Семинар для молодых методистов доу «Создание ПРС в детском саду»

С представленной информацией предложен материал семинара для молодых методистов дошкольных учреждений с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по созданию предметно-развивающей среды в детском саду. В ходе данного семенира предлагались разнообразные формы работы с методистами, которые можно использовать в работе с воспитателями ( разогревка, психологический настрой, экскурсия с комментированием, моделирование и так далее), а также в приложениях предлагался перечень материалов ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар для «Школы молодого методиста»

Тема «Создание предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении»

Место проведения:

г. Павлодар

ГККП «Детский сад № 34»

Повестка

1. Приветствие «Улыбка, ладошка, сердце, солнце»

психолог Круч Г.Ю

2. «Разогревка»

методист Пустовая З.В.

3. Консультация на тему «Создание предметно-развивающей среды в дошкольном

учреждении»

методист Пустовая З.В.

4. Экскурсия с комментирование ПРС

методист Пустовая З.В.

5.Музыкальная разминка (танцтерапия)

психолог Круч Г.Ю.

6.Практическая часть семинара: моделирование центров развития

методист Пустовая З.В.

7. Рефлексия

методист Пустовая З.В.

1 Приветствие «Улыбка, ладошка, сердце, солнце»

Цель: создание атмосферы группового доверия и принятия.

(У кого «ладошка» приветствуют с помощью жестов - рукопожатие, махи руками, как при встрече. У кого «сердце» - объятьями, воздушным поцелуем. У кого «солнце» - теплым, добрым словом.)

2. «Разогревка»

Если Вы полагаете, что ПРС- средство для развития личности ребёнка, то потопайте ногами.

Если вы уверены, что каждый сантиметр группы должен работать на развитие ребёнка, то дотроньтесь до кончика носа.

И др.

3. Консультация на тему «Создание предметно-развивающей среды в дошкольном

учреждении»

методист Пустовая З.В.

Современный детский сад - это место, где ребенок полу­чает опыт широкого эмоционально-практического взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обо­гащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-развива­ющей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного образования-2008 следует обратить внимание на изменение принципов педагогического процесса, которые позволяют:

1. избегать организации фронтальных занятий, как несоответствующих ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте;

2. вести фиксированное наблюдение за развитием ребенка, делать соответствующие выводы, прогнозировать его продвижение;

3, творчески подходить к организации педагогического процесса.

Поэтому совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и игрового пространства, которые обеспечивают условия для детской игровой деятельности и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка . Все это требует создания предметной среды, которую Новый стандарт определяет как «поисковое поле» ребенка.

Однако, во многих детских садах создана предметная среда- среда, насыщенная предметами, которые не развивают ребёнка.

Понимая актуальность проблемы, работа по созданию прс - является одной из главной задач.

С чего же начать работу?

Мы начали работу с разработки критериев и разностороннего анализа ПРС и центров развития во всех возрастных группах, который позволил выявить ряд недостатков и сделать вывод о соответствии ПРС современным требованиям.

В ходе анализа мы выявили:

-нерациональное использование площади групповой комнаты;

-в групповых помещениях присутствовал избыточный материал, а еще больше не доставало - воспитатели не хотели расставаться с многолетне «накопленным» материалом, за счет которого группы перенасыщались;

-предметная среда не обеспечивала потребность детей в познавательной и творческой деятельности с учетом возрастных закономерностей изменения видов, что затрудняло продвижение ребенка вперед;

-материалы, атрибуты и игровое оборудование в созданных центрах были постоянно действующими, без учета периодической сменяемости;

-в группах укоренился дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий (они ближе женщине-воспитателю и создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, предпочитаемых мальчиками);

- не была создана трансформируемая предметная среда группового помещения по отношению к игровой деятельности в зависимости от возраста детей.

Данные проблемы отмечаются и при посещении детских садов города в ходе проверок.

Работу по решению задач мы условно разделили на три этапа:

Первый этап был посвящен теоретической проработке данного направления работы на основе изучения и анализа литературы, проведению поискового эксперимента и моделированию игрового пространства на плане групповых комнат каждой возрастной группы

(Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Второй этап направил всю работу педагогического коллектива на создание развивающего пространства и его оснащения. Творческой группой педагогов в помощь воспитателям составлен перечень основных принципов и критериев построения предметно-развивающей среды, даны методические рекомендации по созданию и организации центра сюжетно-ролевой игры, разработаны ориентиры по типизации и подбору игрового материала для разных возрастных групп, методическое пособие «Оснащение ПРС групп предшкольной подготовки», «Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в доу»

Часть перечисленных материалов вам предложена на выставке.

В результате проделанной работы мы постарались упорядочить ПРС групп и создать в них эффект домашней обстановки путем устранения границ между учебным центром и центрами для других видов деятельности.

Воспитатели обеспечили самостоятельную индивидуальную деятельность детей в центрах активности через насыщение пространства специально подобранными материалами и пособиями, которые ставят ребенка в позицию активного деятеля.

