми­нимальной затратой сил и времени.

Однако в реальности при осуществлении своей ин­формационно-аналитической деятельности руководитель сталкивается с рядом проблем: большие массивы инфор­мации обрабатываются вручную, многие данные из-за большого объема и сложности подсчета собираются в школах формально, не точно отражают происходящие из­менения; некоторые показатели совсем не выделяются и не анализируются. На сегодняшний день решить эти про­блемы управленцу может помочь применение информаци­онно-коммуникационных технологий.

Процесс информатизации является одним из перспек­тивных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей.

Государством предусматривается создание условий для организации информационного обеспечения в обра­зовательном учреждении с использованием информацион­но-коммуникационных технологий: оборудование образо­вательных учреждений информационно-вычислительной техникой, организация и проведение всеобуча по инфор­мационным технологиям для управленческих и педагоги­ческих кадров.

Но, несмотря на наличие большого количества разра­ботанных программных продуктов, на практике инфор­мационно-коммуникационные технологии используются руководителями школы недостаточно. Рассматриваемые тенденции свидетельствуют об актуальности работы на социально-педагогическом уровне. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в свя­зи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы. Для успешной организации своей управленческой деятельности руководителю школы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наибо­лее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими требовани­ями к качеству образования и в условиях постоянно уве­личивающегося объема управленческой информации мо­жет информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленче­ских задач.

Важным условием информационного обеспечения на современном этапе является использование информаци­онно-коммуникационных технологий. В последние годы появляется немало специальных программ по управлению школой, составленных профессиональными программи­стами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных, прежде всего с тем, что разработ­чик программы не учитывает всех особенностей управ­ленческих задач конкретной школы, а управленец ограни­чивается поверхностным представлением о возможностях компьютера. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления школой на сегод­няшний день осуществляется эпизодично и недостаточно.

Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности - от содержания образо­вания до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориенти­ров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способ­ствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя.

Что же с этой точки зрения даёт создание единой ин­формационной среды школы, внедрение информационных технологий в образовательный процесс?

Во-первых, стимулирует творческую активность, осво­бождает от физиологических ограничений, страха само­выражения.

Во-вторых, снимает нагрузку - рутинные операции выполняются машиной, а учитель оперативно привлекает необходимые источники текстовой, графической и аудио­визуальной информации.

В-третьих, расширяются возможности представления результатов учебной деятельности учениками. Это не толь­ко тетрадные листки с сочинениями, ответами на вопросы или решёнными задачами, а иные продукты - гипертексты, презентации, модели. Работы ребёнка с применением ин­формационных технологий при профессиональном сопро­вождении педагога имеют более высокий эстетический и технический уровень. Очень важно, что практически зна­чимые продукты доступны для трансляции и применения другими людьми.

Проанализировав опыт внедрения ИТ в управление образовательными структурами в регионах РФ можно сделать вывод, что вопросы влияния ИТ на эффективность управления в сфере образования в настоящее время является недостаточно разработанными; использование ИТ в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

Информатика и новые информационные технологии (далее - НИТ) занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать НИТ в своей повседневной работе, работа в Интернет, знание теоретических основ информатики, информационная культура, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.

В связи с этим очевидно повышение внимания органов государственного управления к информатизации образования.

Основные направления модернизации российского образования связаны с повышением его качества, доступности и эффективности. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года выдвигает созвучные требования и к процессу управления образовательным учреждением.

Одним из важнейших направлений в области информатизации образования является использование в системе управления образованием информационно-коммуникационных технологий.

В связи с ростом требований к информационно-аналитической деятельности директора школы в управленческой науке идёт активный поиск путей эффективного сбора, хранения и анализа школьной педагогической информации. Повышение качества управления образовательным учреждением нуждается в разработке новых технологий управления информационными потоками.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов:

- объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

- механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

- работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

- сложные информационные модели (автоматизированные системы управления школой), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами.

В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.

Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др.

рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.

Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования ИТ в управлении характеризуется определёнными противоречиями:

- между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений - составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);

- между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса управления образовательным учреждением, обусловленными, с одной стороны, прогрессом техники и достижениями науки управления, с другой стороны, необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном на субъект-субъектных отношениях;

- между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением;

Учитывая эти противоречия, была выбрана тема данной выпускной работы, проблема которой сформулирована следующим образом: выяснить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБОУ «Кирбинская СОШ» новых информационных технологий. Решение этой проблемы и составляет цель данного исследования.

Объектом исследования является система внутришкольного управления в МБОУ «Кирбинская СОШ».

Предмет исследования - процесс использования информационных технологий в управлении МБОУ «Кирбинская СОШ».

Основные задачи:

  1. Оценка уровня владения ИКТ персоналом.

  2. Оценка степени информатизации процесса управления.

