• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»

Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»

Настоящая методическая разработка по теме «Рекомендации  по организации деятельности  учебно-воспитательного процесса  в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих)  с нарушением интеллекта»  адресована  преподавателям и мастерам производственного обучения работающим в группах выпускников образовательных учреждений VIII вида. Разработка включает  статистические данные по обучению данной категории учащихся, особенности  в развитии детей с нарушением интеллекта, принципы ко...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по организации

деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта

Расти должны все цветы

Евангелие от Матфея

Статистика:

По данным статистики в нашей стране:

5%- одарённых детей

35% - дети с нормой в развитии

60% - дети с нарушениями в развитии

72-75% - легкая умственная отсталость;

20-23% - умеренная умственная отсталость

5% - тяжёлая умственная отсталость

Особенности в развитии детей с нарушением интеллекта


  1. замедленное и ограниченное восприятие;

  2. недостатки развития моторики;

  3. недостатки речевого развития;

  4. недостатки развития мыслительной деятельности (нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причинно следственных связей);

  5. специфические особенности памяти (непрочность и малый объём)

  6. недостаточная познавательная активность;

  7. проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношений;

  8. недостатки или нарушения в развитии личностных качеств (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Умственная

отсталость

Состояние учащегося, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения нервной системы. Это является физиологической основой для аномального психического развития учащихся, включая процессы познания, эмоции, волю.

Олигофрения

Малоумие. Это стойкое недоразвитие форм психической деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития. При олигофрении отличается прежде всего недоразвитие мышления. Нарушена память, уменьшается запас слов, затрудняются процессы осмысления.

Принципы коррекционной педагогики


  • принцип педагогического оптимизма;

  • принцип коррекционно-компенсирующей направленности образовательного процесса;

  • принцип социально-адаптирующей направленности образовательного процесса;

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип деятельностного подхода в обучении;

  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

  • принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

  • принцип необходимости специального педагогического руководства.

  • принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.


Методы обучения

персептивные, логические, гностические и практические.

Требования к коррекционной работе на уроке


  1. Формирование учебной активности учащихся:

  • создание мотива;

  • создание проблемной ситуации;

  • организация самостоятельной работы учащихся;

  • организация связи мотивов с эмоциями;

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитание чувства долга и ответственности;

  • формирование положительной оценки учебной деятельности;

  • использование эмоциональной речи и авторитета мастера и преподавателя;

2. Развитие осознанного регулирования деятельности:

  • целеобразование;

  • эксториоризация мыслительной деятельности и её вербализация;

  • использование наглядных образов, иллюстративно-изобразительной наглядности, технических демонстрационных материалов;

  • наблюдение «за осуществлением» эталонной деятельности и организации наблюдения;

  1. Дифференцированное и индивидуальное обучение.



Основные способы и приёмы взаимодействия

на учебном занятии


  • включение в урок заданий по нарастающей степени сложности;

  • включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер;

  • применение разнообразных типов структур урока для смены вида деятельности;

  • использование заданий, предполагающих самостоятельную обработку информации;

  • включение дозированной поэтапной помощи мастера;

  • перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание;

  • включение в урок специальных упражнений по коррекции

высших психических функций;

  • включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов (визуальный, аудиальный, кинестетический).



Виды педагогической поддержки в усвоении знаний:


  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия учебного материала;

  • использование ориентировочной основы действий(опорных сигналов);

  • формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • дополнительные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения материала.



Рекомендации по организации

деятельности на основных этапах урока


  1. Организационный момент:

Организационный момент занимает от 1 до нескольких минут и проводится, как самостоятельная часть с учётом трудности переключаемости учащихся с одного вида деятельности на другой необходимо снять у них излишнюю возбудимость и переключить их внимание на урок. С первых минут учащийся должен почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. Проверить наличие тетрадей ручек специального оборудования для урока, порядок расположения их на учебном столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов, это требование относится и к столу учителя. Так как это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд

  1. Постановка цели и задачи урока:

Постановка цели и задачи содержит познавательную и мотивационную части. Определяя познавательную часть учитель должен указывать на те знания, которые должен получить ученик на сегодняшнем занятии. Необходимо чтобы формулировка определение была чёткой и легко запоминающейся. Мотивационная часть задачи должна содержать обоснование необходимости новых знаний для последующей деятельности учащихся ( сегодня мы изучим свойства ткани, это нужно хорошо запомнить без них вы не сможете подобрать материал для заплаты)

  1. объяснение нового материала:

  • Излагать более короткими предложениями, смысл которых лучше понимается учащимися. Во время объяснения учитель активизирует внимание, контролирует степень усвоения.

