Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК “Перспективная начальная школа”

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Преподавание ведется по учебнику •  Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2014. •  Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 к...
Раздел Завучу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п.Старотимошкино

муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор

___________________Г.К.Урмеева МОУ СОШ р.п.Старотимошкино

«_25_» августа 2014г. МО «Барышский район»

___________________Ш.А.Беркутов

«_25_» августа 2014г








Рабочая программа учебного предмета

Окружающий мир

класс__4__базовый уровень

разработана учителем начальных классов первой кв.категории

Варламовой Наилёй Шавкятовной

на 2014 -2015 учебный год.













Рассмотрено и одобрено на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от « 22 » августа 2014г.

Руководитель МО _________ Варламова Н.Ш.







Рабочая программа по окружающему миру.

4 класс.

УМК "Перспективная начальная школа"

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса создана на основании следующих нормативных документов:

- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

- приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;

- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»,

- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

- письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 07.08.2014г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2014-2015 учебном году»;

- Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;

- приказа Управления образования МО «Барышский район» № 293 от 12.08.2014 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»;

- Учебного плана МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО «Барышский район» на 2014 - 2015 учебный год;

- Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы р.п.Старотимошкино муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;

- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО «Барышский район;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Преподавание ведется по учебнику

  • Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.

  • Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2.- М.: Академкнига / Учебник, 2014.

  • Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С, А.,. 4 класс: ме­тодическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / 2014.


Тип образовательного учреждения - бюджетное учреждение.

Вид образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа.



2. Общая характеристика курса

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобра­зовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключа­ется в формирований у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и соци­альной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная шко­ла» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литера­турой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окру­жающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной эколо­гической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой ча­стью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символи­ке. Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, датьпервоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.

Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим спо­собам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представле­ний о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их из­менчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей роди­ны - России на планете Земля.

Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников : устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Боль­шая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Программа учи­тывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) 35 рабочих недель


4.Ценностные ориентиры содержания предмета

 природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

 наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

 человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества международное сотрудничество;

 труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие

 патриотизм - любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;

 социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

 гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

 поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

 семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

 личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

 традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога


5.Место и основные формы контроля

Преобладающей формой текущего контроля являются:

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный устный опрос

  • графические работы

  • тестовые задания



5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4 - м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:


  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


6. Содержание учебного предмета


Содержание

Кол-во часов

1

История Отечества

7

2

Земля - планета Солнечной системы

4

3

Путешествие по природным зонам

13

4

Родной край - часть великой России

11

5

Человеческий организм

11

6

Изучаем органы чувств

8

7

Путешествуем по странам мира

6

8

Москва как летопись истории России

5

9

Мы - граждане России

3

10

Повторение изученного

2


  • Земля - планета солнечной системы (3 ч)

  • Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солн­ца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и све­та на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представле­ния о природных зонах России. Карта природных зон России.

  • Родная страна - Россия (2 ч)

  • Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

  • Родной Край - часть великой России: положение на карте, состо­яние неживой природы, растительного и животного мира, деятель­ность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

  • Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом ли­тературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

  • Практикум

  • Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воз­действия человека на природу и их элементарная оценка (положи­тельное и отрицательное воздействие людей на природу)

  • Практические работы: работа с гербариями - классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологиче­ской деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, ро­дителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.

  • Страны и народы мира (3 ч)

  • Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

  • Практическая работа с картой мира.

  • Человек - часть природы. Человек - член общества (22 ч)

  • Человек - часть природы: зависимость жизни человека от при­роды и ее состояния. Общие представления о строении тела чело­века. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

  • Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

  • Режим труда и отдыха - основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие дет­ского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстрен­ной помощи.

  • Человек - член общества. Имя нашей страны - Россия или Рос­сийская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой жи­вет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.

  • Практикум

  • Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокой­ном состоянии и после физической нагрузки.

  • Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го клас­са. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обра­ботка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общест­венно полезной деятельности (распределение обязанностей в класс­ном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

  • История Отечества (20 ч)

  • Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйствен­ной деятельности, другие источники. Древние славяне (террито­рия расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных на­родов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с за­падными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.

  • Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Вели­кая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.

  • Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Вы­ступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.


7. Планируемые результаты обучения.

