- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка как один из способов решения педагогической проблемы дискретного характера воспитательного процесса»
Статья «Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка как один из способов решения педагогической проблемы дискретного характера воспитательного процесса»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чикачева О.Д. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка как один из способов решения педагогической проблемы дискретного характера воспитательного процесса
Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества» повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако, зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как со стороны школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы в семьи.
Использование ряда диагностических методик позволило выявить основные тенденции в сфере взаимодействия «школа-семья». У родителей как субъектов воспитательного процесса были определены следующие тенденции:
-
Преобладание в семье женского воспитания и авторитета женщин;
-
Осознание большинством родителей приоритета семьи в процессе воспитания ребёнка;
-
Ориентация на процесс обучения во взаимоотношениях со школой;
-
Потеря приоритета школы в сфере педагогического просвещения родителей;
-
Отсутствие чёткого представления об имеющихся проблемах в семейном воспитании и возможностях школы для их разрешения.
У администрации школы выявлены:
-
Ориентация на процесс обучения во взаимоотношениях «школа-семья»;
-
Тенденция снятия с себя ответственности за эффективность взаимодействия;
-
Преобладание декларативного подхода к разрешению трудностей в сфере взаимоотношений семьи и школы;
-
Оценка степени эффективности работы с семьёй как средней.
У классных руководителей преобладающими являются:
-
Ориентация на процесс обучения во взаимоотношениях «школа-семья»;
-
Тенденция снятия с себя ответственности за эффективность взаимодействия;
-
Традиционность форм взаимодействия;
-
Оценка степени эффективности работы с семьёй как со средней.
У социальных педагогов и психологов выявлены следующие тенденции:
-
Расширение поводов взаимодействия с семьёй;
-
Традиционность форм взаимодействия;
-
Увеличение зоны принятия ответственности за результаты работы с семьёй;
-
Оценка степени эффективности работы с семьёй как со средней.
У детей определены:
-
Негативное отношение к факту взаимодействия семьи и школы;
-
Принятие необходимости контактов между родителями и педагогами.
Так же ходе исследования изучались общешкольные планы воспитательной работы, воспитательные планы классных руководителей 6-8ых классов средних общеобразовательных школ №24, №26, и лицея №22 г. Белово.
Самыми распространенными формами работы школы с родителями являются: общешкольные родительские собрания (заседания родительского комитета); индивидуальные беседы с родителями.
Таблица 1.
Соотношение формы и содержания взаимодействия школы и семьи.
Формы
Классные родительские собрания
Общешкольные родительские собрания
Индивидуальные беседы с родителями
содержание
Содержание определено планом воспитательной работы классного руководителя
-
локальные школьные акты;
-
финансовые вопросы;
-
реформы в системе образования
-
проблемы ребенка в обучении;
-
отклонения у ребенка в поведении
Опираясь на произведенный анализ содержания родительского всеобуча и на данные, полученные при изучении планов классных руководителей, можно выделить общие проблемы реализации родительского всеобуча:
-
Отсутствие преемственности, в выборе тематики для родительских собраний - нет системы в работе с родителями;
-
Отсутствие ориентации на актуальные проблемы, существующие в воспитании учащихся - формальный подход к выбору содержания родительского всеобуча;
-
Несоответствие выбранной тематики потребностям родителей в сфере воспитания - отсутствие обратной связи.
Все это является причиной низкой эффективности данной формы взаимодействия семьи и школы, потери ее авторитета в родительской среде.
Общешкольные родительские собрания носят разовый характер и не оказывают большого влияния на всю работу школы с семьей.
Индивидуальные беседы в основе своей предполагают наличие конфликтной ситуации, так как построены на негативной информации о проблемах ребёнка в учебе или поведении, что зачастую ставит школу в позицию обвинителя, а ребенка и семью - в позицию обвиняемого. Такое взаимодействие нельзя назвать конструктивным.
Следующий этап исследования был посвящен изучению особенностей планирования и проведения школьной работы с родителями.
