- Преподавателю
- Директору, завучу
- Образовательный проект Школа - музей
Образовательный проект Школа - музей
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Королева В.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательный проект «Школа - музей»
Девиз: Возрождая традиции, сохраняем историю.
Цель проекта: формирование устойчивого интереса школьного сообщества к истории школы, к изучению историко-культурного наследия нашего города.
Задачи проекта:
- формирование патриотизма, гражданской позиции обучающихся.
- приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах; развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
- расширить и углубить знания учащихся о родном городе, школе;
- проявление творческих способностей обучающихся, развивать навыки исследовательской работы;
- вовлечение родителей обучающихся, школьников, педагогический коллектив в изучение истории и традиций школы, города.
- создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения учащихся;
- повысить интерес учащихся к процессу обучения, сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
- организовать методическую работу учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс.
- повышение привлекательности образовательного учреждения в социуме.
Тип проекта: творческий
Срок реализации: долгосрочный, сентябрь 2015г. - декабрь 2018г.
Участники проекта: К участию приглашаются классные коллективы 1-11 классов, родительская общественность, педагогический коллектив, выпускники школы, представители городской и районной общественности.
Актуальность проекта
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Для решения этой задачи необходимо обеспечить единство образования, воспитания и развития учащихся. Краеведческая деятельность, обладающая образовательными и воспитательными ресурсами, может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:
― интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.) позволяет использовать краеведческий материал при изучении всех учебных дисциплин;
― формирование целостного взгляда на регион позволяет применять обще учебные навыки познания и способы деятельности;
― изучение родного края реализует личностный, деятельностный, исследовательскийподходы в процессе образования;
― внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
― возможности реализации принципов адаптивной педагогики.
Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через историко-краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своей страны. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает вечные, непреходящие ценности человека: честность, справедливость, совестливость, дом, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через краеведение создаются органическое единство интересов личности, общества и государства. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования:
-
воспитание гражданственности и любви к Родине;
-
защита национальных, культурных и религиозных традиций;
-
формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры;
-
формирование приоритета общечеловеческих ценностей.
Историко-краеведческий курс позволяет в комплексе изучить различные сферы общественнойжизни: экономической, социальной, политической и духовной. Академик Лихачев Д.С.писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них,приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки». Занятие историческим краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных педагогических задач нашего времени.
Город Сарапул в разные эпохи играл особую роль в истории и культуре Удмуртии: здесь сохранились многие памятники археологии, известные архитектурно-художественные комплексы и памятники духовной культуры.
Помнит Сарапульская земля и грозные дни Великой Отечественной войны, когда в здании нашей школы располагался госпиталь.
В нашей школе есть все условия, необходимые для историко-краеведческой работы. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»- старейшая школа в Сарапуле. Школа богата своей историей, традициями.
В школе создан музей истории школы, ведется поисковая и исследовательская работа. Учащиеся школы - участники научно-практических конференций, неоднократные победители муниципальных исследовательских проектов.
Инновационный проект предполагает включение в работу всего педагогического коллектива, что позволит решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, станет средством повышения качества образования.Работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше понять историю школы, судьбу учителей, их вклад в развитие школы, судьбу выпускников школы, поможет наметить пути совершенствования школы. Надеемся, что результаты проекта откроют новые странички в Летописи, станут маленьким вкладом в сохранение исторических данных о школе. Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
Ожидаемые результаты проекта
1. Формирование патриотизма, гражданской позиции обучающихся через участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах историко-краеведческой направленности.
2. Вовлечение в процесс реализации проекта, проведение мероприятий по плану проекта максимально возможного количества участников образовательного процесса в школе, а также родителей учащихся, выпускников школы, меценатов, спонсоров школы и друзей школы.
3. Достижение положительной динамики по информационной культуре учащихся (эффективное использование внеурочного времени, профилактика асоциального поведения подростков, организация досуга, толерантность и др.).
4. Повышение интереса всех участников проекта к истории родной школы, повышение имиджевой оценки родной школы.
5. Повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы.
6. Развитие сотруднических отношений: ученики - учителя - родители.
7. Повышение качества изучения и использования информационных технологий, позволяющего эффективно решать задачи социализации личности.
8. Развитие творческих способностей учащихся.
Сроки и этапы реализации проекта.
Сроки реализации проекта - 2015 - 2018 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: Сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.
Анализ сложившейся ситуации, тенденций ее развития; определение проблематики проекта, изучение педагогических условий реализации проекта, определение возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы; определение объема планируемых образовательно-воспитательных услуг. Проведение заседания органа ученического самоуправления, совета школы, классных родительских собраний, доведение до сведения обучающихся школы и их родителей содержания проекта. Выпуск наглядности (плакатов, листовок и др.) о проекте и его содержании.
2 этап - Основной: Март 2016 г. - май 2018 г.
Систематизация работы по проекту; реализация программных документов на плановом уровне; обеспечение мониторинговых исследований по реализации проекта. Работа с архивными материалами и документами из различных источников: архив города, краеведческий музей, музей истории школы, домашние архивы ветеранов, выпускников школы. Составление сметы расходов на реализацию проекта. Поиск социальных партнеров, меценатов (спонсоров).
Корректировка по ходу реализации проекта.
3 этап - Завершающий: Сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.
Анализ реализации проекта. Обработка данных мониторинга по результатам проектной деятельности. Оценка состояния деятельности школы, определение перспектив развития образовательного учреждения.
План мероприятий по реализации проекта
№ п
Мероприятие
Участники
Сроки
Ответственный
-
Обновление содержания образования
1
Использование материала по истории школы и города на уроках истории России в 6-11 классах
Учащиеся 6 - 11 классов
В течение года
Учителя истории
2
Включение элементов исторического краеведения в курс обществознания в 6-11 классах
Учащиеся 6 - 11 классов
В течение года
Учителя обществознания
3
Преподавание национально-регионального компонента в курсе географии и биологии 6 класса
Учащиеся 6 - 11 классов
В течение года
Учителя географии, биологии
4
Расширение тематических блоков предмета «Искусство»,посвященных архитектуре классицизма, модерна
Учащиеся 8, 9 классов
В течение года
Учитель МХК
5
Использование дидактического материала историко-краеведческого характера на уроках русского языка в 1-9 классах
Учащиеся 1 - 9 классов
В течение года
Учителя русского языка
6
Использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков
на уроках литературы и внеклассного чтения в 1-9 классах
Учащиеся 1 - 9 классов
В течение года
Учителя литературы
7
Разработка и внедрение в уроки иностранного языка элементов исторического краеведения по темам: «Мой город», «Моя семья», «Известные выпускники», «Моя школа»;
Учащиеся 2 - 11 классов
В течение года
Учителя иностранных языков
8
Формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках биологии, географии и окружающего мира в 1-11 классах
Учащиеся 1 - 11 классов
В течение года
Учителя окружающего мира, биологии, географии
9
Изучение химических явлений, составляющих основу производства местных предприятий
Учащиеся 8 - 11 классов
В течение года
Учитель химии
10
Разработка и использование на уроках математики, физики, информатики задач практического содержания историко-краеведческой направленности
Учащиеся 5 - 11 классов
В течение года
Учителя математики, информатики, физики
11
Использование на уроках технологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности историко-краеведческих материалов
Учащиеся 2 - 11 классов
В течение года
Учителя ОБЖ, ИЗО
-
Совершенствование воспитательной работы
12
Разработка и проведение классных часов об истории школы и города:
1 класс - История гимназии;
2 класс - Моя семья в истории города;
3 класс - Наша школа в истории края;
4 класс - Военная слава выпускников;
5 класс - Сарапул в годы ВОВ;
6 класс - История реальных училищ России;
7 класс - Бальная культура;
8 класс - История балов в литературе, МХК, истории;
9 класс -Меценаты города Сарапула;
10 класс - Архитектура городских зданий;
11 класс - историко-краеведческая игра «Я - мэр города»
Учащиеся 1 - 11 класс;
Родители
Педагоги
Апрель
Классные руководители
13
Пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся
Учащиеся,
родители
В течение года
Руководитель школьного музея,
ЗД НМР
14
Использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий
Педагоги
В течение года
Руководитель школьного музея
15
Создание при музее секции научно-исследовательского общества школьников «ПИК 15»;
Учащиеся
В течение года
ЗД НМР
16
Проведение школьной научно-практической конференции
Учащиеся, научные руководители
Март
ЗД НМР
17
Проведение школьной историко-краеведческой олимпиады
Учащиеся
Январь
Руководитель школьного музея
18
Участие в муниципальной градостроительной НПК
НОУ
Апрель
19
Работа кружка «Юный краевед»;
Учащиеся 3- 4 класс
В течение года
Руководитель музея
20
Организация выставок творческих работ
Учащиеся, педагоги, родители
В течение года
ПДО
Классный руководитель
21
Участие в работе Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры;
Учащиеся 5 - 11 класс
В течение года
ЗД ВР
22
Участие в работе по природоохранной деятельности совместно с Всероссийским обществом охраны природы.