Учащиеся получат возможность научиться:

 осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения

на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

 использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения

правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

 выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

 рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной

символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России;

последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

 самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

 обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава

государства - президент Российской Федерации;

 готовить небольшие сообщения о Конституции - Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы,

права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

 находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

 работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

 пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

 называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

 определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;  находить на «ленте времени» такие исторические события, как

крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

 рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим

событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный

огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину -первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник»

на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

 обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

 рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Учащиеся получат возможность научиться:

 составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

 определять часовой пояс своего края;

 находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

 собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» учащиеся научатся:

 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара,

ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

 понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

 понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание

при необходимости носить очки и др.).

Учащиеся получат возможность научиться:

 соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде

или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

 соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк,на луг;

 соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

 заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

8. Описание учебно - методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.


1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 4 класс: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник, 2014 год.


2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник, 2014 г.


3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. - М: Академкнига/ Учебник, 2014 год.


4. Программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс, авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г. Кудрова, Москва, Академкнига/

Учебник, 2012 г.


5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник, 2012 год.


  • Электронные образовательные ресурсы:

  • catalog.iot.ru

  • fcior.edu.ru

  • akademkniga.ru

  • proshkolu.ru

  • edu.ru

  • uchitel-izd.ru

  • detkiuch.ru

  • rm.kirov.ru

  • rusedu.ru


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Планируемые результаты

Системаконтроля

Основные средства обучения

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные




2.09

2.09

1

1

Древние славяне

Комбинированный

Беседа, энциклопедии, работа с картой - пр. работа

Предметные: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

работать с толковым слова­рем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествля­ли природу

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Фронтальный опрос. Работа с раздаточ­ным материалом

компьютер

4.09

4.09

2

1

Древняя Русь

Комбинированный

Кроссворд

Предметные: знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси бога­тырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских бо­гатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Задания

по группам

Фото , рисунки презентация

9.09

9.09

3

1

Крещение Руси

Комби­ниро­ванный

Сведения из рассказов бабущек и дедушек

Предметные: во что верили древние славя­не; почему славянская письменность названа кириллицей.

называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей стра­ны; называть годы правления Влади­мира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича про­звали Ярославом Мудрым

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работа по груп­пам

презентация

11.09

11.09

4

1

Борьба Руси с западными завоевателями

Комбинированный

Работа с картой - пр. работа

Предметные: военные победы Александра Невского.

работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Фронтальный

опрос

карта

16.09

16.09

5

1

Возникновение Москвы. Первые московские князья

Комбинированный

Изучение дополнительной литературы

Предметные: когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Индивидуальный

опрос

презентация

18.09

18.09

6

1

Вера в бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

Комбинированный

Сведения из интернета

Предметные: иметь представление о мировых религиях.

отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Фронтальный

опрос

Рисунки, фото презентация

23.09

23.09

7

1

Обобщение по теме «Древние славяне»

Комбинированный

Сведения предоставить в виде доклада

Предметные: историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

ИндивидуалЬный опрос. Дидактическая игра

презентация

25.09

25.09

8

1

Солнечная система

Комбинированный

Собрать сведения о планетах из спр. источников

Предметные: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот во­круг Солнца делает за один год;

называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появ­ление в календаре високосного года

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Фронтальный опрос

Таблица, муляж презентация

30.09

30.09

9

1

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

Комбинированный

Схему движения Земли

Предметные:

причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле;

проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работа

по группам

муляж

2.10

2.10

10

1

Природные зоны нашей страны

Комбинированный

Сведения о том, к какой зоне относится наша местность

Предметные: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон;

работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Самостоятельная

работа

карта

7.10

7.10

11

1

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде

Обобщение знаний

Все сведения по теме предоставить в виде доклада

Предметные: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Индивидуальный опрос

таблица

9.10

9.10

12

1

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.


Комбинированный

Сведения из интернета

Пр. работа по контурной карте

Предметные: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть за­поведники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Работа

по группам

Карта, презентация

14.10

14.10

13

1

Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек»


Комби­ниро­ванный

Реферат по теме

Фрон­тальный опрос

Гербарий

16.10

16.10

14

1

Тундра.

Комбинированный

Сведения из интернета

Предметные:

иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в тундре.

