Внеурочная деятельность ГПОУ ЧМУ в условиях ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД: «Внеурочная занятость ГПОУ «ЧМУ» в условиях ФГОС»

ПОДГОТОВИЛА:Андреева Ю.О.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее, ФГОС) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся и студентов (далее, студентов) в рамках урочной деятельности направлена на достижение результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Но, в первую очередь, - это достижение результатов профессионально-личностного развития. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

ФГОС третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием таких профессионально-личностного новообразований, как компетентность и профессиональная культура.

В условиях среднего профессионального образования одним из средств формирования востребованных качеств личности студентов является создание системы внеурочной деятельности. Это понятие, объединяющее все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания, развития и социализации. Внеурочная деятельность - это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.

Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися и руководителем группы с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная работа в учебном заведении складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы педагогов с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в учебном заведении обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни подростков.

Вместе с тем, педагогу предстоит работать в условиях:

· расслоения населения (в том числе молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

· ограниченности общения со сверстниками;

· неучастия современных подростков в деятельности общественных организаций;

· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

· экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Все виды внеурочной занятости должны быть ориентированы на воспитательные ориентиры. Работа по привлечению обучающихся студентов во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение секций, клубов, студий, кружков дополнительного образования.

Внеурочная деятельность обучающихся студентов в рамках дополнительного образования - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся.

Риски, трудности и проблемы в реализации внеурочной занятости

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств внебюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие или недостаточное количество в техникуме необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

Организация внеурочной занятости студентов ГПОУ «ЧМУ»

Согласно новому ФГОС внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени детей.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность в ГПОУ «ЧМУ» осуществляется через: классное руководство (в соответствии с планом воспитательной работы кл.руководители и училища); образовательные программы, дополнительные образовательные программы.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное.

  2. Общекультурное направление.

  3. Социальное направление.

  4. Общеинтеллектуальное направление.

  5. Духовно-нравственное направление.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными, на выбор: экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, проекты, общественно-полезная практика, конкурсы, викторины, познавательные игры и т.д.

Рассмотрим на примере нашего училища, по каким же направлениям работаем мы:

1. спортивно- оздоровительное направление представлено в нашем училище: программами дополнительного образования, то есть секции по волейболу, настольному теннису, спортивной гимнастике, боксу. Регулярно проходят спортивные соревнования, на различном уровне, различные акции, мероприятия по формированию ЗОЖ.

Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей.

2. духовно- нравственное осуществляется через систему общеучилищных мероприятий, как традиционных, так и новых, которые мы только пробуем проводить. А также на базе училища функционирует кружок «Позитив»

3. общекультурное направление представлено кружками: «Волшебный бисер».

4. социальное направление проходит сквозной чертой через все перечисленные направления. Целью которого является освоение социального опыта, необходимого для жизни в обществе, участие в общественно- полезном труде.

К большому сожалению, проектной деятельностью мы почти не занимаемся.

Из выше перечисленного, можно сделать вывод, что из 5 направлений училище старательно работает только по: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общекультурному и социальному. На что следует обратить пристальное внимание!

Проблема использования свободного времени студентов всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

Список литературы

1.Программа «Обучения здоровью» для 1 - 11 классов, под общ. редакцией Л.Ф.Шатохиной - Москва, 2005, 48 с.

2. Осокина Г.И., Тимофеева Е.А.. Игры и развлечения детей в воздухе. - М. Просвещение, 1983.

3.Обучение здоровью. Пособие для школьных медицинских работников. - М. , 2004, 134 с.

4.Тематические статьи из журналов «Начальная школа», «Народная школа» за 2007 - 2010 годы;

5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - «Росмэн», 2003 г.

6. Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр ,,Сфера"// 2001 г.

7. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.

8. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности - «Аркти», 2002 г. .

9 nsc.1september.ru/search.php



© 2010-2022