Совершенствование профессионализма педагогов по применению ИКТ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование

профессионализма педагогов по применению ИКТ

Информатизация образовательного пространства со­временной образовательной организации, активное внедрение информацион­но-коммуникационных технологий в образовательный процесс среднего профессионального образования обучающихся потребовали особого внимания к повышению квалификации педагогов и к включению ИКТ-компонента в методическую работу.

Очевидно, что эффективность внедрения ИКТ в значительной степе­ни зависит от готовности и способности педагога к активному и эффективному внедрению современных информационных технологий. При этом подавляющее большинство современ­ных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующие курсы в институтах последипломного образования.

Профессиональные (корпоративные) обучения прово­дятся ежегодно в разное время. Они посвящены различным общепедагогическим, психолого-педагоги­ческим, частнометодическим вопросам. А в последние годы - использованию ИКТ в образовательном процессе.

Представим несколько форм повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которые используются в ходе профессиональных обучений:

1. Разноуровневые курсы компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности). Цель данных курсов - сделать каждого педагога грамотным пользователем, знающим раз­личные возможности технических новинок, появившихся в образовательных организациях (мультимедийный комплекс, интерактивная до­ска, планшет, комплект пультов для электронного тести­рования, документ-камера и др.), способным создавать материалы к учебным и внеурочным занятиям с использо­ванием разных программных продуктов, имеющим навыки пользования сетевыми ресурсами, в том числе сетевыми журналами, дневниками, социальными сетями для обмена информацией. Организатором данных курсов выступает администрация образовательной организации, занятия проводят преподава­тели информатики и (или) приглашенные специалисты.

2. Лекции, посвященные внедрению ИКТ в образова­тельный процесс. Будучи в целом связанной с внедре­нием ИКТ, тематика лекций может быть самой разно­образной: от обзоров, посвященных новой технологии, до вопросов, связанных с психологией восприятия ин­формации из Интернета. Ниже приводим темы некоторых лекций, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс:

  • «Инновационные методы обучения. Информационно-коммуникационные технологии в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и классическими методами обучения»;

  • «Интерактивная доска: возможности, преимущества, риски»;

  • «Особенности выбора и использования ИКТ в за­висимости от образовательной области и учебной дисциплины»;

  • «Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе. Глобальная сеть и современный урок»;

  • «Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании школьников»;

  • «Особенности использования ИКТ при организации учебно-исследовательской деятельности школьни­ков»;

  • «Культура учебной презентации».

Организатором лекций и в этом случае выступает ад­министрация, руководители цикловых методических комиссий. При определении тем учи­тываются интересы педагогов, актуальные вопросы работы образовательной организации.

3. Семинары, практикумы, посвященные использо­ванию ИКТ в образовательном процессе. Эти формы повышения квалификации педагогов носят практико-ориентированный характер и направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в каждодневной практике преподавателей, а также на овладение умением отбирать, использовать (адаптировать) и анализировать готовые «продукты», предназначенные для занятий и внеурочных мероприятий с использованием ИКТ. Последнее особенно актуально сегодня, когда образовательный рынок пере­насыщен мультимедийными «продуктами» для учреждений образования, обучающихся, преподавателей. Часть этих «продуктов» имеет сомни­тельное качество как с точки зрения содержания, так и с точки зрения оформления.

4. Презентации материалов, подготовленных преподавателями для использования на занятиях (работа с мульти­медийным комплексом, интерактивной доской, план­шетом и др.), выставки работ преподавателей и обучающихся.

5. Демонстрационно-обучающие занятия на базе школьной медиатеки. Они направлены на информиро­вание преподавателей о новинках, поступивших в фонды медиа­теки, о новых программных продуктах и возможностях их использования, об образовательных ресурсах Интернета.

Помимо корпоративных профессиональных обучений, вопросы использования ИКТ включены и в систему методической работы образовательной организации:

1. Посещение (взаимопосещение) и анализ занятий, открытые занятия, внеклассные мероприятия, мастер-классы, на которых демонстрируется применение ИКТ (с учетом особенностей программы в целом и отдель­ных тем, возможностей и интересов обучающихся, их возрас­та, характера освоения материала, а также с учетом типа занятия, его места в структуре планирования и многих других общезначимых факторов. Подчеркнем, что каждое такое занятие обязательно включает анализ эффективности использования ИКТ, поиск вариантов раз­личного применения новых технологий с учетом особен­ностей, например, группы, сопоставление инновационных и классических методов и приемов. В этом случае можно предложить преподавателю провести занятие на одну и ту же тему в двух обучаемых им группах: одно - с использованием ИКТ, другое - «по старинке». Это вовсе не значит, что занятие без ИКТ будет хуже, но такое сопоставление (при условии, что оба занятия подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне и в группах приблизительно одинаковых по образовательным возможностям) позволит увидеть те новые возможности, которые дает преподавателю ин­терактивная доска или выход в Интернет прямо на занятии. Важно подчеркнуть, что посещать занятия целесообразно не только внутри своей цикловой методической комиссии. Анализ занятий коллег - преподавателей других дисциплин, в том числе и дисциплин других образовательных областей, помогает увидеть надпредметный характер информационно-коммуникационных технологий.