Находить зону тундры на кар­те «Природные зоны России»; объяс­нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тунд­ры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; расска­зывать, как растения и животные при­способились к суровым условиям тун­дры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мур­манск и другие города, расположен­ные в зоне тундры

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: определить заначения знаний в будущей жизни

Беседа по вопросам

Презентация, карта

21.10

21.10

15

1

Тундра.

Комбинированный

Пр. работа по контурной карте

Фронтальный опрос

Презентация, карта

23.10

23.10

16

1

Зона лесов. Растения зоны лесов. Живот­ное зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей

Комби­ниро­ванный

Сведения о животных зоны лесов

Предметные: о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенно­стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в зоне лесов; как меняется харак­тер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Работа по груп­пам

Презентация , карта

11.11

11.11

17

1

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей

Комбинированный

Прак. работа по контурной карте

Фронтальный

опрос

Карта ,гербарий

13.11

13.11

18

1

Зона степей. Степь и человек

Комбинированный

Интернет

Предметные: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.Находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяс­нять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Ин­тернете материал о растениях и жи­вотных степей; рассказывать о запо­ведниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: : оределить заначения знаний в будущей жизни

Беседа по вопросам

Презентация,карта гербарий

18.11

18.11

19

1

Зона степей. Степь и человек

Комбинированный

Прак. работа по контурной карте

Работа по группам

Презентация,карта гербарий

20.11

20.11

20

1

Зона пустынь. Жизнь челове­ка в пустыне

Комбиниро­ванный

Прак. работа по контурной карте

Предметные: иметь представление об особенно­стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в пустыне.

Находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Фрон­тальный опрос

Презентация , карта, гербарий таблицы

25.11

25.11

21

1

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

Комбинированный

Сведения о пустыне из интернета и энциклопедий

Беседа по вопросам

Презентация , карта, гербарий таблицы

27.11

2.12

27.11

2.12

22-

23

2

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и жи­вотный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черномор­ском побере­жье»

Комбинированный

Работа с научно-познаватель- ной литературой

Предметные: правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в субтропической зоне Черно­морского побережья Кавказа.

Находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зо­ны по месту обитания (на суше, в мо­ре); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельно­сти человека на Черноморском побережье

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Работа по группам.

Фрон­тальный опрос

Презентация, таблицы, фото

4.12

4.12

24

1

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде

Обобщение знаний

Дополнительная литература

Предметные: сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни

Беседа по вопросам

Карта, глобус

9.12

9.12

25

1

Твой родной край

Комбиниро­ванный

Сведения из Ундоровского палеонтологического музея

Предметные: название родного края.

Уметь: работать с толковым слова­рем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни

Работа

по груп­пам

Словарь карта

презентация

11.12

11.12

26

1

Московское время

Комбинированный

Дополнительные сведения из интернета

Предметные: иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни

Фронтальный

опрос

Модель часов,

карта

16.12

16.12

27

1

Карта твоего края. Пр.р. по т. «Определение инахождение различных объектов поверхности»


Комбинированный

Прак. работа по карте

Предметные: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: : определить заначения знаний в будущей жизни

Беседа по вопросам

Карта, фото, таблицы

18.12

18.12

28

1

Поверхность и водоемы твоего края. Пр.р. по т «Путешествие по карте водоёмов твоего края»

Комбинированный

Сведения о реках нашей области. Пр. работа

Предметные: понятия «холмистая» и «пло­ская» равнина; понятия «искусствен­ные» и «естественные» водоемы; час­ти реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изобра­жение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Фрон­тальный опрос

Презентация , таблицы, карта

23.12

23.12

29

1

А что можешь сделать ты? Пр.р. по т. «Составление памяток по охране родного края»

Комбинированный

Сведения из учебника, словарей, справочников, интернета

Пр.р. «Составление памяток по охране родного края»

Предметные: правила поведения, которые необходимо соблюдать во время про­гулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Беседа по вопросам

презентация

25.12

25.12

30

1

Полезные ископаемые твоего края

Комбинированный

Сведения из музея о полезных ископаемых нашего края

Предметные: понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, ка­кие полезные ископаемые добывают в родном крае

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Фронтальный

опрос

Карта,

презентация

13.01

13.01

31

1

Растения твоего края

Комбинированный

Практическая работа по составлению гербария «Растения моего края»

Предметные: отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родно­го края на карте «Природные зоны России»; называть растения и живот­ных родного края; проводить наблю­дения за неживой природой родного края; называть отрасли растениевод­ства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, кото­рые

обитают на школьном дворе

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение

Устный опрос.

