Анализ локальной образовательной системы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ локальной образовательной системы

Взгляды на образование, его сущность, формы, методы и технологии сильно изменились и меняются в последние годы. Несомненно, развитие (а если мы говорим о развитии, подразумеваем «качественное изменение») это происходит под воздействием различных аспектов - экономических (введение НСОТ), общественных (идеи о гуманистическом личностно ориентированном образовании), политических, идеологических. Это многообразие влечет за собой возникновение различных целей, подходов, требований к системе образования. В этом многообразии хочется не потерять себя - ценностей, что несет российское образование, культура в целом, личные достижения собственно организации и учителей, а с другой стороны - не упустить позитивного зарубежного опыта, да и не только зарубежного, у современных перспективных отечественных школ тоже есть чему поучиться. Поучиться тому, что будет полезно для конкретной образовательной организации. Но, прежде чем учиться, необходимо проанализировать собственно эту систему. А есть ли она вообще? Насколько системно простроена наша организация? Существует ли взаимосвязь и взаимодействие между учебной и воспитательной работой, начальным, средним и старшим звеном? Работает ли наставничество? Выполняем ли мы в полной мере требования федерального государственного стандарта? Опыт показывает, что большинство педагогов сегодня не готовы к полной реализации перспективных идей (гуманной, развивающей педагогики), к смене подходов, технологий, переориентации на системно-деятельностный подход в своей работе. Это связано, на наш взгляд, с личным «багажом» самого педагога - воспитания и учения самого его в тоталитарной, авторитарной системе, и второе - от всеобщей ориентированности на усредненность, стремление не быть «белой вороной», не выделяться, а стало быть, ориентированности на традиционность в педагогической системе. Таким образом, исследовать мы будем свою родную - Новинскую школу Богородского муниципального района Нижегородской области. Цель работы: изучить, системно ли устроена и функционирует организация и процессы в ней (в рамках подсистем: управляющей и управляемой). Исходя из поставленной цели, задачами работы будут:

  1. изучение и анализ прогрессивных подходов к воспитанию, развитию личности;

  2. изучение управляемой и управляющей систем образовательной организации с точки зрения реализуемого в ней подхода на современном этапе;

  3. выявление «проблемных мест» в системе и поиск путей решения этих проблем.

Характер работы, ее цели и задачи определили выбор таких методов, как сравнительно-аналитический, метод реконструкции целого по его частям (синтез), педагогический эксперимент, наблюдение. В работе использовались труды К.Д.Ушинского, О.Конта, Г.Спенсера, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Г.П.Щедровицкого, статьи В.Р.Лозинга, А.Е.Фирсовой, А.М. Осипова, М.С. Перминовой, Н.А.Ахнаевой, М.Фуллана.

К.Д. Ушинский писал

«Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически».

Не спорим, рассуждать отвлеченно дело несложное. Не будем искать легких путей, и обратимся к актуальным педагогическим ориентирам. Актуальным, в отличие от того, который долгие годы был единственно правильным и ведущим, а именно, «знаньевый», традиционный подход. Основные ценности в нем - вовне, вне личности ребенка и учителя. В этом подходе всегда есть извне заданный образец, стандарт, по которому сверяется результат подготовки. Индивидуальные, личностные переживания и состояния по ходу обучения ученика и учителя при этом не важны, первостепенен результат. Благодаря этому подходу мы имеем экзамены, тесты, рейтинги, стандарты образования. Не можем сказать, что он абсолютно плох. Есть в нём и ряд положительных моментов - продуктивные педагогические технологии (построение алгоритмов, опорных конспектов, программирование), достаточно высокие знания у большого количества детей, впоследствии ставших неплохими специалистами в разных областях (причем, знания эти были получены как готовый продукт, и неизвестно, все ли из этих детей смогли бы получить эти знания самостоятельно, выведя их, как рекомендуют прогрессивные подходы). В прогрессивных же подходах сфера интересов образования смещается к субъективному миру, к личности. Так формируется антропологический подход. Образование как развитие человека с опорой на его личный опыт и возможности. Образование с другой точки зрения - педагога, который, с одной стороны, творец, способствующий развитию воспитанника, и, вместе с тем, сам он - развивающаяся личность. Личность как высшая ценность, в этом суть антропологического подхода. Одна из основных его идей - ценностное равенство ребенка и взрослого. Учителю интересен любой ученик, независимо от его знаний, опыта. Они оба учатся, и становится возможным диалог. При этом педагог параллельно с ребенком обогащается профессионально, растет вместе с ним. Неудивительно, что ведущими технологиями в нем становятся игротехнические, проектные, исследовательские, в ходе которых происходит общение. В российской педагогике сторонником этого подхода был К.Д. Ушинский, создатель идеи педагогической антропологии. «Детство - самоценный период человеческой жизни, ключ в понимании природы человека», говорил он педагогических сочинениях «Человек как предмет педагогической антропологии». Этот подход находит свое применение и в современной отечественной педагогике, как процесс видоизменения урока, мышления, учителя и ученика. Образование переориентируется на человека, особенности его личности, индивидуальности. Как ребенок учится осмысливать свои знания, поступки, так и учитель, оценивая и сравнивая результаты, познает самого себя, выявляет закономерности саморазвития. Рефлексия выступает для него способом самоорганизации через осмысление и поиск себя, и через это - он находит путь к пониманию всего происходящего и к саморазвитию.

