Деловая игра для педагогов «В мире профессий»

Деловая игра для педагогов «В мире профессий» Цель: организация работы по повышению уровня профессио­нальной компетенции педагогов посредством организации рабо­ты по реализации образовательной области «Труд».   Задачи: ü                совершенствование воспитательно-образовательного про­цесса по расширению и уточнению представлений детей о раз­ных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материа­лах, необходимых для работы; ü ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра для педагогов «В мире профессий»

Цель: организация работы по повышению уровня профессио­нальной компетенции педагогов посредством организации рабо­ты по реализации образовательной области «Труд».

Задачи:

  • совершенствование воспитательно-образовательного про­цесса по расширению и уточнению представлений детей о раз­ных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материа­лах, необходимых для работы;

  • поиск педагогических идей по пробуждению любознатель­ности детей, интереса к деятельности взрослых;

  • построение модели организации непосредственно образо­вательной деятельности при ознакомлении дошкольников с тру­дом взрослых;

  • активизация деятельности педагогов по ознакомлению до­школьников с профессиями.

Планируемый результат работы. Предполагается, что в про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний о профессиях (как появились профессии, их классификация, ха­рактеристика), узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с про­фессиями; обменяться имеющимся опытом по организации рабо­ты с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Ход игры

Ст. воспитатель. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошколь­ные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в уста­новлении их контактов с взрослым миром. Формирование си­стемных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобра­зование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошколь­никам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоян­но развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессия­ми взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социа­лизации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрос­лых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети по­лучают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечи­вает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диа­логе позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы груп­пы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоп­лению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поваром, продавцом, инспектором ГИБДД дети обращают внимание на их форму, рас­суждают, зачем нужна форма продавцу, повару (чтобы ничего со своей одежды и с тела не попало на продукты, чтобы не пачкать свою одежду), инспектору (чтобы водители могли его увидеть из­далека). Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начина­ют им подражать. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к лю­дям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - возможность формирования созна­тельного отношения к труду, стремления к созидательной дея­тельности.

Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах тру­да; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрос­лых.

Чтобы вести работу с детьми, педагогам необходимо самим пополнить свои знания о профессиях.

1. Как появились профессии?

Ст. воспитатель. Термин «профессия» происходит от ла­тинского слова professio, означающего «говорить публично, объ­являть, заявлять». Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но про­исхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. (Педагогам предлагается высказаться, как они представляют себе процесс возникновения профессий.)

В эпоху первобытных людей, когда еще не существовало раз­деления труда, не было и профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, некоторое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилища, изготав­ливали оружие, орудия труда, лодки. Женщины собирали съедоб­ные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

По мере развития общества между людьми стали возникать рыночные отношения и появилась специализация по видам тру­да. Люди становились охотниками, рыбаками, земледельцами, строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, а также знахаря­ми, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Давайте придумаем пиктограммы (модели), характеризующие процесс становления профессий. (Воспитатели выполняют.)

2. Классификация профессий

Ст. воспитатель. Успешность человека определяется его состоятельностью в личной жизни и профессиональной деятель­ности. Чем, на ваш взгляд, определяется успешность в профес­сиональной деятельности?

  • Уровнем образования.

  • Уровнем профессиональной компетентности.

  • Карьерным ростом.

(Ответы воспитателей.)

Ст. воспитатель. Чтобы состояться в профессии, очень важно правильно выбрать ее. А чтобы правильно выбрать, не­обходимо знать о будущей профессии как можно больше. Какие профессии вы знаете и можете назвать? (Ответы воспитателей.)

Мир профессий очень широк и многообразен. Попробуем со­риентироваться в нем и распределить профессии в группы по раз­личным признакам.

Однако прежде, чем классифицировать профессии, необходи­мо определиться с понятием «профессия». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей.)

Одна профессия может объединять несколько специально­стей. Специальность - это род деятельности человека в рамках одной профессии.

Приведем примеры:

  • профессия - врач, специальности - хирург, окулист, ото­ларинголог, стоматолог, уролог и т. д.;

  • профессия - учитель, специальности - учитель матема­тики, русского языка, истории, физкультуры и т. д.;

  • профессия - инженер, специальности - инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер по технике безопас­ности и т. д.

Кроме этого, существует такое понятие, как «занимаемая должность». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей.) Должность - круг обязанностей, которые исполняет человек не­зависимо от специальности.

Например:

  • должности: директор, заведующий отделом, старший инженер, старший воспитатель, главный инженер, начальник отдела, заместитель директора, помощник воспитателя и т.п.

Познавательный материал для педагогов

К типу «человек - человек» относятся профессии, связан­ные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, препода­ватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и под­держивать деловые контакты, понимать состояние людей, оказы­вать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и до­брожелательность, речевые способности.

Тип «человек - техника» включает профессии, связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой тех­нических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка, кочегар), ремонтом техни­ки (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту обо­рудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уров­ня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительно­сти, хороших двигательных навыков, ловкости.

Тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бух­галтер, кассир), чертежами, картами, схемами (штурман, чертеж­ник), звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к от­влеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

К типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием художественных произведе­ний, проектированием, моделированием (художник, журналист, композитор, модельер), с воспроизведением, изготовлением раз личных изделий по эскизу, образцу (актер, ювелир, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуются развитый ху­дожественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, бо­гатое и яркое воображение.

К типу «человек - природа» можно отнести профессии, свя­занные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, аг­рохимик, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ботаник, ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека наблю­дательности, способности ориентироваться в условиях непред­сказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зави­симости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

3. Профессионально важные качества и противопоказания

Ст. воспитатель. Профессии одного типа имеют сходные профессионально важные качества (ПВК) и противопоказания.