  3. Оценка эффективности использования ИКТ в управлении.

  4. Разработка теоретической модели управления школой с применением информационных технологий.

  5. Разработка методических рекомендаций по использованию ИТ в управлении школами Лаишевского района РТ.

Практическая значимость исследования: на основе созданных моделей информационных потоков и управления с использованием НИТ в МБОУ «Кирбинская СОШ» возможно их внедрение и разработка системы управленческого мониторинга в любом ОУ.




















ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Информатизация образовательного учреждения

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания1.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления информационного продукта).

Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на

основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания,

методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие

интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих,

диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.

В настоящее время использование ИКТ в практику управления ОУ в основном заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного материала для оформления стендов,

кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ОУ;

  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования

фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

  • использование видеокамеры и соответствующих программ

(принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

  • использование Интернета в управленческой деятельности, с целью ин-

формационного и научно-методического сопровождения процесса управления ОУ;

  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по

различным направлениям деятельности.

  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для

педагогов, но и для родителей.

  • использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различ-

ных баз данных.

  • создание электронной почты, ведение сайта ОУ.

Наступило время, которое учёные характеризуют «информатизацией общества», под которой понимается «процесс возрастания объёма научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и иные сферы общественной жизни»1.

Существует огромное множество различных определений понятия «информации», но их нельзя свести к единому содержанию.

В философском словаре даётся следующее определение: «Информация (от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - это, во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемое людьми; во-вторых, уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; в-третьих, сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвёртых, передача, отражение, разнообразие в любых объектах и процессах (живой и неживой природы)»2.

С середины ХХ века это понятие включило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом и автоматом»3.

Теория организации сводит формулировку понятия «информации» к следующей: «Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией»4.

А.И. Берг, академик АПН, точно характеризует современное состояние информационного общества, утверждая, что без полноценной информации нет прогресса.

С.И. Архангельский понимает информацию как основной мыслительный материал.

Приведённые точки зрения можно рассматривать как взаимодополняемые. В данной исследовательской работе мы принимаем точку зрения Т.К. Чекмарёвой, которая истолковывает информацию как некоторую совокупность сведений, сообщений, данных, определяющих меру потенциальных знаний человека о тех или иных явлениях или процессах, их взаимосвязи1.

Информационная среда любой организации подчиняется закону информированности-упорядоченности: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)»2.

Управленческая информация «всегда связана либо с функциями управления, либо с компонентами управленческой деятельности, либо с субъектами управляющей системы»3.

В данном исследовании за основу было принято определение управленческой информации Т.И. Шамовой.

Управленческая информация - это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения.

По мнению Ю.А. Конаржевского, возможно интенсифицировать управление на основе информации, представленной как системе, отражающей во всём многообразии управляемый объект.

«По форме управление любой социальной системой (в том числе и школой) представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трёх основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки её и выдачи командной информации (управленческое решение)»4.

Конаржевский, выстраивая схему управления образовательным учреждением, по сути доказал, что управление - это информационный процесс, где управляющая система получает информацию о системе управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение.

Это решение направлено на упорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние. Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается (рис. 1).

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Рис. 1 . Схема управления ОУ

1 - управляющая система; 2 - командная информация; 3- управляемая система; 4 - информация о состоянии управляемой системы; 5 - данные о состоянии внешней среды; 6 - директивная информация вышестоящих органов, достижения науки, передовой педагогический опыт.

М.М.Поташник указывает на органичную взаимосвязь двух ролей управленческой информации для руководителя - «она является основанием для принятия оптимальных управленческих решений и средством обратной связи о реализации всех управленческих действий»1.

Таким образом, информация повышает научную обоснованность управленческого решения, исключает излишние затраты материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению качества и эффективности управленческого труда и производства в целом.

Информация обслуживает все виды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном на конечные результаты деятельности школы и планово-прогностическую функцию, она играет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётся стратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполнения организационно-исполнительской функции управленческой деятельности идёт постоянный обмен информацией и её переработка; в ходе внутришкольного контроля накапливают сущностную, конкретную, объективную информацию и на её основе принимаются регулятивные и коррекционные меры.



1.2. Возможности использования ИКТ в управлении образовательным учреждением

Назначение информации в управлении образовательным учреждением:

  1. Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней;

  2. Информация даёт возможность принять оптимальное, научно обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат

  3. Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом.

  4. Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.

Эффективно выстроенная система получения внешней педагогической информации в образовательном учреждении своевременно обеспечивает учителей результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими идеями и технологиями обучения и воспитания, директивными указаниями вышестоящих органов образования, регламентирующими предписаниями из учреждений, сопричастных к деятельности школы, сведениями внешней среды об условиях жизни детей в семье и т.д.1

Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии здоровья школьников, результатах обучения и воспитания учащихся, сведений об учителях, их деятельности, родителях, данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса, сведения о внешних связях школы.

