Образовательный проект Школа - музей

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный проект «Школа - музей»

Девиз: Возрождая традиции, сохраняем историю.

Цель проекта: формирование устойчивого интереса школьного сообщества к истории школы, к изучению историко-культурного наследия нашего города.

Задачи проекта:

- формирование патриотизма, гражданской позиции обучающихся.

- приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах; развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

- расширить и углубить знания учащихся о родном городе, школе;

- проявление творческих способностей обучающихся, развивать навыки исследовательской работы;

- вовлечение родителей обучающихся, школьников, педагогический коллектив в изучение истории и традиций школы, города.

- создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения учащихся;

- повысить интерес учащихся к процессу обучения, сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности;

- организовать методическую работу учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс.

- повышение привлекательности образовательного учреждения в социуме.

Тип проекта: творческий

Срок реализации: долгосрочный, сентябрь 2015г. - декабрь 2018г.

Участники проекта: К участию приглашаются классные коллективы 1-11 классов, родительская общественность, педагогический коллектив, выпускники школы, представители городской и районной общественности.

Актуальность проекта

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Для решения этой задачи необходимо обеспечить единство образования, воспитания и развития учащихся. Краеведческая деятельность, обладающая образовательными и воспитательными ресурсами, может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

― интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.) позволяет использовать краеведческий материал при изучении всех учебных дисциплин;

― формирование целостного взгляда на регион позволяет применять обще учебные навыки познания и способы деятельности;

― изучение родного края реализует личностный, деятельностный, исследовательскийподходы в процессе образования;

― внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

― возможности реализации принципов адаптивной педагогики.

Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через историко-краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своей страны. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает вечные, непреходящие ценности человека: честность, справедливость, совестливость, дом, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через краеведение создаются органическое единство интересов личности, общества и государства. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • защита национальных, культурных и религиозных традиций;

  • формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры;

  • формирование приоритета общечеловеческих ценностей.

Историко-краеведческий курс позволяет в комплексе изучить различные сферы общественнойжизни: экономической, социальной, политической и духовной. Академик Лихачев Д.С.писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них,приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки». Занятие историческим краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных педагогических задач нашего времени.

Город Сарапул в разные эпохи играл особую роль в истории и культуре Удмуртии: здесь сохранились многие памятники археологии, известные архитектурно-художественные комплексы и памятники духовной культуры.

Помнит Сарапульская земля и грозные дни Великой Отечественной войны, когда в здании нашей школы располагался госпиталь.

В нашей школе есть все условия, необходимые для историко-краеведческой работы. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»- старейшая школа в Сарапуле. Школа богата своей историей, традициями.

В школе создан музей истории школы, ведется поисковая и исследовательская работа. Учащиеся школы - участники научно-практических конференций, неоднократные победители муниципальных исследовательских проектов.

Инновационный проект предполагает включение в работу всего педагогического коллектива, что позволит решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, станет средством повышения качества образования.Работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше понять историю школы, судьбу учителей, их вклад в развитие школы, судьбу выпускников школы, поможет наметить пути совершенствования школы. Надеемся, что результаты проекта откроют новые странички в Летописи, станут маленьким вкладом в сохранение исторических данных о школе. Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Ожидаемые результаты проекта

1. Формирование патриотизма, гражданской позиции обучающихся через участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах историко-краеведческой направленности.
2. Вовлечение в процесс реализации проекта, проведение мероприятий по плану проекта максимально возможного количества участников образовательного процесса в школе, а также родителей учащихся, выпускников школы, меценатов, спонсоров школы и друзей школы.
3. Достижение положительной динамики по информационной культуре учащихся (эффективное использование внеурочного времени, профилактика асоциального поведения подростков, организация досуга, толерантность и др.).
4. Повышение интереса всех участников проекта к истории родной школы, повышение имиджевой оценки родной школы.
5. Повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы.
6. Развитие сотруднических отношений: ученики - учителя - родители.
7. Повышение качества изучения и использования информационных технологий, позволяющего эффективно решать задачи социализации личности.
8. Развитие творческих способностей учащихся.

