Методические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяМетодические рекомендации для учителей Современная оценка образовательных достижений учащихсяСовременная оценка образовательных достижений учащихся

В рамках обсуждения оценки образовательных достижений учащихся отметим несколько ключевых моментов, связанных с понятием контроля.

Виды контроля (по функциям в учебном процессе):

  • Входной контроль (на первых уроках после актуализации знаний учащихся);

  • Текущий контроль (на каждом уроке);

  • Периодический (по мере прохождения темы, раздела программы),

  • Итоговый (в конце четверти, полугодия, накануне перевода в следующий класс).

Виды контроля (по способу взаимодействия субъектов учебного процесса):

  • Фронтальный контроль (опрос);

  • Индивидуальный контроль;

  • Групповой контроль;

  • Самоконтроль;

  • Взаимоконтроль;

  • Комбинированный контроль

Формы контроля:

  • Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения;

  • Оценка и самооценка учащимися своей деятельности и ее результатов;

  • Взаимооценка учащимися друг друга;

  • Проверочные письменные работы;

  • Обучающие письменные работы;

  • Лабораторные работы;

  • Контрольные работы;

  • Диагностические работы;

  • Диктанты;

  • Тестирование;

  • Зачеты;

  • Доклады, рефераты, сообщения;

  • Результат моделирования и конструирования;

  • Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;

  • Рефлексия.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику:

  • Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

С введением Федерального образовательного стандарта, меняется характер контроля - это комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся; расширяется спектр форм оценки; оценочный инструментарий - использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимоценки); меняется сам принцип оценки - от отметки методом вычитания - к отметке методом сложения достижений учащегося.

Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые результаты обучения.

В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Сложность на сегодняшний день заключается в определении методики оценки метапредметных результатов, связанных с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД), - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Введение стандарта в нашей стране - процесс поэтапный. Сегодня в 2014-15 году стандарт «переходит» в 4 класс, в следующем учебном году - в основную школу. Таким образом, сегодняшняя система оценивания носит черты «дофгосовской» нормативной системы и в то же время должна быть готова к новым подходам и процедурам оценивания.

Проведем сравнительный анализ двух этих этапов в оценивании, которые действуют в Российской системе образования сегодня.

Таблица1


Нормативный («дофгосовский») подход

«Фгосовский» подход

Основные документы

Закон РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 г. устанавливал формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации (статьи 13, 15 закона).

Методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15

«Примерные нормы оценки знаний учащихся» по предметам, в материалах издательства Просвещение к.80-нач. 90-х г.г. 20 века

Требования к результатам освоения ООП, установленные в ФГОС 2009-2011:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373

ФГОС ООО от 17.12. 2010 г. № 1897.

ФГОС С(П) ОО от 17.05. 2012 г. N 413

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ (статьи 28,1 582), устанавливает, что текущая, промежуточная аттестации по-прежнему отнесена к полномочиям конкретной образовательной организации:

К компетенции ОУ относятся:

описание организации и содержания

1) промежуточной аттестации учащихся по предметной и метапредметной обученности;

2) итоговой оценки, по предметам, не выносимым на государственную(итоговую) аттестацию;

3) оценки проектной деятельности

Основные понятия

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности

ЗУНы - знания, умения, навыки

Обучение - целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей.

В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия)

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы - система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Предметные результаты образовательной деятельности - конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе

Основные подходы

Подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся определяются локальным (Положением) актом образовательного учреждения (ОУ), в котором устанавливаются нормы оценок знаний, умений, навыков (ЗУН) по каждому предмету в соответствии с содержанием образовательной программы

Подходы к оцениванию в соответствии с ФГОС - раздел Основной образовательной программы образовательной организации - «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» и локальным (Положением) актом ОО, устанавливающим требования к результатам и систему оценивания


  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;

  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;

  • открытость, прозрачность процедур оценивания;

  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;

  • доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;

  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

Виды контроля

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе

+ Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, значимых для дальнейшего обучения по предмету. С целью сохранения преемственности в обучении и проектирования целей задач и форм дальнейшего обучения проводится в начале ступени обучения (I, V и X классах). В контексте введения ФГОС входной диагностический контроль приобретает все большее значение.

Формы и методы контроля я

Индивидуальный, групповой, фронтальный

Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся.

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала: контрольные работы, срезовые и т.д.

+ диагностические контрольные работы, предметного и метапредметного характера по предметам учебного плана

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования: зачет, реферат, контрольная работа и т.д.

+ входные и итоговые диагностические работы

Итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация ГИА (ОГЭ и ЕГЭ )

+ защита проектной (основная ступень), проектно-исследовательской работы (на ступени полного общего образования)

Учет личностных достижений учащихся

-

Модели и формы учета личностных достижений учащихся разрабатываются ОО: портфолио, «дневник достижений» и др.

Основные принципы

Традиционно используется система, выстроенная по принципу «вычитания»

Новый подход к оцениванию, как фиксация достижений учащихся, используется критериальная система оценивания, выстроенная по принципу «сложения».

Оценивание должно быть критериальным

Важной составляющей оценки становятся само- и взаимооценка

Современные подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся должны базироваться на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определяться ФГОС и учебными (рабочими) программами.

На нынешнем этапе развития образования объединить идеи стандарта 2004 и 2009-12 г.г. может помочь следующая схема:3

Схема 1

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что оценивается?

Как оценивается?

Предметные результаты

Где фиксируется?

Кто оценивает?

Процедура (как?)

Инструментарий (какими путями?)


Пятибалльная шкала отметки


Классный журнал, дневник

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования.

Рубежная аттестация (административная, диагностическая)

Различные виды рубежных (административных, диагностических) контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация

ГИА, ЕГЭ

Специальная шкала отметки

Влияет на получение документа

Предметные олимпиады, научно - практические конференции, творческие конкурсы и т.д.

Мониторинг, портфолио

Качественная оценка

Портфолио

Что оценивается?

Что оценивается?

Учащийся

Самооценка

Учитель, др. профессионалы

Метапредметные результаты



Взаимооценка

Процедура (как?)

Инструментарий (какими путями?)

Пятибалльная шкала отметки, накопительная оценка, рейтинговая оценка и др.

Классный журнал, дневник

Стартовая диагностика, промежуточная диагностика

Метапредметная работа, тестирование

Комплексная интегрированная письменная контрольная работа

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио и др. накопительные формы и приемы

Качественная оценка

Портфолио

др. накопительные формы и приемы

Учитель, др. профессионалы, родители

Личностные результаты



Учитель, родители

Процедура (как?)

Инструментарий (какими путями?)

Качественная оценка

Портфолио

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио, анкетирование, тренинг

Учащийся

Учащийся

1Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

…осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения…

2Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией

3 Разработано Е.Ю. Лукичевой

© 2010-2022