Учащиеся школы
В течение года
ПДО
23
Участие в городских конкурсах историко-краеведческой направленности
Учащиеся школы
В течение года
ЗД ВР
24
Организация встреч с известными людьми города
Учащиеся школы
В течение года
ЗД ВР
25
Конкурс классных газет «С любовью о школе…»
Учащиеся школы
Сентябрь-октябрь
ЗД ВР
25
Конкурс сочинений, стихов на темы школьной жизни
Учащиеся школы, педагоги, родители
Февраль
ШМО гуманитарных наук
27
Заочная викторина «Знаем всё о нашей школе»
Учащиеся школы
Ноябрь
Библиотекарь
28
Творческий конкурс «Герб и гимн школы»
Учащиеся, родители, педагоги
Сентябрь-октябрь
Администрация школы
29
Творческая недели:
1-ый день - спортивный
(открытые уроки, спортивное мероприятие);
Учащиеся, родители, педагоги
Май
Администрация школы,
Классные руководители, библиотекарь,
ПДО, педагоги,
ШМО
2-ой день - интеллектуальный
(интеллектуальный марафон;
игра «Интеллектуальный поезд»;«Своя игра»)
Открытые уроки;
3-ий день - творческий
(открытые уроки, внеурочные занятия, кружки,
праздничный концерт);
4-ый день - День звезд и знаменитостей(праздничная линейка, подведение итогов, награждение);
5-ый день - День самоуправления (участвуют учащиеся старших классов и родители: уроки, «капустник»);
6-ой день - Праздник школьных друзей
-
Развитие традиций школы
30
Организация и проведение балов: Посвящения, Рождественский, Сиреневый;
Учащиеся, родители, педагоги
В течение года
Администрация школы
31
Организация и проведение экскурсий в музее истории школы
Учащиеся, родители, педагоги
В течение года
Руководитель школьного музея
32
Проведение торжественных памятных мероприятий у памятной доски, посвященной учителям и выпускникам школы, павших в боях за Родину;
Учащиеся, педагоги
В течение года
ЗД ВР
33
Проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет
Учащиеся
В течение года
ЗД ВР
34
Функционирование и развитие музея школы
Учащиеся, педагоги, родители
В течение года
Руководитель школьного музея
35
Организация работы школьного телевидения и пресс-центра
Учащиеся
В течение года
Руководители школьного телевидения и пресс-центра
36
Выпуск дневников, тетрадей, календарей с логотипами и фотографиями школы и учащихся
Педагоги
В течение года
Администрация школы
37
Издание третьей книги о школе, посвященной одаренным учащимся школы и их родителям;
Педагоги
В течение года
Администрация школы
38
Организация персональных выставок творческих работ участников образовательного процесса
Учащиеся, педагоги, родители
В течение года
Классные руководители, ЗД ВР
39
Оформление стендов об истории школы
Педагоги
В течение года
Администрация школы
40
Организация экскурсий учащихся по предприятиям города
Учащиеся, родители
В течение года
Классные руководители
41
Тематика исследовательских проектов:
- История школы в цифрах
- Выпускники школы - известные люди
- Выпускники школы - педагоги
- Учителя-ветераны
- Достижения школы
- Наши родители - выпускники школы
- Учительские династии
- Директора школы
Учащиеся, педагоги, родители
В течение года
ЗД ВР
Руководитель школьного музея, классные руководители
-
Совершенствование работы с родителями
42
Обогащение тематики родительских собранийисторико-краеведческим материалом
Родители, педагоги
В течение года
Классные руководители
43
Публичная презентация историко-краеведческих проектов
Педагоги, родители
В течение года
Классные руководители
44
Привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей
Родители, учащиеся
В течение года
Научные руководители проектов
-
Обновление содержания методической работы учителей
45