Сроки и этапы реализации проекта.

Сроки реализации проекта - 2015 - 2018 гг.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный: Сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.

Анализ сложившейся ситуации, тенденций ее развития; определение проблематики проекта, изучение педагогических условий реализации проекта, определение возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы; определение объема планируемых образовательно-воспитательных услуг. Проведение заседания органа ученического самоуправления, совета школы, классных родительских собраний, доведение до сведения обучающихся школы и их родителей содержания проекта. Выпуск наглядности (плакатов, листовок и др.) о проекте и его содержании.

2 этап - Основной: Март 2016 г. - май 2018 г.

Систематизация работы по проекту; реализация программных документов на плановом уровне; обеспечение мониторинговых исследований по реализации проекта. Работа с архивными материалами и документами из различных источников: архив города, краеведческий музей, музей истории школы, домашние архивы ветеранов, выпускников школы. Составление сметы расходов на реализацию проекта. Поиск социальных партнеров, меценатов (спонсоров).

Корректировка по ходу реализации проекта.

3 этап - Завершающий: Сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.

Анализ реализации проекта. Обработка данных мониторинга по результатам проектной деятельности. Оценка состояния деятельности школы, определение перспектив развития образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации проекта

№ п

Мероприятие

Участники

Сроки

Ответственный

  1. Обновление содержания образования

1

Использование материала по истории школы и города на уроках истории России в 6-11 классах

Учащиеся 6 - 11 классов

В течение года

Учителя истории

2

Включение элементов исторического краеведения в курс обществознания в 6-11 классах

Учащиеся 6 - 11 классов

В течение года

Учителя обществознания

3

Преподавание национально-регионального компонента в курсе географии и биологии 6 класса

Учащиеся 6 - 11 классов

В течение года

Учителя географии, биологии

4

Расширение тематических блоков предмета «Искусство»,посвященных архитектуре классицизма, модерна

Учащиеся 8, 9 классов

В течение года

Учитель МХК

5

Использование дидактического материала историко-краеведческого характера на уроках русского языка в 1-9 классах

Учащиеся 1 - 9 классов

В течение года

Учителя русского языка

6

Использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков

на уроках литературы и внеклассного чтения в 1-9 классах

Учащиеся 1 - 9 классов

В течение года

Учителя литературы

7

Разработка и внедрение в уроки иностранного языка элементов исторического краеведения по темам: «Мой город», «Моя семья», «Известные выпускники», «Моя школа»;

Учащиеся 2 - 11 классов

В течение года

Учителя иностранных языков

8

Формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках биологии, географии и окружающего мира в 1-11 классах

Учащиеся 1 - 11 классов

В течение года

Учителя окружающего мира, биологии, географии

9

Изучение химических явлений, составляющих основу производства местных предприятий

Учащиеся 8 - 11 классов

В течение года

Учитель химии

10

Разработка и использование на уроках математики, физики, информатики задач практического содержания историко-краеведческой направленности

Учащиеся 5 - 11 классов

В течение года

Учителя математики, информатики, физики

11

Использование на уроках технологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности историко-краеведческих материалов

Учащиеся 2 - 11 классов

В течение года

Учителя ОБЖ, ИЗО

  1. Совершенствование воспитательной работы

12

Разработка и проведение классных часов об истории школы и города:

1 класс - История гимназии;

2 класс - Моя семья в истории города;

3 класс - Наша школа в истории края;

4 класс - Военная слава выпускников;

5 класс - Сарапул в годы ВОВ;

6 класс - История реальных училищ России;

7 класс - Бальная культура;

8 класс - История балов в литературе, МХК, истории;

9 класс -Меценаты города Сарапула;

10 класс - Архитектура городских зданий;

11 класс - историко-краеведческая игра «Я - мэр города»

Учащиеся 1 - 11 класс;

