Статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ


Дуржанова А.А.

средняя школа № 14

учитель биологии и химии


Отдайте человеку - человеческое,
а вычислительной машине - машинное.
В этом должна, по-видимому, заключаться
разумная линия поведения при организации
совместных действий людей и машин.
Н. Винер

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация казахстанского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию системы образования.

Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Главное учитывать специфику учебного предмета, не перегрузить компьютерной технологией, что может пойти в разрез с целью образования и воспитания учащихся.

Смыслом и позитивным результатом обучения с использованием информационного ресурса

являются следующие аспекты:
• в центре технологии обучения - ученик;
• в основе учебной деятельности - сотрудничество;
• позиция ребенка в учебном процессе - активная;
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

Таким образом, именно на уроках, под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Совокупность условий, при которых осуществляется активное информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, в том числе созданными на базе средств ИКТ, ориентированными на оперирование этими ресурсами, и осуществление исследовательской, экспериментальной и поисковой деятельности учащихся служит ИОС школы.

С 2010-2011 учебного года в нашей школе ведется работа по областному эксперименту «Архитектура информационно-образовательной среды, ориентированная на самостоятельную работу учащихся».

Разработана модель информационно образовательной среды:

Статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

Цель: вооружить обучаемых знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения их учебной и иной познавательной деятельности.

В школе имеются условия для того чтобы давать хорошие уроки с использованием ИКТ. Самым главным является желание самого учителя, так как подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

Для организации работы используются различные формы работы с ИКТ:

1. Использование электронных учебников

2. Использование мультимедийных презентаций

3. Использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий

4. Использование интерактивной доски

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов

Наиболее распространенным способом является применение презентаций на уроках.

Вот некоторые формы, которые мы реализуем в процессе преподавания предметов:

  • Просмотр демонстрационных презентаций, сопровождающих лекцию учителя.

  • Просмотр презентаций, подготовленных учениками при их выступлениях с докладами, сообщениями.

  • Обсуждение материалов презентации с учителем.

  • Обсуждение материалов, представленных с применением ИКТ, в группе с последующим подведением итогов.

  • Самостоятельная индивидуальная работа по получению новых знаний с презентацией, подготовленной учителем.

  • Самостоятельная работа с электронными пособиями, учебниками, обучающими программами на уроке по получению информации.

  • Оценивание представленной презентации по заранее определенным критериям

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Например: 1.Создание интерактивного теста в Excel, где дают пошаговое объяснение создания теста. Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).

Пример теста по биологии:

вопрос

ваш ответ

результат

верный ответ


ваш ответ

1

сколько фаз включает процесс образования мочи

две

верно

две



2

сколько литров крови в сутки проходит через почки

1500-1700

верно

1500-1700


результат

3

в каком веществе почки распологаются пирамидки

корковом

неверно

мозговом



4

функциональная единица почки

нефрон

верно

нефрон


верный ответ


количество верных ответов

3




оценка


количество неверных ответов

1













оценка

4





2. Использование программы Турбо Паскаль. Данная программа изучается в курсе информатики в 9 классе. Учащиеся пробуют самостоятельно составлять программы на языке Турбо Паскаль и решают задачи по предметам математика, физика, химия.

3. Программа Visual Basic также используется при решении задач по химии.

Одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является применение интерактивных моделей и динамических flash - презентаций. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися теоретических основ современной химии и биологии а также позволяет учителю организовывать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности.

Использование интерактивных моделей и динамических flash - презентаций на уроках естественных наук позволяет имитировать процессы и явления, проводить виртуальные наблюдения за объектами. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Следует отметить, что представление о современных информационных технологиях в обучении нельзя свести только к применению готового материала и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения мультимедиа средств в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и методы работы на уроке, включить одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Для учеников творческая работа над заданиями это трудоемкий процесс во всех отношениях, но он развивает самостоятельность учащихся и делают обучение для них более интересным, увлекательным и содержательным

Литература:

1. Дэвид Пил. Microsoft Excel 2003. 100 лучших советов и приемов для работы. Издательство:

НТ Пресс, 2006.

2.Лебедева В.Н. Технология составления компьютерных тестов средствами Excel

vva.21308s27.edusite.ru/DswMedia/sozdanietestov.doc

3.Реброва Л.В. и Е.В. Прохорова. Активные формы обучения биологии: книга для учителя М.:

Просвещение, 1997

4. сайт physicon.ru/demo/OpenBiology2.5Demo.exe

5. сайт bannikov.narod.ru - flash-анимации по общей биологии







© 2010-2022