• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Модернизация этических норм педагогического общения как основа повышения уровня воспитанности и способ предотвращения конфликтных ситуаций с учащимися и родителями

Модернизация этических норм педагогического общения как основа повышения уровня воспитанности и способ предотвращения конфликтных ситуаций с учащимися и родителями

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Доклад



«Модернизация этических норм педагогического общения как основа повышения уровня воспитанности и способ предотвращения конфликтных ситуаций с учащимися и родителями»







Модернизация образования в целом поставила перед педагогической наукой и практикой ряд серьезных задач, нацеливающих на воспитание гуманного, творческого, готового к диалогу с окружающими людьми человека.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Дело не только в уровне педагогического мастерства учителя, его дидактической подготовки или профессиональной компетентности. Значительное место в деятельности учителя занимает уровень его духовнонравственной культуры.

Являясь составной частью общей культуры личности, педагогическая культура характеризует деятельность человека, который по роду своей профессиональной деятельности непосредственно общается с людьми, оказывая на них определенное влияние. Педагогическая культура также необходима родителям, поскольку они несут основную воспитательную нагрузку в педагогическом процессе семьи. В научно-педагогической литературе педагогическая культура родителей представлена как совокупность педагогической подготовленности и определенных свойств и качеств родителей, отражающих их степень зрелости как воспитателей /Г.К.

Педагогическая культура учителя характеризует его с профессиональноличностной стороны, а также отражает уровень развития знаний, умений, личностных качеств, связанных с областью его профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая этика - система норм нравственной воспитанности учителя, его профессиональных обязанностей по отношению к учащимся, их родителям, педагогическому коллективу, обществу. Можно сформулировать следующие принципы педагогической этики: гуманизм, коллективизм, профессиональный долг, оптимизм, справедливость, авторитет и т.д. В условиях актуализации духовных и нравственных приоритетов жизни современного общества некоторые аспекты профессионально-педагогической этики обогащаются новым содержанием:

- осознание абсолютной слитности общественно значимых норм морали с человеческим бытием, практикой педагогической деятельности;

- актуализация в педагогической действительности таких важных моральных чувств, как сострадание, милосердие, скромность, справедливость терпимость, человечность, бескорыстие, великодушие;

- установка на формирование нравственного самосознания как личностно-значимого приобретения учителя, обусловленного моральными ценностями и нормами общества;

- сочетание собственных интересов с интересами окружающих.

Методы профилактики конфликтов и конфликтных ситуаций

На первоначальном этапе обучения основной задачей педагога является определение сформировавшихся жизненных ценностей того или иного подростка. Зная их, педагог может подобрать наиболее эффективные способы и методы для корректировки таких целей в целях предупреждения конфликтных ситуаций и организации учебного процесса.

Не секрет, что на «арене жизни» в настоящее время «первые роли» играют жестокие, изворотливые, состоятельные молодые люди. Современное телевидение, организация массового досуга (клубы, шоу и т.п.) во многом способствуют тому, что у подростков формируется большая степень терпимости ко многим явлениям ненормативного поведения: решение конфликтных вопросов кулаками («кто сильнее, тот и прав»); престижно употреблять алкоголь и курить, нецензурно ругаться; можно издеваться над слабыми, ведь тогда ты - «крутой» и т.п.

Такие качества, как порядочность, честность, интеллигентность, трудолюбие, культурность, остались где-то далеко позади. Более того, прилежная учеба и добросовестный труд стали презираться некоторой частью подростков.

Между тем, опыт педагога свидетельствует о тяге подростков к общению со значимыми для них взрослыми. А если таким значимым взрослым может стать педагог, то появляется возможность корректировки жизненных установок несовершеннолетнего, нацеливание подростка на то, чтобы «стать человеком» - профессионалом экстра-класса, нужного в любые времена, при любом строе.

В связи с указанным, важное значение приобретает личность преподавателя и необходимость установления психологического контакта с воспитанниками. Об установлении такого контакта можно говорить только в том случае, если подросток проникается интересом к учителю и на основе этого интереса начинает испытывать к нему доверие.

