Проек Управление подготовкой к введению СФГОС в специальной коррекционной школе VIII вида

Цель и задачи Проекта Цель: спроектировать систему управления инновационными процессами освоения СФГОС (Специальный федеральный государственный образовательный стандарт)  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающую новое качество образовательных достижений обучающихся и воспитанников.   Задачи: 1. Определить необходимые изменения в существующей образовательной системе школы-интерната. 2. Содействовать формированию новых ценностно-смысловых ориентиров педагогических...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида»










« управление подготовкой к введению СФГОС в специальной коррекционной школе VIII вида»




Проект подготовила Л.Д. Желтовских


Посад 2014

Историческая справка о школе

МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида» существует в селе Посад

с 1984 года. Школа расположилась в здании бывшей церкви,

которая была построена в 1841году, в 1918 году была реконструирована

под школу. Интернаты, столярная мастерская, гараж,

кастелянная, располагаются в приспособленных зданиях. Переведено

данное учебное заведение было из с. Молебка, Кишертского

района в освободившееся здание средней школы. После постройки

нового здания старая школа пустовала 1 год, далее было решено

перевести в неё вспомогательную школу, так как с. Посад находится

рядом с районным центром. Было перевезено около 130 детей, из них

было 30 воспитанников детского дома. Вместе с детьми в Посад

приехали работать несколько педагогов. Первым директором школы

в Посаде был Палкин Владимир Петрович. В школе и сейчас

работают педагоги и сотрудники, которые приняли первых

обучающихся: Палкина Г.В., Кандаковы Г.Н. и Ю.С., Гордеева А.И.,

Мягкова Л.М. В связи с тем, что в школе обучались воспитанники

детского дома, режим работы школы был круглогодичным.

Последние воспитанники детского дома выпустились из школы 15 лет

назад и школа начала работать в том режиме, в каком работает сейчас.

После ухода Палкина В.П. с должности директора, школу

возглавила Стругова Людмила Александровна. В 1997 году начала

руководить школой Красильникова Валентина Владимировна.

С 2006 года по данное время директор школы

Желтовских Любовь Дмитриевна, до этого работавшая

заместителем директора по ВР.

После закрытия на базе школы детского дома количество

обучающихся в школе постепенно стало сокращаться, так как многие

школы района стали получать лицензии для обучения по

коррекционным программам VIII вида.

Наименьшее количество обучающихся в школе было в 2010-2011

учебном году (46 человек), когда школа почти была закрыта. Весь год

шла подготовка к закрытию, намечались планы размещения учащихся

в другие учебные заведения района, трудоустройства педагогов,

но весной эти планы изменились, школа получила средства на

реконструкцию здания интерната и осталась работать.

Количество учащихся постепенно растет, педагоги работают по

программе привлечения обучающихся в нашу школу. В школу

стали поступать обучающиеся из соседних Кунгурского и

Березовского районов. На данный момент в школе обучается

67 обучающихся, из них по программе «Особый ребенок» - 9 человек,

на индивидуальном обучении на дому - 7 человек. В школе обучаются

дети из Кордонского, Андреевского, Посадского, Кишертского,

Мечинского, Осинцевского сельских поселений.

I. Обоснование Проекта

Проблема проекта: методическая - освоение педагогами современных образовательных технологий в условиях подготовки к переходу на СФГОС в МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида».

Актуальность проекта продиктована требованиями, которые предъявляет общество к педагогу при переходе на СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида, по замыслу СФГОС - переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся «жизненную компетенцию».

С введением СФГОС должны измениться структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним, а также психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и коррекционная работа.

Опыт общеобразовательных школ показывает, что введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Задача успешной реализации Стандарта требует грамотного методического сопровождения и проведения большой подготовительной работы для обеспечения необходимых условий. Подготовительная работа, направленная на освоение СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках данного проекта предполагает специально организованную методическую деятельность, новое содержание работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида». Проект должен скоординировать действия всех организаторов и участников предстоящего введения Стандарта по подготовке всех условий. Поэтому важны управленческие действия, определяющие ключевые направления деятельности участников проекта, обеспечивающих эффективность реализации проекта.

