- Преподавателю
- Директору, завучу
- Совершенствование профессионализма педагогов по применению ИКТ
Совершенствование профессионализма педагогов по применению ИКТ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребенникова Л.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Совершенствование
профессионализма педагогов по применению ИКТ
Информатизация образовательного пространства современной образовательной организации, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс среднего профессионального образования обучающихся потребовали особого внимания к повышению квалификации педагогов и к включению ИКТ-компонента в методическую работу.
Очевидно, что эффективность внедрения ИКТ в значительной степени зависит от готовности и способности педагога к активному и эффективному внедрению современных информационных технологий. При этом подавляющее большинство современных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующие курсы в институтах последипломного образования.
Профессиональные (корпоративные) обучения проводятся ежегодно в разное время. Они посвящены различным общепедагогическим, психолого-педагогическим, частнометодическим вопросам. А в последние годы - использованию ИКТ в образовательном процессе.
Представим несколько форм повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которые используются в ходе профессиональных обучений:
1. Разноуровневые курсы компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности). Цель данных курсов - сделать каждого педагога грамотным пользователем, знающим различные возможности технических новинок, появившихся в образовательных организациях (мультимедийный комплекс, интерактивная доска, планшет, комплект пультов для электронного тестирования, документ-камера и др.), способным создавать материалы к учебным и внеурочным занятиям с использованием разных программных продуктов, имеющим навыки пользования сетевыми ресурсами, в том числе сетевыми журналами, дневниками, социальными сетями для обмена информацией. Организатором данных курсов выступает администрация образовательной организации, занятия проводят преподаватели информатики и (или) приглашенные специалисты.
2. Лекции, посвященные внедрению ИКТ в образовательный процесс. Будучи в целом связанной с внедрением ИКТ, тематика лекций может быть самой разнообразной: от обзоров, посвященных новой технологии, до вопросов, связанных с психологией восприятия информации из Интернета. Ниже приводим темы некоторых лекций, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс:
-
«Инновационные методы обучения. Информационно-коммуникационные технологии в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и классическими методами обучения»;
-
«Интерактивная доска: возможности, преимущества, риски»;
-
«Особенности выбора и использования ИКТ в зависимости от образовательной области и учебной дисциплины»;
-
«Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе. Глобальная сеть и современный урок»;
-
«Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании школьников»;
-
«Особенности использования ИКТ при организации учебно-исследовательской деятельности школьников»;
-
«Культура учебной презентации».
Организатором лекций и в этом случае выступает администрация, руководители цикловых методических комиссий. При определении тем учитываются интересы педагогов, актуальные вопросы работы образовательной организации.
3. Семинары, практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе. Эти формы повышения квалификации педагогов носят практико-ориентированный характер и направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в каждодневной практике преподавателей, а также на овладение умением отбирать, использовать (адаптировать) и анализировать готовые «продукты», предназначенные для занятий и внеурочных мероприятий с использованием ИКТ. Последнее особенно актуально сегодня, когда образовательный рынок перенасыщен мультимедийными «продуктами» для учреждений образования, обучающихся, преподавателей. Часть этих «продуктов» имеет сомнительное качество как с точки зрения содержания, так и с точки зрения оформления.
4. Презентации материалов, подготовленных преподавателями для использования на занятиях (работа с мультимедийным комплексом, интерактивной доской, планшетом и др.), выставки работ преподавателей и обучающихся.
5. Демонстрационно-обучающие занятия на базе школьной медиатеки. Они направлены на информирование преподавателей о новинках, поступивших в фонды медиатеки, о новых программных продуктах и возможностях их использования, об образовательных ресурсах Интернета.
Помимо корпоративных профессиональных обучений, вопросы использования ИКТ включены и в систему методической работы образовательной организации:
1. Посещение (взаимопосещение) и анализ занятий, открытые занятия, внеклассные мероприятия, мастер-классы, на которых демонстрируется применение ИКТ (с учетом особенностей программы в целом и отдельных тем, возможностей и интересов обучающихся, их возраста, характера освоения материала, а также с учетом типа занятия, его места в структуре планирования и многих других общезначимых факторов. Подчеркнем, что каждое такое занятие обязательно включает анализ эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей, например, группы, сопоставление инновационных и классических методов и приемов. В этом случае можно предложить преподавателю провести занятие на одну и ту же тему в двух обучаемых им группах: одно - с использованием ИКТ, другое - «по старинке». Это вовсе не значит, что занятие без ИКТ будет хуже, но такое сопоставление (при условии, что оба занятия подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне и в группах приблизительно одинаковых по образовательным возможностям) позволит увидеть те новые возможности, которые дает преподавателю интерактивная доска или выход в Интернет прямо на занятии. Важно подчеркнуть, что посещать занятия целесообразно не только внутри своей цикловой методической комиссии. Анализ занятий коллег - преподавателей других дисциплин, в том числе и дисциплин других образовательных областей, помогает увидеть надпредметный характер информационно-коммуникационных технологий.