На основании наблюдения, бесед с администрацией школ, включенных в исследование, классными руководителями, родителями, изучения документации школ можно выделить следующие особенности планирования и проведения школьной работы с семьей:
-
Преобладание формального подхода к планированию и проведению работы с семьёй (в некоторых случаях данная работа существует только в планах);
-
Отсутствие опоры на актуальные потребности родителей и самих классных руководителей в сфере воспитания;
-
Монологичность построения взаимоотношений «семья-школа», отсутствие обратной связи;
-
Аппелирование к негативу в ходе общения с родителями.
В ходе констатирующего эксперимента удалось установить следующее:
-
Всеми субъектами воспитания (родителями, администрацией школы, классными руководителями, социальными педагогами, психологами и подростками) осознаётся необходимость взаимодействия школы и семьи;
-
Отсутствует практика оптимальной организации взаимодействия школы и семьи и использования имеющихся ресурсов;
-
Взаимодействие школы и семьи не отвечает актуальным потребностям обоих сторон и, зачастую, носит формальный характер;
-
При реализации взаимодействия школы и семьи не создаются условия для реализации имеющихся возможностей и актуализации потенциальных возможностей в сфере взаимодействия школы и семьи.
Все это подтверждает заявленную необходимость создания технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка.
В соответствии с поставленной целью исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы было осуществлено проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка в соответствий с выделенными нами этапами проектировочной деятельности в дамках деловой стратегии.
Первый этап проектировочной деятельности - оперирование с проблемой - включает фиксацию потребности в изменении ситуации в сфере взаимодействия школы и семьи, изучение сложившейся ситуации в педагогической науке и практике, построение представления о предполагаемом результате, поскольку зафиксировано основное противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия семьи и школы и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике. Данное противоречие обусловило основную проблему исследования: проектирование технологии эффективного взаимодействия. Следовательно, результатом проектирования должна стать технология эффективного взаимодействия школы и семьи.
Нами было проанализировано современное состояние проблемы в теории и практике и выявлено, что несмотря на теоретическую разработанность и многообразие форм взаимодействия школы и семьи, а также наличие специалистов, способных оказать квалифицированную помощь семье и классному руководителю, в
школьной практике преобладает формальный подход к организации взаимодействия семьи и школы, что негативно отражается на эффективности проводимой школой работы в отношении родителей и на отношении самих родителей к школе как институту воспитания.
Имеющиеся противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике свидетельствует о наличии актуальной потребности в разработке новых, более эффективных форм построения взаимодействия, выборе актуального содержания данного вида деятельности, которая базируется на чёткой концептуальной основе. Таким образом, определилась структура проектируемой технологии: концептуальная часть, содержательная и процедурная части.
В рамках проектирования концептуальной части технологии эффективного взаимодействия были зафиксированы следующие базовые положения проектируемой технологии:
-
Взаимодействие школы и семьи - необходимость, обусловленная единством воспитательного пространства ребёнка;
-
У обеих сторон (школа, семья) имеются скрытые резервы для повышения эффективности данного взаимодействия; взаимодействие должно быть построено в форме диалога и удовлетворять потребности обоих субъектов;
-
Взаимодействие должно быть направлено на повышение качества жизни ребёнка;
-
Инициатором построения взаимодействия является школа.
Также был определен способ оценки успешности процедуры проектирования. Успешность проектирования оценивалась на основе соответствия спроектированной технологии фиксированным критериям эффективности взаимодействия школы и семьи в рамках реализации этой технологии на практике.
Содержанием второго этапа проектировочной деятельности является фиксация имеющихся ресурсов и установление ограничений, обусловленных наличием ресурсов. В рамках реализации проектировочной деятельности на втором этапе выделены следующие ресурсы: родители, классные руководители, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, медицинский работник, педагог-консультант. Отсутствие одного или нескольких специалистов в школе предполагает сужение возможностей в реализации взаимодействия школы и семьи. На основании проведенного анализа специфики работы экспериментальной школы нами были выделены основные специалисты, которые будут задействованы в проектировании и реализации созданной технологии. Отбор ресурсов происходил на основании:
-
Наличия позитивного опыта взаимодействия с родителями;
-
Достаточного уровня профессиональной подготовки специалиста;
-
Присутствие необходимости для включения специалиста во взаимодействие с семьей.