При создании развивающей среды в каждой возрастной группе, мы уделяем внимание:

* половому составу детей, поэтому игровые зоны для мальчиков в некоторых группах сознательно расширили с учетом того, что их - большинство.

*подбору материалов для игровой деятельности, ориентируется на «зону ближайшего развития » ребёнка

Результат нашей работы второго этапа Вы увидите во время экскурса по группам.

На третьем этапе - идёт обучение педагогов, т.к. качество и эффективность игры зависит:

*от профессионального мастерства педагога планировать игру детей и руководить ею;

*от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей;

*от правильного методического руководства взаимоотношениями детей;

*от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Мы используем разнообразные формы обучения воспитателей ,посредством которых совершенствуется профессиональное мастерство педагогов по созданию ПРС.

Примерный план работы с педагогами по теме

«Создание предметно -развивающей среды в доу»

Цель: Рост профессиональных компетентностей воспитателей по созданию предметно-развивающей среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их развития.

Работа с педагогами

1

Консультация: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ГОСО».

сентябрь

методист

2

Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ГОСО».

октябрь

методист

воспитатели

3

Семинар-практикум: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ. Моделирование центров развития».

ноябрь

методист

воспитатели

4

Презентация: «Предметно-развивающая среда», «Содержание центров активности».

декабрь

методист

воспитатели

В ходе проделанной работы сегодня мы можем сказать о полученных результатах:

-количество материалов и оборудования приведено в соответствие с требованиями развивающего обучения;

-урегулирована поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек;

-при размещении материалов и игрового оборудования учтены педагогические, эстетические и гигиенические рекомендации;

-выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.

Можно сказать, что созданные условия в настоящее время приближены к идеальным. Однако, работа вовсе не завершена. Идет постоянное обновление, пополнение оборудования и материалов.

Теперь переходим к вопросу «Что такое ПРС? Каковы же её характеристики и особенности построения»

(записывают на доске, в конце семинара -отвечают еще раз на этот вопрос и сравнивают свои ответы)

Мы знаем, что

*с точки зрения психологии, среда- это условия, процесс и результат саморазвития личности,

*с точки зрения педагогики -это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ удовлетворения потребностей субъекта.

*Развивающая среда- естественная комфортабельная уютная обстановка , рационально организованная . насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

*Развивающая среда- реализация идей развивающего обучения(развитие личности- саморазвитие, самореализация на основе познавательно-творческой деятельности) и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком(«не рядом, не «над», а вместе», тактика общения- сотрудничество между полноправными партнерами).

«ПРС - система материальных объектов (к5онструкторы, тематические игрушки и пособия, информационные средства воспитания и обучения) деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика. Эта обогащённая среда обеспечивает средствами разнообразную деятельность каждого ребёнка. Оснащение среды формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности» (С.Л.Новикова-доктор психологических наук)

Создавая ПРС, мы должны учитывать главные принципы.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

Предлагаю минигруппам раскрыть содержание указанных принципов построения ПРС:

1.принцип сочетаемости центров активности по их содержанию и назначению :

2.принцип безопасности

3.учёт возрастных особенностей детей

4.принцип комфортности

5.обеспечение богатства сенсорными впечатлениями;

6.принцип уважения к потребностям

7.принцип уважения к мнению ребенка

8.принцип функциональности

9. принцип опережающего характера содержания образования

10.принцип динамичности

11.учет половых (гендерных) различий

Создавая предметно- развивающую среду мы должны учитывать прежде всего специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

В соответствие с указанными видами деятельности дошкольников и с целью формирования детских компетентностей, реализации ГОСО создаются центры развития.

Как вы думаете, сколько ЦА должно быть в группе? Количество может быть различным, но ядро составляют следующие:

  • Центр Сюжетно - ролевой игры.

  • Центр Строительства (конструирования).

  • Центр развития речи (центр книги, развития речи, обучения грамоте и Центр театра)

  • Центр Искусства.

  • Манипулятивный центр

  • Центр науки (центр песка и воды в младших группах)

  • Центр математики (центр сенсорики в младших группах).

На какие моменты необходимо обратить внимание при организации центров активности? (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

1. Привлекательный вид.

2.Центры должны иметь достаточное место для работы в парах или в малой группе, т.е. они должны быть рассчитаны на определеннее количество детей, обычно на 5-6 детей.

3.Центры должны быть так расположены, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться.

4.Каждый центр должен иметь свое обозначение и свои правила для работы в данном центре

5.Необходимо организовать в группе место для сбора детей, где желательно иметь напольное покрытие, а также и в некоторых центрах, например, в центре литературы и драмы.

6.«Спокойные» и «шумные» центры не должны располагаться рядом друг с другом, чтобы не мешать занятиям детей.

7.В группе должны быть достаточное количество столов и стульев.

8.Центры искусства, науки должны располагаться ближе к раковине и окну (естественному освещению).

9. Центры активности должны содержать все необходимое оборудование и материалы для стимулирования исследовательской активности ребенка..

10.Ддти должны знать где, в каком центре лежат какие материалы, и обязательно знать правила работы в центрах.

