- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»
Методическая разработка «Рекомендации по организации деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина И.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рекомендации по организации
деятельности учебно-воспитательного процесса в группах (отделение подготовки квалифицированных рабочих и служащих) с нарушением интеллекта
Расти должны все цветы
Евангелие от Матфея
Статистика:
По данным статистики в нашей стране:
5%- одарённых детей
35% - дети с нормой в развитии
60% - дети с нарушениями в развитии
72-75% - легкая умственная отсталость;
20-23% - умеренная умственная отсталость
5% - тяжёлая умственная отсталость
Особенности в развитии детей с нарушением интеллекта
-
замедленное и ограниченное восприятие;
-
недостатки развития моторики;
-
недостатки речевого развития;
-
недостатки развития мыслительной деятельности (нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причинно следственных связей);
-
специфические особенности памяти (непрочность и малый объём)
-
недостаточная познавательная активность;
-
проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношений;
-
недостатки или нарушения в развитии личностных качеств (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Умственная
отсталость
Состояние учащегося, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения нервной системы. Это является физиологической основой для аномального психического развития учащихся, включая процессы познания, эмоции, волю.
Олигофрения
Малоумие. Это стойкое недоразвитие форм психической деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития. При олигофрении отличается прежде всего недоразвитие мышления. Нарушена память, уменьшается запас слов, затрудняются процессы осмысления.
Принципы коррекционной педагогики
-
принцип педагогического оптимизма;
-
принцип коррекционно-компенсирующей направленности образовательного процесса;
-
принцип социально-адаптирующей направленности образовательного процесса;
-
принцип развивающего обучения;
-
принцип деятельностного подхода в обучении;
-
принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
-
принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;
-
принцип необходимости специального педагогического руководства.
-
принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.
Методы обучения
персептивные, логические, гностические и практические.
Требования к коррекционной работе на уроке
-
Формирование учебной активности учащихся:
-
создание мотива;
-
создание проблемной ситуации;
-
организация самостоятельной работы учащихся;
-
организация связи мотивов с эмоциями;
-
создание положительного эмоционального фона;
-
воспитание чувства долга и ответственности;
-
формирование положительной оценки учебной деятельности;
-
использование эмоциональной речи и авторитета мастера и преподавателя;
2. Развитие осознанного регулирования деятельности:
-
целеобразование;
-
эксториоризация мыслительной деятельности и её вербализация;
-
использование наглядных образов, иллюстративно-изобразительной наглядности, технических демонстрационных материалов;
-
наблюдение «за осуществлением» эталонной деятельности и организации наблюдения;
-
Дифференцированное и индивидуальное обучение.
Основные способы и приёмы взаимодействия
на учебном занятии
-
включение в урок заданий по нарастающей степени сложности;
-
включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер;
-
применение разнообразных типов структур урока для смены вида деятельности;
-
использование заданий, предполагающих самостоятельную обработку информации;
-
включение дозированной поэтапной помощи мастера;
-
перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание;
-
включение в урок специальных упражнений по коррекции
высших психических функций;
-
включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
-
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
-
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
-
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
-
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия учебного материала;
-
использование ориентировочной основы действий(опорных сигналов);
-
формирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
-
взаимообучение, диалогические методики;
-
дополнительные упражнения;
-
оптимальность темпа с позиции полного усвоения материала.
Рекомендации по организации
деятельности на основных этапах урока
-
Организационный момент:
Организационный момент занимает от 1 до нескольких минут и проводится, как самостоятельная часть с учётом трудности переключаемости учащихся с одного вида деятельности на другой необходимо снять у них излишнюю возбудимость и переключить их внимание на урок. С первых минут учащийся должен почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. Проверить наличие тетрадей ручек специального оборудования для урока, порядок расположения их на учебном столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов, это требование относится и к столу учителя. Так как это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд
-
Постановка цели и задачи урока:
Постановка цели и задачи содержит познавательную и мотивационную части. Определяя познавательную часть учитель должен указывать на те знания, которые должен получить ученик на сегодняшнем занятии. Необходимо чтобы формулировка определение была чёткой и легко запоминающейся. Мотивационная часть задачи должна содержать обоснование необходимости новых знаний для последующей деятельности учащихся ( сегодня мы изучим свойства ткани, это нужно хорошо запомнить без них вы не сможете подобрать материал для заплаты)
-
объяснение нового материала:
-
Излагать более короткими предложениями, смысл которых лучше понимается учащимися. Во время объяснения учитель активизирует внимание, контролирует степень усвоения.