Внутреннюю педагогическую информацию подразделяют на оперативную, тематическую и итоговую.

Оперативная информация даёт возможность руководителю своевременно распознать зачатки негативных отклонений в образовательном процессе.

Тематическая информация преследует целью сбор сведений по конкретному вопросу, выявление тенденций в развитии объектов управления.

Итоговая информация даёт возможность сформулировать аналитическое обоснование, управлять школой по результатам2.

Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательного учреждения:

I - формализованный (в достаточной степени достоверная, регламентированная по форме, содержанию и времени информация);

II - стихийный (не всегда объективные сведения, звонки по телефону, устные обращения, ответы и т.д.);

III - свободный (информация, представляющая профессиональный интерес для руководителя и инициируемая им).

Информационный канал - это потенциально существующая связь между элементами системы информационного обеспечения школы.

Ю.М. Кузнецов указывает на то, что информационные потоки, обрушивающиеся на руководителя со всех сторон, в 4 раза превышают его возможности их обработать.

Поэтому естественно существование определённых требований к внутришкольной информации:

Точность. Информация должна быть безошибочной и объективной. Для достижения этого могут потребоваться неоднократные и независимые друг от друга проверки.

Своевременность. Информация должна быть доступна тогда, когда она необходима, не позже. Запоздалая информация может привести к дорогостоящим ошибкам и задержкам.

Уместность. Информация должна отвечать на определенные вопросы, ответ на которые необходим в настоящий момент. Информация может быть точной и своевременной, но совершенно не относящейся к делу.

Форма представления. Информация должна быть представлена в той форме, в которой ее обработка наиболее удобна в настоящий момент. Часто информация, представленная в неудобном или незнакомом формате попросту игнорируется.

Доступность. Информация должна быть легко доступна для того, кому она в первую очередь необходима.

Развивающаяся система информации необходима для любой школы. Методы сбора информации - важнейшая часть этой системы1.

М.М. Поташник приводит основные: изучение директивных, нормативных, методических и других документов, наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.

Также существуют и комплексные методы сбора информации. В процессе их использования сразу же осуществляется анализ информации: метод оперативного разбора мероприятия, метод ретроспективной беседы, ведение дневниковых записей и т.д.

Своевременность полученной информации - важнейший фактор, влияющий на оптимальность её сбора.

Все методы сбора информации не универсальны, поэтому необходим их отбор и сочетание в зависимости от управленческой ситуации.

Комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании открытой, сложной системы, называется мониторингом (от англ. monitor - следить, вести наблюдение).

Это понятие, заимствованное в педагогическую науку из экологии и социологии, характеризуется понятиями: система, наблюдение, прогнозирование результатов, состояние объекта или процесса и т.д.

Мониторинг даёт целостное представление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяет принимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новое качественное состояние.1

В современной системе мониторинговых исследований контроль занимает важное место. М.А. Сергеева с точки зрения системного подхода выстраивает информационную модель мониторинга и представляет процесс переработки (анализа) информации в виде схемы.

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Рис. 2. Схема анализа информации.

По сути, здесь представлены три основных этапа управления как информационного процесса:

- сбор информации о состоянии управляемого объёкта и внешней среды;

- её переработка и анализ;

- выдача командной информации.

Современные научные исследования1 доказывают, что мониторинг является механизмом управления при соблюдении определённых условий:

  1. комплекс мероприятий по его реализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла;

  2. совокупность мониторинговых действий должна представлять собой информационную систему;

  3. необходимо сформировать целостную систему распределения потоков информации, определить условия и технологию её хранения и использования.

Таким образом, перед каждым руководителем рано или поздно встаёт вопрос о создании или корректировке существующей системы информационного обеспечения в учреждении.

Для создания единого информационного пространства школы необходимо в первую очередь создать целостную систему внутришкольной педагогической информации, определиться с её содержанием и объёмом, сформировать информационные потоки, выбрать методы сбора информации, обеспечить оптимальное использование и хранение информации.

Под понятием «информационный поток» мы понимаем определённое количество информации, передаваемой по каналу связи в определённый период времени.

Чтобы построить эффективную модель системы информационных потоков в ОУ, важно вывести их на определённый уровень (административно-управленческий, коллегиальный, уровень ученического самоуправления) и конкретные лица для анализа и принятия управленческого решения2.

Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящую некоторые свойства системы оригинала.

Все виды специфической функциональной информации в процессе управления становятся непрерывным круговоротом внешней, внутришкольной (оперативной, тематической и итоговой) информации и воздействующей (коррекционной) информации, исходящей от руководителя образовательного учреждения1.

Модель информационного обеспечения образовательного учреждения мы выстраиваем, взяв за основу схему управления на основе информации Ю.А. Конаржевского (рис.1) и цикличной схеме анализа и получения воздействующей информации, построенной М.А. Сергеевой.

