Методический материал. Преподавание ОБЖ на основе личностно-ориентированного подхода

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

« Средняя общео « Средняя общеобразовательная школа № 51»

иии

«

« Средняя общео

Организационно-рекомендательное письмо


ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЖ НА ОСНОВЕ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА


  1. " Преподавание ОБЖ и воспитательная работа на основе

личностно-ориентированного подхода к обучающимся

в 2015 / 16 учебном году. "

  1. " Технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-

воспитательном процессе."


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ ДЕГТЯРЁВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ВЕТЕРАН ТРУДА

Астрахань- 2016г.


Методический материал. Преподавание ОБЖ на основе личностно-ориентированного подхода.

Во времена командно-административной системы в учебно-воспитательном процессе /в учебных заведениях/ на первый план выдвигалось обучение школьника, затем, если так можно выразиться, одностороннее воспитание, в основе которого лежат принципы классового подхода и философия запретов на все и вся /это нельзя, это категорически нельзя, это капиталистическое, буржуазное, а значит "плохое"/, неприемлемое для нас/, а о должном развитии личности речь вообще нешла. Самое главное в образовании - это необходимо было "напичкать" ученика содержанием, как сосуд наполнить водой доверху, а дальше как хочешь. А пичкали его нужным и ненужным, лишь бы побольше. И все-то он /бедный ученик/ должен знать ни более и ни менее как на хорошо и отлично - отсюда непосильная задача: все должны быть со средним образованием /хочешь ты этого или нет, можешь ты это или нет, никто тебя об этом не спрашивал/.

И сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как сберечь человеческое в человеке? Как в нынешней неправедной жизни спасти наших детей? Ответ пока такой - это может сделать новая школа, основу учебно-воспитательного процесса которой составляет личностно- ориентированный подход /ЛОП/ к учащимся

  • ЛОП предлагает прежде всего развитие личности. И не общее развитие, а развитие творческого потенциала, и не спецотобранных детей, а всех; ибо верим, что каждый ребенок одарен и талантлив по-своему. Развивая, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, "страшась" заглушить способности.

  • ЛОП предполагает равенство, партнерство ученика и учителя, их взаимопонимание, творческое взаимодействие, влияние друг на друга и взаимное обогащение. Такой подход означает творческую, сознательную, систематическую /без принуждения/ работу ученика, а учитель лишь направляет эту работу в нужное русло. Тогда намеченная цель достигается,безусловно и с хорошими результатами, учитель как-бы должен приспосабливать УВ процесс к выявленным возможностям учащихся имаксимальной реализации их на практике.

т.е, переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности, наиболее четко выражена в формуле: «Помоги мне это сделать самому».

Следовательно, ЛОП основывается на деятельностном и личностном подходах, применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания иразвития личности.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Необходимо также знать, что вся работа с учеником определяется его природой. Педмастерство в том и состоит, чтобы уметь настраиваться на внутренний мир ученика, понимать его уникальность, помогать ему развиваться. У каждого ученика должен быть свой путь в школе - сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием.

Вывод:

  1. главной целью современной школы является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

  2. главные задачи современной школы:

-научить мыслить /развитие интеллекта/;

-воспитание чувств /формирование нравственных отношений/;

-здоровье /Физическая закалка/.

Для реализации вышепоставленных цели и задач требуются:

- новое содержание образования;

- новая программа воспитания;

- новая технология обучения, развития и воспитания /ЛОП в УВ проц./

-новые требования к планированию учебно-воспитательного процесса учителям, администрации образовательной организации ;

- новые способы контроля в обучении учащихся.

Коротко остановимся на этих вопросах.

Новое содержание образования

  1. Широкое изучение на всех ступенях обучения национальной истории, культуры, искусства в органическом единстве с мировой историей, культурой.

  2. …цикла,физического воспитания /в Япония 70% часов учебного плана отводится гуманитарным наукам/.

3. Внедрение ряда интегрированных курсов с целью избежания учебной перегрузки учащихся.

