Адаптированная основная общеобразовательная программа

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводит к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ.

В период трансформации социально-экономических отношений, коренного изменения социальной политики по отношению к людям, имеющим ограничения физического здоровья, вопросы профессионального самоопределения, ориентации и образования, как высшей ступени допрофессиональной социализации приобретают особую актуальность.

Получение профессии является неотъемлемым компонентом социализации и интеграции в общество детей и в частности детей с ОВЗ, имеет базисное значение для повышения конкурентоспособности на рынке труда, осознание себя полноценным гражданином.

Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием.

Проблема личностного и профессионального становления, а значит и социальной адаптации и интеграции в нашей стране чрезвычайно актуальна. Поскольку число детей с ОВЗ неуклонно возрастает.

Для успешности и эффективности процесса социализации образовательные учреждения внедряют специальные комплексы, учебно-методические комплекты, реализует комплексы мероприятий дополнительных образовательных услуг, создают систему социально-педагогического сопровождения, организовывают психолого-педагогическую поддержку детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями, которые задаются спецификой нарушения или отклонения.

Дети-инвалиды - это дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Т. о. дети-инвалиды - это дети с ОВЗ и соответственно дети с особыми образовательными потребностями, но не все дети с ОВЗ - это дети-инвалиды.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Важнейшим моментом в социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время определенны следующими позициями:

  1. Долгосрочная образовательная политика, учитывающая идею интеграции в развитии образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа - это школа для всех».

  2. Принятие государственных документов. На федеральном уровне реализация программ для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к 2015 должна вырасти до 71%.

  3. Новые федеральные государственные стандарты начальной и основной школы.

  4. Реализация программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В общем количестве должна составить не менее 20%, в 2013 г. около 3%.

Специально организованное образовательное пространство должно подчинять себе всю совокупность используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий обучения, развития, воспитания и социализации учащихся. Тогда будут обеспечиваться сформированность общих знаний у детей с особенностями в развитии, улучшаться социальные компетенции и навыки коммуникации у детей с ОВЗ, развиваться эмоциональная сфера обычных учеников, воспитываться толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ.

Теоретически, сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли выпускник школы с ОВЗ наравне с другими может получить наравне с другими доступ ко всем сферам жизни. Главное, чтобы такие достижения стали доступны нуждающимся. Доступность среды на сегодняшний день хотя и улучшилась по показателям 2013, но находится достаточно низко около 20%.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.

В настоящее время в РФ развиваются две модели педагогической интеграции: интернальная (внутри специальной системы образования) и экстернальная (взаимодействие специального и массового образования).

Само интегрированное образование представляет собой процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ОВЗ посредством создания специальных условий для получения ими образования.

Интеграция может быть как полной, комбинированной и частичной..

Все специалисты вовлеченные в процесс социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, должны обеспечивать реализацию главного механизма функционирования доступной среды - сопровождение обучающихся и воспитанников.

В результате правильно организованного сопровождения происходит включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготовка к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности..

Сопровождение включает в себя также организацию и реализацию психолого-педагогической поддержки и коррекционно-реабилитационной работы.

Зачастую решающую роль в процессе психолого-педагогической поддержке инвалидов и детей с ОВЗ играет деятельность педагогов-тьюторов.

Тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс образования и развития ребенка, подростка с ОВЗ, его индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Именно тьютор знакомит ребенка с теми возможностями, которые открывает для него доступная среда, находится рядом с обучающимся, на протяжении всего пути в ходе социализации и интеграции.

Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапости и комплексного подхода для ее реализации.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Основной целью инклюзивного образования является модернизация школ в соответствии с потребностями всех учеников.

Цель школы инклюзивного образования - дать всем ученикам возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном обществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам общества.

Важным этапом инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ОВЗ, подразумевает как техническое оснащение, так и разработку различных курсов и программ, в том числе направленных на облегчение процесса адаптации.

В образовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития включения:

Обучение по общеобразовательной или по индивидуальной программе в общем классе и получение им специальной педагогической помощи.

Основное школьное время ребенок обучается в специальном классе по специальной программе. Другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной программе вместе с учениками своего возраста.

Ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом принимает участие в жизни школы.

В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной школы.