Личностно ориентированным, в некоторой степени, является и социологический подход. Его специфичность в том, что во главу угла ставится не развитие личности самого индивида, а его социализация как члена общества, группы, профессионала в какой - то области. Что касается природных особенностей человека, они являются лишь необходимым, но недостаточным условием его социализации: природные задатки могут как ускорять, так и тормозить социализацию. Смысл развития человека как личности сводится к формированию его мира по норме, значимой не для него лично, а для социума. Нельзя не отметить, что явным недостатком этого подхода является недостаточное внимание к личности самого человека, его способности к творчеству, саморазвитию. Очевидно «усреднение» человека для достижения гармонии и развития общества. Сущность личности человека переносится во внешнюю среду, ценны качества значимые не для самого человека, а для общества. Нельзя отрицать наличие положительных аспектов данного подхода. Этап первичной социализации очень важен для ребенка, это основа всего остального процесса его социализации. Семья дает ему понимание себя, семейных и общественных норм и ценностей. Вторым этапом социализации является школа, где дети получают представление о новых нормах и ценностях. Далее - это и социализация в собственной семье, в профессии, других группах. На данном этапе человек не только усваивает нормы, он уже способен оценить их. Процесс социализации продолжает до старости. Любая социальная роль, которую мы играем в жизни, обогащает нас новыми культурными нормами, правилами и стереотипами поведения, а с ними - и правами, обязанностями и отношениями. И все это мы осваиваем. В данном случае применим скорее термин «освоение», а не «обучение». С другой стороны, «слабое место» данного подхода - вынесение ценности личность вовне. Российский социолог начала двадцатого века П.А. Сорокин (П.Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество») называет школу «социальным лифтом», он подчеркивает, что «школа, профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распространения индивидов внутри социального здания». Российские социологи строили свои идеи на базе западного опыта (работ О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, М. Вебера). Они подняли проблему доступности образования, роли семьи и общества в образовании и воспитании. Сильно развивалось это направление после революции 1917 года. Социологический подход к образованию стал доминирующим. Но уже в тридцатые годы социология была объявлена лженаукой и образование становится достаточно закрытой системой. Возрождение интереса к проблемам социологии в образовании происходит в шестидесятые годы (исследования Г.А. Чередниченко, В.И. Артемова, Н.А. Аитова, В.Т.Лисовского). В настоящий момент в рамках социологического подхода выделяют четыре течения. К ним обращается в своей статье «Специфика социологического подхода в анализе системы образования» М.С.Перминова. Первое течение рассматривает образование как одно из средств решения глобальных проблем человечества - в области экологии, фундаментализации содержания высшего образования и т.д. Второе подчеркивает необходимость преодоления «узкопрофильности» образования, развития творческого мышления, для возможности решения широкого спектра задач в профессиональной деятельности. Третий подход выносит на первой место ценность образования с точки зрения культуры и ее ценностей, ее сохранения и развития. Четвертый признает развитие личности основной целью образования, но «в привязке» к происходящим экономическим, политическим, культурным процессам. Развитие личности становится залогом системы профессиональной деятельности, рычагом практического преобразования жизнедеятельности общества в целом. Все эти течения в рамках социологического подхода тесно переплетены между собой. Они обеспечивают интеграцию его с антропологическим подходом. Нам видится возможным выделение здесь двух промежуточных подходов: социолого - антропологического и антрополого - социологического. Попытаемся разграничить их. В начале двадцать первого века произошли и происходят серьезные изменения института образования, идет процесс его модернизации. Значительно возросла роль информационных технологий, большая роль уделяется приросту интеллектуального капитала. Можно говорить о европеизации образования - в частности, по западному примеру, в российской действительности нормальным становится образование на протяжении жизни. Межнациональные и информационные границы становятся прозрачными, и это, с одной стороны - положительно - мы становимся частью единого образовательно пространства, с другой стороны эта размытость границ грозит потерей национальных особенностей, традиций в образовании. В рамках управления образования особенностью, обусловленной многообразием культур, становится развитие общественного управления образованием. Социальным лидером становится интеллигенция. Межкультурное взаимодействие с сохранением национальной идентичности, формирование разнообразных форм социальной активности, выдвижение и активизация индивида в рамках общественного управления - задачи социолого-антропологического подхода. Если говорить об антрополого-социологическом подходе, приходит на ум коррекционная педагогика. Она рассматривает сначала ребенка, потом выявление его особенностей, но все это происходит с целью адаптации ребенка с проблемами в развитии к жизни (а не для развития его творческого потенциала, как это было бы в антропологическом подходе).