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВНЕШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Программно-методическая

ОбразовательнаяВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Сбор информации

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

База данных

(хранение информации)

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

БЛОК

Нормативно-правовая

Финансовая

Материально-техническаяВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Переработка

информации

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Управленческое решение

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

План внедрения корректирующих воздействий

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Корректирующие мероприятия



Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждениемВыпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рис. 4. Модель информационного обеспечения ОУ

Построенная нами модель иллюстрирует содержание информационно-аналитической функции управления:

«Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность её функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень её централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние»1.

При построении модели информационного обеспечения мы учитывали органичное распределение функционала звеньев административного управления в школе.

Чётко налаженная на практике система информационного обеспечения школы, сбор, переработка и анализ информации предполагает вовлечение больших по объёму массивов информации и может быть реализована лишь на основе определённых технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «технологии». Однако в его истолковании и употреблении существуют разночтения:

  • Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализован

ных в приёме труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определённым требованиям (Большая Советская Энциклопедия).

  • Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов

обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Если технология - это совокупность методов обработки, то информационные технологии представляют собой методы обработки информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Таким образом, если технические средства обеспечивают возможность доступа к информации в нужное время и её достаточную полноту, то овладение и использование информационных технологий делают эту возможность реальной.

К средствам НИТ относят: компьютеры и их периферийное оборудование, средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией, средства передачи информации, программные комплексы.

Они различаются по степени интерактивности и по источнику информации, поэтому их условно подразделяют на:

  • технологии, обеспечивающие хранение информации, т.е. в данном

случае информация выступает в виде услуги (сервиса), сюда обычно относят всевозможные банки данных, базы данных, базы знаний, телетексты;

  • технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам ин-

формации, сюда относятся различные формы коммуникации.

Как было сказано выше, эффективность действия модели информационного обеспечения в школе в значительной степени определяется качеством обратной связи, поэтому способ её осуществления можно считать основным содержанием технологии управления.

Применение информационных технологий делает реализацию информационного обеспечения управления наиболее эффективной. Простейшим примером может служить компьютеризация ряда функций административной работы, которая может в свою очередь благотворно повлиять на деятельность всего учреждения в целом1.

Среди основных направлений использования информационных технологий в обучении и управлении образованием Ю.С. Брановским называются следующие:

  • использование компьютера и средств НИТ в качестве средства

обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала; систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажа, контроля усвоения знаний;

  • применение автоматизированных обучающих систем;

  • освоение различных автоматизированных рабочих мест в образовании;

  • использование технологии мультимедиа в обучении и управлении

образованием;

  • применение НИТ в психолого-педагогических исследованиях1.



1.3 Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением

Проведем обзор функций информационной системы электронного документооборота и автоматизации управления основной деятельностью образовательного учреждения.

Информационная система управления образовательным учреждением должна решать следующие задачи.

1. Создание общешкольной информационной базы данных, включая:

  • информацию общего доступа (общие справочники);

  • периодизированную информацию (данные конкретных учебных годов).

2. Реализация комплексной системы управления школой с учетом региональных особенностей нормативно-правового и финансового регламентирования, включая формирование новой информации:

  • о системе государственно-общественного управления школой;

  • об организации и формах работы с родителями;

  • о формах информационной открытости школы.

3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы, включая создание нового механизма доступа:

  • к информационным базам нормативно-правового обеспечения федерального, регионального и муниципального уровня;

  • к базе нормативных локальных актов самой школы.

4. Реализация системы электронного документооборота школы, включая возможности формирования организационно-распорядительной и плановой документации, а также обмена информацией с внешними инстанциями и образовательными организациями, в том числе возможности:

  • рассылки электронной почты вне зависимости от используемого пользователем почтового клиента;

  • расширения разделов информации, рассылаемой по электронной почте родителям учащихся и внешним организациям.

5. Автоматизация организации и управления учебным процессом, включая новые и доработанные механизмы:

  • учета форм образовательной деятельности, образовательных программ и перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты;

  • учета моделей изучения иностранных языков, профилизации школы и участия в сетевых образовательных объединениях;

  • планирования учебной занятости учащихся, в том числе учета поточных занятий и занятий мультипрофильных групп;

  • формирования и ведения рабочей учебной и учебно-методической документации, в том числе электронных форм классных журналов и форм оперативного информирования родителей.

6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг, включая новые возможности формирования:

  • списочных составов групп внеучебной занятости с учетом учащихся других ОУ;

  • журналов групп дополнительного образования;

  • паспортов достижений учащихся.

7. Управление процессами формирования и комплектования контингента обучающихся с новыми механизмами обеспечения:

  • ведения делопроизводства;

  • расширения функционала личной карточки ученика, в том числе создания видов и форм социальной поддержки;

  • возможностей выгрузки/загрузки личных дел учащихся в электронном виде, с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями.

8. Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы, включая:

  • работу по кадровому обеспечению, учету и ведению делопроизводства, включая:

    • a. расширение функционала личного дела сотрудника;

    • b. реализацию учета движения кадров (приема/увольнения и отпусков);

    • c. добавление возможности выгрузки/загрузки личных дел сотрудников в электронном виде с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями;

  • работу по материально-техническому обеспечению, включая значительное расширение обрабатываемой информации:

    • a. об обеспечении и благоустройстве зданий и сооружений;

    • b. о материально-технических средствах и паспортизации предметных кабинетов, служебных помещений и функциональных блоков школы;

    • c. об организации питания обучающихся;

  • работу по финансовому обеспечению деятельности школы, включая полноценную работу:

    • a. по определению бюджетных характеристик школы;

    • b. по формированию фонда оплаты труда;

  • работу по созданию режима обеспечения безопасности и охраны здоровья, включая вновь формируемую информацию:

    • a. об обеспечении режима безопасности и системы охраны;

    • b. по обезличенным данным по охране здоровья учащихся и сотрудников школы.

9. Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся, включая новые механизмы:

  • формирования аналитической документации, сводных ведомостей;

  • формирования Журналов учета подготовки и результатов ГИА и ЕГЭ.

10. Формирование, вывод на печать и экспорт в стандартные форматы статистической и аналитической отчетной документации, включая унифицированные формы и формы оценки качества образования, в том числе вновь разработанные виды отчетности:

  • по оценке качества деятельности школы на основе индикаторов КПМО;

  • по анализу выполнения образовательных программ, текущей и итоговой успеваемости и посещаемости обучающихся и др.



































ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УПРАВЛЕНИИ МБОУ «КИРБИНСКАЯ СОШ»


По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе управления ОУ можно поделить на:

1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

2) использование ИКТ в процессе управления ОУ;

3)использование ИКТ при организации образовательно-воспитательного процесса с детьми;

4) использование ИКТ в процессе взаимодействия ОУ (педагога) с родителями.
Проведем оценку уровня использования ИКТ в МБОУ «Кирбинская СОШ».

2.1. Оценка уровня информатизации образовательного учреждения

К техническим средствам на базе ИКТ, используемых в работе образовательного учреждения относятся:

- компьютеры;

- мультимедийные проекторы;

- интерактивные (электронные) доски;

- планшеты;

- сканер;

- принтер;

- цифровой фотоаппарат;

- видеокамера;

- мультимедийное оборудование и пр.

Выделим также базовые прикладные программные средства, владение которыми необходимо каждому педагогу, а также руководителю образовательного учреждения. К ним относятся:

- текстовые и табличные процессоры,

- почтовые клиенты и другие средства связи,

- поисковые системы.

Для выявления уровня владения педагогическими кадрами информационными технологиями им было предложено заполнить анкеты (см. Приложение 1-3).

Проведенное анкетирование 14 педагогов показало следующую статистику (Рис 5, 6, 7):

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Рис 5. Результаты анкетирования - владение понятием ИКТ.

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Рис 6. Результаты анкетирования - владение техническими средствами.


Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Рис 7. Результаты анкетирования - владение программными средствами.


Анализ результатов анкетирования показал, что хотя большинство

сотрудников и владеет базовыми компетенциями в области ИКТ, однако

дальнейшее повышение уровня владения ИКТ необходимо.

Также в рамках работы была произведена оценка уровня информатизации системы управления учреждением, в соответствии с критериями, приведенными в п. 1.3. Результаты анализа отображены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня информатизации системы управления ОУ

Функция информационной системы управления

Уровень реализации

Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности

частично

Автоматизация организации и управления учебным процессом

частично

Автоматизация кадрового делопроизводства

частично

Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы

частично

Автоматизация организации и управления учебным процессом

частично

Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы

частично

Реализация системы электронного документооборота школы

частично

Таким образом, проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

2.2. Разработка проекта «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением»

В последние годы система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Информатизация школьного образования на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

  • повышается эффективность воспитательного-образовательного

процесса;

  • открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного-образовательного процесса.

Количество и качество компьютеров, интерактивных досок, имеющихся сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В учреждениях должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Применение информационных технологий в управлении ОУ» в нашем учреждении. Проект был представлен на заседании Педагогического совета и был одобрен коллективом. Педагоги осознают значимость использования ИКТ в управлении ОУ. На заседании педагогического совета было принято решение об объединении усилий специалистов, педагогов, родителей на реализацию проекта.

Цель проекта:

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процессы управления.

Задачи проекта:

  1. Создать единое информационное пространство ОУ.

  2. Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, образовательно-воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий.

  3. Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.

  4. Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.

