Коучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?» (план занятия и рефлексивный отчет)

" Тема коучинг занятия выбрана в соответствии с планом методической работы школы.Цель занятия: ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.ЗАДАЧИ:1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и дл...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План проведения коучинг занятия №1

Подготовила:

учитель второго (основного) уровня

Колычева Татьяна Алексеевна

Тема: Как объективно оценить ученика на уроке?

ЦЕЛЬ: Ознакомить учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.

  2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.

  3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.

  4. Научить разрабатывать критерии оценивания

Ожидаемый результат:

Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.

Критерии оценки:

Рефлексия по методу «2 звезды и пожелание».

Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков цветка, постер, раскрывающий основные идеи модуля «Оценивание», разработанные критерии оценивания учебного задания.

Подходы к проведению занятия:

Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата

Ход занятия:

  1. Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в случайном порядке. Определение целей и задач сессии.

Психологический настрой на работу (рефлексия до занятия)

Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)

  1. Работа в группах по выполнению заданий:

Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое оценивание?

- Для чего это нужно?

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Задание 2. (7-10 минут) Работа с текстом «Суть оценивания» (Раздаточные материалы, вторая неделя, 4-5 день) по методу пометок, определение основные идей. Обмен мнениями между группами по методу «Зигзаг». Формулирование выводов.

Задание 3. (5-7 минут) Нарисовать цветок на листе формата А4. Оценить свой рисунок. Провести взаимооценку рисунков в группе. Обосновать поставленную оценку.

Коуч должен подвести к выводу о том, что трудно оценить работу, не зная критериев оценки.

Совместная разработка критериев оценки цветка. Самооценивание по критериям.

Задание 4. (15 минут) Используя полученную информацию об оценивании, его целях и характеристиках, значимости для учеников и учителей, составить концептуальную карту «Оценивание» на флипчартах.

Выступление спикеров групп. Защита флипчарта по совместно разработанным критериям оценки:

  1. Научность - 1 балл

  2. Логическая последовательность изложения - 1 балл

  3. Эстетика оформления - 1 балл

Вывод о необходимости разработки критериев для оценивания любого вида деятельности учеников на уроке.

Задание 5. (15-20 минут) Практическое задание. Разработать критерии оценки к учебному заданию.

  1. Рефлексия. (2-3 минуты) Методика «2 звезды и пожелание»

Используемая литература:

Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010

Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Раздаточные материалы, вторая неделя, день 4-5

Руководство для учителя, 2012 год

Рефлективный отчет по коучингу №1

ТЕМА: Как объективно оценить ученика на уроке?

При выборе темы для проведения коучинг занятия с учителями школы, во главу угла я поставила мнение учителей о том, что в их практике является проблемой, которую они совместными усилиями хотят решить. По мнению учителей это проблема «Как объективно оценить ученика на уроке?».

Тема эта актуальна, так как 5-балльная система оценивания, существующая сегодня в школе, уже изжила себя. По сути она превратилась в 3-х балльную оценку, которая никак не стимулирует ученика, не позволяет проследить его успешность и выполняет в большинстве случаев контролирующую функцию.

Коучинг занятие по теме «Как объективно оценить ученика на уроке?» проводилось в средней школе №4 им. М. Маметовой для творческой группы учителей, которая начала работу над проблемой «Критериальное оценивание учебных достижений школьников». В состав группы вошли 11 учителей разного возраста, стажа работы, но объединенные неравнодушным отношением к проблеме оценивания учеников. Учителя посетили курсы по данной проблеме, начали собирать материал из различных источников, изучать литературу и совместно обсуждать ее. Таким образом, они только начали «погружаться» в проблему, которая требует решения. Возникло много вопросов, которые требуют решения.

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. А это будет способствовать формированию стимула, мотивации к учебе. В нашей школе учителя применяют критерии для оценки знаний во время проведения контрольных работ, диктантов и др. Это критерии суммативной оценки знаний (шкала оценки). А вот критерии для формативного оценивания (для обучения) учителями не разрабатываются и практически не используются.

Для ученика объективная оценка на уроке - это важный фактор, так как, зная критерии оценки, ученик сможет проводить самооценивание, участвовать во взаимной оценке, отслеживать собственное продвижение на пути познания, видеть свои слабые и сильные стороны, корректировать собственный процесс познания.

Для меня как для учителя оценивание представляет большой интерес. Обучаясь на курсах по Программе второго уровня, я поняла, что идеи, рассматриваемые в рамках данного модуля, позволили мне найти ответы на многие вопросы. Поэтому, придя на практику в школу, по просьбе коллег я решила поделиться своими знаниями с учителями, для того, чтобы совместными усилиями прийти к решению вопроса «Как правильно и объективно проводить оценивание?»

Готовясь к проведению коучинг занятия с учителями, я определила цель: познакомить учителей с разными подходами к оцениванию, их характеристиками, целями, значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

Основные задачи, которые мы решали в процессе обучения: обосновать необходимость разработки критериев для оценки знаний учеников, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учеников, научить разрабатывать критерии оценивания учебного задания.

Работая над планом проведения коучинг занятия, я определила ожидаемый результат, - это знание и понимание учителей о видах оценивания, а также умение разрабатывать критерии оценки, дескрипторы к ним и понимать их необходимость в любом виде деятельности ученика на уроке.

