- Преподавателю
- Директору, завучу
- Опыт работы по развитию воспитательной системы в школе
Опыт работы по развитию воспитательной системы в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Златова Е.Г. |
Дата | 01.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие воспитательной системы школы
(из опыта работы школы)
Златова Елена Георгиевна,
заместитель директора по УВР МКОУ «НОШ №3»,
г. Коркино, Челябинской области
Сегодняшняя школа - это сложная система, где воспитание и обучение выступают в качестве главных составляющих элементов. Воспитание сегодня уже не может рассматриваться как дополнение, довесок к обучению.
Каждая школа, реализующая не только образовательную функцию, но и воспитательную, связанную с личностным развитием школьников, имеет свою воспитательную систему. На этапах становления и развития воспитательной системы была проведена большая работа с педагогическим коллективом школы по вопросам теории воспитания через семинары, педагогические советы, работу методического объединения классных руководителей, изучены методики диагностики результативности воспитательной работы, изучен опыт других образовательных учреждений по созданию и развитию воспитательной системы. Ядром нашей воспитательной системы является детская организация «Радуга».
В новых условиях возрождение детских добровольных общественных организаций, к которым тяготеют дети, является наилучшим вариантом. Детская организация действует в школе на основании Положения о детской организации «Радуга». Она представляет собой важный фактор воздействия на ребёнка. С одной стороны, создаёт условия для удовлетворения целей, интересов и потребностей детей, с другой стороны, способствует равнению ребёнка - воспитанника на общественные нормы и ценности, принятые в социуме.
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, в действующую воспитательную систему школы были внесены изменения, основой которых явилась концепция создания в школе целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника в форме детской организации.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную и семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Ведущая, содержательно-определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу. Следует отметить, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, к образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, о которых педагоги ещё 2-3 десятилетия назад даже не догадывались. Учёт этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания обучающихся.
Таким образом, учитывая традиции детской организации, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, целью воспитательной системы школы мы поставили:
- создание условий для выявления и развития способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной к творчеству и самоопределению.
Для достижения поставленной цели, определены 7 направлений деятельности, которые тесно переплетаются с направлениями деятельности детской организации «Радуга», только приобрели они несколько иную значимость и были наполнены новым содержанием с учётом требований современности.
Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывают одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.
Каждое из направлений воспитания учащихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает принятие их обучающимися.
Организация воспитания в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
-
Воспитание гражданственности и патриотизма
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни
-
Формирование у учащихся интереса и потребности в образовании, развитие их кругозора и любознательности (интеллектуальное развитие)
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
-
Эстетическое воспитание
Каким образом осуществляется процесс воспитания в нашей школе и как реализуются выше перечисленные направления?
Воспитательная система школы включила в себя 3 взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность.
Внешкольная деятельность учащихся отразилась в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта.
Воспитательная работа в процессе обучения является наиболее знакомой, но и она потребовала изменения содержания и подходов к ней. С введением стандартов нового поколения, воспитательная работа стала строиться на основе единства урочной и внеурочной деятельности. В ней используется широкая сеть внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, творческой и проектной деятельности, интегрированных с учебной деятельностью.
В школе используются следующие возможности в процессе обучения:
- различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
- обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
- акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
- с целью воспитания патриотических чувств, чувства гордости за свой край, малую Родину, введены в учебный процесс и включены в образовательные программы национально-региональные и этнические особенности, где акцент ставится на воспитании уважения к культуре и традициям различных народов, представители которых живут на Урале, бережного отношения к национальным ценностям, особое внимание в данном направлении уделено формированию у учащихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие».
Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полностью осуществляться только в учебном процессе. Своё логическое продолжение данная работа нашла в реализации такого направления внеурочной деятельности, как «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников», где реализуется программа «Дорогой нравственности». Следует отметить, что, несмотря на то, что данное направление представлено отдельным курсом, где ребята знакомятся с правилами культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений, пробуют свои силы в мини-спектаклях, оно пронизывает и охватывает все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и других. Работа с фольклорными формами на занятиях зарождает чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества.
Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно- ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.
Интеллектуальное развитие
Цель: формирование таких ценностей как нравственный смысл учения, знаний.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают: первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества; приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду; имеют возможность реализовать свои возможности в различных интеллектуальных конкурсах.
Уже стал традицией в школе ежегодный интеллектуальный марафон «Планета Знаний», который, надо отметить, с введением ФГОС НОО претерпел в отношении содержания и наполнения некоторые изменения: все конкурсы, игры и олимпиады были разработаны с учётом требований нового стандарта.
Ещё одной школьной традицией является конкурс «Ученик года» в номинации «Эрудит», который является отличным мотиватором для повышения активности учащихся в участии в различных интеллектуальных конкурсах.
