- Преподавателю
- Директору, завучу
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования в МБОУ ООШ № 9 г. Канска
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования в МБОУ ООШ № 9 г. Канска
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чулков И.П. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
И.П. Чулков,
директор
МБОУ ООШ № 9 г. Канска
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования
в МБОУ ООШ № 9 г. Канска
Модель адаптивной школы - воспитательно - образовательное учреждение,
которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями,
с другой - по возможности гибко реагировать
на социокультурные изменения среды".
(Е.А.Ямбург)
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.
Общая социальная характеристика школы
Тип: общеобразовательное учреждение.
Вид: основная общеобразовательная школа.
МБОУ ООШ № 9 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
На данный момент в школе обучается 276 человек. 16 классов-комплектов учащихся: 7 классов - комплектов первой, 9 - второй ступеней обучения; 2 параллели: общеобразовательные классы и классы, реализующие адаптированные программы для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью лёгкой и умеренной степеней.
Школа расположена в частном секторе, поэтому сложная социальная ситуация обусловлена следующими факторами:
-
удаленность от культурных учреждений города Канска;
-
низкий уровень материальной обеспеченности населения микрорайона.
2012-2013
2013-2014
2014-2015
1
Количество учащихся
Количество классов
249
13
266
15
276
16
2
Количество учащихся состоящих на учете:
а) городском
б) внутришкольном
20
6
14
20
14
6
19
15
4
3
Количество опекаемых
-дети сироты
Количество многодетных семей
Количество учащихся из малообеспеченных семей
Количество детей, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП
Количество неблагополучных семей состоящих на внутришкольном контроле
15
6
35
235
7
13
17
1
52
189
15
12
17
1
54
176
15
14
4
Дети - инвалиды
Дети с ограниченными возможностями здоровья
5
66
11
80
10
96
Стратегической целью политики в области образования в Красноярском крае является повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и потребностям граждан. На уровне города - подход в концепции развития образования в г. Канске - будущий выпускник - человек-практик, который самостоятелен, целеустремлёнен, умеет применять на практике полученные знания, имеет возможность реализовать себя на малой родине.
В нашем образовательном учреждении происходит ежегодный прирост детей с особыми образовательными потребностями. За 3 года их численность увеличилась в 2 раза.
Исходя из этого, мы задумались, как же нашим детям с особыми образовательными потребностями стать успешными, социализированными, нужными нашему обществу даже с учетом их психофизиологического развития. ФГОС для этой категории граждан существует только в проектах.
Цель стратегии: создание коррекционно-развивающей средыв условиях инклюзивного образования для лиц с особыми образовательными потребностями, обеспечивающей получение начального общего и дополнительного образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями, приобретение ими необходимых регулятивных универсальных учебных действий, позволяющих устойчиво адаптироваться в современном обществе.
Задачи:
-
Обновить системы управления школой в соответствии с тенденциямиразвития управленческой науки в условиях инклюзии в контексте требований Федерального закона № 273-Ф3.
-
Оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогических работников по специализации «Дефектология» как необходимое условие современныхобразовательных отношений.
-
Обновить организацию, содержание и технологии образовательного процесса в направлении обеспечения оптимальных условий формирования в начальном звене социально адаптированной личности с ОВЗ.
-
Обеспечить информационную открытость образовательного пространствашколы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и создания коррекционно-развивающего пространства.
Предполагаемые результаты
В системе управления:
-
в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;
-
нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям Ф3-273, СФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики инклюзивного образования;
-
система качественного мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;
-
будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы.
В обновлении инфраструктуры:
- инфраструктура и организация инклюзивного образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям Ф3-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;
- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены специальным оборудованием и раздаточным материалом в соответствии с требованиями специального коррекционного образования.
В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива:
-
100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному инклюзивному содержанию образования и инновационным технологиям в области коррекционной педагогики;
-
не менее 80 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;
-
не менее 50 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:
-
не менее 80 % школьников с ОВЗ будут обучаться по индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с уровнем имеющихся сохранных возможностей;
-
100 % школьников с ОВЗ будет получать начальное образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
не менее 30 % школьников из неблагополучных семей будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования;
-50 % учащихся с особыми образовательными потребностями начальной школы будет включено в проектную деятельность совместно с учащимися общеобразовательных классов начального звена;
-
в школе будет работать программа интеграции дополнительного образования поддержки более успешных и социализированных детей по направлениям творческого, духовно-нравственного, физического развития.
В расширении партнерских отношений:
-
не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях, круглых столах и т.д.);
- не менее 5 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.