В качестве критерия для оценивания успешности обучения учителей на данном занятии я выбрала рефлексию по методу «Две звезды и пожелание».

В начале занятия я уделила время психологическому настрою на активную плодотворную работу. Организовали 2 группы по желанию, пожелали друг другу успеха. Это способствовало созданию комфортной обстановки, доверительным отношениям во время занятия. Далее я провела рефлексию до занятия. Предложила учителям ответить на вопрос «Чего вы ожидаете от занятия?». Все ответы сводились к тому, что ожидали получения новых знаний, ответа на вопрос «как объективно оценить ученика?», умения разрабатывать критерии оценки.

ДКоучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?» (план занятия и рефлексивный отчет)ля начала, чтобы определить уровень знаний учителей по проблеме, я применила стратегию критического мышления «мозговой штурм», в ходе которого они должны были ответить на вопросы: что такое оценивание и для чего это нужно? Так я поняла, что учителя с проблемой знакомы, но затрудняются аргументировать, отвечая на поставленные вопросы.

М

Пытаемся оценить цветокною были подготовлены задания, выполняя которые, работали с информацией, используя стратегию критического мышления - чтение с пометками. После обсуждения в группе работа строилась по методу «зигзаг», обмен мнениями между группами. Так у учителей сложилось первоначальное понимание о видах оценивания. Они смогли дать характеристику двум видам оценивания, понять, в чем отличие и какова цель каждого вида оценивания

ДКоучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?» (план занятия и рефлексивный отчет)ля того, чтобы учителя убедились в необходимости критериев в оценке, я предложила им нарисовать цветок, затем сделать самооценку своей работы. Это вызвало затруднения. Так мы пришли к выводу о том, что для объективного оценивания данной работы необходимы критерии. Вместе составили критерии для оценки и дескрипторы к ним. Снова провели оценивание, но теперь уже учителя могли привести аргументы, почему поставлена та или иная оценка.

Р

Группа готовится к защите постераабота в группах по оформлению постера «Как можно оценить ученика на уроке?» проходила активно, постоянно обращались к источнику. Получились достаточно глубокие по содержанию работы.

Для оценивания презентации работы групп совместно разработали критерии, используя которые учителя аргументированно смогли провести взаимооценивание.

Коучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?» (план занятия и рефлексивный отчет)Последнее задание носило практический характер. Каждый учитель разрабатывал критерии оценки с дескрипторами конкретного учебного задания. Составленные критерии обсуждали друг с другом, получали обратную связь от коллег. Это было ценно, так как этот вид работы для учителей совершенно новый.

Наиболее успешными ситуациями в коучинге были следующие:

-

Спикер чувствует поддержку группыпсихологический настрой на работу в начале занятия привел к тому, что обстановка на занятии была комфортная, доверительные взаимоотношения;

- проведение коучинга в группах способствовало активному общению внутри группы и между группами (метод «зигзаг»);

- учителя поняли необходимость, вникли в суть критериального оценивания и научились разрабатывать критерии.

К трудностям в ходе коучинга я бы отнесла то, что учителя были необъективны в самооценке. Когда я попросила провести самооценку своей работы (цветка), они занизили оценки себе, были критичны к своим работам, проявили неуверенность в себе.

Еще один момент, который я бы отнесла к трудностям, это сложности с прочтением текста, возникшие, когда я предложила им информацию. Работали медленно, вдумывались в слова, выбирая основные идеи. Проявились слабые навыки быстрой работы с информацией, поэтому этот вид работы затянулся, в отведенное время не уложились. Так выявилась еще одна проблема: навыки тайм-менеджмента слабо развиты и у меня, и у моих коллег. В следующий раз, готовясь к занятию, мне надо будет продумать четкие временные рамки каждого вида работы.

ВКоучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?» (план занятия и рефлексивный отчет) ходе проведения коучинг занятия учителя изучили формативное и суммативное оценивание, научились различать эти виды оценивания, определять, с какой целью они проводятся, а также приобрели умение разрабатывать критерии оценки и дескрипторы к ним.

Д

Учимся рефлексииоказательствами обучения учителей могут стать разработанные ими критерии и дескрипторы к ним для оценки творческой работы, оформленные постеры, видео и фотоматериалы проведенного коучинг занятия, разработанные самостоятельно критерии учебного задания, а также рефлексия в конце занятия по методу «Две звезды и пожелание», где учителя высоко оценили значимость проведенного занятия.

Главные выводы, к которым пришли учителя, - это необходимость оценивания каждого вида работы на уроке, о том, что для объективного оценивания и суммативное и формативное оценивание должны быть критериальными. А также важный вывод о том, что суммативное оценивание может стать формативным, если учитель предоставляет ученику обратную связь и это способствует улучшению обучения.

Используемая литература:


  1. Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010

  2. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения

  3. Раздаточные материалы, вторая неделя, день 4-5

  4. Руководство для учителя, 2012 год

  5. Факультет образования, Университет Кембриджа, Увеличение социального взаимодействия: выполнение групповых работ, Cpm.kz



© 2010-2022