- Преподавателю
- Директору, завучу
- Эссе Заглянуть за горизонт
Эссе Заглянуть за горизонт
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вдович А.А. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРОМАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого
627350 РФ, Тюменская область, с. Аромашево, ул. Октябрьская, д.35 тел/ факс 2-13-83, 2-27-74
ЭССЕ
«Заглянуть за горизонт»
(моя педагогическая философия)
А.А. Вдович,
учитель английского языка
2015
Однажды к величайшему в мире Учителю пришел человек.
- Учитель, - сказал он, - ты говоришь, что можешь показать дорогу к собственной сущности, которая и есть Бог. Я оставил все. Я оставил дом, семью, работу. Я бросил все, чтобы увидеть путь.
- Хорошо, - сказал Учитель. - Я покажу тебе этот путь, только помни: ты должен успеть до заката, иначе опять вернешься к началу пути.
- А долго ли мне идти?
- Несколько километров, может быть, метров, может быть миль.
- Но я успею?
- Если не будешь отвлекаться, то да.
- Но ты проведешь меня по этой дороге?
- Если ты этого захочешь.
- Ну так идем немедленно!
Они обошли дом Учителя и остановились возле небольшой калитки, запертой на ржавый замок.
- Это здесь? - спросил удивленно гость.
- Сейчас ты все увидишь сам.
За калиткой начиналась парковая аллея. Вокруг росли цветы, кусты, деревья, пели птицы. Воздух был наполнен чудесным ароматом.
- Какая чудная дорога! - воскликнул гость.
Учитель же не сказал ничего. Не успели они сделать несколько шагов, как увидели шикарно сервированный стол, ломящийся от всевозможных кушаний.
- Совсем забыл! Я сегодня не пообедал. Можно остановиться перекусить?
- Это твой путь.
- Но ты не против?
- Это твой путь.
Еда была настолько вкусной, а вина хмельные, что не заметил гость, как солнце село за горизонт. Утром же он вновь был с Учителем у заветной калитки.
- Извини, что я задержался там, у стола, - начал оправдываться гость, - но ведь и ты мог бы меня поторопить.
- Это твой путь, - только и сказал Учитель.
На этот раз гость взял со стола только пару бутербродов, да немного воды, и быстро пошел вперед. За следующим поворотом они встретили молодую чудесную девушку, и гость остался с ней. Они провели вместе время, пока однажды гость не пресытился ею.
- Что же я делаю! - вскричал он и помчался к Учителю.
- Это твой путь, - только и ответил Учитель на все его оправдания.
- Теперь ничто не сможет меня остановить, - сказал гость и устремился вперед. Но не прошли они и трети пути, как их нагнал лучший друг гостя.
- Хорошо, что я тебя догнал! Там твоя мать. Она умерла!
- Извини, - сказал гость Учителю, - но я должен похоронить мать. Ты отпустишь меня?
- Это твой путь, - сказал Учитель гостю.
Потом были родственники, наследство, болезни детей, неотложные дела, происки врагов. Каждый раз что-то останавливало его на пути. А однажды он не застал Учителя.
- Учитель умер, - сказали ему.
- А где калитка?
- Здесь нет никакой калитки, и никогда не было….
Интересно, а кто я? Учитель или Гость? Важнее ли мне Путь или остановка в Пути?
По профессии я учитель. Но в этом Мире я - Гость. И, конечно, хочется и Делом заниматься, и иметь семью, дом - полную чашу…. Нет. Все-таки в настоящий момент я больше Учитель. Но какой я учитель? Указываю ли я путь или даю возможность свободного выбора и полностью отдаю ответственность за получение знаний своему ученику?..
Раздались звуки в тишине,
И, нарушая мой покой,
Вдруг кто-то подошел ко мне,
Повел он следом за собой.
Мой путь отнюдь не долог был…
Лишь несколько секунд спустя,
Он дверь куда-то приоткрыл,
Увидела я там себя…
Стою, прилежная, в руке
Я книгу умную держу,
В очках и строгом пиджаке…
Сейчас я что-то расскажу!