Все дети с ОВЗ в развитии должны получать специальную коррекционно-педагогическую помощь, социальную. Медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями установленными ПМПК. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для каждого ребенка, составляется комплексная программа реабилитации и разрабатываются рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей детей необходима разработка методических пособий для учителей и дидактических материалов для учеников. Обеспечение общеобразовательных школ специальными учебными программами, учебниками и учебно-методическим комплексом. Специальные учебники, рабочие тетради и дидактический материал. Должны отвечать особым образовательным потребностям детей с ОВЗ на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования.

Т.о. был разработан СФГОС ,который рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования.

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ направлен на обеспечение прав детей, на образование. Для его реализации необходимо решить ряд специальных задач:

  • Введение в образовательный процесс всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, т. Е. исключение самой возможности определения ребенка как «необучаемого»;

  • Создание специальных коррекционных программ;

  • Гарантированное оказание систематической специальной помощи детям с ОВЗ, которые обучаются в массовой школе.

Решение этой задачи возможно только при организации специальной коррекционной среды в массовой школе в соответствии с СФГОС.

  • Обеспечение ребенку с ОВЗ, имеющему вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими данными, но и жизненными компетенциями. Поэтому в структуре содержания образования впервые четко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции».

Основными объектами стандартизации являются структура образования, его содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся.

Стандарт не регламентирует образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, формы и способы получения образования.

Специальный образовательный стандарт ориентирует учебно-воспитательный процесс на результаты образования, определяемые с учетом цели образования.

Стандартизируются три уровня школьного образования: цензовый, т. е. сопоставимый уровнем основного и/или полого общего образования здоровых сверстников, два других уровня принципиально не сопоставимы с цензом.

Для каждой категории детей с ОВЗ разрабатывается набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

Различия в вариантах стандарта учитывают уровень подготовки, степень развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования.

Любой ребенок ОВЗ должен найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает удовлетворение его специальных образовательных потребностей.

Ребенок с ОВЗ может получить образование в общеобразовательных школах по месту жительства, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в учреждениях комбинированного вида. Важно учитывать готовность ребенка с ОВЗ к той или иной форме получения образования, вид учреждения выбирают родители с учетом рекомендации ПМПК.

I - ребенок достиг к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и есть возможность благополучного развития в условиях полной образовательной интеграции ( инклюзии)

II - развитие не приближается к возрастной норме, но есть возможность дальнейшего сближения с ней в условиях специального обучения

III - развитие ребенка явно не соответствует возрастной норме и возможность сближения с ней маловероятна даже в условиях специального обучения

IV - развитие ребенка не сопоставимо с возрастной нормой, и дальнейшее развитие возможно только в условиях специального индивидуализированного обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Первый вариант СФГОС

(цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, - находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.

Осваивая в общеобразовательной школе основную образовательную программу (ФГОС), ребенок с ОВЗ имеет право на специальные условия сдачи ЕГЭ, ГИА и других текущих контрольных срезов. В случае необходимости среда и рабочее место должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, помощь в формировании полноценной образовательной компетенции.

Коррекционную помощь оказывают специалисты: дефектолог, специальный психолог, которые могут работать как общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе соответствующего вида или другой структуре системы образования (здравоохранения), где есть специалисты необходимые ребенку профиля (Центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологические центры и кабинеты, ПМПК и др.).

Направления коррекционной (структура коррекционной программы):

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

  • овладение социально-бытовыми навыками;

  • Овладение навыками коммуникации, дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственных организаций;

  • Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В соответствии с установленной структурой коррекционной программы определяются специальные требования к результатам обучения, при завершении каждой ступени школьного образования.

В случае возникновения трудностей в освоении того или иного раздела основной образовательной программы сурдопедагог (специалист-дефектолог) может дополнить структуру коррекционной программы соответствующем направлением работы до момента преодоления возникших трудностей.

Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы не должно служить препятствием для освоения первого варианта СФГОС.

Данный вариант СФГОС адресован детям, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющими положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Родители ребенка с ОВЗ, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а так же готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома. В случае затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками ребенок направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.