Возникновению доверия, как правило, предшествует оценивание педагога сразу после знакомства с ним. По результатам обработки тестов, которые проводились в начале учебного года, можно выделить следующие факторы, влияющие на оценку педагога:

- внешний вид преподавателя. Неприятие учащихся вызывают неопрятный внешний вид (например, неаккуратная прическа, грязная обувь, неухоженные руки и т.д.), а также вызывающая одежда с большим количеством украшений;

- умение общаться. Так, малый словарный запас, суетливость в общении и др. являются негативными факторами. Напротив, говорить простым языком, избегая вычурных выражений, предметно и по делу - факторы, располагающие к себе подростка;

- пренебрежение со стороны педагога к личности воспитанника (доминирование в разговоре путем произнесения длинных монологов, менторский тон, перебивание собеседника) отрицательно влияет на установление доверия. Следовательно, нужно дать понять подростку, что его позиция и доводы имеют право на существование. Позже их можно будет обстоятельно обсудить, подвергнуть критическому анализу с точки зрения дальнейших жизненных перспектив воспитанника и совместно откорректировать его жизненные цели.

Еще одним важным условием профилактики поведенческих конфликтных ситуаций является разъяснение преподавателем особенностей организации учебного процесса в данном учебном заведении, а также требований, предъявляемых к учащимся. Результатом таких бесед должно быть четкое представление каждым учеником порядка обучения; правил поведения, предъявляемых в учреждении; о том, к кому конкретно (учителю, мастеру, воспитателю общежития и т.д.) следует обращаться для решения тех или иных конфликтных вопросов. Необходимо сформировать представление о том, что ни один конфликт в группе не останется без детального разбора, без выяснения причин и принятия мер.

Разрешение конфликтных ситуаций в системе «ученик - учитель»

Обобщение профессионального опыта преподавателя, позволяет утверждать, что конфликтные ситуации типа «ученик - учитель» обусловлены, чаще всего, причинами делового характера:

- либо это недостаточный уровень учителя как предметника и воспитателя (проявляется в неумении организовать познавательный процесс и вызвать интерес учащихся к своему предмету; в манипулировании отметками; в «навешивании ярлыков» неуспевающим ученикам);

- либо это нарушение дисциплинарных и деловых требований самими учащимися (неподготовленные домашние задания; умышленные нарушения дисциплины на уроке; пропуски занятий без уважительных причин).

Конечно, можно утверждать, что дети «сейчас пошли такие бестолковые». Однако, из тех мест, где им (да и любому взрослому) действительно интересно, они не уходят, а напротив, стремятся туда. Следовательно, в первую очередь, необходимо постоянное повышение своего профессионального уровня учителями учебных заведений, внедрение успешного педагогического опыта в своей собственной деятельности. Будет интерес у детей к познанию того или иного предмета - будут и дисциплина, и выполненные домашние задания, и посещение уроков.

Между тем, следует помнить и о возрастных особенностях несовершеннолетних, когда они могут нарушать требования в силу ложно понятой возможности самоутверждения в подростковой среде.

Общие рекомендации по проведению бесед с подростками по поводу их неуспеваемости и пропусков занятий следующие:

- каждому учителю - предметнику как можно больше рассказать об ученике, отметить те «плюсы» и «минусы» в его характере, которые заметила сама, а в дальнейшем прислушиваться и к их мнению об учащемся;

- никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами;

- следить за манерой разговора с подростками. Важно построить беседу с позиций «взрослый - взрослый», а не из наших ролей «ученик» и «учитель»;

- если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время;

- необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять;

- суметь вовремя замолчать, если видишь, что подросток понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одногруппниками;

- не напрашиваться на откровенные разговоры, особенно о взаимоотношениях в семье. Если учащийся доверяет педагогу, он, в случае необходимости, рассказывает об этом сам;

- подчеркивать успешные дела учащихся, как в личных беседах, так и в группе, (начиная от любых положительных сдвигов в поведении и в учебе, до результатов участия в конкурсах и соревнованиях).

Рекомендации по урегулированию конфликтных ситуаций типа

«учитель - родитель»

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя - это организация сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений "учитель - родители учащихся" учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения "учитель - родители учащихся" являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.

В системе профессионального образования взаимодействия типа «учитель - родитель» большей частью организовано как «учитель - классный руководитель», а затем уже «классный руководитель - родитель».