4. Учет интересов учащихся и их индивидуальных особенностей, ориентация содержания на развитие способностей, их научногомировоззрения и творческого мышления.

  1. Усиление действенности усвоенных учениками знаний, их практической направленности.

  2. Обеспечение вариантности учебных планов и программ.

  3. Ориентация на обучение по индивидуальным учебным планам и программам, с выходом в перспективе на авторские учебные планы и
    программы.

  4. Особое внимание - содержанию образования начальной школы как основе развития личности. В основе- обучение по программе развивающего обучения /система Занкова/. С .1-го класса планируетсяизучение иностранного языка, уроки этики и культуры речи, уроки природы, шашечно-шахматные знания.

  5. Приближение детей к искусству. За дополнительную плату - обучение в балетных классах, музыкальных и художественных студиях,фольклорном ансамбле.

10. В основной школе /5-9 кл./ в основном сохраняются традиционные предметы, возможны и интегрированные курсы, учащимся предоставляется выбор факультативных и дополнительных /индивидуальныхи групповых/ занятий.

11.Широко развивать техническое и художественное творчество, разнообразить внеклассную и внешкольную деятельность. Во все классы вводить уроки этики.

12. В средней школе предоставлять ученикам возможность выбора обучения в основном по двум профилям: гуманитарный и инженерный. Увеличивать число спецкурсов по выбору и факультативов, больше часов отводить на профильное обучение и дополнительные занятия.

Спецкурсы ведут преподаватели институтов, университетов.

13. По желанию учащихся /за плату/ могут быть открыты дополнительные оригинальные курсы с приглашением специалистов: « Великие книги человечества", история культуры, эстетика, логика,

хореография, косметика.

14.Содержание трудового и профессионального обучения старшеклассников определяет школа с учетом их интересов. В классах гуманитарного профиля - обучение машинописи и стенографии, журналистике. В классах инженерного профиля - работа с ЭВТ.

15. Часы школьного компонента используются для работы со слабыми детьми и со всеми учениками, выполняющими индивидуальные творческие задания по школьной программе "Творчество".

16.Планируются спецзанятия по развитию умственных способностей, вниманию, воображению, тренингу памяти; спецкурс по половому воспитанию, курс будущей матери с 7 класса.

Новое содержание образования учитывает наступление эры информативной цивилизации, когда хозяином положения становится тот, кто умеет превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

Новая программа воспитания

Новая программа воспитания -это педагогическая система, состоящая из двух частей:

  • живая гуманистическая этика;

  • совокупность воспитательных идей.

Необходимо исходить из самой природы воспитания как взаимодействия взрослых и детей, старших и младших

по реализации совместных планов,

по поиску жизненных ценностей.

Наша задача - задача школы:

выработать способы взаимодействия,

правила общения,

законы жизни, т.е.совместную этику взрослых и детей.

Этика определяет

дух,

стиль учебного заведения.

Основной постулат такой этики, ее главное древо - благоговение перед человекоми жизнью.Высшее наслаждение, ни с чем не сравнимая радость - уважать и любить людей, делать им добро.Школа - самое удобное место для единения людей, а этика лучшее средство ее. Захватывающе интересно самим создать красивые правила поведения, от выполнения которых в школе прибавляется тепла и света, а дети становятся доброжелательными и улыбчивыми, самим создать такие отношения, которые объединяли бы учеников, а не разобщали.

Компонентами такой этики являются:

  • Любовь, забота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости,физических и других недостатков. Принимать ученика таким, каков он есть, и чем слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем;

  • вера в одаренность детей;

  • доверие /надо предоставить детям шанс быть лучше, показывать сияние их вершин, дать почувствовать, что они могут многого добиться, не бояться риска, доверять им/;

  • чувство школы, школа - дом родной.

И это делают три фактора:

дружба с ровесниками и учителями;

исполнение личностных желаний;

собственная значимость.

- добротворчество /ни дня без доброго дела/

Совокупность воспитательных идей

1. Идея развития и самосовершенствования.