II. Проблемно-ориентированный анализ


Проблемы кадровой обеспеченности:

возрастной состав кадров (средний возраст педагогов школы - 45 лет);

малое количество педагогов, имеющих специальное образование (1 логопед, 2 психолога, нет олигофренопедагогов, дефектологов);

профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, отрицательное влияние окружающей среды); низкая мотивация на развитие;

неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию.

Проблемы методического обеспечения:

ориентация только на учебник;

разобщенность между начальной, основной школой и воспитателями в работе по выбранным системам;

скудные знания о новых педагогических технологиях, применяемых и подходящих для использования в коррекционной школе;

ориентация на предметные результаты;

отсутствие системы показателей метапредметных результатов;

необъективность оценивания обучающихся, исходя из имеющихся знаний, а не из навыков применения полученных знаний в разных ситуациях;

отсутствие действенной помощи в подготовке к введению СФГОС со стороны методической службы района.

Основные затруднения педагогов на этапе введения СФГОС

Анализ деятельности МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида», свидетельствует о наличии в образовательной организации проблем, которые требуют разрешения. В их числе:

- упрощенное понимание педагогами сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода в коррекционной школе;

- сложившаяся традиционная методика проведения урока, занятия;

- недостаточная мотивация и отсутствие готовности учителей и воспитателей к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями СФГОС (ориентация на вариативность, индивидуализацию образования, практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии);

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

- отсутствие опыта разработки основной образовательной и воспитательной программ.

III. Цель и задачи Проекта

Цель: спроектировать систему управления инновационными процессами освоения СФГОС (Специальный федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающую новое качество образовательных достижений обучающихся и воспитанников.

Задачи:

1. Определить необходимые изменения в существующей образовательной системе школы-интерната.

2. Содействовать формированию новых ценностно-смысловых ориентиров педагогических работников МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида» для успешной реализации СФГОС.

3. Создать необходимые условия для реализации СФГОС: нормативную базу, ресурсное обеспечение образовательного процесса в школе-интернате.

4. Подготовить банк рабочих программ, программ внеурочной и воспитательной деятельности, коррекционных занятий, разработок уроков, воспитательских занятий в аспекте системно-деятельностного подхода для всех классов.

5. Разработать новые критерии оценивания обучающихся по всем предметам (исходя из технологии критериального оценивания, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений обучащихся с определенными критериями, основанными на компетентностном подходе и обладающими междисциплинарным характером).

6. Содействовать использованию новых методик в проведении коррекционной работы.

IV. Проектные замыслы

Проведение проблемно-ориентированного анализа позволило выделить области изменений при подготовке к введению СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

нормативная база (проекты локальных актов);

метапредметные результаты;

технологии организации образовательного и воспитательного процесса, коррекционной работы;

система оценивания;

публичная презентация результатов.

Формы реализации:

Методические и психологические семинары, семинары по олигофренопедагогике, проблемные семинары, инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений, заседания проблемных групп, заседания педагогического совета, методического совета, тематические консультации, открытые уроки. Самое большое значение отводится самообразованию педагогов.

Целевые группы реализации проекта:

- административная команда МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида»;

- методический совет школы-интерната, методические объединения учителей и воспитателей;

- специалисты психолого-педагогической службы и ПМПк школы (психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник);

- педагоги дополнительного образования.

Задачи руководителя и администрации МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида» на этапе подготовки к введению СФГОС:

выявление дефицита профессиональных кадров, необходимых изменений в содержании деятельности, требующихся ресурсов для перехода на СФГОС;

создание условий для повышения квалификации педагогов по освоению СФГОС;

разработка проектов локальных актов, внесение изменений в действующие - для обеспечения предстоящей работы в новых условиях;

обеспечение согласованности действий всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Задачи педагога на этапе подготовки к введению СФГОС:

использование деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;

формирование универсальных учебных (метапредметных) действий обучающихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности;

осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования;

построение учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии, психологии обучения, коррекционной педагогики и психологии;

четкое определение планируемых результатов обучения в зависимости от адекватных возможностей ребенка, разработка программ учебных предметов, выбор учебников и пособий, участие в создании системы оценки результатов, в том числе и индивидуальных.

Достижение требований стандарта может вестись на основе интеграции следующих базовых педагогических технологий:

технологии развития критического мышления,

технологии развивающего обучения,

технологии разноуровневого обучения,

ТРИЗ,

игровые технологи,

технологии обучения в сотрудничестве,

информационно-коммуникационные технологии,

здровьесберегающие технологии,

технологии, основанные на реализации проектной деятельности.

