Статья на тему Миссия дополнительного образования детей в современной модели образования

В качестве определяющего направления деятельности системы образования России в настоящее время выдвигается идея сделать российское образование конкурентоспособным в условиях цивилизационных вызовов XXI века. Ведущая роль в этом процессе отводится, в первую очередь, общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы доп...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Миссия дополнительного образования детей в современной модели образования»

Подготовила:

Мирзарахимова Л.Ш.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринска


В качестве определяющего направления деятельности системы образования России в настоящее время выдвигается идея сделать российское образование конкурентоспособным в условиях цивилизационных вызовов XXI века. Для достижения поставленной цели были разработаны Приоритетный национальный проект «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. № 61).

Ведущая роль в этом процессе отводится, в первую очередь, общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое по праву можно рассматривать как важнейшую составляющую современного образовательного пространства.

Я как молодой специалист в этой сфере поддерживаю это суждение.

Что представляет собой дополнительное образование на современном этапе развития системы образования в России? Какова его роль и какое место занимает в современной модели образования?

Под «дополнительным» принято понимать мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование детей представляет собой особую подсистему общего образования, обеспечивающую развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

На современном этапе дополнительное образование - это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому, которая в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.

В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Обладая способностью быстро и точно реагировать на социальные и политические перемены дополнительное образование детей востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, поэтому его можно рассматривать как поле для расширения возможностей развития личности. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Уверенно об этом можно сказать потому, что основной принцип дополнительного образования - добровольность; кроме этого в системе дополнительного образования высокий уровень мотивации детей, пространство, поддержка и свобода для таланта и инициативы. Именно талантливая и инициативная молодежь сможет вывести страну на более высокий уровень.

Все выше сказанное позволяет сделать следующий вывод: миссия дополнительного образования детей на современном этапе развития национальной образовательной системы Российской Федерации заключается в том, чтобы вырастить и воспитать человека, который сможет выжить в постоянно меняющемся политическом и экономическом пространстве, сохранив высокую мораль и нравственность, и быть при этом достойным гражданином своего государства.


© 2010-2022