Обращаясь к нашей школе, МБОУ Новинская СОШ, с точки зрения системы, которая в ней реализуется, признаю, что в целом, наверное, пока традиционная. Если попытаться выявить подход - ближе мы окажемся, наверное, к антрополого-социологическому, и не только потому, что работаем помимо обучающихся общеобразовательных классов, еще и с детьми с ограниченными возможностями, обучающимися по адаптированным программам. Дело не только в этом. Коррекционная педагогика переносится и в общеобразовательные классы. Пока мы не научились воспринимать личность ребенка как самоценность. Мы учимся принимать ребенка с его особенностями, развивать, но - цель - не его самосовершенствование, а адаптация (вспомним, например, о социализации выпускников), выполнение муниципального заказа и т.д. Что касается технологий, мы пытаемся перейти на системно - деятельностный подход, изучая и вводя в практику методы активного обучения. Но переход от чистой передачи знаний к собственной «добыче» очень сложен, в первую очередь, для учителя, особенно для «стажиста». Его самого научили так, он долгие годы таким образом «несет знания в массы». Нелегко избавиться от стереотипа и изменить собственное мышление. Зачастую на практике у нас происходит так - на корпоративном семинаре в школе мы изучили особенности двух подходов - критическое мышление и проблемный диалог. Послушали двух замечательных преподавателей из Москвы - Е.Л.Мельникову, В.Ю.Питюкова. В данном случае мы получили готовую авторскую модель (Мельниковой). Она уже идеально прописана, есть проработанные варианты различных уроков, ситуаций. Бери и используй! Педагоги провели открытые уроки в рамках технологии, походили к другим, повосхищались - и на этом - всё! Почему так? Одна из причин, на взгляд учителей - если ждать, пока дети сами поставят учебные цели, а потом еще и выводить правило, никаких рамок урока не хватит. Второй момент, чтобы технология работала, нужно пользоваться ею постоянно, не раз от разу, что бы она была естественной, органичной и для учителя и для ученика. Понятно, единичного обучения маловато. Попытались выстроить ступенчатое обучение: отправили в Москву в школу А.В.Хуторского пять перспективных молодых педагогов с тем, чтобы они по возвращении передали приобретенный опыт остальным. С энтузиазмом провели школьный семинар, дальнейших действий нет - только трое из пяти минимально реализуют приобретенный опыт. Система не работает. Если на этапе начальной школы учителя имеют элементарное представление, что и как делать, в средней и старшей школе это пока еще только слабое представление, единичные учителя способны на применение деятельностных технологий и работают на уроке в этом ключе. Так что говорить о взаимосвязи и преемственности между образовательными ступенями пока не приходится. Да стоит только заглянуть в класс - расстановка парт в классных комнатах говорит сама за себя - столы расставлены традиционно, рядами, даже в кабинетах начальной школы. Так что говорим о работе в группах, коммуникации, а условий для этого не создаем.

