Конспект по теме Качество образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Высоковская СОШ»




Качество образования - приоритет образовательной политики РФ




Заместитель директора по УВР Тихонова Н.А.








2014

(сл 2) «Главный наш приоритет - качество образования» - такими словами начал свое выступление Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов на заседании Коллегии «Об итогах деятельности Министерства образования и науки российской Федерации за 2013 год»

Качество образования является одним из фундаментальных элементов качества жизни.

(сл 3) В школе оно определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

(сл 4) Качества образования включает в себя:

  • качество образовательных программ;

  • содержание образования и программно-методическое обеспечение;

  • кадры и их квалификацию;

  • потенциал обучающихся;

  • качество средств образовательного процесса (материально-техническую, базу, оснащённости учебных кабинетов);

  • качество образовательных технологий;

  • качество управления образовательным процессом;

  • научно-методическое творчество педагогов.

(сл 5) Повышение качества образования - одна из основных задач, модернизации российского образования

(сл 6) Для учащихся и их родителей качество образования связано

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере.

Приоритетной задачей современного образования в России является формирование механизмов оценки его качества, а также создание прозрачной объективной системы оценки достижений школьников. Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», (сл 7) качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Исходя из этого определения, качество образования и, соответственно, качество образовательной услуги представляется как соответствие образовательной деятельности и подготовки школьников определённым требованиям, которые установлены государством физическим или юридическим лицам. Совокупность этих требований представляют собой Федеральные государственные образовательные стандарты. Установив требования, государство закрепило за собой право их контролировать. Это также нашло отражение в федеральном законе (сл 8) как государственная регламентация образовательной деятельности. Согласно статье 90 Федеральною закона, государственная регламентация образовательной деятельности включает:

• лицензирование образовательной деятельности;

• государственную аккредитацию образовательной деятельности;

• государственный контроль (надзор) в сфере образования.

(сл 9) В статье 93 под федеральным государственным контролем качества образования понимается оценка соответствия образовательной деятельности учебной организации и подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований стандартов. Это определение отличается от определения понятия «государственный контроль качества образования», которое применялось ранее. Согласно новому определению, контроль качества может быть осуществлен только в отношении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам, имеющим государственную аккредитацию. Предметом проверок при государственном контроле качества образования является оценка соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС, которые определены в статье 11 Федерального закона « Об образовании в РФ». (сл 10) Это требования:

  • к структуре основных образовательных программ и их объёму;

  • к результатам освоения основных образовательных программ.

  • к условиям реализации основных образовательных программ;

Построение эффективной системы оценки качества образования во многих странах мира - один из приоритетов национальной образовательной политики. Без оценочных процедур невозможно узнать, получают ли необходимые знания и навыки конкретные учащиеся, достигают ли своих целей образовательные реформы, вносит ли система образования вклад в развитие экономики и общества. Выбор тех или иных оценочных инструментов и процедур зависит от того, кто и как планирует использовать результаты оценки, для достижения каких целей и решения каких задач. В большинстве образовательных систем мира системы оценивания преимущественно состоят из трех основных видов оценочных мероприятий: Внутриклассное оценивание, государственные экзамены, крупномасштабные международные и национальные исследования. Базовые вопросы, на которые дает ответ программа оценивания в классе следующие:

  • Как учится ребенок и как лучше его обучать?

  • Каковы сильные стороны конкретного школьника и как их можно развить?

  • В чем ученик испытывает трудности и как их преодолеть?

Методы оценки разнообразны: учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка школьников друг другом и т.п. Внутриклассное оценивание обеспечивает педагогов обратной связью, предоставляющей им информацию о том, насколько они эффективны как преподаватели, а детям показывает, насколько они прогрессируют как ученики. Государственные экзамены - оценочная процедура, позволяющая определить, освоил ли ученик образовательную программу и/или может ли он продолжать обучение (например, в вузе). Крупномасштабные международные и национальные исследования учебных достижений имеют целью сравнение достижений школьников отдельной страны с другими, позволяют судить о том, в какой мере достигаются цели предусмотренные государственным образовательным стандартом, какие факторы оказывают влияние на результаты обучения.

Вопрос оценки качества образования достаточно сложный. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ разделяет результаты образования на три группы .(сл.11)

I группа - результаты образования, которые можно определить количественно (предметные).