Научно-практический семинар «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов исторического краеведения
педагоги
В течение года
ЗД УВР
ЗД НМР
46
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов исторического краеведения
педагоги
В течение года
ЗД УВР
ЗД НМР
47
Школьный конкурс методических разработок занятий с использованием историко-краеведческого материала
педагоги
В течение года
ЗД УВР
ЗД НМР
48
Создание банка методических разработок занятий с привлечением историко-краеведческого материала
педагоги
В течение года
ЗД УВР
ЗД НМР
Ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта
Основой финансирования проекта являются бюджетные средства МБОУ СОШ № 15 г. Сарапул.
Общая сумма расходов, предполагаемых на реализацию проекта, 400 тысяч рублей.
На обновление содержание образования:
― методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
― разработка программных модулей;
― разработка моделей психолого-педагогического сопровождения и программ мониторингов;
На развитие и совершенствование системы воспитательной работы:
― проведение школьной научно-практической конференции;
― развитие материально-технической базы музея школы;
― сотрудничество с музеями города;
― проведение школьной историко-краеведческой олимпиады;
На совершенствование методической работы:
― создание банка методических разработок занятий с привлечением краеведческого материала;
― издательская деятельность;
― улучшение материально-технической базы.
Кадровые ресурсы, способные осуществить проект:
― 54% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию,
3 учителя -лауреаты ПНПО республиканского и российского уровней в 2008 и 2010 гг.,
1 педагог -победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года»,
3 учителя -имеют звание «Почетный работник общего образования РФ»,
83% учителей эффективно используют современныеобразовательные технологии;
2 учителя являются руководителями городских методических объединений;
Информационные ресурсы:
― наличие в библиотеке учебных пособий по краеведению:
Учебники История Удмуртии 6 класс, 7 класс, 8 класс;
Учебник История нашего края 9 класс;
Серия «память Сарапула» (5 книг);
Серия «Сарапульское детство»;
Первая мировая в забытых текстах;
Сарапульцы на афганской войне;
Страницы жизни сарапульской кавалерист - девицы;
«С любовью о школе…» (2 книги);
Будогоская Л.А. «Повесть о рыжей девочке»;
Шепталин А. «Сарапул»;
Пеганова Т.Б. «Город дорог»;
Решетников Н.Л. «Топография старого Сарапула».
― учебные кабинеты оснащены компьютерами, имеют выход в Интернет;
― наличие сайта общеобразовательного учреждения;
― наличие сервера в локальной сети школы для размещения банка методических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями г. Сарапул:
― участие в муниципальной историко-краеведческой олимпиаде школьников;
― разработка и обсуждение заданий школьного и муниципального этаповисторико-краеведческой олимпиады школьников;
― проведение экскурсий в школьном краеведческом музее для учителей и учащихся школ района;
― проведение семинаров для руководителей школьных музеев на базе музея школы;
― организация экскурсий в средние специальные учебные заведения с цельюпрофориентации учащихся.
Сотрудничество с общественными организациями:
― приглашение на классные часы и родительские собрания ветеранов войны и труда г. Сарапула;
― участие учащихся школы в работе Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры;
― привлечение учащихся школы к работе по природоохранной деятельности совместно с Всероссийским обществом охраны природы.