Если говорить о личности в рамках онтологического представления, человеке как саморазвивающемся существе, имеющем внутренний потенциал к развитию, в какой-то мере это представление реализуется только в начальной школе. В основной и средней учителя с трудом уходят от традиционной модели. Возможно, причиной тому - организационная структура. Начальная школа относительно хорошо оснащена - имеются наглядные пособия, цифровые ресурсы, компасы, модели, макеты, глобусы, ноутбуки, цифровой микроскоп, система голосования, все кабинеты оборудованы интерактивными досками и мультимедийными проекторами. Но, оборотная сторона медали, школа переполнена, обучение проходит в две смены. Вынести работу (проекты, исследования) за рамки урока не представляется возможным. Для изучения основ информатики оборудован кабинет, в школе имеется 71 компьютер, все они входят в локальную сеть, имеют выход в Интернет со скоростью подключения до 5мбит/с. Нужно отметить недавние положительные изменения в оснащении - это касается, в первую очередь, гигиенических условий - благодаря спонсорской помощи, удалось сделать ремонт туалетов для детей, а также школьной столовой. Теперь они приобрели современный комфортный внешний вид. Но, сразу ложка дегтя, в столовой нет возможности выбора блюд, все жестко по меню, это зачастую вызывает отторжение. Для обеспечения безопасности образовательного процесса была установлена система внешнего видеонаблюдения, установлена тревожная кнопка, оборудована дополнительная система пожаробезопасности «Стрелец - Мониторинг». Для разнообразия образовательной практики в текущем году организована театральная студия (к сожалению, за неимением места, занятия приходится проводить в расположенном недалеко от школы семейном центре), имеется столярно-слесарная мастерская для мальчиков, швейная - для девочек, заявлен библиотечно-информационный центр (но, к сожалению, он пока остается просто библиотекой, накопление методического материала идет достаточно вяло). Оснащенность старших классов оставляет желать лучшего. О какой исследовательской деятельности мы можем говорить, если для исследований необходимы специально оборудованные места, лаборатории, которых на данный момент мы не имеем. Однако, есть и положительный момент, в прошлом году, благодаря спонсорской помощи родителей, были приобретены роботы, и дети получили возможность заниматься робототехникой. В этом году даже ездили представлять свой проект на Всероссийский «РобоФест». Второе направление - игропрактика, которое начало реализовываться в этом году, после посещения двумя педагогами школы семинара - игропрактикума. С точки зрения технологий, не все у нас гладко. Но намечается положительный сдвиг, позиция педагога постепенно меняется - к наставнику, фассилитатору, кто не столько учит, сколько побуждает, увлекает, используется технология успеха (мы учим детей ощущать свой рост, радоваться собственному творчеству). Эта технология успеха актуальна и для педагога. В нашей школе сильно развит корпоративный дух - педагоги горой выступают за своих коллег, участвующих в различных конкурсах, потому, наверное, велико количество учителей, принимающих участие и победивших в конкурсах профессионального мастерства (многие учителя получили Грант губернатора, школа стала победителем конкурса в рамках нацпроекта "Образование"-2012).

С точки зрения управляющего компонента системы, в нашей школе используются различные виды деятельности: это, в первую очередь, индивидуальная работа, работа наставников, взаимодействие «учитель - учитель», происходит направленное руководство деятельностью и развитием молодого специалиста с использованием опыта других педагогов. Правда, следует признать, взаимодействие это не всегда эффективно. Как ни странно, зачастую происходит это из-за инертности и пассивности молодых педагогов. Большое внимание уделяется и групповой работе - в инициативных проектных группах. Взаимодействие с директором, как управленцем, происходит как по его инициативе, так и по инициативе педагогов, проектных групп. Больше внимания мы стараемся уделить общению, коммуникации. Это коммуникация различного уровня. Например, заместители руководителя не имеют отдельных кабинетов, а работают в одной комнате - это позволяет непосредственно на рабочем месте обмениваться информацией, общаться, принимать совместные решения, что повышает общую эффективность. Коммуникация выходит и за рамки кабинета завучей. Бумагами и отчетами они занимаются во время уроков, а во время перемен выходят «в народ», в коридоры школы, что дает возможность общения с детьми и учителями, решения на месте текущих проблем. Хотя нельзя сказать, что учителя и дети «сваливают» на администрацию свои проблемы. Большинство из них они пытаются решать самостоятельно. Мы стараемся уйти от тотального контроля и диктата на всех уровнях - дело это времязатратное и бесполезное, и создать атмосферу доверия между членами коллектива, учениками. Таким образом, решения принимаются в школе на различных уровнях, и ответственность за них - совместная. Директору в нашем случае достается роль координатора. Примером может служить подготовка к Публичному отчету - весь педколлектив разделился на инициативные группы и совместно с обучающимися работает над своими проектами. В рамках подготовки к Публичному отчету в этом году, были запущены несколько проектов - «Цветы памяти» к 70-летию Победы, «Школьное радио», создание спортивной зоны на территории школы, доски почета в начальной школе. Над этими проектами успешно работают и дети, и учителя. В рамках задуманной идеи готовится проект, макет, производится калькуляция, готовится презентация проекта. Планирование и организация в данном случае осуществляется в рамках временно созданного коллектива. Конечно, работа в группах имеет и «подводные камни». Всегда в группе найдутся люди, которые будут «беречь энергию», минимально участвуя, пользуясь результатами чужого труда. Особенно это становится очевидным на педсоветах. Мы отходим от традиционной формы единоначалия и авторитетного (а скорее - авторитарного) представления информации директором (ну иногда еще и замами), и пытаемся привнести активные технологии, работу в группах и в эту деятельность. Здесь сразу видно, кто не участвует в совместной работе, это не урок, где учитель один на один с учениками, и спрятаться за спины коллег не удастся. Другое слабое место - сопротивление нововведениям, и не только со стороны «стажистов», коллектив достаточно молодой и на первый взгляд легкообучаемый, и, тем не менее, сопротивляется. Последний педсовет был проведен в форме игропрактикума, что молодежью было воспринято «на ура», а более старших педагогов не увлекло. Ну что ж, детям тоже не все и не всегда нравится из того, что им предлагается на уроках. Но это норма жизни, мы с этим работаем. Очень помогает в этой работе психолог. У нас проходят различные тренинги с группами педагогов, по разной тематике. Это помогает справиться с психологическими проблемами, повысить стрессоустойчивость, лучше понять себя и ребенка, эффективнее простроить свою деятельность.

