• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования в МБОУ ООШ № 9 г. Канска

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования в МБОУ ООШ № 9 г. Канска

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования в МБОУ ООШ № 9 г. Канска.Модель адаптивной школы – воспитательно – образовательное учреждение, которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды".(Е.А.Ямбург)
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


И.П. Чулков,

директор

МБОУ ООШ № 9 г. Канска


Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в рамках стратегии развития инклюзивного образования

в МБОУ ООШ № 9 г. Канска


Модель адаптивной школы - воспитательно - образовательное учреждение,

которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями,

с другой - по возможности гибко реагировать

на социокультурные изменения среды".

(Е.А.Ямбург)

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.


Общая социальная характеристика школы


Тип: общеобразовательное учреждение.

Вид: основная общеобразовательная школа.

МБОУ ООШ № 9 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

На данный момент в школе обучается 276 человек. 16 классов-комплектов учащихся: 7 классов - комплектов первой, 9 - второй ступеней обучения; 2 параллели: общеобразовательные классы и классы, реализующие адаптированные программы для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью лёгкой и умеренной степеней.

Школа расположена в частном секторе, поэтому сложная социальная ситуация обусловлена следующими факторами:

  • удаленность от культурных учреждений города Канска;

  • низкий уровень материальной обеспеченности населения микрорайона.

2012-2013

2013-2014

2014-2015

1

Количество учащихся

Количество классов

249

13

266

15

276

16

2

Количество учащихся состоящих на учете:

а) городском

б) внутришкольном

20

6

14

20

14

6

19

15

4

3

Количество опекаемых

-дети сироты

Количество многодетных семей

Количество учащихся из малообеспеченных семей

Количество детей, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП

Количество неблагополучных семей состоящих на внутришкольном контроле

15

6

35

235


7


13

17

1

52

189


15


12

17

1

54

176


15


14

4

Дети - инвалиды

Дети с ограниченными возможностями здоровья

5

66


11

80

10

96


Стратегической целью политики в области образования в Красноярском крае является повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и потребностям граждан. На уровне города - подход в концепции развития образования в г. Канске - будущий выпускник - человек-практик, который самостоятелен, целеустремлёнен, умеет применять на практике полученные знания, имеет возможность реализовать себя на малой родине.

В нашем образовательном учреждении происходит ежегодный прирост детей с особыми образовательными потребностями. За 3 года их численность увеличилась в 2 раза.

Исходя из этого, мы задумались, как же нашим детям с особыми образовательными потребностями стать успешными, социализированными, нужными нашему обществу даже с учетом их психофизиологического развития. ФГОС для этой категории граждан существует только в проектах.

Цель стратегии: создание коррекционно-развивающей средыв условиях инклюзивного образования для лиц с особыми образовательными потребностями, обеспечивающей получение начального общего и дополнительного образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями, приобретение ими необходимых регулятивных универсальных учебных действий, позволяющих устойчиво адаптироваться в современном обществе.

Задачи:

  1. Обновить системы управления школой в соответствии с тенденциямиразвития управленческой науки в условиях инклюзии в контексте требований Федерального закона № 273-Ф3.

  2. Оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогических работников по специализации «Дефектология» как необходимое условие современныхобразовательных отношений.

  3. Обновить организацию, содержание и технологии образовательного процесса в направлении обеспечения оптимальных условий формирования в начальном звене социально адаптированной личности с ОВЗ.

  4. Обеспечить информационную открытость образовательного пространствашколы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и создания коррекционно-развивающего пространства.


Предполагаемые результаты

В системе управления:

  • в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;

  • нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям Ф3-273, СФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики инклюзивного образования;

  • система качественного мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;

  • будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы.

В обновлении инфраструктуры:

- инфраструктура и организация инклюзивного образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям Ф3-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;

- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены специальным оборудованием и раздаточным материалом в соответствии с требованиями специального коррекционного образования.

В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива:

  • 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному инклюзивному содержанию образования и инновационным технологиям в области коррекционной педагогики;

  • не менее 80 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;

  • не менее 50 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).

В организации образовательного процесса:

  • не менее 80 % школьников с ОВЗ будут обучаться по индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с уровнем имеющихся сохранных возможностей;

  • 100 % школьников с ОВЗ будет получать начальное образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • не менее 30 % школьников из неблагополучных семей будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования;

-50 % учащихся с особыми образовательными потребностями начальной школы будет включено в проектную деятельность совместно с учащимися общеобразовательных классов начального звена;

  • в школе будет работать программа интеграции дополнительного образования поддержки более успешных и социализированных детей по направлениям творческого, духовно-нравственного, физического развития.