Родители

Педагоги

Апрель

Классные руководители

13

Пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся

Учащиеся,

родители

В течение года

Руководитель школьного музея,

ЗД НМР

14

Использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий

Педагоги

В течение года

Руководитель школьного музея

15

Создание при музее секции научно-исследовательского общества школьников «ПИК 15»;

Учащиеся

В течение года

ЗД НМР

16

Проведение школьной научно-практической конференции

Учащиеся, научные руководители

Март

ЗД НМР

17

Проведение школьной историко-краеведческой олимпиады

Учащиеся

Январь

Руководитель школьного музея

18

Участие в муниципальной градостроительной НПК

НОУ

Апрель

19

Работа кружка «Юный краевед»;

Учащиеся 3- 4 класс

В течение года

Руководитель музея

20

Организация выставок творческих работ

Учащиеся, педагоги, родители

В течение года

ПДО

Классный руководитель

21

Участие в работе Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры;

Учащиеся 5 - 11 класс

В течение года

ЗД ВР

22

Участие в работе по природоохранной деятельности совместно с Всероссийским обществом охраны природы.

Учащиеся школы

В течение года

ПДО

23

Участие в городских конкурсах историко-краеведческой направленности

Учащиеся школы

В течение года

ЗД ВР

24

Организация встреч с известными людьми города

Учащиеся школы

В течение года

ЗД ВР

25

Конкурс классных газет «С любовью о школе…»

Учащиеся школы

Сентябрь-октябрь

ЗД ВР

25

Конкурс сочинений, стихов на темы школьной жизни

Учащиеся школы, педагоги, родители

Февраль

ШМО гуманитарных наук

27

Заочная викторина «Знаем всё о нашей школе»

Учащиеся школы

Ноябрь

Библиотекарь

28

Творческий конкурс «Герб и гимн школы»

Учащиеся, родители, педагоги

Сентябрь-октябрь

Администрация школы

29

Творческая недели:

1-ый день - спортивный

(открытые уроки, спортивное мероприятие);

Учащиеся, родители, педагоги

Май

Администрация школы,

Классные руководители, библиотекарь,

ПДО, педагоги,

ШМО

2-ой день - интеллектуальный

(интеллектуальный марафон;

игра «Интеллектуальный поезд»;«Своя игра»)

Открытые уроки;

3-ий день - творческий

(открытые уроки, внеурочные занятия, кружки,

праздничный концерт);

4-ый день - День звезд и знаменитостей(праздничная линейка, подведение итогов, награждение);

5-ый день - День самоуправления (участвуют учащиеся старших классов и родители: уроки, «капустник»);

6-ой день - Праздник школьных друзей

  1. Развитие традиций школы

30

Организация и проведение балов: Посвящения, Рождественский, Сиреневый;

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Администрация школы

31

Организация и проведение экскурсий в музее истории школы

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Руководитель школьного музея

32

Проведение торжественных памятных мероприятий у памятной доски, посвященной учителям и выпускникам школы, павших в боях за Родину;

Учащиеся, педагоги

В течение года

ЗД ВР

33

Проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет

Учащиеся

В течение года

ЗД ВР

34

Функционирование и развитие музея школы

Учащиеся, педагоги, родители

В течение года

Руководитель школьного музея

35

Организация работы школьного телевидения и пресс-центра

Учащиеся

В течение года

Руководители школьного телевидения и пресс-центра

36

Выпуск дневников, тетрадей, календарей с логотипами и фотографиями школы и учащихся

Педагоги

В течение года

Администрация школы

37

Издание третьей книги о школе, посвященной одаренным учащимся школы и их родителям;

Педагоги

В течение года

Администрация школы

38

Организация персональных выставок творческих работ участников образовательного процесса

Учащиеся, педагоги, родители

В течение года

Классные руководители, ЗД ВР

39

Оформление стендов об истории школы

Педагоги

В течение года

Администрация школы

40

Организация экскурсий учащихся по предприятиям города

Учащиеся, родители

В течение года

Классные руководители

41

Тематика исследовательских проектов:

- История школы в цифрах

- Выпускники школы - известные люди

- Выпускники школы - педагоги

- Учителя-ветераны

- Достижения школы

- Наши родители - выпускники школы

- Учительские династии

- Директора школы

Учащиеся, педагоги, родители

В течение года

ЗД ВР

Руководитель школьного музея, классные руководители

  1. Совершенствование работы с родителями

42

Обогащение тематики родительских собранийисторико-краеведческим материалом

Родители, педагоги

В течение года

Классные руководители

43

Публичная презентация историко-краеведческих проектов

Педагоги, родители

В течение года

Классные руководители

44

Привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей

Родители, учащиеся

В течение года

Научные руководители проектов

  1. Обновление содержания методической работы учителей

45

Научно-практический семинар «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов исторического краеведения

педагоги

В течение года

ЗД УВР

ЗД НМР

46

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов исторического краеведения

педагоги

В течение года

ЗД УВР

ЗД НМР

47

Школьный конкурс методических разработок занятий с использованием историко-краеведческого материала

педагоги

В течение года

ЗД УВР

ЗД НМР

48

Создание банка методических разработок занятий с привлечением историко-краеведческого материала

педагоги

В течение года

ЗД УВР

ЗД НМР


Ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Основой финансирования проекта являются бюджетные средства МБОУ СОШ № 15 г. Сарапул.

Общая сумма расходов, предполагаемых на реализацию проекта, 400 тысяч рублей.

На обновление содержание образования:

― методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

― разработка программных модулей;

― разработка моделей психолого-педагогического сопровождения и программ мониторингов;

На развитие и совершенствование системы воспитательной работы:

― проведение школьной научно-практической конференции;

― развитие материально-технической базы музея школы;

― сотрудничество с музеями города;

― проведение школьной историко-краеведческой олимпиады;

На совершенствование методической работы:

― создание банка методических разработок занятий с привлечением краеведческого материала;

― издательская деятельность;

― улучшение материально-технической базы.

Кадровые ресурсы, способные осуществить проект:

― 54% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию,

3 учителя -лауреаты ПНПО республиканского и российского уровней в 2008 и 2010 гг.,

1 педагог -победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года»,

3 учителя -имеют звание «Почетный работник общего образования РФ»,

83% учителей эффективно используют современныеобразовательные технологии;

2 учителя являются руководителями городских методических объединений;

Информационные ресурсы:

― наличие в библиотеке учебных пособий по краеведению:

Учебники История Удмуртии 6 класс, 7 класс, 8 класс;

Учебник История нашего края 9 класс;

Серия «память Сарапула» (5 книг);

Серия «Сарапульское детство»;

Первая мировая в забытых текстах;

Сарапульцы на афганской войне;

Страницы жизни сарапульской кавалерист - девицы;

«С любовью о школе…» (2 книги);

Будогоская Л.А. «Повесть о рыжей девочке»;

Шепталин А. «Сарапул»;

Пеганова Т.Б. «Город дорог»;

Решетников Н.Л. «Топография старого Сарапула».

― учебные кабинеты оснащены компьютерами, имеют выход в Интернет;

― наличие сайта общеобразовательного учреждения;

― наличие сервера в локальной сети школы для размещения банка методических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.

Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями г. Сарапул:

― участие в муниципальной историко-краеведческой олимпиаде школьников;

― разработка и обсуждение заданий школьного и муниципального этаповисторико-краеведческой олимпиады школьников;

― проведение экскурсий в школьном краеведческом музее для учителей и учащихся школ района;

― проведение семинаров для руководителей школьных музеев на базе музея школы;

― организация экскурсий в средние специальные учебные заведения с цельюпрофориентации учащихся.

Сотрудничество с общественными организациями:

― приглашение на классные часы и родительские собрания ветеранов войны и труда г. Сарапула;

― участие учащихся школы в работе Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры;

― привлечение учащихся школы к работе по природоохранной деятельности совместно с Всероссийским обществом охраны природы.