Ценность проекта заключается в создании ряда условий для развития и непрерывного образования педагогов коррекционной школы-интерната через различные виды и формы деятельности и приобретение практического опыта взаимодействия и решения возникающих проблем.

V. Материально-технические условия:

В школе 9 учебных кабинетов, три из них оснащены компьютером для учителя (30 %). Кабинетов, имеющих компьютеры для обучающихся нет.

Наличие в школе компьютерной и мультимедийной техники

Количество единиц

Компьютер персональный

8

МФУ

1

Принтер

2

Медиапроектор

2

Экран

3

Кадровые условия

Всего педагогических работников

30

В штате

27

Совместители

3

Высшее профессиональное образование

15

Среднее профессиональное образование

15

Специалисты (логопед, психолог, социальный педагог)

4

Высшая квалификационная категория

2

Первая квалификационная категория

11

Категория соответствия

9

Нет категории

8

«Почетный работник общего образования РФ»

2

Почетная Грамота Министерства образования и науки Пермского края

4

Прошли курсовую подготовку за последние 3 года

17

Количественные показатели обучающихся

Количество обучающихся в школе

67

Количество классов-комплектов

8

Среднее количество обучающихся в классе

8

Количество обучающихся по программе «Особый ребенок»

9

Количество обучающихся индивидуально на дому

7

Результаты экзамена по трудовому обучению

выпускников 9 класса


предмет


2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол-во обуч.

Кол-во сдавав. ГИА

Уровень обученности

качество

Кол-во обуч.

Кол-во сдавав. ГИА

Уровень обученности

качество

Кол-во обуч.

Кол-во сдавав. ГИА

Уровень обученности

качество

Трудовое обучение (столярное дело)

4

3

100

66

10

7

100

43

6

6

100

0

Трудовое обучение (швейное дело)

2

2

100

100

2

2

100

100

4

3

100

100


6

5

100


12

9

100


10

9

100



Система внеурочной деятельности

Название кружка, творческого объединения

Направление деятельности

Количество обучающихся, занятых в кружке

Умелые руки 1

Рукоделие

15

Колокольчик

Пение

12

Изонить

Рукоделие

12

Каблучок

Танцы

14

Умелые руки 2

Рукоделие

10

МУР (мастер умелые руки)

Рукоделие

16

ОФП 1

Общая физическая подготовка

14

ОФП 2

Общая физическая подготовка

14




VI. Этапы реализации Проекта

Проект рассчитан на 1 год: сентябрь 2014 - сентябрь 2015 и предполагает следующие этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь- ноябрь 2014 г.)

подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации проекта;

планирование работы предметных методических объединений, школьных проблемных групп по направлениям подготовки к внедрению СФГОС.

2 этап - реализующий (ноябрь 2014 г. - май 2015 г.)

- развитие профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, деятельность методических объединений, семинары, тематические педсоветы, открытые уроки, мастер-классы и другие методические мероприятия.

3 этап - контрольно-коррекционный (май-июнь 2015 г.)

- формирование банка нормативных и учебно-методических материалов по вопросам подготовки к введению СФГОС по итогам реализации проекта;

- экспертиза разработок.

4 этап - аналитический (июнь - сентябрь 2015 г.)

- анализ деятельности по реализации проекта;

- мониторинг готовности педагогического коллектива к введению СФГОС.

VII. План реализации Проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

I этап (сентябрь-ноябрь 2014 г.)

Нормативно-правовое обеспечение

1

Анализ нормативно-правовой базы МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида» с точки зрения внедрения СФГОС

Сентябрь-октябрь 2014

Желтовских Л.Д., директор школы, Зуева Т.Г., Нахратова Т.В. зам. директора

Подготовлен проект предстоящих изменений и дополнений в нормативно правовую базу

2

Издание приказа «Об организации работы по освоению СФГОС»

Желтовских Л.Д., директор

назначены руководители проблемных групп;

определен список участников проблемных групп;

определены задачи членов проблемных групп по направлениям подготовки к внедрению СФГОС

Организационно - управленческое обеспечение

3

Разработка планов работы МО по изучению проекта СФГОС

Октябрь-ноябрь 2014

Председатель методсовета школы

Повышение компетентности педагогов:

-знакомство с проектами СФГОС

4

Семинар «Построение новой модели методической работы учителя и воспитателя как необходимое условие введения и реализации СФГОС»

Ноябрь 2014

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Знакомство педагогов с проектами СФГОС, определение этапов работы, рассмотрение планов работы МО, проблемных групп по изучению проекта СФГОС

5

Создание проблемных групп по направлениям подготовки к внедрению СФГОС (социально-воспитательному, учебному, психолого-педагогическому)

Ноябрь 2014

Желтовских Л.Д., директор,

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора, руководители ШМО

Организация работы ШМО, проблемных групп по данным направлениям

Психолого-педагогическое сопровождение

6

Диагностика затруднений педагогов на этапе перехода к СФГОС

Октябрь-ноябрь 2014

Нечепуренко Е.В., Зуева С.В., педагоги- психологи, Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Определение затруднений, проблемных моментов

7

Семинар «Технологии, позволяющие реализовать СФГОС»

Декабрь 2014

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора, руководители ШМО

Определение технологий, позволяющих реализовать СФГОС в коррекционной школе

II этап (ноябрь 2014 г. - май 2015 г..)

Организационно-управленческое обеспечение

1

Обсуждение особенностей СФГОС на заседаниях ШМО:

«Технологический подход в обучении», «Разработка рабочих программ в соответствии СФГОС»

Декабрь 2014-февраль 2015

Руководители ШМО

Выявление трудностей в работе педагога, определение способов оказания помощи

2

Заседание проблемной группы по составлению школьной программы воспитательной работы и внеурочной деятельности в соответствии с СФГОС, потребностями общества

Декабрь 2014-февраль 2015

Руководитель группы, зам. директора по ВР Нахратова Т.В.

Подготовка программы воспитательной работы, программы внеурочной деятельности для всех обучающихся

3

Повышение квалификации педагогов на курсах

В течение года

Зуева Т.Г., зам. директора

Повышение квалификации педагогов


Методическое сопровождение педагогов

4

Установочный семинар «Обучающийся как субъект образовательного пространства школы»

Декабрь 2015

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Знакомство педагогов с образовательными технологиями, позволяющими решать задачи деятельностного подхода к обучению

5

Семинар «Применение элементов технологии развития критического мышления в коррекционной школе»

Февраль 2015

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Освоение приемов развития критического мышления у обучающихся

6

Консультации со специалистами «Центр развития образования Пермского края»

В течение года

Желтовских Л.Д., директор, Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Выработка рекомендаций по составлению программ, рекомендаций

7

Проведение серии открытых уроков, воспитательских занятий обеспечивающих реализацию «жизненной компетенции» обучающихся

Январь-март 2015

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора

Овладение самоанализом

8

Педагогическая конференция «Роль педагога в освоении СФГОС»

Март 2015

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора, руководители ШМО, проблемных групп

Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности, обобщение опыта по данному этапу работы, самоанализ деятельности педагогов

9

Семинар «Организация внеурочной деятельности, и воспитательной работы в свете СФГОС»

Апрель 2015

Нахратова Т.В., зам. дир. по ВР

Создание условий для социализации обучающихся в воспитательной работе, во внеурочной деятельности.

10

Педагогический совет «Критерии оценивания деятельности обучающихся в свете СФГОС»

Март 2015

Зуева Т.Г., зам. директора по УР

Знакомство педагогов с особенностями оценки личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

11

Педагогическая конференция «Современные образовательные и коррекционные технологии как средство реализации СФГОС»

Апрель 2015

Зуева Т.Г., Нахратова Т.В., зам. директора, руководители ШМО, проблемных групп

Большинство педагогов имеют представления о современных педагогических технологиях, могут делать обоснованный выбор применения той или иной технологии в соответствии с образовательными, воспитательными и коррекционными задачами

12

Расширенное заседание проблемной группы по коррекционной работе «Новые требования к организации коррекционной работы на занятиях в свете СФГОС»

Май 2015

Руководитель проблемной группы, специалисты школы, Зуева Т.Г., зам. директора по УР

Большинство педагогов имеют представления об отличиях урока с коррекционной направленностью

и коррекционными задачами

от обычного урока

Организационно-управленческое обеспечение

13

Заседания ШМО по теме «Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка и отметка»

Январь 2015

Руководители ШМО

Составление сравнительной таблицы «Оценка и отметка универсальных учебных действий обучающихся коррекционной школы»

Психолого-педагогическое сопровождение

14

Подбор и апробация методик для мониторинга личностных результатов учителя

Ноябрь-март 2015

Нечепуренко Е.В., Зуева С.В., педагоги- психологи

Пакет диагностических материалов

III этап (май-июнь 2015 г.)