Карта,рисунки, фото, засушенные растения

15.01

15.01

32

1

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

Комбинированный

Прак. работа «Животные нашего двора»

Предметные: отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Фронтальный опрос

Презентация , фото, таблицы

20.01

20.01

33

1

Народные промыслы твоего края

Комбинирванный

Сведения из дополнительных источников

Предметные: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Тест

презентация

22.01

22.01

34

1

Заповедные места

твоего края

Экскурсия

Изучать экспонаты музея

Предметные: понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться тол­ковым словарем; описывать заповед­ные и охраняемые места родного края

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Индивидуальный опрос

музей

27.01

27.01

35

1

Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде

Обобщение знаний

Узнать историю лицея

Предметные: историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Дидактическая

игра

Презентация , карта

29.01

29.01

36

1

Письмо руководителей клу­ба школьникам. Как устроен организм человека

Комбинированный

Сведения об организме

Предметные: понятия «орган», «система ор­ганов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, ды­хания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Работа по груп­пам

Презентация , таблицы

3.02

3.02

37

1

Путешествие в мир клеток

Комбинированный

Составление алгоритма работы

Предметные: понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Метапредметные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный

опрос

таблицы, микроскоп

10.02

10.02

38

1

Самый большой орган чувств

Комбинированный

Опыт по изучению строения кожи

Предметные: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкож­ный слой).

Уметь: проводить простейшие опы­ты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Беседа по вопросам

Микроскоп, таблицы

5.02

5.02

39

1

Как человек двигается

Комбинированный


Предметные: термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате­ле; о строении костей; что кости «де­лают» кровь.

Уметь: называть части скелета (че­реп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный опрос

Презентация, таблицы,

Скелет (модель)

12.02

12.02

40

1

Пищеварительная система

Комбинированный

Правила правильного питания

Предметные: понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный опрос

презентация

17.02


41

1

Система кровообращения

Комбинированный

Просмотр мульфильма по теме

Предметные: что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о

строении сердца

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Беседа по вопросам

Мультимедийный комплект

19.02


42

1

Познакомимся с дыхательной системой

Комбинированный

Опыты

Предметные: какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «брон­хиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опы­ты; называть органы системы дыха­ния; рассказывать о путешествии воз­духа в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный

опрос

таблицы

24.02


43

1

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

Комбинированный

Памятка «Мы против курения»

Предметные: курение вредно для каж­дой части организма человека.

Иметь представление о том, что лег­кие необходимы не только для дыха­ния, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Работа по груп­пам

Мультимедийный комплект

26.02


44

1

Как почки удаляют из организма вредные вещества

Комбинированный

Сведения о болезнях почек и их профилактики

Предметные: строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный

опрос

таблицы

3.03


45

1

Нервная система человека

Комбинированный

Работа в парах -исправление ошибок

Предметные: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Беседа по вопросам

Таблицы, презентация

5.03


46

1

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Обобщение знаний

Дополнительные сведения об организме

Предметные: уметь называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный

опрос

презентация

10.03


47

1

Четвертое заседание клуба «Как мы вос­принимаем окружающий мир». Спроси у носа, что та­кое запах

Комбинированный

опыт

Предметные: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об орга­нах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простей­шие опыты и наблюдения

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Тест

таблицы

12.03


48

1

Высуни язык и скажи: «А»

Комбинированный


Предметные: иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Устный

опрос

Презентация, таблицы

17.03


49

1

«Взгляд» на глаз

Комбинированный

Сведения о цвете глаз

Предметные: правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Работа

по группам

Презентация

19.03


50

1

Ухо не только орган слуха

Комбинированный

Сведения о том, у кого самый хороший и плохой слух

Предметные:

правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении ор­гана слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фронтальный опрос

таблицы

24.03


51

1

Ухо - орган равновесия

Комбинированный

Правила ухода за ушами- пр. работа

Предметные: правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении ор­гана слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Беседа по

вопросам

таблица

26.03


52

1

Распознавание предметов пу­тем соприкос­новения с ними

Комбинированный


Предметные: правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении ор­гана осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Фрон­тальный опрос