Второй вариант СФГОСТ

(цензовый уровень)

Для наиболее многочисленной части детей с нарушением слуха (в настоящее время они обучаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида) требуется разработка специального стандарта (второй вариант), включающего в содержание образования, согласно Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, две части - «академический» компонент и компонент «жизненной компетенции», а также проведение коррекционно-педагогической, социально-адаптационной и образовательно-воспитательной работы. Ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с нормально развивающимися сверстниками.

Третий вариант СФГОС

(нецензовый уровень)

Третья группа детей с нарушением слуха не способна к освоению в полном объёме содержания общего образования, разработанного для нормально развивающихся детей. Этим детям необходим специальный образовательный стандарт (третий вариант), включающий также два компонента. При этом «академический» компонент соотносится с аналогичным компонентом специального стандарта второго варианта, но не равен ему по объёму. Компонент «жизненной компетенции» в третьем варианте стандарта шире, чем во втором. Данный вариант не предполагает освоения цензового уровня образования. Ребёнок получает образование, не сопоставимое по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения. Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место каждого ребёнка организуются в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Четвёртый вариант СФГОС

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Четвёртая группа детей с нарушением слуха в сочетании с глубокой умственной отсталостью, которая часто оказыва лась вне образовательных учреждений, также имеет право на образование. Для этих детей необходимо стандартизирован, индивидуальный подход к определению содержания образо вательного и социального компонентов их школьного образо вания, сам механизм взаимодействия специалистов и семьи, принятия решения о содержании образования ребёнка, требованиях к его достижениям и обоснованному наращиванию их на протяжении всего периода обязательного школьного образования. Ребёнок получает образование, уровень которого определяется прежде всего его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребёнок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребёнка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Различия в вариантах стандарта учитывают уровень подготовки, степень развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования. Любой ребёнок с нарушенным слухом должен найти своё место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает удовлетворение его специальных образовательных потребностей.

В соответствии с установленной структурой коррекционной программы определяются специальные требования к результатам обучения по отношению к каждой категории детей с ОВЗ при завершении каждой ступени школьного образования.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, образующие структуру коррекционной программы:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

ДВА КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ «Академический» и Жизненной компетенции

  • Формирование жизненной компетенции - неотъемлемая часть общего образования ребенка с ОВЗ

«Академический» компонент специального стандарта для глухих детей соответствует основному содержанию фундаментального ядра стандарта общего образования (ФГОС). Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в образовательных учреждениях общего образования: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах и т. п.

Обязательная часть общеобразовательных программ составляет 80-90 %, участники образовательного процесса формируют 10-20 %.

Формирование компетенций (второй компонент содержания специального образования) предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание образования по этому компоненту представлено как в фундаментальном ядре, так и в часы внеурочной, внеклассной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и коррекционной работы. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. Образовательная компетенция предполагает не усвоение школьниками отдельных друг от друга знаний, умений, а овладение процедурой целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений, способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. В содержание обучения глухих детей включается формирование не только образовательной, но и жизненной компетенции, затрагивающей проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этических норм и др.

Каждый вариант стандарта имеет базовое содержание образования и минимальные требования к результатам обучения. Достижение этого уровня образованности школьника с нарушением слуха должно обеспечивать любое государственное учебное заведение, реализующее государственную систему обучения. Базовое содержание образования шире и глубже минимального уровня образования.

включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (соотношение определяется дифференцированно - 80%и 20%, 70% и 30%, 60% и 40% в зависимости от варианта АООП НОО);

Возможности ребенка с ОВЗ раскрываются в обучении

В конце каждого учебного года предусматривается возможность перевода ребенка на другой вариант ФГОС по:

  • Рекомендации учителя

  • Запросу родителей

  • Заключению школьного консилиума

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование

Современная (инклюзивная) школа

  • Обычные классы

  • Комбинированные классы

  • Специальные классы

Ребенок с ОВЗ может получить образование в общеобразовательных школах по месту жительства, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в учреждениях комбинированного вида.

Важно учитывать готовность ребенка с ОВЗ к той или иной форме получения образования, вид учреждения выбирают родители с учетом рекомендации ПМПК.

12.12.2014 вышел новый ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, который вступает в силу с 1.09.2016 г

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ

ОТ 19.12.2014 № 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Основные документы для разработки АООП

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Примерная образовательная программа начального общего образования;

  • Проект СФГОС;

  • Требования к АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа


© 2010-2022