Для реализации ее в ОУ создаются спецусловия, психологическое тестирование, совместно разрабатывается план самосовершенствования. В индивидуальный план самосовершенствования входят:

  • умственное воспитание /развитие памяти, мышления, внимания, воображения, фантазии, коммуникативных способностей/;

  • воспитание силы воли;

  • воспитание нравственных чувств;

  • овладение научной организацией труда;

-занятие ФК, гигиена тела и организма;
-изучение одного из видов искусства;
-какие книги прочесть;

-от чего отказаться /от лени, курения и др. пороков/;

- кому помогать.

Классный руководитель совместно с психологом составляют заложенную в компьютер карту индивидуального развития ученика, проводят с помощью тестов психодиагностику личности, помогают разработать индивидуальный план самосовершенствования, найти смысл и значительную цель жизни,выработать жизненные ценности, определить идеал, создать такие условия, при которых каждому подростку захочется в трудный, но удивительный мир познания себя и делания себя.

2.Идея жизненных фаз и традиций.

а) Учимся общению.

Традиции: праздник 1-го звонка, День учителя, День вежливости.

б) Учился мыслить.

Традиции: День сказок, Фантазеров, Праздник книги,

в)Учимся творчеству.

Традиции: Праздник защитников Родины, мами бабушек, День старшеклассников, Всемирный день влюбленных-14.02., Фольклорный праздник.

г)Учимся подводить итоги.

Традиции: День талантов, спортпраздник, 1-е апреля.

3.Идея очеловечения отношений.

Цель; научить любить и уважать человека, жить среди людей и для людей.

4.Идея деятельностного подхода.

Цель: воспитать нравственное чувство к труду, к учебной и практической созидательной деятельности. Основа воспитания - деятельность.

5.Идея природосообразности.

Цель: воспитывать ребенка, опираясь на природу.

6.Идея эстетизации личности и среды.

Цель: воспитывать чувство прекрасного, умение жить по законам красоты, правильно понимать и создавать прекрасное в жизни.

7. Идея «Чувство гнезда».

Цель: воспитать чувство заботы и гордости за то место, где родился и живет человек.

Технологии ЛО Учебно-воспитательного процесса

Вариант№1

Новая технология обучения, развития и воспитания требуют

переориентации учителя из информатора в специалиста, дающего способы понимания картины мира, способы познания себя и окружающих, требует перейти от репродуктивного обучения к деятельностному.

  1. предпочтение отдается активным диалоговым формам организацииУВ процесса по сравнению с объяснительно-иллюстративными. При этом акцент делается на развитие у детей творческогодуманья, на принятие нестандартного решения, на умение самостоятельнорешать жизненные задачи. Сущностью обучения становятся мысли и чувства, которые ученик открывает в себе и в других во времядиалога. Стоит отметить, что пользуются повышенным спросом те
    знания, которые имеют для открывателя практический смысл, ониже оказываются и более прочными.

  2. Новые технологии предоставляют учащимся возможность выбора /тем произведений, проблем, решений, ДЗ/, что наилучшим образом стимулирует детское жизнетворчество и избавляет от столь ненавистной детьми "обязаловки".

  3. Принципиально новая форма обучения школьников - коллективная, т.е.работа учеников сменного состава, когда каждый из них является одновременно обучаемым и обучающим. Такая двойная роль ученика полностью меняет представление о нем и о школе: Не только тебя учат, но и ты учишь;не только за себя отвечаешь, но и ты отвечаешь задругих.

Неумирающий закон "Один за всех и все за одного" обретает новую плоть как средство воспитания.

  1. Новый подход к оценке знаний учащихся - отказываться от выставления плохих оценок в старших классах. Если ученик не готов отвечать, ему ставится ноль, и он переходит в разряд задолжников; Если в течение года задолженность не устранена, то ученик не аттестовывается по предмету.

  2. Начальная школа берет на вооружение систему развития обученияЗанкова и также меняет систему оценок знаний учащихся.

  3. Урок по-прежнему остается самой почтенной среди различных форм УВ процесса, но урок должен быть:

  • деятельностным;

  • творческим;

  • блистающим содержанием;

  • проблемностью;

  • новизной;

  • разнообразием.