таблица

7.04


53

1

Советы врача

Комбинированный

Пр. работа «Памятка для больного»

Предметные: как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные:осознавать , что здоровый образ жизни-залог будущего

Беседа по вопросам

Презентация

9.04


54

1

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде

Обобщение знаний


Предметные: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Тест

таблицы

14.04


55

1

Границы России

Комбинированный

Сведения о соседях России

Предметные: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Работа

по группам

Презентация , карта

16.04


56

1

Границы России

Комбинированный

Практическая работа по карте

Предметные:

границы России; с какими государствами граничит Россия; поня­тие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государст­ва и их столицы; рассказывать о со­седних с Россией государствах; назы­вать основные достопримечательно­сти, исторические памятники сосед­них с Россией государств

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Фронтальный опрос

Карта, презентация

21.04


57

1

Соединенные штаты Америки (США)

Комбинированный

Практическая работа по составлению памятки по терроризму

Предметные: иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Беседа по вопросам

Карта

23.04


58

1

Великобритания

Комбинированный

Прак.р по контурной карте

Предметные: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобри­тании; называть столицу и главные города Великобритании

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение:

Фронтальный

опрос

Карта , глобус

28.04


59

1

Франция

Комбинированный

Пр. работа по контурной карте

Предметные:

работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Беседа по вопросам

Карта, презентация

30.04


60

1

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде

Обобщение знаний

Пр. работа по карте

Предметные: сухопутные границы России с четырнадцатью государствами;

называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; назы­вать государство, расположенное на одном из материков Западного полу­шария, с которым Россия имеет мор­ские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее распо­ложение на реке государств (Франция, Великобритания)

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Фронтальный

опрос.

Таблицы, карта

5.05


61

1

День народного единства

Комбинированный

Сведения из интернета

Предметные: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от бла­годарной России».

Уметь: рассказывать об истории Мо­сквы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлев­ских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Фрон­тальный

опрос

Презентация , фото, таблицы, карта Москвы

7.05


62

1

Москва: память о войне 1812 года

Комбинированный


Предметные: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечествен­ной войне 1812 года; называть памят­ники, посвященные Отечественной войне 1812 года

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Устный

опрос

Презентация

12.05


63

1

Память Моск­вы о героях Ве­ликой Отечест­венной войны 1941-1945 годов

Комбинированный

Дополнительные сведения о ВОВ

Предметные: когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Вели­кой Отечественной войны

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Устный опрос

Презентация

14.05


64

1

Памятники Москвы поко­рителям космоса

Комбинированный

таблицы

Предметные: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории ос­воения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказы­вать о достижениях России в освоении космоса

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Само­стоятель­ная работа

презентация

15.05


65

1

Обобщение по теме «Москва как летопись истории Рос­сии». Готовимся к школьной олимпиаде

Обоб­щение знаний

Сведения из дополнительной литературы

Предметные: когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории со­здания памятника на Красной площа­ди Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полко­водцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учеб­ника и стихотворение М. Ю. Лермон­това «Бородино»; называть имя мар­шала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рас­сказывать о героях Великой Отечест­венной войны

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

Работа в парах и по груп­пам

Фото, рисунки

16.05


66

1

Имя нашей страны - Рос­сия или Российская Феде­рация

Комбинированный


Предметные: все названия нашего государ­ства (Русь, Древнерусское государст­во, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст­венный флаг Российской Федерации

Метапредметные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Фрон­тальный опрос

Презентация

19.05

21.05


67-68

2

Основной закон страны - Конституция Рос­сии. Президент России

Комбинированный

Пр. работа по изготовлению памятки «Мои права и обязанности

Предметные: Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой наше­го государства является Президент РФ; главные задачи парламента; по­нятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конвер­те; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяс­нять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государ­ство заинтересовано в получении гра­жданами основного общего образования; называть имена депутатов, кото­рые представляют интересы твоего региона в парламенте страны

Метапредметные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Тест

Презентация

26.05

28.05


69-70

2

Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведче­ский музей

Обобщение знаний или экскур­сия

Работа с энциклопедической литературой

Предметные: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст­венный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и основные достопримечательности род­ного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; расска­зывать об основных достопримечательностях родного города (поселка)

Метапредметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Фронтальный опрос

Презентация, таблицы, карта





© 2010-2022