Первые рекомендации по взаимодействию педагога с родителями учащихся касаются того обстоятельства, что каждый родитель - это состоявшийся или несостоявшийся взрослый человек, который имеет свой характер, темперамент, взгляды на жизнь. Не беря в расчет особые ситуации (родители - алкоголики или наркоманы, отсутствие родителей), следует подчеркнуть, что каждому родителю дорог свой собственный ребенок, на его жизнь и судьбу они имеют определенные взгляды и связывают определенные надежды. Поэтому, как правило, на конфликты родители смотрят, в первую очередь, глазами своего ребенка.

Так, зачастую «первые» мысли родителей в конфликтных ситуациях следующие:

- мой ребенок плохо учится, поэтому учителя считают, что он хулиган;

- у всех учителей есть любимчики;

- тебе всегда занижают оценки. Учителя не объективны;

- учителя часто унижают детей, оскорбляют их;

- учителя часто плохо говорят о родителях при детях.

Зная данное обстоятельство, выслушав первые возражения родителей, педагог должен удерживаться от совершения следующих ошибок:

- считать, что родители слишком высокого мнения о своем ребенке;

- считать позицией родителей, что только учителя должны и обязаны учить и воспитывать их детей;

- считать, что родители ни во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях, «однобоко» смотрят на конфликтную ситуацию (только глазами детей);

- считать, что родители совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к учителю;

- вмешиваются в учебный процесс, считая свой подход единственно верным, полагают, что их ребенка учат не те и не тому.

Напротив, классный руководитель, при беседе с родителями должен, в первую очередь, выяснить те обстоятельства о конфликте, которые уже известны родителям; рассказать о том, как ситуация выглядит в глазах противоположной стороны конфликта; выявить общие цели родителей и педагогического состава учреждения в отношении ребенка, наметить согласованные пути достижения этих целей. Представляется, что именно общие учебно-воспитательные цели и согласованные пути их достижения в отношении несовершеннолетнего сглаживают противоречия конфликтной ситуации. Кроме того, такой подход позволяет удовлетворить стремление педагога утвердить свой профессионализм, а родителям - защитить своего ребенка (сделать для него добро, благо).

Необходимо подчеркнуть, что учащийся может быть просто участником конфликта. Но он же может и иметь поддержку в той или иной конфликтной ситуации от родителей. Имея такую «группу поддержки» учащийся может сознательно затягивать мирное урегулирование возникших противоречий, обострять течение конфликтной ситуации, устраивать инциденты, что негативно влияет на течение образовательного процесса в учреждении. Таким образом, важным для урегулирования конфликта становится привлечение родителей в «группу поддержки» педагога.

Общие рекомендации проведения бесед с родителями, привлечения их как соратников в борьбе за будущее их детей, следующие:

- строгий запрет на повышенные тона разговора классного руководителя с родителями учащегося в присутствии детей;

- выслушивая первое мнение родителей о конфликте не отвечать агрессией на агрессию, дать возможность «выпустить пар», поскольку договориться с взвинченным человеком невозможно;

- сгладить эмоциональное состояние родителей помогает и такой прием «приведения в чувство» - спросить совет в области их профессиональной деятельности или задать вопрос на тему, отличную от конфликтной. В любом случае не стоит делать глобальных выводов о родителях учащегося по результатам одной встречи, поскольку педагог может не знать всех обстоятельств и причин их сегодняшнего состояния;

- если родители переходят на оскорбления деятельности мастера производственного обучения, то следует «взять паузу». Обычно, не слыша возражений, родители умолкают и тогда им можно рассказать суть конфликта, конфликтной ситуации;

- спокойно сделать выводы о предъявляемых родителями претензиях («Я правильно поняла, что Вы считаете, что это так-то и так-то?»). Рассмотреть предъявленные претензии с позиции фактов и объективных обстоятельств, а не мнений и догадок («Это так, потому что есть вот такие факты... (посмотрим сделанную контрольную работу с ошибками, отсутствие в тетрадях домашних заданий, отмеченные в журнале пропуски учебных занятий и т.д.)»;

- подтвердить в разговоре о тех мерах, которые принимают родители в отношении своих детей, предложить еще способы («Да, Вы делаете для ребенка то-то, то-то и то-то; и можно попробовать еще вот это, чтобы добиться такого-то результата»).