-
При объяснении использовать наглядные средства. В психологии выделяют две функции наглядности: расширение чувственного опыта и раскрытие сущности изучаемого материала. Модель образцы, схемы, макеты, фильмы. Рекомендуется фрагменты, вырезать сосредоточить внимание;
-
связывание новой информации с прошлым опытом учащихся. Опорой для формирования новых знаний служат ранее усвоенные знания и представления. Новый материал связан с житейски опытом учащихся;
-
дозированная помощь при объяснении нового материала (вопросы, сравнения);
-
при изучении нового термина установить смысловые связи со знакомыми учащимся понятиями и для обеспечения восприятия нового термина необходимо:
-
четко проговаривать, демонстрировать карточку с новым термином, выделяя интонацией произношение и правописание;
-
повторение слова учащимися в громкой речи, и про себя;
-
записать новое слово в словарь;
-
использовать приём сравнения, используя при этом алгоритм или план;
-
использование практической деятельности учащихся (практические работы, опыты, наблюдения.);
-
метод поэтапного формирования знаний:
-
определение цели и создание познавательной мотивации;
-
восприятие нового материала;
-
действие учащихся с материализованными или натуральными объектами;
-
проговаривание в громкой речи ( с опорой , а затем без опоры на наглядность;
-
представление схематического материала и проговаривание про себя его содержания;
-
упражнения на закрепление и образование новых смысловых связей: ответ учащихся на вопросы, предполагающие осмысление материала в другом ракурсе; повторение и дополнение материала на следующем занятии;
-
контроль и помощь;
-
анализ выполненных работ в сравнении с образцом, эталоном;
-
оценка;
-
общие рекомендации:
-
восприятие + речь ( составлять рассказ «Мурзилка»);
-
запоминание пойдет лучше, если использовать при объяснении:
-
так как………….
-
поэтому………………
-
для этого……………
-
зрительная память работает лучше
-
-
на место положения;
-
на цвет;
-
разделить материал по времени;
-
хорошо запоминаются крайние объекты;
-
красный и синий цвет привлекают внимания;
-
-
-
не давать много заданий одновременно;
-
не перегружать учебными пособиями;
-
составление плана ответа;
-
низкий уровень развития внимания, восприятия, памяти требует постоянной активизации на существенных признаках;
-
сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показать практические действия;
-
многократное повторение наиболее важного материала в течении длительного времени;
-
опара на практически-действенное мышление (Анализ, сравнение, синтез) необходимо продолжать развивать логическое мышление, на сколько это возможно;
-
необходимо отказаться от длительного и частого использования словесных методов, записывать в тетради только самое основное, чётко произносить слова, анализировать новый термин со всех сторон;
-
поддерживать спокойную доброжелательную атмосферу на уроке без крайностей(+ и- эмоции) воспринимать смену настроения ученика спокойно таковы его особенности эмоциональной сферы;
-
обсуждение к целенаправленной деятельности т.к. отсутствует любознательность целепологание (введение в проблемность вызывать интерес в форме произвольного внимания;
-
опора на принципы индивидуального и дифференцированного обучения
-
-
Литература
-
Зимняя И.А. «Основы педагогической психологии» - М, 1980г.
-
«Личностно -ориентированный подход в работе педагога» под ред. Степанова Е.Н. - М.2003г.
-
Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике» - Рига ,1985г.
-
Мирский С.Л. «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда» - М, 1992г.
-
«Обучение детей с нарушением интеллектуального развития» под ред.Пузанова Б.П. - М, 2001г.
-
Пидкасистый П.И. «Педагогика» - М, 2004г.
-
«Специальная педагогика» пд ред. Назаровой Н.М. - М, 2002г.
-
ФридманЛ.М. «Психологическая наука - учителю» - М, 1985г.
-
Эльконин Д.Б., Занков Л.В. «Проблемы развивающего обучения» - М, 1986г.
-
Эрганова Н.Е. «Основы методики профессионального обучения» - Ек., 1999г.
6