Следует отметить, что данное направление деятельности пользуется особым спросом у учащихся, поэтому наиболее многочисленно представлено курсами в рамках внеурочной деятельности:
- «Русский язык с увлечением» (1-2 классы)
- «Секреты орфографии» (3-4 классы)
- «В мире математики» (1-4 классы)
«ABC-Planet» (3-4 классы)
Выделены также часы для коррекционно-развивающей работы, где ведётся работа с наиболее успешными учащимися с целью расширения границ учебного предмета. А также ведётся работа со слабоуспевающими учащимися, которым необходима дополнительная помощь учителя.
В течение учебного года ученики имели возможность и стали участниками различных интеллектуальных олимпиад регионального, Всероссийского и международного уровней, где стали победителями и призёрами.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни очень важная задача. В данном направлении формируются у учащихся такие ценности, как: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
В школе сложилась эффективная система работы спортивно-оздоровительного направления. Эта система включает в себя общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия, работу творческих объединений в рамках внеурочной деятельности, а также внутриклассная работа, направленная на пропаганду ЗОЖ (экскурсии, походы, соревнования с участием родителей).
Спортивные праздники, соревнования в значительной степени содействуют расширению внеклассной спортивно-массовой работы и вовлекают ребят в регулярные занятия физическими упражнениями и росту спортивных достижений. Помимо спортивных мероприятий, которые проводятся в школе 1 раз в неделю в соответствии с планом, данное направление также представлено объединениями внеурочной деятельности. В школе действуют 4 объединения: 2 объединения работают в школе, 1 объединение на базе стадиона «Горняк» и ещё 1 объединение организовано на основе анкетирования родителей, для детей с нарушениями осанки, которым необходимы регулярные занятия лечебной физкультурой.
Планируя работу объединений, мы ставили перед собой задачу - способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению интереса к занятиям физической культурой, обеспечению активного отдыха школьников, воспитанию в детях необходимости в здоровом образе жизни.
В школе достаточное количество учащихся, которые посещают спортивные учреждения района и области, добиваются высоких результатов, завоёвывают свои первые награды. А в школе, для поддержания и стимулирования интереса учащихся в данном направлении, в рамках школьного конкурса «Ученик года» объявлена номинация «Олимпиец года»
Кроме того, с целью пропаганды ЗОЖ, учащиеся школы ежегодно принимают участие во всех районных акциях: «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», «Готов к труду и обороне» и др.
Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе.
Цель: развитие творческих способностей и талантов детей, эстетическое воспитание и духовное обогащение внутреннего мира ребёнка.
Реализуется цель через организацию постоянно действующих выставок рисунков и работ учащихся. А также учащиеся являются активными участниками районных конкурсов: «Мягкая игрушка», « Русь пасхальная», «Рождественская сказка», «Материнское сердце» и других. В этом году наши ученики приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир творчества», где заняли 1,2,3 места.
Кроме того, достичь результата в данном направлении нам помогают наши социальные партнёры: учреждения культуры района. А также на протяжении учебного года все классы неоднократно посещают театры и выставки г. Челябинска.
Неразрывно связаны между собой все направления воспитательной деятельности. Невозможно формировать в человеке представления об эстетических идеалах, не затрагивая формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края. И здесь уже гармонично вплетается в процесс воспитания экологическое воспитание, которое, в свою очередь, тесно взаимосвязано с воспитанием гражданственности и патриотизма. А последнее невозможно без воспитания нравственных чувств и этического сознания. Поэтому свою цель в данном направлении мы видим в создании условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Свою работу мы определили как: помогать школьнику продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Для реализации поставленной цели в школе ежегодно в рамках недели детской книги проходит литературная конференция. В этом году она была посвящена книге Елены Ильиной «Четвёртая высота».
В школе разработан цикл классных часов и бесед данной тематики. Наши ученики являются активными участниками районной акции «Растим патриотов России», участвуют в социальных проектах «Бессмертный полк», «Помни меня», стали участниками областного конкурса «Наши деды ковали победу» и других.
В плане работы школы ежегодно предусмотрены мероприятия: социальный проект «День пожилого человека», «День матери», «День единения и согласия» и другие.
Нашла своё отражение в воспитательной системе школы Концепция «ТЕМП»: в рамках внеурочной деятельности организованы объединения «Я-исследователь» (параллель 2 классов, обучение первичным навыкам исследовательской деятельности), «Робототехник» (техническое направление деятельности). А также учащиеся школы ежегодно принимают участие в районных соревнованиях по лего-конструированию. А на уровне школы - в школьном ЛЕГО - фестивале, где могут продемонстрировать навыки своей работы и фантазию.
