Программа коррекционной работы с неуспевающими

     Цель:   Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.        Задачи: -  Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении,        определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. -  Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении. -...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающимиПрограмма коррекционной работы с неуспевающими




















ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
























Пояснительная записка


Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ст.13), приказа «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6. 10.2009года № 373, приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897, с учетом опыта работы школы по проблеме неуспеваемости. Данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Актуальность:

По результатам образовательного процесса на протяжении 3 лет с 2011 по 2014 учебные годы в образовательном учреждении наблюдается отрицательная динамика качества обучения (2011-2012 учебный год - 48,5%, 2012-2013 учебный год - 52, 7%, 2013-2014 учебный год - 51,1%).

Цель:

Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Задачи:

- Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.

- Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.

- Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.

- Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особенности детей, испытывающих трудности в обучении, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими трудности в обучении.

Направления работы

Программа коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает:

- своевременное выявление характера и трудностей в обучении детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию социально-психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой результатов обучения и воспитания ребёнка, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, испытывающих затруднения в обучении, и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими трудности в обучении), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Механизмы реализации программы

1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей, испытывающих затруднения в обучении, специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

  • составление плана мероприятий по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

2. Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей, испытывающих затруднения в обучении;

  • сотрудничество с родительской общественностью.

Директор

Заместитель директора по УВР

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Классный руководитель

ПМПК

Родительская общественность

Центр «Лига»

Комиссия по делам несовершеннолетних






Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (обучение на различных уровнях усвоения учебного материала);

  • психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на учащихся, испытывающих трудности; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на учащихся, испытывающих трудности в обучении; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом характера трудностей ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях-консультациях);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • участие всех детей, испытывающих трудности в обучении, в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;

Программно-методическое обеспечение

  • В процессе реализации программы коррекционной работы используются программы социально-педагогической направленности, планы мероприятий по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, логопедом.

С целью обеспечения освоения образовательной программы детьми, испытывающими трудности в обучении, введены в штатное расписание ставки педагогических (учитель-логопед, педагог-психолог). Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения.

Информационное обеспечение

Одним из условий реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей.

Планируемые результаты коррекционной работы:

  • Получение объективных сведений об учащихся на основании информации специалистов разного профиля (в том числе, ПМПК) и создание банка данных учащихся, нуждающихся в помощи.

  • успешная адаптация учащихся к условиям образовательной среды школы, расширение адаптивных возможностей личности учащегося, испытывающего трудности в обучении.

  • социализация учащихся, испытывающих трудности в обучении, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия.

  • увеличение доли учащихся качественно освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования.

  • достижение учащимися, испытывающими трудности в обучении, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП ООО;

  • разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий учащихся, испытывающих трудности в обучении;

  • повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей учащихся по вопросам воспитания и обучения детей.

Направления и основное содержание коррекционной работы:

Направление

работы

Основное содержание

Ответственные

Диагностическая работа

выявление обучающихся, испытывающих трудности в обучении, и раннее определение специфики данных трудностей;

разработка плана мероприятий педагогов по работе с учащимися в рамках образовательного учреждения;

выход на Республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития испытывающих трудности в обучении, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка

Зам. Директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед

Коррекционно-развивающая работа

выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его зоной ближайшего развития;

Организация консультаций и занятий

для детей, нуждающихся в коррекции.

Развитие эмоционально-волевой и

личностной сфер ребёнка и коррекция

его поведения.

Социальная защита

ребенка в случаях неблагоприятных

условий для жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Зам. Директора по УВР, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед

Консультативная работа

Выработка рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Консультирование педагогов по выбору методов и приемов работы с данной категорией детей.

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.

зам. директора по УВР, учитель-предметник

педагог-психолог, логопед

классный руководитель.

Информационно-просветительская работа

Различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса-обучающимся, их родителям,

педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей, нуждающихся в коррекции.

Зам. Директора по УВР,

педагог- психолог, классный руководитель, логопед

Характеристика содержания

Диагностическая работа:

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые

результаты

Виды и формы

деятельности,

мероприятия

Сроки

проведения

Первичная диагностика

Определение характера и объёма затруднений в освоении конкретными учащимися ООП.