Профессионально важные качества - требования профессии к индивидуально-психологическим особенностям человека.

Профессионально важные качества отражают:

  • особенности знаний, умений, элементов опыта;

  • особенности исполнительно-двигательных процессов (по­ведения, координации и т. д.);

  • особенности познавательных процессов (мышления, вни­мания, памяти и т. д.);

  • особенности эмоционально-волевых процессов (эмоцио­нальность, стрессоустойчивость и т. д.);

  • особенности отношения личности (к окружающим, дея­тельности, вещам, себе и т. д.);

  • особенности креативности (т. е. творчества);

  • особенности саморегуляции (восстановления работоспо­собности и т. д.).

Противопоказания - ограничения профессиональной при­годности.

Противопоказания бывают психологические и медицинские.

«Человек - человек»

ПВК.

  • умение общаться, устанавливать контакты, в некоторых случаях знания по психологии, педагогике;

  • располагающее поведение и внешность, четкая и понятная речь, выразительная мимика;

  • наблюдательность, умение представить внутренний мир другого человека;

  • способность сопереживать другому человеку;

  • хороший самоконтроль, устойчивость к эмоционально на­пряженным ситуациям;

  • интерес к людям, доброжелательность, терпимое отноше­ние к различным нестандартным проявлениям внешности, пове­дения, образа мыслей;

  • артистические способности;

  • способность к самостоятельной нормализации своего эмо­ционального состояния и т. д.

Противопоказания:

  • выраженные физические недостатки, дефекты речи;

  • равнодушие к людям, замкнутость, необщительность и т. д.

«Человек - техника»

ПВК:

  • знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение раз­бираться в чертежах и схемах;

  • хорошее зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота дви­жений, хорошая координация;

  • хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концен­трации, распределения и переключения внимания;

  • эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвы­чайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность;

  • интерес к технике, способность работать при ограничен­ных контактах с людьми;

  • способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т. д.

Противопоказания:

нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, по­звоночника);

рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т. д.

«Человек - знаковая система»

ПВК:

  • умение длительно работать с цифрами, схемами, графика­ми, знание правил работы с конкретными знаковыми системами;

  • быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, четкий и красивый почерк, хорошее владение письменной речью, грамотность;

  • высокий уровень концентрации внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую ин­формацию больших объемов, аналитическое мышление;

  • терпение, усидчивость, способность контролировать ход и правильность умственных действий;

  • интерес к работе со знаковыми системами, способность к выполнению однообразной работы при ограниченных контак­тах с людьми;

  • способность быстро восстанавливать умственную работо­способность и т. д.

Противопоказания:

наличие психических и неврологических заболеваний, связанных с нарушением внимания и повышенной возбудимо­стью;

неспособность к монотонной однообразной работе ит. д.

«Человек - художественный образ»

ПВК:

  • развитое эстетическое чувство;

  • высокий уровень развития функциональных способностей (пространственный глазомер, цветоощущения и т. д.), устойчи­вость к длительным нагрузкам отдельных групп мышц;

  • нестандартное мышление, хорошо развитое воображение, фантазия;

  • терпение, способность к многократным переделкам сде­ланного, ожиданию отсроченного результата, устойчивость к нервным нагрузкам;

  • отношение к миру с позиции преобразователя, т. е. стрем­ление изменить окружающее;

  • способность посмотреть на обыденное свежим взглядом;

  • способность к быстрому восстановлению физической работоспособности, нормализации своего эмоционального состоя­ния и т. д.

Противопоказания: т

  • функциональные нарушения (зрения, слуха, координации движений);

  • неспособность к преодолению шаблонов и стереотипов ИТ. д.

«Человек - природа»

ПВК:

  • разнообразные умения (от рисования до управления ма­шинами и их комплексами), навыки планомерных и системати­ческих наблюдений, прогнозирования результата, в некоторых случаях знания по биологии, химии;

  • хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, цветовое зрение;

  • хорошее распределение внимания, образная зрительная память, богатое воображение;

  • способность терпеливо ждать отсроченного результата;

  • интерес и особое уважительное отношение к живому;

  • способность к быстрому восстановлению работоспособ­ности при высоких физических нагрузках и т. д.

Противопоказания:

  • слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, фи­зические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьез­ные дефекты зрения;

  • отсутствие интереса к объектам живой природы и т. д.

4. Расскажи о профессии

Каждому воспитателю предлагается взять карточку, на которой написано название профессии. Нужно рассказать о профессии по следующей схеме: название профессии - место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

5. Моделирование

Воспитателям предлагается разделиться на несколько под­групп, разработать модель организации непосредственно образо­вательной деятельности с детьми по ознакомлению с профессией с учетом интеграции различных видов деятельности. Профессию воспитатели выбирают самостоятельно.

Затем педагоги обсуждают, какие формы и методы ознаком­ления с профессиями целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, какие из них являются наиболее эффективными.

6.Эмпатия

Ст. воспитатель. Представьте, что вы наблюдаете за ра­ботой специалиста (выбирается профессия). Постарайтесь пред­ставить себя на его месте.

Что вы будете видеть, слышать, чувствовать?

О чем вы будете думать?

Что вам будет мешать работать?

От чего в работе вы сможете получить удовлетворение?

7.Рефлексия

Ст. воспитатель. Уважаемые педагоги! Прошу вас вы­полнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам картинок с изображениями различных эмоций именно ту, которая характеризует ваше эмо­циональное состояние в данный момент, вложите ее в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


© 2010-2022