Одним из направлений реализации Концепции «ТЕМП» является профориентационная работа. Учитывая возрастные особенности наших детей, мы реализуем данное направление в системе через урочную деятельность (в курсе окружающего мира есть блок тем, которые знакомят школьников с различными профессиями) и во внеурочной работе: тематические классные часы, встречи с родителями, экскурсии на предприятия города и области, приглашение на воспитательные мероприятия гостей разных профессий.
С 1 класса мы стараемся привить нашим детям традиции культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
В процессе такой работы мы решаем задачи:
-
Развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота своей Родины;
-
Изучение национальной культуры;
-
Привитие учащимся чувства уважения к символам России;
-
Воспитание гордости за свою страну, народных героев;
-
Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.
На первый взгляд, задачи кажутся глобальными, но, начиная работу с малого: воспитание гордости за свою семью, свою школу, город; умение сохранять и беречь природу; уважение к старшему поколению, уважительное отношение к труду работников школы и имуществу школы; забота о младших; знание и понимание исторических событий с учётом возрастных особенностей- приведут к решению поставленных задач.
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что личность ребёнка формируется, прежде всего в семье, а школа остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающего воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Работа с родителями учащихся является одним из сложнейших и ответственных направлений в деятельности школы. Это направление нашло отражение в совместных с родителями коллективных творческих дел.
Постепенное, ненавязчивое привлечение родителей к соуправлению воспитательным процессом в школе - это долгий и кропотливый процесс. Родителей нужно увлечь, помочь им заинтересоваться жизнью своего ребёнка в рамках школы, чтобы лучше понять проблемы и тревоги детей, посмотреть на них с другой позиции.
Яркие, запоминающиеся события школьной жизни не оставят равнодушными никого! И вот уже родители - наши союзники и помощники. Пусть не все, но даже часть стоит тех усилий. А горящие глаза детей, взаимопонимание между двумя поколениями, новые точки соприкосновения - это и есть наша цель, т.к. такая работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих общешкольных проблем.
Кроме совместных КТД с участием родителей, основной формой сотрудничества является родительское собрание. А также встречи происходят по поводу конкретных проблем, организуются «неформальные» консультации.
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей мы рассматриваем как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы, кроме родительского собрания: конференция, родительский лекторий, встреча за круглым столом, тренинг для родителей, деловая игра, внеклассные мероприятия и др.
О самоуправлении.
В начальной школе ещё рано вводить самоуправление. Детям младшего возраста сложно самостоятельно планировать, действовать, тем более контролировать и оценивать. Но, чередуя различные поручения в микроколлективах, под руководством учителя, ребята выполняют первые шаги управления и самоуправления. Тем самым, получая социальный опыт взаимодействия с одноклассниками, педагогами, работниками школы.
Управление воспитательным процессом в школе
Управление воспитательной системой имеет следующие направления:
-
Работа с ученическим коллективом:
- организация коллективно-творческих дел;
- организация индивидуальной работы с учащимися;
- организация и проведение диагностики, регулирование и коррекция работы;
- мониторинг удовлетворённости воспитательным процессом и потребностей
С учётом полученных данных, мы уже имеем возможность планировать работу творческих объединений в рамках внеурочной деятельности и, исходя из возможностей школы, максимально удовлетворить запросы и потребности детей в самореализации. Кроме того, наиболее активным учащимся предлагается участие в конкурсе «Ученик года» в номинациях:
- «Активная жизненная позиция»
- «Олимпиец года»
- «Восходящая звезда»
которые являются хорошим источником мотивации детей, возможностью добиться общественного признания, поднять свою самооценку.
-
Работа с педагогическими кадрами:
- организация работы методического объединения классных руководителей;
- обмен опытом работы;
- организация открытых воспитательных мероприятий;
- проведение педагогических советов на темы воспитания;
- организация и проведение внутришкольных семинаров.
В школе давно и достаточно продуктивно работает школьное методическое объединение классных руководителей, деятельность которого направлена на решение общешкольных задач и повышение теоретического и научно-методического уровня подготовки педагогов. В системе проводится педагогические советы: «Роль классного собрания во взаимодействии семьи и школы», «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации основных направлений ФГОС НОО», « Воспитание успехом».
В рамках школьного тура «Самый классный классный» педагогами школы показан ряд открытых занятий: классные часы, внеклассные мероприятия, - на которых они продемонстрировали коллегам такие активные формы воспитательной работы, как дискуссия, беседы - размышления, тренинги, конкурсы и т.д.
Педагоги участвуют в дистанционных Всероссийских конкурсах, где представляют опыт своей работы, занимают призовые места.
-
Организация социального партнёрства:
- развитие и укрепление связей с учреждениями культуры и спорта (спортивные мероприятия, праздники, воспитательные тематические встречи, дополнительное образование и т.д.)