На этапе конструирования поля проблем были конкретизированы проблемы, определяющие состояние взаимодействия школы и семьи: отсутствие опоры в организации взаимодействия на сферу пересечения актуальных потребностей школы и семьи; отсутствие оптимального использования имеющихся ресурсов; отсутствие условий для реализации имеющихся возможностей к актуализации потенциальных возможностей в процессе взаимодействия школы и семьи. Данные проблемы были выделены нами в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. На основании выделенных проблем можно предположить следующее: если процесс взаимодействия школы и семьи будет опираться на сферу пересечения актуальных потребностей субъектов воспитания подростка, будут учтены и оптимально использованы имеющиеся ресурсы и созданы условия для реализации имеющихся и актуализации потенциальных возможностей, то взаимодействие школы и семьи будет эффективным.
Этап построения пути выхода из зафиксированных проблем содержал в себе разработку программы деятельности по разрешению выделенных нами проблем. На предыдущем этапе нами была выделена следующая совокупность проблем:
1. Отсутствие опоры в организации взаимодействия на сферу пересечения актуальных потребностей школы и семьи;
2. Отсутствие оптимального использования имеющихся ресурсов;
3. Отсутствие условий для реализации имеющихся возможностей и актуализации потенциальных возможностей в процессе взаимодействия школы и семьи.
Одной из целей данного этапа является определение средств выбора актуального содержания для обоих участников взаимодействия. Второй целью является формирование представления о имеющейся у субъектов взаимодействия зоны потенциальных возможностей, которая впоследствии может служить основой для расширения содержания взаимодействия.
Наиболее практичной и экономичной формой диагностики является анкетирование, Содержание анкет может быть различно в зависимости от уже имеющихся представлений о различных аспектах взаимодействия семьи и школы (педагогический состав, родительский состав, общие проблемы в данной сфере, специфические проблемы в сфере воспитания детей в школе, имеющиеся традиции).
Таблица 2
Роль субъектов, участвующих в диагностике потребностей и потенциальных
возможностей в сфере взаимодействия «школа-семья».
Субъект
Содержание деятельности
Администрация школы
-
изучение имеющейся документации по работе школы с семьей (планы работы и отчеты специалистов школы, общешкольные планы и отчеты) в перспективе
-
изучение должностных обязанностей и оценка профессионального уровня имеющихся специалистов;
-
оценка собственного опыта взаимодействия с семьёй и его эффективности;
-
выработка единого плана проведения диагностических мероприятий.
Классные руководители
-
формулирование вопросов, связанных с воспитанием в семье;
-
формулирование вопросов, касающихся родительских предпочтений в сфере взаимодействия семьи и школы;
-
оценка собственного опыта взаимодействия с семьей и его эффективности;
-
оценка собственных профессиональных возможностей в сфере взаимодействия с семьёй;
-
изучение взаимоотношения учащихся к взаимодействию школы и семьи.
Социальный педагог, психолог
-
формулирование вопросов к родителям, касающихся семейного воспитания:
-
оценка собственного опыта взаимодействия с семьей и
-
оценка собственных профессиональных возможностей в сфере взаимодействия семьей.
Вожатый
-
оценка собственного опыта взаимодействия с родителями;
-
оценка собственных профессиональных возможностей в сфере взаимодействия с родителями
мед. работник
-
изучение специфики заболеваний обучающихся;
-
оценка собственных профессиональных возможностей в сфере взаимодействия с родителями по проблемам здоровья учащихся.
Родители
-
формулирование проблем в воспитании ребенка;
-
оценка собственного опыта взаимодействия со школой и его эффективности;
-
формулирование собственных предпочтений в сфере взаимодействия со школой;
-
оценка собственных возможностей в построении взаимодействия семья-школа.
При анализе выделяется некая зона пересечения актуальных потребностей всех участников взаимодействия. Этот сравнительно небольшой объем содержания является основой для построения эффективного взаимодействия семьи и школы. Параллельно формируется представление о возможностях, имеющихся у субъектов взаимодействия.
В рамках решения проблемы создания условий для реализации имеющихся возможностей были выделены следующие условия:
-
Оценка соответствия имеющихся возможностей выделенному выше актуальному для всех участников содержанию взаимодействия «школа-семья»;
-
Создание единого, скоординированного плана построения взаимодействия с родителями с учетом выделенных проблем и возможностей;
-
Открытость полученных результатов и намеченных действий для всех участников взаимодействия.