2. Собеседования с преподавателями, индивидуальные консультации для педагогов, внедряющих ИКТ. Тематика этих собеседований и консультаций определяется, с одной стороны, запросами самого преподавателя, его интересами и, возможно, затруднениями, с другой - проблемами (в нашем случае проблемами при использовании ИКТ), которые выявлены в процессе посещения занятий администрацией, анализа конспектов к занятиям и проч.
3. Сопровождение педагогов, разрабатывающих методические темы, связанные с ИКТ. Сопровождение включает в себя консультирование педагогов внутренними и приглашенными специалистами, привлечение преподавателей к проведению мероприятий: предметных недель, конкурсов презентаций, интеллектуальных игр с использованием ИКТ, выпуску сетевых изданий и др., помощь в создании и продвижении авторских образовательных или методических «продуктов», созданных к занятиям, помощь в создании и публикации статей по разрабатываемой проблеме и другие виды деятельности.
4. Составление силами педагогов ЦМК «библиотечек» («копилок») интерактивных «продуктов», аннотированных списков к ним, а также разработка материалов к занятиям и взаимообмен материалами.
5. Одним из перспективных направлений работы в области внедрения ИКТ считается составление электронного планирования деятельности педагога, которое включает не только классические разделы планирования, но и презентации к занятиям, ссылки на образовательные интернет-ресурсы, электронные тесты и многое другое.
Важное значение при организации профессионального обучения и методической работы, связанной с овладением преподавателями ИКТ, уделяется постоянному изучению их образовательных запросов, диагностике затруднений при внедрении информационно-коммуникационных технологий, анализу результативности использования ИКТ. Ниже представлена анкета «Использование интерактивной доски», которую можно предложить заполнить преподавателям, применяющим на занятиях данное оборудование.
Анкета «Использование интерактивной доски»
1. Как часто вы используете интерактивную доску на занятии:
-
на каждом занятии (в течение всего занятия, она практически полностью заменила классическую доску);
-
на каждом занятии (в комбинации с классической доской);
-
примерно в 50% учебного времени;
-
нечасто;
-
крайне редко;
-
не использую (при выборе данного варианта ответа укажите почему).
2. В ходе каких занятий (с точки зрения форм их проведения) эффективнее всего, на ваш взгляд, использовать интерактивную доску:
-
занятия самостоятельной работы обучающихся;
-
лекции;
-
лекции с элементами беседы;
-
занятия-игры;
-
семинары;
-
эвристические беседы;
-
занятия-зачеты;
-
занятия-экскурсии, занятия с элементами театрализации, занятия-концерты;
3. Какие материалы наиболее часто вы используете при работе с интерактивной доской:
-
цельные презентации, содержащие изучаемый материал;
-
различные иллюстрации (схемы, картины, фото, портреты и проч., карты, диаграммы, гистограммы);
-
тренировочные задания, задачи с интерактивной проверкой;
-
текстовый материал (планы, вопросники, таблицы, тезисы);
-
«живые» опыты, схемы, чертежи (то есть то, что демонстрирует процесс);
-
видео-, аудиоматериалы;
-
тесты с интерактивной проверкой;
-
тесты без интерактивной проверки;
-
другое (укажите)
При этом чаще всего вы используете:
-
созданные самостоятельно «продукты»;
-
«продукты», созданные коллегами из ЦМК;
-
«продукты», созданные коллегами из других образовательных организаций;
-
«продукты», созданные обучающимися по заданию и (или) под руководством преподавателя;
-
фирменные (готовые) «продукты).
4. Какой материал, на ваш взгляд, лучше всего изучать с применением возможностей интерактивной доски?
Назовите несколько тем (блоков, разделов, типов работ и проч.), которые на качественно ином уровне могут быть изучены при помощи интерактивной доски.
5. Как включиться в работу с интерактивной доской:
-
активно использовать разнообразный иллюстративный материал на уроках изучения новой темы;
-
применять разнообразные (разноуровневые) тренировочные упражнения для интерактивной доски;
-
работать со smart-технологиями (компоновка, передвижение, поиск пар, групп, соответствий, аналогий, использование «шторок»);
-
активно использовать презентации, тесты, слайд-шоу, подготовленные обучающимися (группами обучающихся);
-
другое (укажите).
6. Перечислите преимущества интерактивной доски и риски, связанные с ее использованием в образовательном процессе.
Преимущества:
Риски:
Гребенникова Л.В.,
старший методист Бахчисарайского колледжа
строительства, архитектуры и дизайна