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами;

Сбор и анализ информации.

сентябрь

Углубленная диагностика детей, испытывающих трудности в обучении

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей.

Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования), анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

сентябрь

Коррекционно-развивающая работа

Задачи (направления) деятельности

Планируемые

результаты.

Виды и формы

деятельности,

мероприятия.

Сроки проведения

Выбор и разработка оптимальных для развития ребёнка, испытывающих трудности в обучении, коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с выявленными трудностями.

  1. Развёртывание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей

Приказы

Планы мероприятий по работе с учащимися, нуждающимися в коррекции.

сентябрь

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

  1. Реализация плана мероприятий по работе с учащимися, нуждающимися в коррекции.

  2. Корректировка планов мероприятий по работе с учащимися, нуждающимися в коррекции.

  3. Позитивная динамика развиваемых параметров

Отслеживание динамики развития ребенка

До 10.10

10.10-15.05

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Целенаправленное воздействие педагогов и специалистов на коррекцию трудностей в обучении.

Мониторинг развития обучающихся:

-план мероприятий по коррекции трудностей в обучении

Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка и психокоррекция его поведения

Анализ выявленных проблем развития на будущее состояние и обучение ребёнка:

Влияние на состояние и уровень мотивации, желание учиться

Влияние на процесс усвоения программного материала

Влияние на поведение и взаимоотношения с окружающими

Влияние взрослых (педагогов, родителей) на общий прогноз развития ребёнка:

Создание благоприятных условий для ребёнка в школе

Изменение детско-родительских отношений

Помощь в формировании коммуникативной культуры в группе сверстников

Оценка ребёнком, родителями собственных достижений

План индивидуальной работы с обучающимися:

-план работы с родителями

-план внеурочных курсов

Консультативная работа

Задачи

(направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки проведения

Разработка, реализация в полном объёме и своевременная корректировка индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для учащихся, испытывающих трудности в обучении

  1. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися, испытывающих трудности в обучении, единых для всех участников образовательного процесса;

  2. Создание условий для освоения конкретным учащимся ООП.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации, семинары, ПМПК.

в течение года

Содействие специалистов в области коррекционной педагогики учителям в разработке и реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

  1. Учёт педагогами школы структуры и иерархии отклонений развития конкретного ребёнка, испытывающего трудности в обучении в реализации учебных программ и программ внеурочной деятельности

  2. Индивидуализация образовательного процесса

Семинары, педагогические советы, консультации

в течение года

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка, испытывающего трудности в обучении

  1. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися испытывающих трудности в обучении, единых для всех участников образовательного процесса;

  2. Создание условий для освоения конкретным учащимся ООП.

Семинары, круглые столы, тренинги, индивидуальная работа

в течение года

Информационно-просветительская работа

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки проведения

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса по актуальным вопросам обучения детей, испытывающих трудности в обучении

Лекции, беседы, круглые столы, памятки, тренинги, страницы сайта школы

в течение года

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах коррекции и развития детей, испытывающих трудности в обучении

Лекции, беседы, круглые столы, памятки, тренинги, страницы сайта школы

в течение года

Описание специальных условий обучения

С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: логопедический кабинет, кабинет психолога. Работают специалисты: логопед, психолог.

Классные руководители, психолог, логопед отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через карту мониторинга (Приложение 3).

Учителя-предметники, ориентируются на индивидуальные особенности учащихся, нуждающихся в коррекции, составляют план мероприятий по работе с данной категорией детей. План мероприятий вкладывается приложением к рабочей программе педагога (Приложение 1);

Разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные на коррекцию выявленных затруднений у учащихся, ведут мониторинг обучения учащегося и планирование коррекционных мероприятий (Приложение 2).