Сотрудничество с музеем:

― использование фондов музея Среднего Прикамья, музея-усадьбы Дача Башенина для подготовки проектных и исследовательских работ учащихся;

― организация экскурсий учащихся.

Сотрудничество с архивом г. Сарапула:

― использование фондов архивного отдела администрации г. Сарапула для подготовки проектных и исследовательских работ учащихся;

― организация экскурсий учащихся.

Сотрудничество с предприятиями г. Сарапула:

― изучение истории создания, знакомство с работой предприятий г. Сарапула;

― организация профориентационных экскурсий на предприятия района;

― организация встреч с известными людьми города.

Сотрудничество со средствами массовой информации:

― публикация материалов научно-исследовательской деятельности, творческих работ учителей и учащихся школы на страницах городской газеты «КрасноеПрикамье», «Сарапул», «Вечерний Сарапул»;

- освещение работы школы по реализации историко-краеведческого материала по школьному и городскому телевидению.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

1. Обновление содержания образования:

― использование материала по истории школы и города на уроках истории России в 6-11 классах;

― включение элементов исторического краеведения в курс обществознания в 6-11 классах;

― преподавание национально-регионального компонента в курсе географии и биологии 6 класса;

― расширение тематических блоков предмета «Искуссство», посвященных архитектуре классицизма, модернв 8, 9 классах;

― использование дидактического материала историко-краеведческого характера на уроках русского языка в 1-9 классах;

― использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков на уроках внеклассного чтения и на уроках литературы в 1-11классах;

― разработка и внедрение в уроки иностранного языка элементов исторического краеведения по темам: «Мой город», «Моя семья», «Известные выпускники», «Моя школа»;

― формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках биологии и окружающего мира в 1-11 классах;

― знакомство обучающихся с развитием химической промышленности города Сарапула; изучение химических явлений, составляющих основу производства местных предприятий;

― разработка и использование на уроках математики, физики, информатики задач практического содержания историко-краеведческой направленности;

― использование на уроках технологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности историко-краеведческих материалов;

2. Совершенствование воспитательной работы:

― разработка и проведение классных часов, способствующих развитию гражданскихкачеств учащихся, патриотического отношения к малой родине в 1-11 классах;

― пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся;

― использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий;

― создание при музее секции научно-исследовательского общества школьников «ПИК 15»;

― проведение школьной научно-практической конференции;

― участие в муниципальной научно-практической градостроительной конференции, посвященной итогам изучения исторического краеведения в текущем учебном году;

― активизация работы кружка «Юный краевед» для учащихся начальной школы (1-4 классы);

― организация и проведение выставок работ историко-краеведческой направленности;

3. Развитие традиций школы:

- организация и проведение балов: Посвящения, Рождественский, Сиреневый, Книжный, Балы Признания;

― организация и проведение экскурсий в музее истории школы для учащихся и их родителей;

― проведение торжественных памятных мероприятий у памятной доски, посвященной выпускникам и учителям школы, павших в боях за Родину;

― проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет;

- функционирование и развитие музея школы;

- организация работы школьного телевидения;

- организация работы школьного пресс-центра;

- выпуск дневников, тетрадей, календарей с логотипами и фотографиями школы и учащихся;

- издание третьей книги о школе, посвященной одаренным учащимся школы и их родителям;

- организация персональных выставок творческих работ участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);

- оформление стендов об истории школы.

4. Совершенствование работы с родителями:

― обогащение тематики родительских собраний историко-краеведческим материалом;

― публичная презентация историко-краеведческих проектов на общих родительских собраниях;

― привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей;

5. Обновление содержания методической работы учителей:

― подготовка и проведение научно-практического семинара «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов исторического краеведения;

― проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов исторического краеведения;

― организация конкурса методических разработок уроков с использованием историко-краеведческого материала.

― создание банка методических разработок уроков с историко-краеведческим материалом.



© 2010-2022