  5. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ОУ.

Задачи, поставленные творческой группой - сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение в течение нескольких лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе.

Все этапы и задачи проекта приведены в таблице 2.

Таблица 2. Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап

Подготовительный


  1. Изучение опыта работы образовательных учреждений по данной теме.

2. Анализ единого информа-ционного пространства ОУ.

3.Определение уровня знаний педагогов и руководителя в области ИКТ- компетентности.

4. Изучение популярной литературы по вопросам повы-шения ИКТ-компетентности сотрудников ОУ

5.Мотивация на повышение квалификации сотрудников ОУ по информатизации.

  1. Составление проекта «Применение информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе ОУ».

  2. Создание единого информационного пространства ОУ.

  3. Повышение ИКТ - компетентности педагогов и руководителя ОУ.

II этап

Реализация


  1. Использование ИКТ для повышения квалификации сотрудников и руководителя ОУ по информатизации.

  2. Согласование деятельности всех участников проекта.

3. Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ОУ.


  1. 1.Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.

  1. 2. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:

  2. -совершенствование работы по программам 1С ХроноГраф Школа,

  3. -использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, образовательно-воспитательном процессе.

III этап

Результативность проекта

Проведение мониторинга результатов проекта

1. Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт ОУ.

2.Повышение эффективности процесса управления, воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ - компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения; повышение интереса детей к обучению и

воспитанию с использованием

информационных ресурсов

Таблица 3. Риски и их предупреждение

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

  1. Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков)

  1. Нехватка высококвалифицирован-ных, заинтересованных, инициа-тивных педагогов.

1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.

2.Направление на повышение квалификации.

3.Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Администрация ОУ не в полной мере осознает эффективность использования новых технологий в процессе управления ОУ, а именно в экономии времени.

  1. Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственно-общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы)

  2. Высокие показатели управления МБОУ «Кирбинская СОШ» -образовательно- воспитательного процесса.

3. Широкое освещение деятельности ОУ в СМИ.

4. Открытость деятельности ОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение ИКТ - компетенции участников образовательного процесса.

  • Повышение эффективности процесса управления ОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ОУ.

  • Повышение качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ через:

- используемое программное обеспечение;

- индивидуализацию процесса обучения;

- повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).
В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе. Мы имеем следующие результаты:

Продолжается работа над совершенствованием информационной среды учреждения. В ОУ установлены компьютеры: в кабинете директора, заместителей директора, педагогов. Установлена беспроводная локальная сеть с доступом в сеть Интернет.

Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникационных технологиях. Выявлены несколько уровней пользователей ИКТ педагогами:

  1. Уровень первый - стартовый, когда компьютер используется в качестве пишущей машинки с памятью, ведется подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков. Существует элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.

  2. Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет.

  3. Уровень третий - творческий. Педагог овладевает технологиями «созидания». Повышает свои умения в составлении презентаций, буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.

  4. Четвертый уровень - систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.

Эффективность управлению образовательным учреждением придает внедрение программы, позволяющей унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Приступая к работе в данном направлении, нам потребовалось утвердить ряд нормативно-правовых актов:

  • Положение «О получении, обработке и передаче персональных данных в МБОУ «Кирбинская СОШ», утвердить форму «Согласие «О представленных данных» для родителей. Для ознакомления им был представлен ФЗ РФ от 27.07.06. №152-ФЗ «О персональных данных», а также №149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

  • Приказом по учреждению утвержден список должностей сотрудников, уполномоченных на обработку персональных данных и несущих ответственность за нарушение режима защиты этих персональных данных: ответственный по учету движения детей; заместитель заведующего по ВМР ответственный за учет педагогических работников по разделу «достижения и заслуги», за раздел «кружки и портфолио» детей; специалист по кадрам, ответственный за учет приема и увольнения сотрудников; ведущий бухгалтер, ответственный за расчет меню питания. Педагоги для работы были обеспечены ноутбуками. В настоящее время, сведения, заложенные в Программу, эффективно применяются в работе административного персонала, учителями. Данная программа позволяет автоматизировать процесс управления учреждением. Благодаря программе, существует возможность вести личные дела детей, сотрудников, формировать и поддерживать их электронное портфолио (личные достижения детей и работников), осуществлять мониторинг состояния здоровья детей, результаты медицинского обследования. Формируется книга учета движения обучающихся. Данная программа при полном заполнении информационных страниц позволит составлять стандартные статистические и управленческие отчеты по работе образовательного учреждения.

Творческими педагогами разрабатываются конспекты занятий с использованием ИКТ.


2.3. Модель управления школой с использованием НИТ

Выстраивая модель управления школой на основе НИТ, мы учитывали, что приоритетным направлением является формирование интеллектуально развитой личности. С нашей точки зрения, эта идея в полной мере отражает веление времени и процессы, происходящие в образовании сегодня.