План работы с учащимися, испытывающими затруднения образовательных программ общего образования

Мероприятия


Срок

Ответственный

1. Проведение контрольного среза знаний по математике и русскому языку учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники

2. Установление причин возникновения пробелов в знаниях учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, логопедом, с самим ребенком

Сентябрь Использование диагностических методик (см приложение)

Классный руководитель

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть (приложение 1)

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

Учитель-предметник

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках.

В течение учебного года

Учитель-предметник, зам. Директора по УВР

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

Классный руководитель, учитель-предметник

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

Учитель-предметник

7. Работа с родителями учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей

В течение учебного года, по необходимости


Классный руководитель


8. Выявление групп риска

Сентябрь


Зам. директора по УВР

Классные руководители

9. Проблемы адаптации учащихся 1-х,5-х , 10 классов

Октябрь

(план ВШК)

Зам. Директора по УВР, классные руководители

10.Анализ успешности обучения по итогам 1 четверти с целью составления плана профилактической работы.

Ноябрь

(план ВШК)

Зам.директора по УВР

Учителя-предметники, классные руководители

11.Анализ успешности обучения по итогам 2 четверти с целью корректировки плана профилактической работы.

Январь

(план ВШК)


Зам.директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители

12.Анализ успешности обучения по итогам 3 четверти.

Март

(план ВШК)

Зам.директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители

13.Преемственность обучения при переходе учащихся 4-х классов на ступень основного общего образования: анализ предполагаемой дезадаптации.

Апрель

(план ВШК)

Зам.директора по УВР, руководители ШМО

14.Рассмотрение актов обследования опекаемых и детей из приемных семей

Апрель


Зам.директора по УВР

15. Анализ результатов коррекционной работы за год.

Май

Зам.директора по УВР

16. Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся учителей, классного руководителя.

В течение каждой четверти

Зам. директора по УВР

Функции учителя по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

1. Выявляет уровень результатов освоения образовательных программ учащихся при входном контроле.

2. Составляет план мероприятий по работе с учащимися.

3. Осуществляет индивидуальный подход в составлении домашнего задания через:

варьирование объема учебного материала;

задания разного уровня сложности;

различные сроки выполнения;

различные формы выполнения;

способы организации (групповые, индивидуальные);

систему оценивания.

4. Реализует дифференцированные психолого-педагогические условия обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

5. Регулярно и систематически опрашивает учащихся и своевременно выставляет оценки, анализирует результаты обучения.

6. Помогает ученику ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, проводит работу над ошибками, в случае затруднения даёт консультацию.

7. Своевременно информирует классного руководителя и родителей ученика о низкой успеваемости.

8. При отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося.

Функции классного руководителя по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

1. Следит за успеваемостью учащихся, анализирует результаты обучения.

2. Выявляет причины неуспеваемости через индивидуальные беседы с учащимися, сотрудничество с предметником, с психологом, логопедом, медицинским работником, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • недостаточная работа на уроке

  • необъективность выставления оценки на уроке

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

3. Контролирует посещаемость, выясняет причины пропусков (уважительные, неуважительные).

Уважительными причинами считаются:

- болезнь, подтвержденная справкой от врача;

- участие в мероприятиях, подтвержденное справками, вызовами, приказом учреждений-организаторов;

- освобождение от урока в случае плохого самочувствия (справка выдается медработником) с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

- семейные обстоятельства (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

4. Сотрудничает с учителями - предметниками, при необходимости оказывает помощь ученику в установлении контакта с учителем - предметником.

5. Регулирует общий объём домашних заданий в соответствии с санитарными нормами.

6. Следит за результатами обучения больных учащихся, учащихся, находящихся на домашнем обучении, учащихся, пропустивших занятия по уважительным причинам.

7. Своевременно информирует родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики (если пропуски систематические).

8. Проводит информационно-просветительскую работу, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

9. При отсутствии положительного результата классный руководитель ставит в известность администрацию школы о низкой успеваемости учащегося и выходит с ходатайством о проведении малого педсовета или совета профилактики.

10. Для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (приложения 9-12).

11. Ведёт карту контроля работы с учащимся, нуждающихся в коррекции. (Приложение 3)

Функции ученика

1. Понимает, что любую неудовлетворительную отметку можно исправить на положительную.