Актуализация потенциальных возможностей школы в сфере взаимодействия с семьей предполагает наличие представления об имеющемся потенциале у работников школы в данной сфере. Потенциальные возможности могут формироваться за счет:
-
Новых навыков и информации, полученных в ходе посещения специалистами школы различных курсов лекций, семинаров, тренингов пригодных для применения в сфере взаимодействия школы и семьи. Зачастую информация и навыки, получаемые специалистами школы на различных семинарах, курсах и т.д., остаются нереализованными на практике. В этой связи необходимо изучить информацию о прохождении специалистами различных обучающих программ и выделить ту часть информации, которая может быть использована во взаимодействии школы и семьи.
-
Сотрудничества различных специалистов в планировании, организации и проведении работы с семьей. На практике сотрудничество специалистов в процессе взаимодействия школы и семьи имеет место. Такие варианты традиционны: классный руководитель-психолог (социальный педагог); классный руководитель - представитель администрации; социальный педагог- психолог, но, обычно также традиционны формы, тематика и роль каждого специалиста в этом взаимодействии. Сотрудничество специалистов в процессе взаимодействия школы и семьи содержит большой нереализованный потенциал как в содержании, так и в возможностях различных специалистов школы к сотрудничеству в данной сфере.
-
Педагогического творчества субъектов, участвующих во взаимодействии с семьей.
Сам процесс актуализации потенциальных возможностей, т.е. переход этих возможностей в сферу деятельности может осуществляться через стимуляцию извне или через возникновение потребности у самого субъекта к расширению своих возможностей в сфере взаимодействия школы и семьи.
Процесс актуализации потенциальных возможностей извне имеет следующий механизм:
-
Создание условий для осознания субъектом, имеющегося у него потенциала в сфере взаимодействия с родителями;
-
Мотивация к реализации выделенных возможностей.
Возникновение же потребности у субъекта к актуализации потенциальных возможностей имеет следующий механизм:
-
Положительный опыт взаимодействия с семьей;
-
Выделение новых перспектив взаимодействия;
-
Осознаний собственного потенциала в реализации перспективных задач;
-
Актуализация потенциальных возможностей.
На данном этапе проектирования технологии сложилась следующая программа построения взаимодействия школы и семьи:
-
Диагностика сферы пересечения актуальных потребностей школы и семьи в сфере воспитания;
-
Диагностика потенциальных возможностей в сфере взаимодействия «школа-семья»;
-
Создание условий и реализация имеющихся возможностей в сфере взаимодействия школы и семьи;
-
Актуализация потенциальных возможностей в сфере взаимодействия школы и семьи.
На этапе создания проекта была выстроена технологическая схема проектируемой технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.
Технология взаимодействия школы и семьи основана на концепции сотрудничества. Сотрудничество предполагает, что «два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами; ни один из них не должен стоять над другим» (А.П.Аникеева). Целью данной технологии является повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания подростка. Критерии эффективности взаимодействия:
-
Субъективная оценка участниками процесса взаимодействия;
-
Оптимальная организация процесса взаимодействия;
-
Способность к самоорганизации дальнейшего взаимодействия путем совместного планирования.
Рис. 1. Технологическая схема построения эффективного взаимодействия школы и семьи
Формирование представлений у семьи о возможностях школы
Актуализация потенциальных возможностей школы
Субъекты взаимодействия
Ресурсы:
-
Администрация школы
-
Классные руководители
-
Педагоги - предметники
-
Вожатый
-
Психолог
-
Социальный педагог
-
Мед. работник
-
Педагог - консультант
Родители
школа
возможности
потребности
Отсутствие информации
возможности
Потребности
Диагностика актуальных потребностей и потенциальных возможностей субъектов взаимодействия
Реализация имеющихся у школы возможностей
Создание условий со стороны школы для фактической реализации имеющихся возможностей
Создание единого плана взаимодействия школы и семьи
Реализация намеченного плана
Изменение субъектов и условий взаимодействия субъектов
На этапе планирования реализации проекта был составлен следующий план реализации спроектированной технологии.
