Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Этапы реализации программы: 1. Подготовительный этап. 2. Реализация программы. Постепенное выполнение всех намеченных мероприятий, их оценка. Условия реализации программы: 1) Четкое планирование всех этапов программы; 2) Заинтересованность в реализации программы всех его участников; 3) Ответственность и контроль за выполнением на всех уровнях и этапах; 4) Диагностирование. Управление программой: Итоги выполнения программы проводятся за каждый учебный год, в сравнении фактически полученного результата и желаемого, планируется работа по устранению возникших проблем.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Маловенижская ООШ» Юкаменского района Удмуртской республики

















Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»





подготовили

учитель математики

Абашева Гульсина Зиннатулловна,

учитель физики

Абашева Ольга Юрьевна



д. Малый Вениж

2013

Объяснительная записка

Суть инициативы и обоснование значимости программы

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Ухудшение социально- экономического положения некоторых слоев населения, возрастающее неблагополучие семей, безработица, самоустранение родителей от своих прямых обязанностей, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов, акцент на показ употребления спиртных напитков и насилия в средствах массовой информации и кино отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, преступности и правонарушений несовершеннолетних.

В последние годы в Юкаменском районе наблюдается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними: в 2009г.- 9, в 2010г.- 14, в 2011г.-20. на учете ПДН Юкаменского РОВД состоит 20 подростков, из них 2 судимых. Имеет место социальное сиротство. В 2010г. 5 родителей лишены родительских прав. На контроле комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Юкаменского района находится 21 неблагополучная семья, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, не обеспечивают надлежащих условий для содержания, обучения и воспитания детей. С каждым годом все большее число родителей привлекается к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних: в 2009г.-24, в 2010г.- 35, в 2011г.-48. Очевидно, что необходимо принятие комплексных мер по стабилизации микроклимата в семьях, негативных тенденций в подростковой среде.

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ: совершенствование содержания работы с детьми и подростками по профилактике и предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

ЗАДАЧИ:

  • Разработка и осуществление экстренных мер по выявлению, оказанию медицинской и социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

  • Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

  • Организация активного отдыха, нравственное воспитание подростков.

  • Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию своих детей.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»





ПДН - подразделение милиции по делам несовершеннолетних.

КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

при администрации Юкаменского района.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на пять лет.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Подготовительный этап.

  • Изучение методических материалов, опыта работы образовательных учреждений по данной программе.

  • Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

  • Создание координационного совета по реализации программы.

На данном этапе проводятся:

  • совещания при директоре

  • педагогические советы

  • классные часы

  • общешкольные родительские собрания

  • классные родительские собрания

  • создается рабочая группа (координационный совет) для составления

программы.

Планирование программы координационным советом.

Совет возглавляет директор школы или его заместитель. Координационный совет разрабатывает и планирует программу. В план включаются предложения, собранные на первом этапе во время проведения родительских собраний, педагогических советов, классных часов. План согласуется с представителями ПДН (инспектор ПДН - Сысоева Л.В.) и КДН ( Пушкарева А.Г.). Разработать мероприятия согласно

ч.2 Статьи 14 ФЗ - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Реализация программы

Постепенное выполнение всех намеченных мероприятий, их оценка.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. Четкое планирование всех этапов программы .

  2. Заинтересованность в реализации программы всех его участников.

  3. Ответственность и контроль за выполнением на всех уровнях и этапах.

  4. Диагностирование.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Организация родительского всеобуча по проблемам воспитания детей.

  • Организация и проведение акции «Декада подростка»

(2 раза в год).

  • Обеспечить организацию в школе общедоступных спортивных секций, кружков.

  • Организовать проведение мероприятий, посвященных Международному Дню защиты детей, Дню семьи, Дню матери.

  • Проводить индивидуальные, групповые консультации по профориентации и основам трудового законодательства для несовершеннолетних.

  • Проводить ежегодно общественную акцию «Неделя добра».

  • Вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.

  • Выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

  • Проведение рейдов по неблагополучным семьям с целью изучения микроклимата в семье и оказания воздействия на родителей.

  • Организация летнего труда и отдыха несовершеннолетних.

  • Приобретение методической литературы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

  • Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся потребности здорового образа жизни.

  • Программы учебных предметов, формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, биология, физическая культура).

  • Программа летнего оздоровительного лагеря.

  • Школьная программа спортивно - массовых и культурных мероприятий.

  • Планы воспитательных работ классных руководителей.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ:

Итоги выполнения программы проводятся за каждый учебный год, в сравнении фактически полученного результата и желаемого, планируется работа по устранению возникших проблем.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • Комплексное решение вопросов профилактики социального неблагополучия семьи.

  • Дальнейшее развитие учреждений социальной помощи семье и детям в соответствии с потребностями в данном виде учреждений социальной защиты населения.

  • Внедрение новых социальных технологий работы с беспризорными , безнадзорными детьми, подростками «группы риска» и неблагополучными семьями.

  • Снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.


Список используемой литературы

  1. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: Народное образование, 2005.

  2. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994. Филипович И.В., Майстрова М.В. Психология девиантного поведения. - М.: Веды, 2003.

  3. Журнал «Вестник образования» №11, 2001.

  4. Журнал «Вестник образования» №10, 2003.

  5. Тематический научно-информационный журнал «Педагогический родник» №6, 2003.

  6. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 14, часть 2.

Приложение 1

АНКЕТА для обучающихся

1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

  • Очень хорошими;

  • Хорошими;

  • Не очень хорошими;

  • Плохими;

  • Не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной ?

  • да;

  • не совсем;

  • нет.

3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как часто ваша семья собирается вместе?

  • Ежедневно;

  • По выходным дням;

  • Редко.

5.Что делает ваша семья, собравшись вместе?

  • Решаете сообща возникшие проблемы;

  • Занимаетесь семейно-бытовым трудом;

  • Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

  • Обсуждаете вопросы обучения детей;

  • Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

  • Каждый занимается своим делом;

  • Еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

  • Да

  • Часто

  • Иногда

  • Редко

  • Нет

7. Из-за чего возникают конфликты?

  • Непонимание членами семьи друг друга;

  • Неуважение, грубость, неверность, др.;

  • Отказ участвовать в семейных делах, заботах;

  • Разногласие в вопросах воспитания детей;

  • Злоупотребление алкоголем;

  • Другие причины (укажите);

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?

  • Примирение;

  • Совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;

  • Естественное затухание конфликта;

  • Обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

  • Конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

  • Да

  • Нет;

  • Иногда;

10. Как дети реагируют на семейные конфликты?

  • Переживают, плачут;

  • Становятся на сторону одного из родителей;

  • Пытаются помирить;

  • Уходят из дома;

  • Замыкаются в себе;

  • Относятся безразлично;

  • Становятся озлобленными , неуправляемыми;

  • Ищут поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно - бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?





Приложение 2

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому - либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.

Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило , беспризорность связана с противоправным поведением.

Данная проблема порождена следующими факторами:

  • Кризисными явлениями в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);

  • Распространением жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;

  • Обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.







Приложение 3

СОВЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

  3. Оценивайте уровень развития ребенка.

  4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.

  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

  6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

    • уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;

    • понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;

    • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

    • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;

    • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

    • умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.









© 2010-2022