2. Выполняет работу над ошибками и получает удовлетворительную отметку.

3. Обращается за консультацией к учителю, за индивидуальным заданием.

4. При необходимости может получить помощь одноклассников, учеников-консультантов.

5. Обращается за помощью к классному руководителю. Если не может установить контакт с учителем - предметником

6. Просит помощи у родителей.

Функции родителей.

  1. Осуществляют контроль за посещение ОУ, результатами обучения.

  2. Помогают ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.

  3. Обращаются за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

  4. Имеют право выбрать вариативную форму обучения.

Функции школьного психолога.

1. Проводит исследования по адаптации учеников обучения.

2. Определяет систему методик, позволяющих выявить эти причины неуспеваемости, и проводит диагностику.

3. По результатам диагностики составляет аналитическую справку и информирует классного руководителя и администрацию.

4. Дает рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по вопросу индивидуального развития конкретного ребенка.

Функции администрации школы.

1.Обеспечивает создание коррекционно-развивающей среды в школе, организует своевременную помощь в освоении содержания образования и решение проблем развития в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Организует работу педсоветов по итогам успеваемости и формам работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

3. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе с учащимися.

4. Ведет аналитическую деятельность по работе педагогов с детьми, испытывающими трудности в обучении.

5. Контролирует выполнение программы.

6.Оказывает помощь классным руководителям в работе с родителям данной категории учащихся.

7. Оказывает методическую помощь в организации деятельности педагогов.

О контроле за выполнением данной программы.

1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники по картам, представленным в приложении 1,2,3.

2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР в рамках ВШК.





Приложение 1

план мероприятий по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Предмет _____________

Учитель-предметник_____________________________

Срок

ФИ учащегося

Класс

Характеристика трудностей в обучении

План мероприятий по ликвидации трудностей в обучении

Формы работы

Приёмы и метода

Контроль











Приложение 2

Карта мониторинга результатов коррекционной работы



ФИ учащегося

Класс

Входной

Промежуточный

Сравнительный анализ

Итоговый

Сравнительный анализ







Приложение 3

Карта контроля работы классного руководителя с учащимися, нуждающимися в коррекции

ФИ учащегося

Работа

классного

руководителя





  1. Причины

неуспеваемости,

наличие пропусков.





  1. Совместная

деятельность с предметником.





  1. Формы работы с

учащимися.





  1. Работа с родителями

(информирование, беседы).





  1. Совет профилактики.





  1. Работа с логопедом, психологом.





  1. Посещение уроков, совместная

деятельность с предметниками.





  1. Информирование

администрации.





Выявление причин неуспеваемости.

В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

  • трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;

  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Таблица 1.

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

обстоятельства жизни ребенка в семье;

взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

  • неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

  • Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

  • тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

  • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

  • диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Формирование положительного отношения к учению у учащихся Таблица 2

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель - ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).

Таблица 3

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости

Таблица 4

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Успешность в достижения цели предполагает наличие:

1.Профессионализма членов педагогического коллектива.
2. Знания возрастных особенностей учащихся.
3. Заинтересованность педагогов в своем труде.

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми

  • создавай в классе благоприятный психологический климат

  • не раздражайся, будь терпелив и настойчив

  • требуя, учитывай реальные возможности ученика

  • каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы

  • учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку

  • учи посильным приемам регуляции поведения

  • диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность -залог успешного обучения

Методические рекомендации для учителей по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.

I половина дня

При опросе

Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха?

При объяснении нового материала

Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в беседу?

В ходе упражнений

Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы? Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы?

При выдаче д/з

Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих учеников?