2. Собеседования с преподавателями, индивидуальные кон­сультации для педагогов, внедряющих ИКТ. Тематика этих собеседований и консультаций определяется, с од­ной стороны, запросами самого преподавателя, его интересами и, возможно, затруднениями, с другой - проблемами (в нашем случае проблемами при использовании ИКТ), которые выявлены в процессе посещения занятий адми­нистрацией, анализа конспектов к занятиям и проч.

3. Сопровождение педагогов, разрабатывающих ме­тодические темы, связанные с ИКТ. Сопровождение включает в себя консультирование педагогов внутренними и приглашенными специалистами, привлечение преподавателей к проведению мероприятий: предметных недель, конкурсов презентаций, интеллектуальных игр с использованием ИКТ, выпуску сетевых изданий и др., помощь в создании и продвижении авторских образо­вательных или методических «продуктов», созданных к занятиям, помощь в создании и публикации статей по разрабатываемой проблеме и другие виды деятельности.

4. Составление силами педагогов ЦМК «библиотечек» («копилок») интерактивных «продуктов», анноти­рованных списков к ним, а также разработка материалов к занятиям и взаимообмен материалами.

5. Одним из перспективных направлений работы в области внедрения ИКТ считается составление электронного планирования деятельности педагога, которое вклю­чает не только классические разделы планирования, но и презентации к занятиям, ссылки на образовательные интернет-ресурсы, электронные тесты и многое другое.

Важное значение при организации профессионального обучения и методической работы, связанной с овладением преподавателями ИКТ, уделяется постоянному изучению их обра­зовательных запросов, диагностике затрудне­ний при внедрении информационно-коммуникационных технологий, анализу результативности использования ИКТ. Ниже представлена анкета «Использование интер­активной доски», которую можно предложить заполнить преподавателям, применяющим на занятиях данное оборудование.

Анкета «Использование интерактивной доски»

1. Как часто вы используете интерактивную доску на занятии:

  • на каждом занятии (в течение всего занятия, она практически полностью заменила классическую доску);

  • на каждом занятии (в комбинации с классической доской);

  • примерно в 50% учебного времени;

  • нечасто;

  • крайне редко;

  • не использую (при выборе данного варианта от­вета укажите почему).

2. В ходе каких занятий (с точки зрения форм их прове­дения) эффективнее всего, на ваш взгляд, использовать интерактивную доску:

  • занятия самостоятельной работы обучающихся;

  • лекции;

  • лекции с элементами беседы;

  • занятия-игры;

  • семинары;

  • эвристические беседы;

  • занятия-зачеты;

  • занятия-экскурсии, занятия с элементами театрализации, занятия-концерты;

3. Какие материалы наиболее часто вы используете при работе с интерактивной доской:

  • цельные презентации, содержащие изучаемый материал;

  • различные иллюстрации (схемы, картины, фото, портреты и проч., карты, диаграммы, гистограммы);

  • тренировочные задания, задачи с интерактивной проверкой;

  • текстовый материал (планы, вопросники, таблицы, тезисы);

  • «живые» опыты, схемы, чертежи (то есть то, что демонстрирует процесс);

  • видео-, аудиоматериалы;

  • тесты с интерактивной проверкой;

  • тесты без интерактивной проверки;

  • другое (укажите)

При этом чаще всего вы используете:

  • созданные самостоятельно «продукты»;

  • «продукты», созданные коллегами из ЦМК;

  • «продукты», созданные коллегами из других обра­зовательных организаций;

  • «продукты», созданные обучающимися по заданию и (или) под руководством преподавателя;

  • фирменные (готовые) «продукты).

4. Какой материал, на ваш взгляд, лучше всего изучать с применением возможностей интерактивной доски?

Назовите несколько тем (блоков, разделов, типов работ и проч.), которые на качественно ином уровне могут быть изучены при помощи интерактивной доски.

5. Как включиться в работу с интерактивной доской:

  • активно использовать разнообразный иллюстративный материал на уроках изучения новой темы;

  • применять разнообразные (разноуровневые) тренировочные упражнения для интерактивной доски;

  • работать со smart-технологиями (компоновка, передвижение, поиск пар, групп, соответствий, аналогий, использование «шторок»);

  • активно использовать презентации, тесты, слайд-шоу, подготовленные обучающимися (группами обучающихся);

  • другое (укажите).

6. Перечислите преимущества интерактивной доски и риски, связанные с ее использованием в образовательном процессе.

Преимущества:

Риски:

Гребенникова Л.В.,

старший методист Бахчисарайского колледжа

строительства, архитектуры и дизайна

© 2010-2022