И дух захватывает так,
Что хочется вот-вот сказать,
Мол, это я! И это знак,
Чтоб я смогла себя узнать!
А этот кто-то сделал: «Тссс!»
Я поняла, что нужно ждать.
Не любоваться, как нарцисс,
А мир с желаньем постигать…
Этот Кто-то довольно часто уводит меня за собой в мир вдохновения, метаний и надежд. Вот и эти строки накатили волной того самого вдохновения, которое я испытываю, когда долгими зимними вечерами готовлюсь к встрече со своими учениками, делая, казалось бы, банальную работу: пишу конспекты, составляю презентации.
Размышляя над сущностью своей профессии, я невольно задумываюсь: что я несу в этот мир? Что я даю этим «маленьким людям», как называет ненецких детей Анна Неркаги. А ведь хочется остаться в памяти детей не просто забавной, молодой и коммуникабельной, а открытой, душевной, всегда спешащей прийти на помощь и дающей мудрый совет.
Представив себя на месте учителя из притчи, я бы поступила так: вместо слов «это твой путь» сказала бы: «это наш путь», вместо представленной возможности постоянно допускать ошибки, проявила бы заботу и приняла бы участие в принятии решений Гостем и прошла бы этот путь вместе с ним.
Для меня мои ученики не просто гости - это мои спутники, вместе с которыми я иду по ПУТИ ЗНАНИЙ, пытаясь заглянуть за горизонт.
Готовясь к урокам, иногда включаю музыку. Особенно в последнее время «пристрастилась» к песням 80-ых. Песни-то хорошие, со смыслом…. Слушаю:
В небе колышется дождь молодой,
Ветры летят по равнинам бессонным…
Знать бы, что меня ждет за далёкой чертой,
Там, за горизонтом, там, за горизонтом…
(Р. Рождественский)
Необъяснимое и слегка тревожное, по-новому радостное чувство «зацепило» все повторяющимся «там, за горизонтом»… Чувство это то уходило, то возвращалось, пока я вдруг не осознала и внутренне не почувствовала, что эти строчки обо мне, о моем стремлении вглядываться дальше, чем видно окрест. Видимо, об этом однажды сказал Роберт Луис Стивенсон: «Желание и любопытство - два глаза, магически преображающие мир».
Иностранный язык - именно то средство, которое дает мне возможность заглянуть за горизонт родной культуры и повести за собой всех желающих оказаться там.
Однако, как его изучать, на чем сосредоточить большее внимание, как сделать так, чтобы уровень изучения языка в школе уже давал возможность элементарного речевого общения, понимания иностранной речи, владения навыками письма, используя базовый запас знаний, - в этом я вижу свою профессиональную задачу. В наше время есть все технические возможности качественно обучать школьников: аудио- и видеотехника, мультимедийные средства обучения и Интернет-ресурсы. Весь комплекс доступных средств должен максимально способствовать овладению иностранным языком. Однако, Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знание». Поэтому, прежде чем дать перевод какого-либо слова, спрашиваю:
-
Какие ассоциации вызывает слово?
-
На что похож звук?
-
А какую картину это сочетание звуков вызвало в твоем воображении?
Вот и заработала цепочка восприятия: звук - воображение - мысль. Теперь, следуя как нельзя лучше походящему высказыванию Бенджамина Дизраэли: «Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия», перейдем к действию: напишем, нарисуем, сконструируем из того, что есть под рукой.
Именно так предмет иностранного языка становится интересен, важен, позволяет расширить области его применения, изменяет взгляд на мир и открывает горизонт за горизонтом, совершенствуя и познавая себя и окружающее пространство мысли, разума, творческого вдохновения и духовного созерцания.
Ибо, «то, что мы знаем, - ограниченно, а то, что не знаем, - бесконечно» (Пьер Симон Лаплас), значит, нескончаемая дорога к знаниям будет всегда «там, за горизонтом…», куда нас влекут «желание и любопытство - два глаза, магически преображающие мир».