II половина дня

  • Индивидуально-групповые занятия,

  • Индивидуальные консультации уч-ся, родителей

Диагностика уровня знаний является необходимым этапом в работе для преодоления неуспеваемости. Учителю необходимо подготовить материалы, учебные пособия, которые позволят выявить уровень знаний учащихся. Этому может способствовать проведение обобщающего теста или проверочная работа по всему материалу. Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. Проверка работы должна проводиться после того, как все учащиеся в классе закончат работу, с тем, чтобы каждый ученик получил возможность самостоятельно преодолеть трудности, возникшие в процессе выполнения задания. Наряду с обычной организацией самостоятельных работ, при которой ученик выполняет назначенный ему вариант, необходима и особая их организация, создающая ситуации выбора заданий учащимися. Такие ситуации особенно благоприятны для проявления внутренних отношений и мотивов личности. Эти ситуации моделируются во многих научных исследованиях, они могут и должны быть использованы, разумеется, в упрощенном виде, и в диагностирующей деятельности учителя. Признаки отставаний тесно связаны со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том-случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.

  1. Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.

  2. Разнообразить методы и способы обучения, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий.

  3. Текущий контроль должен иметь комплексный характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

  4. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся ; учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, не достигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.











АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам


Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос "Необходимые предметы":

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

  6. Этот предмет считают значимым мои родители.

  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос "Интересные предметы":

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

  3. Интересно выяснять причины событий.

  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов. 11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.



АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения


Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

  2. Хочу закончить школу и учиться дальше

  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего

  4. Хочу быть культурным и развитым человеком

  5. Хочу получать хорошие отметки

  6. Хочу получать одобрение родителей

  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

  8. Хочу быть лучшим учеником в классе

  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех 10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе 11. Мне нравится учиться 12. Люблю узнавать новое 13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей 14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности - № 1;

  • мотивы самоопределения и самосовершенствования - № 2-4;

  • мотивы собственного благополучия - № 5-7;

  • мотивы престижности - № 8-10;

  • мотивы содержания учебной деятельности - № 11-13;

  • мотивы отношения к процессу учения - № 14-16.









АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам


Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов. Предмет

  • Информатика

  • Астрономия

  • Экология

  • Физкультура

  • ОБЖ

  • Черчение

  • Экономика

  • Обществознание

  • Математика Мотивы:

  • Интересное содержание предмета

  • Интересное преподавание

  • Предмет имеет практическое значение

  • Уважаю учителя

  • Хотел бы получать дополнительные знания





АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

«Определение школьной успешности ученика»

( с точки зрения ученика и учителя).

1.Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).

    1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается не может сконцентрировать внимание.

  2. Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,

  3. Когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.

  4. Внимательно слушает объяснения учителя.

  5. Задает интересные вопросы.

  6. В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

  7. С удовольствием выполняет творческие задания.

  8. Посещает предметный факультатив

  9. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.

  10. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях

  11. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

  12. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.

  13. Нравится получать по предмету высокие отметки.

  14. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.

  15. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

  16. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.

  17. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.

  18. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

  19. С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.

  20. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопрос


Приложение

Рекомендации по созданию условий для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы

1. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект - либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь - от знания причины ошибки к ее устранению.

6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, учитель постоянно должен знать:

а) что ребенок уже может сделать самостоятельно;

б) что он может сделать с помощью учителя;

в) в чем эта помощь должна выражаться.

7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать - штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.

9.Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе - это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.




Использованная литература:

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97

3. Выгодский Л.С. «Мышление и речь»//Собрание сочинений: в 6 т. - М.: 1982.-Т.2.-С.273.
4. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
5. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.
6. Дубровина И.В. «Практическая психология преподавания». М., «Просвещение», 1991.
7. Оклендер В. «Окна в мир ребенка». М., Независимая фирма «Класс», 1997.
8. Славина С.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», М., 1959.
9. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя», М., «Просвещение», 1988, С.175.

10. Кондаков А.М. Образовательные стандарты второго поколения : [интервью с А.М. Кондаковым] / провела Л. Проноза // Справ. рук. ОУ. - 2009. - № 1. - С. 12-26.
Прил.: Примерная форма договора о предоставлении общего образовании муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями.

11. Чтобы не возникли трудности/ в кн. Беседы с учителем: Первый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Граф., 2008

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года,раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

14.. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 10-16.

15. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

16.. e-mail: [email protected]

17. proshkolu.ru

18. dic.academic.ru

















© 2010-2022