В расширении партнерских отношений:

  • не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях, круглых столах и т.д.);

- не менее 5 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.


Краткая характеристика образовательного пространства, которая обеспечит достижение результата

Сравним:

Образовательная среда детей нормы

Образовательная среда детей ОВЗ

Единая образовательная программаФГОС;


Учитель - организатор процесса познания


групповая форма работы: группы постоянного и сменного составов

Адаптированная программа + программа сопровождения специалистов (дефектолога, логопеда, психолога);

педагогический щадящий режим;

соблюдение здоровьесбережения;

СФГОС только в проектах

Учитель - направляющий, стимулирующий, оказывающий различные виды помощи для активизации познавательной сферы

индивидуальный подход обучения;

обучение должно быть связано с реальной жизнью и носить практический характер;

многократное повторение

Включение во внеурочную деятельность: участие в кружковой, клубной работе, спортивных секциях, творческих студиях.

Перед нами стоит задача − обустройство новой практики работы с особыми детьми − инклюзивное образование, которое позволит учащемуся с ОВЗ на выходе из начального звена овладеть всеми типами учебных действий, включая способность:

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- Преобразовывать практическую задачу в познавательную и наоборот.

- С учетом имеющихся возможностей учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

- С помощью учителя или самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы.

- Давать самооценку своим действиям с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей учащегося.

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию с помощью учителя или без него.

В МБОУ ООШ № 9 для реализации стратегии развития инклюзивного образования выявлены следующие ресурсы:

  • сложилась оптимально расположенная на территории города сеть учреждений коррекционного образования: детские сады, школы, ЦДК, специализированный детский сад, ГМО учителей, реализующих адаптированные программы для детей с ОВЗ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, на уровне края - взаимодействие со специалистами коррекционно-развивающего обучения при ИПКиППРО;

  • создана в целом инфраструктура каждого образовательного учреждения;

  • ежегодное увеличение численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в микрорайоне школы;

  • сформирована нормативная правовая база, регламентирующая образование лиц с ОВЗ в Красноярском крае, РФ;

  • наблюдается рост социального заказа на предоставление услуг коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в условиях инклюзии;

  • наблюдается возможность участия в целевых программах, грантовых проектах, способствующих существенно повысить финансирование образовательного учреждения, например, «Доступная среда»;

  • определены предназначение, цели и задачи образования лиц с особыми образовательными потребностями в системе общего образования края, муниципалитета;

  • определена и отрабатывается на практике идея инклюзивного образования через реализацию модели обучения в интегрированных классах, классах-комплектах, отдельно выведенных классах;

  • сформирован педагогический коллектив учреждения, прошедший переподготовку по теме «Дети с ОВЗ», переподготовку по специальности «Дефектологическое образование», организован процесс непрерывного профессионального развития педагогических кадров через сетевое взаимодействие между учреждениями города, края, обмен опытом через гостевые обмены;

  • в структуре Красноярского краевого ИПК и ППРО действует центр коррекционной педагогики, реализующий программу повышения квалификации и программу профессиональной переподготовки учителей;

  • наблюдается положительная динамика в участии детей с ОВЗ и детей-инвалидов в конкурсах регионального, муниципального уровней;

  • разработана программа воспитательной работы по интеграции детей с ОВЗ начальных классов в направления физического, духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания, апробировав которую, мы увидим, каков будет уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, личностных. Попробуем провести мониторинг регулятивных УУД при помощи разработанных творческой группой школы контрольно-измерительных материалов, проанализируем эффективность.

Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является внутришкольный мониторинг на основе входной диагностики, текущей (полугодовой) и итоговой

(годовой).

Как полученную информацию может и должен использовать учитель?

1. Диагностический материал - это реальный результат сформированности УУД учащихся класса, на основании которого можно понять, верно ли учитель выстраивает образовательный процесс.

2. Результаты диагностики помогают увидеть проблемные направления формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на основе предметного содержания и внести корректировку в свою деятельность.

3. Виден личностный рост каждого учащегося в целом, а также динамика развития у учащегося одних и тех же универсальных учебных действий на разных этапах мониторинга.

Предполагаем, что необходимо направить все имеющиеся ресурсы на: выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающего ориентированного инклюзивного образования в начальном звене на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

• создание условий для предметно - нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка с ОВЗ - организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

• интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции);

• создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

• формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения.

У каждого учащегося с ОВЗ начальной школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе медико - психолого - педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник с особыми образовательными потребностями начальной школы будет обладать следующими качествами:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения ставить цели, удерживать их в памяти, следовать им;

способный к организации собственной деятельности, к простейшей саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


© 2010-2022