Большую роль лично для директора нашей школы сыграла учеба в Высшей школе экономики. В плане изучения управленческих проблем, анализа собственной деятельности, получения новых знаний, свежих идей. Эти идеи она несет в свой коллектив. Например, вопрос эффективности различных моделей управления организацией. Подход единоначалия и сосредоточения всех управленческих функций в одних руках все чаще признается неэффективным. Изучая модели, предлагаемые в работах И.Адизеса, М.Фуллана, мы пришли к пониманию необходимости создания эффективной управленческой команды, с делегированием управленческих функций тем членам команды, чьи личные качества обеспечат наилучшее выполнение этих функций. Директор выступает за высокий уровень делегирования. За разумное делегирование. В частности, эффективными контрактами, просчетом баллов, вопросами посещаемости у нас занимается специалист по охране труда, а не заместители, т.к., на мой взгляд, в их работе гораздо важнее другая составляющая, а именно - сам процесс, урок. В море рейтингов, мониторингов и отчетности администрация старается выделить время на посещение уроков. На наш взгляд, это очень большая проблема, недостаточность внимания администрации именно к процессу образования. Мы работаем в этом направлении, есть некоторые успехи. Роль директора постепенно видоизменяется - это и активная участие в образовательном процессе, и координация. Все меньше отдается приоритет контролю в деятельности.

Следующим по значимости механизмом управления реализацией образовательной деятельности является сотрудничество как условие формирования единого образовательного пространства, средство обеспечения открытости и доступности, социальной эффективности и качества образования. С 2003 года школа активно сотрудничает с Всероссийским фондом «Возвращение к истокам», с 2007 года - с ГОУ НО «Культура», языковой школой «Masterclass». На базе школы работали 4 экспериментальные площадки: 3 региональные на базе НИРО и одна муниципальная. Учителя имеют возможность заниматься научной работой под руководством ведущих учёных института развития образования, ведущих специалистов Управления образования Богородского района.

Еще одним механизмом развития образовательной системы является использование возможностей сетевых сообществ, что позволяет расширить границы и обогатить формы взаимодействия всех заинтересованных субъектов, привлечь внимание к различных социальных институтов образовательной организации и ее деятельности.

Конечно, помимо достижений, имеются пробелы, недоработки в нашей деятельности. Для устранения их и дальнейшего самосовершенствования была создана программа развития школы. Чего мы хотим достичь? Хотим, чтоб дети научились ценить себя и видеть в себе личность, учились мыслить логично, научились учиться, чтоб педагоги не на бумаге, а на деле владели активными методами обучения и воспитания, и тоже видели в ребенке личность, помогали ему развиваться, увлекали, развивались, росли вместе с детьми; чтобы родители тоже активно включались в процесс, чтоб школа, со всеми ее благими целями и задачами, выходила за свои рамки - места и здания, узкого традиционного мышления, традиционного пути. Такова идея программы развития. В теории. Что же мы имеем на деле?

