- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абашева Г.З. |
Дата | 18.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Маловенижская ООШ» Юкаменского района Удмуртской республики
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
подготовили
учитель математики
Абашева Гульсина Зиннатулловна,
учитель физики
Абашева Ольга Юрьевна
д. Малый Вениж
2013
Объяснительная записка
Суть инициативы и обоснование значимости программы
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Ухудшение социально- экономического положения некоторых слоев населения, возрастающее неблагополучие семей, безработица, самоустранение родителей от своих прямых обязанностей, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов, акцент на показ употребления спиртных напитков и насилия в средствах массовой информации и кино отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, преступности и правонарушений несовершеннолетних.
В последние годы в Юкаменском районе наблюдается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними: в 2009г.- 9, в 2010г.- 14, в 2011г.-20. на учете ПДН Юкаменского РОВД состоит 20 подростков, из них 2 судимых. Имеет место социальное сиротство. В 2010г. 5 родителей лишены родительских прав. На контроле комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Юкаменского района находится 21 неблагополучная семья, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, не обеспечивают надлежащих условий для содержания, обучения и воспитания детей. С каждым годом все большее число родителей привлекается к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних: в 2009г.-24, в 2010г.- 35, в 2011г.-48. Очевидно, что необходимо принятие комплексных мер по стабилизации микроклимата в семьях, негативных тенденций в подростковой среде.
Цели и задачи программы
ЦЕЛЬ: совершенствование содержания работы с детьми и подростками по профилактике и предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
ЗАДАЧИ:
-
Разработка и осуществление экстренных мер по выявлению, оказанию медицинской и социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
-
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
-
Организация активного отдыха, нравственное воспитание подростков.
-
Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию своих детей.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
ПДН - подразделение милиции по делам несовершеннолетних.
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации Юкаменского района.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на пять лет.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Подготовительный этап.
-
Изучение методических материалов, опыта работы образовательных учреждений по данной программе.
-
Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
-
Создание координационного совета по реализации программы.
На данном этапе проводятся:
-
совещания при директоре
-
педагогические советы
-
классные часы
-
общешкольные родительские собрания
-
классные родительские собрания
-
создается рабочая группа (координационный совет) для составления
программы.
Планирование программы координационным советом.
Совет возглавляет директор школы или его заместитель. Координационный совет разрабатывает и планирует программу. В план включаются предложения, собранные на первом этапе во время проведения родительских собраний, педагогических советов, классных часов. План согласуется с представителями ПДН (инспектор ПДН - Сысоева Л.В.) и КДН ( Пушкарева А.Г.). Разработать мероприятия согласно
ч.2 Статьи 14 ФЗ - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Реализация программы
Постепенное выполнение всех намеченных мероприятий, их оценка.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
-
Четкое планирование всех этапов программы .
-
Заинтересованность в реализации программы всех его участников.
-
Ответственность и контроль за выполнением на всех уровнях и этапах.
-
Диагностирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
-
Организация родительского всеобуча по проблемам воспитания детей.
-
Организация и проведение акции «Декада подростка»
(2 раза в год).
-
Обеспечить организацию в школе общедоступных спортивных секций, кружков.
-
Организовать проведение мероприятий, посвященных Международному Дню защиты детей, Дню семьи, Дню матери.
-
Проводить индивидуальные, групповые консультации по профориентации и основам трудового законодательства для несовершеннолетних.
-
Проводить ежегодно общественную акцию «Неделя добра».
-
Вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.
-
Выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.
-
Проведение рейдов по неблагополучным семьям с целью изучения микроклимата в семье и оказания воздействия на родителей.
-
Организация летнего труда и отдыха несовершеннолетних.
-
Приобретение методической литературы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
-
Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся потребности здорового образа жизни.
-
Программы учебных предметов, формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, биология, физическая культура).
-
Программа летнего оздоровительного лагеря.
-
Школьная программа спортивно - массовых и культурных мероприятий.
-
Планы воспитательных работ классных руководителей.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ:
Итоги выполнения программы проводятся за каждый учебный год, в сравнении фактически полученного результата и желаемого, планируется работа по устранению возникших проблем.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
Комплексное решение вопросов профилактики социального неблагополучия семьи.
-
Дальнейшее развитие учреждений социальной помощи семье и детям в соответствии с потребностями в данном виде учреждений социальной защиты населения.
-
Внедрение новых социальных технологий работы с беспризорными , безнадзорными детьми, подростками «группы риска» и неблагополучными семьями.
-
Снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Список используемой литературы
-
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: Народное образование, 2005.
-
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994. Филипович И.В., Майстрова М.В. Психология девиантного поведения. - М.: Веды, 2003.
-
Журнал «Вестник образования» №11, 2001.
-
Журнал «Вестник образования» №10, 2003.
-
Тематический научно-информационный журнал «Педагогический родник» №6, 2003.
-
ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 14, часть 2.
Приложение 1
АНКЕТА для обучающихся
1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
-
Очень хорошими;
-
Хорошими;
-
Не очень хорошими;
-
Плохими;
-
Не очень плохими.
2. Считаете ли Вы свою семью дружной ?
-
да;
-
не совсем;
-
нет.
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как часто ваша семья собирается вместе?
-
Ежедневно;
-
По выходным дням;
-
Редко.
5.Что делает ваша семья, собравшись вместе?
-
Решаете сообща возникшие проблемы;
-
Занимаетесь семейно-бытовым трудом;
-
Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
-
Обсуждаете вопросы обучения детей;
-
Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
-
Каждый занимается своим делом;
-
Еще что-то (допишите).
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
-
Да
-
Часто
-
Иногда
-
Редко
-
Нет
7. Из-за чего возникают конфликты?
-
Непонимание членами семьи друг друга;
-
Неуважение, грубость, неверность, др.;
-
Отказ участвовать в семейных делах, заботах;
-
Разногласие в вопросах воспитания детей;
-
Злоупотребление алкоголем;
-
Другие причины (укажите);
8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?
-
Примирение;
-
Совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
-
Естественное затухание конфликта;
-
Обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
-
Конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
-
Да
-
Нет;
-
Иногда;
10. Как дети реагируют на семейные конфликты?
-
Переживают, плачут;
-
Становятся на сторону одного из родителей;
-
Пытаются помирить;
-
Уходят из дома;
-
Замыкаются в себе;
-
Относятся безразлично;
-
Становятся озлобленными , неуправляемыми;
-
Ищут поддержку у других людей.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно - бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?
Приложение 2
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому - либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.
Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило , беспризорность связана с противоправным поведением.
Данная проблема порождена следующими факторами:
-
Кризисными явлениями в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);
-
Распространением жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;
-
Обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.
Приложение 3
СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ
-
Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
-
Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
-
Оценивайте уровень развития ребенка.
-
Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
-
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
-
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
-
уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
-
понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-
интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-
умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
-