Любая система требует обязательного этапа планирования. Воспитательная система не является исключением. Планирование воспитательной деятельности состоит из этапов:
- мониторинг и диагностика классных коллективов, коллектива родителей, педагогов
- анализ состояния воспитания в школе (по итогам года)
- целеполагание и составление плана воспитательной работы
- составление, разработка, корректировка программ деятельности классных руководителей.
Контроль процесса воспитания осуществляется следующими способами:
- административный контроль (посещение классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий);
- взаимопосещение (открытые классные часы и воспитательные мероприятия);
- творческие отчёты классных коллективов (по итогам четверти) и классных руководителей (по итогам года);
- проверка программ воспитательной работы классных руководителей;
- мониторинг и диагностика;
- освещение воспитательной деятельности школы через школьный сайт и районную газету.
Мониторинг и диагностика
- уровень воспитанности (1 раз в год)
- удовлетворённость воспитательным процессом учениками и родителями (1 раз в год)
- отношения в семье (в рамках акции «Профилактика безнадзорности, правонарушений и насилия в семье», по мере необходимости)
- психологический климат в школе (1 раз в год)
Диагностике подлежат все субъекты воспитательной системы: учащиеся, педагоги, родители.
Нами были адаптированы и приняты критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности, которые основаны на планируемых результатах, обозначенных в программе «Духовно-нравственного развития и воспитания»
Исследуя показатели развития личности, мы обозначили критерии: воспитанность, освоение социокультурной среды, развитие интеллектуально-познавательной деятельности, физическое развитие. В показателях отношения к воспитательной деятельности школы обозначили такие критерии: удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе, репутация образовательного учреждения.
Подведём итоги
Наиболее важными достижениями действующей воспитательной системы стало:
- организация работы разных направлений: внеурочной, учебной и внешкольной, в едином русле;
- высокий уровень координирующей роли управления развитием воспитательной системы;
- педагоги строят свою работу, опираясь на потребности и интересы учащихся;
- дети заняты разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности;
- все школьные и внешкольные мероприятия проходят на высоком организационном уровне;
- успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального окружения;
- осуществляется взаимодействие с КДН, службой помощи семье и детям;
- положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы;
- стабильно высокие показатели удовлетворённости родителей воспитательной работой школы;
- сохраняются и преумножаются традиции школы;
- накоплен опыт работы по проектной деятельности и КТД;
- стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциалов;
- наличие системы внеурочной деятельности компенсировало отсутствие дополнительного образования в школе;
- наличие единого подхода в выборе содержания деятельности в соответствии с требованиями стандарта.
Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идёт быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение вносит что-то своё, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив. В нём бывают спады и подъёмы, периоды стабильности и регрессивные явления. Анализируя процесс, мы выявили наряду с положительными эффектами и причины появления проблем:
- невозможность осуществления внеклассной работы в полном объёме из-за нехватки помещений (перегруженность школы);
- слабая степень включённости части учащихся в каждом классном коллективе в жизнедеятельность класса, школы (участие одних и тех же);
- рост числа детей с проблемами адаптации к требованиям школы и социума, растущих в неблагополучных семьях;
- негативные последствия от воздействия средств массовой коммуникации, появление таких явлений как компьютерная зависимость;
- ухудшаются показатели здоровья учащихся, поступающих в 1 класс;
- проведение диагностики воспитательной системы всем педагогическим коллективом не в должной степени;
- недостаточное включение части педагогов в реализацию прогрессивных технологий воспитания;
- занятость родителей, нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей, низкий уровень педагогической культуры;
- несмотря на большое количество проводимых мероприятий, не всегда вовремя отслеживается результативность их воспитательного воздействия.
Зная свои проблемы, мы определили перспективы развития воспитательной системы:
-
Совершенствование воспитательной системы школы на основе анализа сильных и слабых её сторон;
-
Разработка и апробирование новых форм, методик организации деятельности;
-
Активное использование современных педагогических технологий, форм воспитания и поддержки развития личности (фестивали, тематические праздники, ярмарки идей и т.д.)
-
Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса;
-
Повышение педагогической культуры родителей, активное вовлечение их в воспитательный процесс школы, совместную деятельность;
-
Повышать творческую активность учащихся через сознательный интерес, мотивацию; использовать имеющийся потенциал;
-
Сочетать традиции воспитательной системы школы с инновационными подходами;
-
Совершенствовать структуру управления воспитательной системой в школе;
-
Повышение квалификации классных руководителей.
Основными ценностями воспитательной деятельности школы являются ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка; воспитательное пространство - как среда, способствующая развитию личности. И наша задача создать все условия для того, чтобы развивающаяся личность ребёнка получила всё необходимое для своего роста и совершенствования, а детство ребёнка было ярким и запоминающимся.
11