Изучив и проработав методическую и педагогическую литературу , творческой группой детского сада в помощь воспитателю разработаны ориентиры по типизации и подбору игрового материала для разных возрастных групп, исходя из представлений о становлении игры в онтогенезе, дан примерный перечень дидактического материала и оборудования ЦА по возрастным группам.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 -Особенности организации ПРС в возрастных группах

Теперь, позвольте остановиться более подробно на организации центров активности. (с методистами ведётся диалог с целю выявления и обогащения знаний по оснащению центров развития)

ЦЕНТР СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6):

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА

ЦЕНТР МАНИПУЛЯЦИИ

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ГРАМОТЫ и ЛИТЕРАТУРЫ

ЦЕНТР ТЕАТРА (или уголок театра)

ЦЕНТР НАУКИ

ЦЕНТР ВОДЫ И ПЕСКА

ЦЕНТР ИСКУССТВА-ТВОРЧЕСТВА

ЦЕНТР ТИШИНЫ (или уголок уединения)

Ёще одна особенность ПРС - .участие семьи, которое диктуется тем, что семья оказывает самое большое влияние на своих детей и является их первым педагогом. Для родителей важно, чтобы ребенок мог добиваться поставленных целей. Поэтому образование должно быть открыто для родителей, позволяя им вносить необходимые коррективы и учиться самим. Желательно стимулировать желание родителей участвовать в нем.

Можно сказать, что обмен информацией между коллективом группы и семьей -одна из важных задач д/с, а общение с семьей по поводу ребенка - обязанность пед.коллектива. Возможны самые разные формы общения :

  • записки-счастьеграммки,

  • беседы,

  • семинары для родителей ,

  • родительские собрания для обсуждения стратегии обучения и помощи в этом со стороны семьи в домашних условиях.

  • Доска объявлений (способ неформальной передачи информации)

  • Информационный листок-бюллетень

  • Домашние визиты

  • Пребывание членов семей в группе

  • Благодарности(грамоты, письма, благодарности в уголке для родителей)

  • Выявление интересов семей и вариантов участия в жизни группы(занятия на свежем воздухе, клубы или классы по интересам, фестиваль блюд, вечер любимого блюда и т.д.)

Мероприятия по созданию эмоционально-развивающей среды в группах помогают сотрудничеству воспитателей, детей и родителей. Предлагаем некоторые из них ,которые имеются у нас в группах и те, которые вы можете организовать у себя

4. Мероприятия по созданию эмоционально-развивающей среды в группах помогают сотрудничеству воспитателей, детей и родителей. Предлагаем некоторые из них ,которые имеются у нас в группах и те, которые вы можете организовать у себя.

Однозначно сказать: делайте так-то и так-то, невозможно, Вы будете постоянно обновлять, пополнять оборудование и материалы, в связи с интересами и потребностями детей.

Предлагаю Вам совершить экскурсию по группам нашего детского сада. Вы увидите сами, что есть у нас, чего мы добились в организации ПРС и ЦА.

(2 младшая «В», средняя, старшая «А» и подготовительная «Б» группы + старшая «Б» - анализ)

5.Музыкальная разминка (танцтерапия)

Цель: активизировать участников, поднять настроение.

Приглашаю вас на активную музыкальную разминку.

Все участники выполняют движения и поют песню.

(Песня на мотив «робот Броня»)

Мы сегодня встретились

Ведь у нас дела!

Работа не кончается

С ночи до утра.

Семинары, тренинги-

Знать мы все должны!

Будем же активными.

Фору всем дадим!

- Спасибо всем за активное участие! Желаю вам здоровья, творческих успехов и хорошего настроения!

6.Практическая часть семинара: моделирование центров развития

методист Пустовая З.В.

Временно созданным группам предлагается смоделировать выбранный центр развития по схеме: придумать название и символ центра развития, перечислить оборудование и оснащение.

7.Подмечу, что педагоги выполняют роль посредника и помощника ,несут ответственность за создание условий , побуждающих ребенка к общительности и любознательности. Мы всегда должны помнить железное правило -«Никогда не делайте за детей то, что они могут сделать сами» и основной принцип Марии Монтессори -«Помоги ребёнку это сделать самому»

Подвести итог нашей встречи помогут 6 думательных шляп. Прошу Вас выбрать любую из них и воплотиться . (ответить на заданный вопрос)

Желтая шляпа:

Преимущества ПРС.

Зачем её создавать? Стоит ли это делать?

Черная шляпа:

Как Вы думаете, помогают ли педагогам ПРС

и центры развития в выполнении ГОСО?

Зеленая шляпа:

Ваши действия по созданию ПРС в вашем детском саду после

данного семинара.

Красная шляпа:

Что Вы чувствуете по поводу рассматриваемой проблемы?

Какие эмоции Вас переполняют?

Белая шляпа:

Какую полезную информацию Вы получили лично для себя?

Будете ли использовать её в работе?

Синяя шляпа:

Предложите тему следующего семинара для молодых

методистов

9

© 2010-2022