К сожалению, в педагогической практике классного руководителя встречаются и «трудные» родители, достижение согласованных действий с которыми практически невозможно. Это те родители, которые живут своей собственной неустроенной жизнью, снимая с себя ответственность за воспитание ребенка, поскольку он уже «взрослый». Как правило, это несостоявшиеся люди, выпивающие и ведущие аморальный образ жизни. Они совершенно не интересуются жизнью своего ребенка, не знают где и с кем он проводит свое время, чем занимается, т.е. контроль жизнедеятельности ребенка, в лучшем случае, очень и очень слабый. В таких ситуациях, классному руководителю необходимо искать иных значимых взрослых в жизни несовершеннолетнего.






Заключение

Конфликты и конфликтные ситуации в системе профессионального образования с участием несовершеннолетних довольно многочисленны. В тоже время, многие из них поддаются урегулированию без ущерба учебнообразовательному процессу, хотя и в течение длительного периода.

Классным руководителям и педагогам следует помнить, что учащиеся в большинстве своем хотят видеть в них не просто человека, обладающего властью, распоряжающегося наказаниями и поощрениями, обладающего авторитетными знаниями в определенной области, но и человека, которому можно подражать. Стиль взаимодействия педагога с учащимися часто служит примером для воспроизводства подобного отношения со сверстниками. Именно поэтому учитель, классный руководитель, который ориентирован на искренний интерес к личности учащегося, его чувствам и переживаниям быстрее и легче вступит в контакт с ним и поможет найти выход из конфликта, конфликтной ситуации, устраивающий все заинтересованные стороны.

Для предупреждения и скорейшего разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних можно и нужно прибегать к помощи родителей учащихся. Такую помощь они охотно оказывают, если педагогам, классному руководителю удается создать условия, при которых учащийся в большинстве случаев доносит до родителей позитивную информацию об организации учебного процесса, о своих успехах и успехах группы.

Этому способствует и информированность родителей от классного руководителя об индивидуальных особенностях их ребенка, о способах общения детей, их жизнедеятельности в училище, при формировании у родителей адекватной оценки успеваемости учащегося. Педагогу всегда следует помнить, что быстрые позитивные сдвиги в конфликтном поведении учащегося могут быть только там, где средства собственно педагогического воздействия подкрепляются действенным одобрением таких мер в семье подростка со стороны его родителей или других значимых в его жизни взрослых.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ребята, выбирающие колледж, техникум для дальнейшего обучения, очень разные. Здесь есть те, кто продолжает обучение в данном учреждении в силу случайного фактора - близость от дома, и те, кто приехал из дальних районов республики; те, кто услышал об учреждении от друзей или родителей, и те, кто еще в младших классах выбрал себе профессию. Но в большинстве случаев их объединяет одно - это люди, которые пришли работать, учиться, общаться, жить. В системе профессионального образования важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый - взрослый», (учитывая возрастные особенности), особенно при конфликтных ситуациях. При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.

Таким образом, на этапе обновления духовной жизни общества, усиления приоритета его нравственных ориентиров и ценностей наиболее значимыми становятся общечеловеческие ценности, которые и обусловливают этику учителя. В содержание понятия педагогического такта вкладывается соблюдение педагогом чувства меры в общении с детьми, других сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Т.е. педагогический такт - часть педагогического мастерства учителя, компонент его духовного облика, внутренней культуры.

Необходимым условием и гарантией наивысшей результативности труда учителя является деятельность, требующая от него творческого отношения ко всем сферам педагогической практики и заключающаяся в поиске новых форм, методов обучения и воспитания, поведении в нестандартных ситуациях, проявлении инициативы, способности к импровизации.







Список использованной литературы

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Андреев В.И. Конфликтология. - М: Народное образование, 1995.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. - М: Юнити, 1999.

4. Баныкина С.В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи. -М: ИПК, 1998.

5. Белкин А.С. Основы возрастной психологии. - М: Академия, 2000.

6. Гиляров Е.М. Конфликтология: Лекции. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1993.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002.

8. Дедов Н.П., Суслова Т.Ф. и др. Социальная конфликтология: Учеб, пособие / Под ред. А.В.Морозова. - Изд. Центр «Академия», 2002.

9. Кузнецова Н.И. Преодоление конфликтов между учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях инновационного поля: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Тюмень: Изд-во ТГПУ, 1997.

10. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. - 2-е изд., испр. - М., 2004.

11. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школа: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников. - М., 2003.

12. Хохлова Е.А. Предупреждение конфликтных ситуаций во взаимодействии учителей, учеников и родителей [Электронный ресурс]: Дисс. ...канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).




© 2010-2022