II группа - результаты образования, которые можно определить только качественно (метапредметные).

III группа - результаты образования, которые невозможно легко и явно обнаружить, ибо они часто не видны, так как относятся к внутренним переживаниям личности школьника (личностные).

На школьном уровне оценка качества образования регламентируется локальными актами. Педагогическим коллективом школы разработаны положения :

  • о системе оценок, форме, порядке и периодичности текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

  • об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;

  • о внеурочной деятельности;

  • о портфолио обучающихся.

(сл 12)Говоря о предметных результатах обучения, следует отметиь, что в нашей школе на потяжении многих лет стабильно высокая успеваемость, небольшая положительная динамика по качеству знаний.

(сл 13)Если посмотреть результаты ЕГЭ за последние три года, то видно, что по русскому языку результат по школе всегда выше результата по району и по России, и только в 2013 году чуть ниже, чем по области.

(сл14)По математике средний балл по школе практически всегда выше среднего балла по району, области и России исключение составляет 2013 год, что обьясняется уровнем учебного потенциал обучающихся.

(сл15)По обществознанию так же в почти всегда результаты выше средних по району и области, западает тот же 2013 год.

О качестве образования в школе говорит так же тот фокт, что выпускники нашей школы ежегодно поступают в ВУЗы на бюджетные места, в этом году 100 % выпускников будут обучаться за счёт бюджета РФ в высших учебных заведениях Москвы и Смоленска.

О личностном развитии обучающихся говорит их участие в олимпиадах, заочных международных конкурсах-играх, научно-практических конференциях, творческих, интеллектуальных и профессиональных конкурсах. Кроме традиционных конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», мы уже три года принимаем участие в конкурсе проводимом ООО «Институтом развития школьного образования» г. Калининграда - «Мультитест», единственные районе, принимаем участие в игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно», два года принимаем участие ов Всероссийском полиатлон-мониторинге, начальные классы уже много лет участвуют в эрудит-марафоне учащихся. Результаты наших детей в этих конкурсов соответствуют среднестатистическим показателям по России, а иногда и превышают их.

Ежегодно проводим школьные олимпиады. В этом году они прошли по 10 предметам, в которых приняли участие все 44 ученика. За счёт того, что многие ученики принимали участие в нескольких олимпиадах всего было 218 участников, из них 107 (51 %) стали победителями и призёрами.(сл 16) Несмотря на уменьшение количества учащихся в школе (44), победителей и призёров районных олимпиад меньше не становится. Уже четыре года обучающиеся нашей школы принимают участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах в прошлом учебном году было 12 участников, трое из которых получили дипломы первой степени, один грамоту за отличные результаты.

В этом ученом году мы имеем двух победителей областного краеведческого конкурса «Служить народу и Отечеству», посвящённого 155-летию со дня рождения М.К. Тенешевой. (учителя Степанова Т.В., Рубаник С.В.), победителя областного этапа Всероссийского форума «Земная планета», призёра областной конференции юных исследователей окружающей среды (учитель Мисеева Т.И.), приняли участие в областном конкурсе «Информационные технологии в образовании - 2014» и получили грамоты за успехи в создании компьютерных программ (учитель Карсюка А.А.).

(сл17):Под руководством Ефименко Е.П. команда нашей школы приняла участие в фестивале геокешинга «Навигатор» в городе Вязьма (диплом участника) и в Гагаринских стартах.

(сл18):Учащиеся школы активно занимаются исследовательской работой, с результатами которой выступают на научно-практических конференциях в школе и в районе. На школьную научно-практическую конференцию было представлено 7 работ,: 3 диплома первой степени; 3-второй, 1 - третьей. На районную научно-исследовательскую конференцию представлено 11 работ: 1 диплома первой степени, 4 диплома второй степени, 4 диплома третий степени, 2 грамот за участие.

Наша школа приняла участие в 24 районных мероприятиях (2 победы, 8 призовых мест.

(сл19)Главными движущими силами качества образования являются грамотные, компетентные, творческие учителя. Как сказал в одном из своих выступлений президент В.В. Путин «никакая технология не заменит хорошего учителя». Именно такие учителя работают в нашей школе и обеспечивают высокое качество образования.

5

© 2010-2022