Краткая характеристика образовательного пространства, которая обеспечит достижение результата
Сравним:
Образовательная среда детей нормы
Образовательная среда детей ОВЗ
Единая образовательная программаФГОС;
Учитель - организатор процесса познания
групповая форма работы: группы постоянного и сменного составов
Адаптированная программа + программа сопровождения специалистов (дефектолога, логопеда, психолога);
педагогический щадящий режим;
соблюдение здоровьесбережения;
СФГОС только в проектах
Учитель - направляющий, стимулирующий, оказывающий различные виды помощи для активизации познавательной сферы
индивидуальный подход обучения;
обучение должно быть связано с реальной жизнью и носить практический характер;
многократное повторение
Включение во внеурочную деятельность: участие в кружковой, клубной работе, спортивных секциях, творческих студиях.
Перед нами стоит задача − обустройство новой практики работы с особыми детьми − инклюзивное образование, которое позволит учащемуся с ОВЗ на выходе из начального звена овладеть всеми типами учебных действий, включая способность:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную и наоборот.
- С учетом имеющихся возможностей учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- С помощью учителя или самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы.
- Давать самооценку своим действиям с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей учащегося.
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию с помощью учителя или без него.
В МБОУ ООШ № 9 для реализации стратегии развития инклюзивного образования выявлены следующие ресурсы:
-
сложилась оптимально расположенная на территории города сеть учреждений коррекционного образования: детские сады, школы, ЦДК, специализированный детский сад, ГМО учителей, реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, на уровне края - взаимодействие со специалистами коррекционно-развивающего обучения при ИПКиППРО;
-
создана в целом инфраструктура каждого образовательного учреждения;
-
ежегодное увеличение численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в микрорайоне школы;
-
сформирована нормативная правовая база, регламентирующая образование лиц с ОВЗ в Красноярском крае, РФ;
-
наблюдается рост социального заказа на предоставление услуг коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в условиях инклюзии;
-
наблюдается возможность участия в целевых программах, грантовых проектах, способствующих существенно повысить финансирование образовательного учреждения, например, «Доступная среда»;
-
определены предназначение, цели и задачи образования лиц с особыми образовательными потребностями в системе общего образования края, муниципалитета;
-
определена и отрабатывается на практике идея инклюзивного образования через реализацию модели обучения в интегрированных классах, классах-комплектах, отдельно выведенных классах;
-
сформирован педагогический коллектив учреждения, прошедший переподготовку по теме «Дети с ОВЗ», переподготовку по специальности «Дефектологическое образование», организован процесс непрерывного профессионального развития педагогических кадров через сетевое взаимодействие между учреждениями города, края, обмен опытом через гостевые обмены;
-
в структуре Красноярского краевого ИПК и ППРО действует центр коррекционной педагогики, реализующий программу повышения квалификации и программу профессиональной переподготовки учителей;
-
наблюдается положительная динамика в участии детей с ОВЗ и детей-инвалидов в конкурсах регионального, муниципального уровней;
-
разработана программа воспитательной работы по интеграции детей с ОВЗ начальных классов в направления физического, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания, апробировав которую, мы увидим, каков будет уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, личностных. Попробуем провести мониторинг регулятивных УУД при помощи разработанных творческой группой школы контрольно-измерительных материалов, проанализируем эффективность.
Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является внутришкольный мониторинг на основе входной диагностики, текущей (полугодовой) и итоговой
(годовой).
Как полученную информацию может и должен использовать учитель?
1. Диагностический материал - это реальный результат сформированности УУД учащихся класса, на основании которого можно понять, верно ли учитель выстраивает образовательный процесс.
2. Результаты диагностики помогают увидеть проблемные направления формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на основе предметного содержания и внести корректировку в свою деятельность.
3. Виден личностный рост каждого учащегося в целом, а также динамика развития у учащегося одних и тех же универсальных учебных действий на разных этапах мониторинга.
Предполагаем, что необходимо направить все имеющиеся ресурсы на: выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающего ориентированного инклюзивного образования в начальном звене на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;
• создание условий для предметно - нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка с ОВЗ - организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;
• интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции);
• создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;
• формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения.
У каждого учащегося с ОВЗ начальной школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе медико - психолого - педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.
Мы считаем, что выпускник с особыми образовательными потребностями начальной школы будет обладать следующими качествами:
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
владеющий основами умения ставить цели, удерживать их в памяти, следовать им;
способный к организации собственной деятельности, к простейшей саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.