МБОУ Новинская СОШ расположена на территории посёлка Новинки, что находится в 3-х километрах от областного центра и в 20 километрах от районного центра. Микрорайон школы включает, кроме центрального посёлка Новинки, 2 населённых пункта, деревню Сартаково и деревню Кусаковка, расположенных в радиусе от 2-х до 5-ти километров. В школе обучаются все дети, проживающие в микрорайоне, с разными способностями и возможностями. Соответственно родительский заказ школе весьма дифференцирован: от полного отсутствия интереса к образованию своего ребенка до требований достижения высокого качества образованности.

Практически все родители ориентированы на формирование готовности и способности их детей к продолжению образования в образовательных учреждениях профессионального образования.

На территории Новинского сельского совета проживает большой табор цыган. Взрослое население табора совершенно безграмотное. Находясь в информационном обществе, взрослые поняли, что их детям не выжить в быстро меняющемся мире без элементарной грамотности. В 2004 году 14 детей стали посещать школу, чтобы только научиться читать и расписываться. Педагоги, социально-психологическая служба школы приложили немало усилий, чтобы научить говорить этих детей по-русски (совершенно не говорили, хотя русскую речь понимали), научить ходить в чистой одежде, приносить сменную обувь в школу. Ребят научили читать, писать, считать, но потребность в образовании и развитии у детей осталась. С 2007 года учебное учреждение посещают все дети школьного возраста (на данный момент 81 чел.), ни один ученик не бросил занятия в школе. Родители детей - цыган хотят, чтобы их дети нашли свое место в обществе, а сами ребята желают быть успешными в жизни.

С 2012-2013 учебного года в школе ведется обучение по индивидуальным учебным планам. Цель - разработка и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся старших классов, что позволяет учитывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, учреждений профессионального образования.

С 2013-2014 учебного года группа педагогов работает над исследованием возможности эффективного использования дистанционных образовательных технологий для формирования и развития профильного обучения школьников, разрабатывают и апробируют модель профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов с применением дистанционных образовательных технологий - в 2014 году состоялась защита учебных программ курса дистанционного обучения пяти педагогов школы (по следующим темам - «Грамматические трудности русской речи», «Избранные вопросы математики. Уравнения и системы уравнений», «Такая разная химия», «Избранные вопросы школьного курса физики при подготовке к ЕГЭ», «Создание школьного сайта на CMS Joomla».

Основываясь на проблемно - ориентированном анализе, педагогический коллектив обозначил следующие приоритетные направления развития:

1. Интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (планируется создание объединений спортивной направленности и изучения иностранных языков).

2. Создание условий для осознанного выбора каждым ребенком профиля обучения (ранняя профилизация, с использованием возможностей психологической службы школы).

3. Выработку и реализацию качественно нового, личностно - развивающего подхода на основе сохранения и поддержания индивидуальности обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья (с использованием технологий активного обучения).

4. Осуществление непрерывной связи и сотрудничества школы с родительской общественностью, социокультурными оздоровительными и административными системами муниципалитета с целью реализации всех направлений программы.

Заключение

Эффективность внедрения новых тенденций в образовательной практике связана как с наличием позитивных изменений общественно-экономического характера, так и в самой образовательной системе МБОУ Новинская СОШ. В самом начале данной работы, мы задались вопросом, есть ли в школе система. Скорее есть. В ней имеются отдельные проблемы, такие как слабая взаимосвязь между начальной и основной и средней школой, точечное, а не системное использование развивающих технологий, неполное исполнение требований федерального государственного стандарта, отчасти из-за слабой оснащенности, отчасти из-за недопонимания и слабой мотивированности. Выявлено противоречие, между целями и задачами, которые мы перед собой ставим, и системой, в которой, собственно, мы работаем. Цели, на наш взгляд, поставлены верно. Необходимо приводить в соответствие систему, на всех ее уровнях. Есть положительные сдвиги - многочисленные проекты, планируемые дополнительные объединения, возрастающая роль общественного и ученического управления, но нельзя останавливаться на достигнутом. Проблемные места обозначены, цели поставлены, теперь дело за каждым. Каждому на своем месте (как в рамках управляемой, так и в рамках управляющей системы) нужно определиться со своей ролью в системе, переосмыслить свою деятельность и осознать себя частью этой системы, важной и неотъемлемой.


© 2010-2022