  • При объяснении использовать наглядные средства. В психологии выделяют две функции наглядности: расширение чувственного опыта и раскрытие сущности изучаемого материала. Модель образцы, схемы, макеты, фильмы. Рекомендуется фрагменты, вырезать сосредоточить внимание;

  • связывание новой информации с прошлым опытом учащихся. Опорой для формирования новых знаний служат ранее усвоенные знания и представления. Новый материал связан с житейски опытом учащихся;

  • дозированная помощь при объяснении нового материала (вопросы, сравнения);

  • при изучении нового термина установить смысловые связи со знакомыми учащимся понятиями и для обеспечения восприятия нового термина необходимо:

  • четко проговаривать, демонстрировать карточку с новым термином, выделяя интонацией произношение и правописание;

  • повторение слова учащимися в громкой речи, и про себя;

  • записать новое слово в словарь;

  • использовать приём сравнения, используя при этом алгоритм или план;

  • использование практической деятельности учащихся (практические работы, опыты, наблюдения.);

  • метод поэтапного формирования знаний:

  • определение цели и создание познавательной мотивации;

  • восприятие нового материала;

  • действие учащихся с материализованными или натуральными объектами;

  • проговаривание в громкой речи ( с опорой , а затем без опоры на наглядность;

  • представление схематического материала и проговаривание про себя его содержания;

  • упражнения на закрепление и образование новых смысловых связей: ответ учащихся на вопросы, предполагающие осмысление материала в другом ракурсе; повторение и дополнение материала на следующем занятии;

  1. контроль и помощь;

    1. анализ выполненных работ в сравнении с образцом, эталоном;

    2. оценка;

общие рекомендации:

  1. восприятие + речь ( составлять рассказ «Мурзилка»);

  2. запоминание пойдет лучше, если использовать при объяснении:

  • так как………….

  • поэтому………………

  • для этого……………

    1. зрительная память работает лучше

  • на место положения;

  • на цвет;

  • разделить материал по времени;

  • хорошо запоминаются крайние объекты;

  • красный и синий цвет привлекают внимания;

      1. не давать много заданий одновременно;

      2. не перегружать учебными пособиями;

      3. составление плана ответа;

      4. низкий уровень развития внимания, восприятия, памяти требует постоянной активизации на существенных признаках;

      5. сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показать практические действия;

      6. многократное повторение наиболее важного материала в течении длительного времени;

      7. опара на практически-действенное мышление (Анализ, сравнение, синтез) необходимо продолжать развивать логическое мышление, на сколько это возможно;

      8. необходимо отказаться от длительного и частого использования словесных методов, записывать в тетради только самое основное, чётко произносить слова, анализировать новый термин со всех сторон;

      9. поддерживать спокойную доброжелательную атмосферу на уроке без крайностей(+ и- эмоции) воспринимать смену настроения ученика спокойно таковы его особенности эмоциональной сферы;

      10. обсуждение к целенаправленной деятельности т.к. отсутствует любознательность целепологание (введение в проблемность вызывать интерес в форме произвольного внимания;

      11. опора на принципы индивидуального и дифференцированного обучения



Литература



  1. Зимняя И.А. «Основы педагогической психологии» - М, 1980г.

  2. «Личностно -ориентированный подход в работе педагога» под ред. Степанова Е.Н. - М.2003г.

  3. Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике» - Рига ,1985г.

  4. Мирский С.Л. «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда» - М, 1992г.

  5. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития» под ред.Пузанова Б.П. - М, 2001г.

  6. Пидкасистый П.И. «Педагогика» - М, 2004г.

  7. «Специальная педагогика» пд ред. Назаровой Н.М. - М, 2002г.

  8. ФридманЛ.М. «Психологическая наука - учителю» - М, 1985г.

  9. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. «Проблемы развивающего обучения» - М, 1986г.

  10. Эрганова Н.Е. «Основы методики профессионального обучения» - Ек., 1999г.

Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»

6

© 2010-2022