Цель - управление развитием образовательного учреждения на основе НИТ - определила следующие задачи:

- на I уровне (управления):

1. активизировать методическую работу педагогов, превращая её в научно-методическую;

2. стимулировать экспериментальную работу педагогов

3. создать оптимальный учебный план

4. создать систему управленческого мониторинга, на основе образовательного и социально-психологического комплексных исследований

- на II уровне (педагога)

1. оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения

2. создать надежную систему мониторинга и контроля с учётом психологических особенностей ученика

3. построить процесс обучения в режиме субъект-субъектных отношений

4. повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя

- на III уровне (ученика)

1. определить зоны ближайшего развития каждого ученика на основе социально-психологического мониторинга

2. осуществлять дифференцированный подход к обучению

3. формировать положительную мотивацию учебной деятельности

На основе приоритетных направлений, исходя из функций управления, мы создали вертикальную структуру управления школой с использованием информационных технологий, где нами подробно рассматриваются задачи административного уровня, включающие автоматизацию документооборота, управленческий, социально-психологический и образовательный мониторинг.

Задачи на уровне управленческого мониторинга включают:

  • комплексный контроль материального обеспечения;

  • комплексный контроль финансового обеспечения;

  • комплексный контроль кадрового обеспечения;

  • анализ результатов образовательного мониторинга (исследование хода

УВП, в том числе: выполнения учебных программ, выполнение государственного стандарта образования, состояния здоровья учащихся школы);

  • анализ результатов социально-психологического мониторинга;

  • информация о ходе инновационной деятельности в школе (процессуальные и результативные показатели)

Системный принцип организации образовательного процесса предполагает взаимосвязь всех его составляющих: содержания образования, образовательного мониторинга, социально-психологического мониторинга, - которые в свою очередь определяют характер и содержание методической и научно-методической работы школы.

Сбор информации, её хранение и обработку осуществляет единый информационный центр образовательного учреждения. Благодаря локальной сети, являющейся связующим звеном между руководителем ОУ, администрацией, информационным центром, создаётся единое информационное пространство1.

Центр обеспечивает руководителю оперативное ориентирование в потоках информации и возможность быстро и эффективно структурировать базовую и текущую информацию, устанавливать причинно-следственные, корреляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления, формировать аналитические решения, определять результативность деятельности школы, степень удовлетворённости участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью.

Наглядно представленная, структурированная информация позволяет своевременно оценивать имеющиеся условия, обеспечивает много вариантностью прогнозов, выбором оптимального варианта плана при данных исходных условиях. Оперативная обработка и систематизация информации происходит в соответствии с заданными параметрами, что позволяет увидеть и оценить степень отклонений полученных показателей от запланированных и спрогнозировать, смоделировать возможное поведение участников педагогического процесса.

Использование компьютерных, информационных технологий позволит облегчить наиболее трудоёмкие и требующие в связи с этим больших временных затрат, действия учителей по повышению качества образования2.

Выпускная работа Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Использование НИТ учащимися

III уровеньРис.8. Вертикальная структура управления МБОУ «Кирбинская СОШ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Её эффективность обусловлена опытно-экспериментальной работой в области внутришкольного управления. Потоки информации, обрушивающиеся со всех сторон на участников образовательного процесса, не оставляют времени для раздумий о необходимости изменений в традиционном процессе управления школой. Столь важно, поэтому, в настоящее время обосновать аспекты управленческого экспериментирования, которые определены кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом и личность ученика в частности.

Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса, освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени на творческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей и технологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальной работы в указанном направлении приобретает первостепенное значение.

Модернизация системы школьного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя школьного образовательного учреждения (ОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей школьных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.

Одним из путей повышения эффективности управления школьным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.

Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения:

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся, система, управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Ситуация затруднена также отсутствием информационного банка об инновациях в управлении, ограниченными возможностями, информационного обмена в данной области для руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Совершенствование управленческой деятельности заведующего детским садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положении, методологически выверенных путей, средств, педагогических условий; способствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении ОУ.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ОУ эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - хороший помощник руководителям в организации системы управления ОУ. Использование информационных технологий помогает руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению производительности труда.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в управлении ОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития ОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.

В данной работе были проведены исследование и анализ уровня информатизации МБОУ «Кирбинская СОШ».

Проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

В связи с этим был разработан проект «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением», направленный на оптимизацию и повышение эффективности применения информационных технологий в управлении учреждением. В настоящее время проект находится на стадии внедрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.

  2. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

  3. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. - М.: Академия, 2012. - 283 с.

  4. Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. - 140с.

  5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2012. - 190 с.

  6. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110.

  7. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. - М.: [б.и.], 1997. - 47 с.

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 12с.

  9. Корнеев, И.К. Технические средства управления / И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 198 с.