Сотрудничество с музеем:
― использование фондов музея Среднего Прикамья, музея-усадьбы Дача Башенина для подготовки проектных и исследовательских работ учащихся;
― организация экскурсий учащихся.
Сотрудничество с архивом г. Сарапула:
― использование фондов архивного отдела администрации г. Сарапула для подготовки проектных и исследовательских работ учащихся;
― организация экскурсий учащихся.
Сотрудничество с предприятиями г. Сарапула:
― изучение истории создания, знакомство с работой предприятий г. Сарапула;
― организация профориентационных экскурсий на предприятия района;
― организация встреч с известными людьми города.
Сотрудничество со средствами массовой информации:
― публикация материалов научно-исследовательской деятельности, творческих работ учителей и учащихся школы на страницах городской газеты «КрасноеПрикамье», «Сарапул», «Вечерний Сарапул»;
- освещение работы школы по реализации историко-краеведческого материала по школьному и городскому телевидению.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
1. Обновление содержания образования:
― использование материала по истории школы и города на уроках истории России в 6-11 классах;
― включение элементов исторического краеведения в курс обществознания в 6-11 классах;
― преподавание национально-регионального компонента в курсе географии и биологии 6 класса;
― расширение тематических блоков предмета «Искуссство», посвященных архитектуре классицизма, модернв 8, 9 классах;
― использование дидактического материала историко-краеведческого характера на уроках русского языка в 1-9 классах;
― использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков на уроках внеклассного чтения и на уроках литературы в 1-11классах;
― разработка и внедрение в уроки иностранного языка элементов исторического краеведения по темам: «Мой город», «Моя семья», «Известные выпускники», «Моя школа»;
― формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках биологии и окружающего мира в 1-11 классах;
― знакомство обучающихся с развитием химической промышленности города Сарапула; изучение химических явлений, составляющих основу производства местных предприятий;
― разработка и использование на уроках математики, физики, информатики задач практического содержания историко-краеведческой направленности;
― использование на уроках технологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности историко-краеведческих материалов;
2. Совершенствование воспитательной работы:
― разработка и проведение классных часов, способствующих развитию гражданскихкачеств учащихся, патриотического отношения к малой родине в 1-11 классах;
― пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся;
― использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий;
― создание при музее секции научно-исследовательского общества школьников «ПИК 15»;
― проведение школьной научно-практической конференции;
― участие в муниципальной научно-практической градостроительной конференции, посвященной итогам изучения исторического краеведения в текущем учебном году;
― активизация работы кружка «Юный краевед» для учащихся начальной школы (1-4 классы);
― организация и проведение выставок работ историко-краеведческой направленности;
3. Развитие традиций школы:
- организация и проведение балов: Посвящения, Рождественский, Сиреневый, Книжный, Балы Признания;
― организация и проведение экскурсий в музее истории школы для учащихся и их родителей;
― проведение торжественных памятных мероприятий у памятной доски, посвященной выпускникам и учителям школы, павших в боях за Родину;
― проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет;
- функционирование и развитие музея школы;
- организация работы школьного телевидения;
- организация работы школьного пресс-центра;
- выпуск дневников, тетрадей, календарей с логотипами и фотографиями школы и учащихся;
- издание третьей книги о школе, посвященной одаренным учащимся школы и их родителям;
- организация персональных выставок творческих работ участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
- оформление стендов об истории школы.
4. Совершенствование работы с родителями:
― обогащение тематики родительских собраний историко-краеведческим материалом;
― публичная презентация историко-краеведческих проектов на общих родительских собраниях;
― привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей;
5. Обновление содержания методической работы учителей:
― подготовка и проведение научно-практического семинара «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов исторического краеведения;
― проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов исторического краеведения;
― организация конкурса методических разработок уроков с использованием историко-краеведческого материала.
― создание банка методических разработок уроков с историко-краеведческим материалом.