Таблица 3
План реализации технологии эффективного взаимодействия школы и семьи
Технологические этапы
Сроки
Специалисты
-
Диагностика актуальных потребностей и потенциальных возможностей субъектов взаимодействия
сентябрь.
-
Администрация школы;
-
Кл. рук - ли;
-
Соц. Педагог;
-
Педагог-психолог;
-
Создание условий для реализации имеющихся возможностей школы
октябрь
-
Администрация школы;
-
Кл. рук-ли;
-
Педагог-психолог
-
Реализация имеющихся у школы возможностей
Ноябрь-январь
-
Кл. рук-ли
-
Соц. педагог
-
Педагог-психолог
-
Актуализация потенциальных возможностей
февраль-апрель
-
Администрация школы
-
Кл. рук-ли
-
Соц.педагог
-
Педагог-психолог
-
Вожатый
-
Создание единого плана взаимодействия школы и семьи
май
-
Администрация школы
-
Кл. рук - ли
-
Соц. Педагог
-
Педагог-психолог
-
Вожатый
Согласно приведенной технологической схеме, на начальном этапе проектирования мы имеем два условных субъекта взаимодействия; школу и родителей. Каждый из этих субъектов обладает рядом особенностей, которые находят свое отражение в потребностях субъектов в сфере взаимодействия и возможностях для разрешения этих потребностей. Возможности школы в сфере взаимодействия школа-семья определяются имеющимися ресурсами.
Ресурсы в технологической схеме представлены конкретными субъектами взаимодействия с семьей в рамках условно-обобщенного субъекта «школа». Ресурсы, как и потребности, и возможности субъектов носят вариативный характер и зависят от различных факторов: контингент родителей, наличие специалистов в школе, традиции организации взаимодействия школы и семьи и т.д. Основной проблемой при организации взаимодействия школы и семьи является отсутствие информации о тех потребностях, которые есть у субъектов взаимодействия и возможностях их удовлетворения в рамках осуществляемого взаимодействия. При этом мы должны понимать, что не всякая потребность субъектов взаимодействия имеет возможность быть удовлетворенной, так как взаимодействие ограничено имеющимися ресурсами.
Создание единого плана взаимодействия школы и семьи является отражением заложенного критерия оценки эффективности взаимодействия школы и семьи: способности к самоорганизации дальнейшего взаимодействия путем совместного планирования.
Список литературы:
-
Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия.- М.: Знание, 1984. - 102 с.
-
Актуальные направления социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996.- 120 с.
-
Аплетаев М.Н. Управление развитием воспитательной системы школы: Методические рекомендации для слушателей ФППК ОНО. - Омск, 1990.-112 с.
-
Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. - М:. Знание, 1979. -116 с.
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2-х ч.: Материалы экспериментального курса. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ин-т, 1992.
-
Безрукова В.П. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие. - Екатеринбург, 1996. - 229 с.
-
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Педагогика, 1995.- 336 с.
-
Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия // Сов. Педагогика. - 1991.- №3. - с. 29 - 41.
-
Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства: Опыт учителя начальных классов // Нач. школа. - 2000. - №5. - с. 88 - 92.
-
Воспитанию учащихся - комплексный подход: // Сборник // Алтайский краевой институт усовершенствования учителей; / Ред. Коллегия Н. В. Убогова и др./. Барнаул: Алт. кн. из - во, 1982. - 124 с.
-
Воспитательная система школы: структура, становление, диагностика: Методические рекомендации к августовской конференции педагогов/ Ом. ИПКРО/ Под ред. А. П. Медведицкого. - Омск: ОмГПИ, 1997. - 92 с.
-
Дашкевич О. В., Филатова А. Ф. Характер подростка: Психодиагностика. Формирование, Коррекция: Учеб. пособие по курсу «Психология развития человека» для студентов пед. вузов. - Омск.: Изд - во ОмГПУ, 1998. - 127 с.
-
Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии: Материалы конференции. - Тюмень: Изд - во ТГУ, 1984. - 287 с.
-
Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями / Р. М. Капралова. - М.: Просвещение, 1980. - 62 с.