  10. Лузянин, А.Г. Оптимизация деятельности руководителя образовательного учреждения с использованием информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Лузянин // Педагогические науки. - 2013. - № 1. - С.7-11.

  11. Матрос, Д.Ш.. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Меньшикова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 57с.

  12. Массовый открытый онлайн курс института юнеско по информационным технологиям в образовании по икт компетентности учителей, Цветкова М.С., Бадарч Д. - Профильная школа. 2014. Т. 2. № 5. С. 24-33.

  13. Модель инновационного управления образовательным процессом современной школы с использованием информационно-коммуникационных технологий /Демина Е.В.// Информатика и образование.-2012.-№1.-С.13-18.

  14. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. - М.: Сентябрь, 2001. - 160с.

  15. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства / В. Фортов // Народное образование. - 2012. - №7. - С.7-9.

  16. Некоторые подходы к моделированию системы управления образовательным процессом / О.М. Полещук // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2002. - №3. - С.4-6.

  17. Обзор информационных технологий в управлении общеобразовательной школой / Маржина Р.А.// Теоретические и прикладные аспекты современной науки.-2014.-№5-3.-С94-97.

  18. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 231с.

  19. Повышение эффективности управления адаптивной школой за счет использования информационных технологий /Грачева А.П.// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.-2014.-№1.-С.114-120.

  20. Сергеева, М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Сергеева.- М.:[б.и.], 2003. - 20с.

  21. Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 248с.

  22. Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. - 2003.- №2. - С.7-9.

  23. Тихомирова, Н.В. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. Серия: Научные школы Юнити-Дана.- 2012.-752 с.

  24. Третьяков, П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина. - М.: Новая школа, 2001. - 108с.

  25. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2001. - 85с.

  26. Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. - 83с.

  27. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53. - Ст. 7598.

  28. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд., доп. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 207с.

  29. Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: автореф. дис. …д-ра пед. наук / Л.И. Фишман. - Самара, 1994. - 394с.

  30. Чашников, Л.А. Применение информационных технологий в управлении школой / Л.А. Чашников // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (Москва, 5-9 ноября 2001г.): тез. докл. - Москва, 2001. С. 11-14.

  31. Шамова, Т.И.. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы / Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарёва. - М.: МГПИ, 1989. - 300с.

  32. Шамова, Т.И.. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. - 384с.

  33. Ямбург Е. Единое информационное пространство школы : педагогический аспект / Е. Ямбург. - М.:[б.и.], 2003. - 87с.

  34. Электронное образование в Республике Татарстан: edu.tatar.ru/

  35. Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] // Материалы конференции: [тез. докл.]. - Режим доступа: ito.edu.ru/ (20.01.2015).

















Приложение 1

Анкета для педагогов


Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос:

1. Знакомо ли Вам понятие «информационно-коммуникативные технологии»?

ДА, ЗНАКОМО

НЕТ

ДА, НО НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ

(нужное подчеркните)

Приложение 2

Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос:

КАКИМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ?

Компьютер

Клавиатура и мышь

Цифровой фотоаппарат

Видеокамера

Принтер

Сканер

Проектор

Интерактивные доски

Планшеты

Другие технические средства


(Подчеркните те средства, которыми вы умеете пользоваться)

Приложение 3

Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос:

КАКИМИ прикладными программными СРЕДСТВАМИ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ?

Word

Excel

Power Point

Электронная почта

Поисковая система

Skype, ICQ и т.д.

Другие средства


(Подчеркните те средства, которыми вы умеете пользоваться)




1 Матрос, Д.Ш.. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Меньшикова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 34с.

1 Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 161с.

2 Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд., доп. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 207с.

3 Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

4 Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 125с.

1 Шамова, Т.И.. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы / Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарёва. - М.: МГПИ, 1989. - 178с.

2 Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 135с.

3 Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. - 83с.

4 Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. - М.: [б.и.], 1997. - 5 с.

1 Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. - 80 с.

1 Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.

2 Третьяков, П.И. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина. - М.: Новая школа, 2001. - 78с.

1 Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110.

1 Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. - М.: Академия, 2012. - 283 с.

1 В частности, исследования кафедры управления развития школой ФППРО МПГУ, Шамовой Т.И., Сергеевой М.А.

Сергеева, М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторинга качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Сергеева.- М.:[б.и.], 2003. - с. 12.

2 Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2001. - 35с.

1 Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c

1 Шамова, Т.И.. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2007. - 236с.

1 Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. - 2003.- №2. - С.7-9.

1 Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. - 97с.

1 Ямбург Е. Единое информационное пространство школы : педагогический аспект / Е. Ямбург. - М.:[б.и.], 2003. - 47с.

2 Обзор информационных технологий в управлении общеобразовательной школой / Маржина Р.А.// Теоретические и прикладные аспекты современной науки.-2014.-№5-3.-С94-97.



© 2010-2022