Информационно-аналитическое обеспечение

1

Работа над созданием банка учебно-методических материалов

Май-июнь 2015

Руководители ШМО, проблемных групп

Банк учебно-методических материалов

2

Отражение работы над проектом на школьном сайте, Публикация методических рекомендаций по подготовке к введению СФГОС

Апрель-июнь 2015

Зуева С.В., руководители ШМО, проблемных групп

Выстраивание взаимодействия с внешней средой

IV этап (июнь-сентябрь 2015 г.)

1

Проведение мониторинга готовности педагогического коллектива к введению СФГОС.

Июнь-сентябрь 2015

Заместители директора по УВР, руководители проблемных групп

2

Подготовка аналитической справки по итогам реализации проекта

Сентябрь 2015

Заместители директора по УВР


VIII. Ресурсное обеспечение реализации проекта

ресурсы

наличие

потребность

Кадровые

+

Повышение квалификации, самообразование, профессиональная переподготовка по специальностям «Дефектолог», «Олигофренопедагог»

Материально-техническая база

+

Наличие в каждом

учебном кабинете компьютера для учителя; оборудование кабинетов экранами для мультимедиа; оборудование кабинета с компьютерами для обучающихся; реконструкция спортивного зала, зданий интернатов;

выполнение требований надзорных органов

Учебно-методическая база

+

Свободный доступ каждого учителя к современным цифровым образовательным ресурсам в рабочее время;

Учебно-методические пособия (печатные и электронные);

Для реализации проекта предполагается использовать региональные средства.

Для экономии денежных средств планируется взять на баланс школы имущество, изымаемое из оперативного управления «Теплогорская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

Таким образом, школа экономит на приобретении имущества часть финансовых средств, за счет передачи имущества, закрывающейся ОО.

Бизнес-план реализации проекта


направление финансирования

предмет финансирования

количество

сумма финансирования руб.

источники финансирования


Повышение квалификации педагогов

курсы повышения квалификации

20000 руб.

Региональный бюджет (субсидии на оказание гос. услуг)

Познавательная деятельность

Монитор Samsung 17/743

8

68800 руб.

Ноутбук Asus х80LCM550

2

50000 руб.

Принтер Panasonic KX-MB 1900

7

29400 руб.

Сканер

1

4200 руб.

Системный блок instar Modern

10

89000 руб.

Верстак столярный

6

67800 руб.

Спортивное оборудование

Стенка гимнастическая

2

4200 руб.

ремонт спортивного зала (оборудование снарядной)

100000 руб.

Региональный бюджет (субсидии на оказание гос. услуг)

Социально-бытовая среда

Видеокамера JVC GZ-MG57

1

11200 руб.

Телевизор LCD JVC LT 20J50 SE

4

44400 руб.

Теплица Урожай ПК

1

19900 руб.

Канцелярские средства

бумага, картриджи, папки, файлы, диски

50000 руб.

внебюджетные средства

IX. Ожидаемые результаты

В результате массового освоения педагогами современных образовательных технологий в условиях подготовки к переходу на СФГОС ожидается:

- готовность и способность учителя к смене образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно и деятельностно-ориентированной;

- систематизация представлений руководящих и педагогических кадров о новой образовательной практике в области применяемых технологий, подбора содержания, оценивания;

- повышение профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогов;

- овладение педагогическим коллективом новым способом коллективного участия в реализации комплексного проекта перехода на СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

X. Оценка рисков реализации проекта

В процессе реализации управленческого проекта могут проявиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов.

Внешние риски:

неготовность педагогических работников к решению стратегических задач методами коллективного проектирования;

отсутствие контакта по данной теме с другими образовательными организациями.

Внутренние риски:

сбои в координации и синхронизации деятельности рабочих групп по реализации направлений проекта;

отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности;

использование участниками проекта традиционных средств и методов для решения принципиально новых задач;

формальное иждивенческое отношение к участию в проекте части педагогических работников школы.


© 2010-2022