Мы рекомендуем такие нестандартные уроки, которые полюбились детям, учителям, родителям, это:

  • урок - сказка;

  • урок - фантазия;

  • урок - зачет;

  • урок - семинар;

  • урок - спектакль;

  • интегрированные уроки;

  • пресс-конференция;

  • деловая игра;

  • ролевая игра;

  • аукцион знании.

  1. Во внеклассной деятельности - методика коллективного творчества, различные формы учебно-познавательной деятельности;

- клубы по интересам;

-КВН;

  • дидактический театр;

  • познавательные игры;

-Философский стол;
-турнир рыцарей;

  • литературная гостиная;
    - диспут;

  • суд над невежеством;

- интервью;

  • репортажи о праздниках и соревнованиях и др.

  • работа с научной литературой, мемуарами, письмами, дневниками выдающихся людей.

Технология ЛО учебно-воспитательного процесса в японских гимназиях

Вариант №2

Японские гимназии - ведущие в мире. У них невероятно высокая эффективность обучения. Японский гимназист в 12 лет знает то, что американский - в 15 лет. За счет чего такой успех:

  1. Объем учебной нагрузки меньше, чем у нас; ребята в школах раскрепощены, учатся в атмосфере удовольствия, много лет у них существует выбор предметов.

  2. Методика и технология учебного процесса и отбор опорных знании позволяют вести обучение не всему, а самому главному.

  3. Высокие требования к преподавателю и его способностям, уровня развития и образования. У них даже в детсадах все воспитатели с университетским образованием, а у нас в ПТУ среди мастеров-только 18 %.

  4. Интегрированный принцип преподавания дисциплин. Но самое главное в другом- в большинстве школ Японии 70 % часов учебного плана отводится гуманитарным дисциплинам, т.е. речь идет о формировании человека с определёнными нравственными устоями. А когда человек состоится, не будет проблем ни в отношениях с людьми, ни на производстве. Как видим, речь идет о другой парадигме формирования личности.

Технологии личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса в школах-гимназиях.

Вариант №3

Методы обучения

  1. Важнейшей отличительной особенностью современного подхода к определению методов обучения является кардинальное изменение позиции учителя и ученика в учебном процессе. Со стороны учителя это находит выражение в замене монологических методов предъявленияучебной информации на диалоговые формы обучения с учеником. Со стороны ученика это выражается в повышении уровня самостоятельности в обучении и предоставлении ему возможности выбора содержания, форм и методов обучения. Ученик как-бы переходит на новый качественный уровень в овладении учебной информацией и переходит с позиции ученика отвечающего на позиции ученика спрашивающего.

  2. В настоящее время в мировой практике широко используются методы так называемого обратного обучения или обучения, исходящего изобратной связи, когда процесс обучения строится, на основе запросов ученика. В этом случае ученик учится тому, чему он хочет научиться.

  3. Использование в учебном процессе ролевых игр, методов

«включения в ситуацию», методов "проигрывания эс", как правило, повышает интерес к учебным занятиям, формирует ответственность за принятое решение и создает устойчивый интерес к избранным предметам /специальности.

Формы организации обучения в гимназии

  1. Все виды вузовских форм организации учебно-воспитательного процесса. Организация учебных занятий в вузовских, аудиториях», театрах, музеях, спортплощадках. Такая форма организации занятий повышает контактность, разносторонность взглядов, интерес ученика.

  2. Повышает уровень самосознания учащихся, их самостоятельность в выборе решений - это диспуты, тематические диалоги, оппонированные выступления, участие в деловых играх, выступления с докладами, сообщениями.

  3. Изучение учебного материала сорганическим сочетанием фронтальных, коллективных, индивидуальных занятий.

  4. Домашние задания со средних классов на всю учебную тему, начальные классы - ежедневные.

  5. Новый принцип контроля в обучении, при котором проверяются не средние знания у среднего ученика, а приращения в развитии ученика на каждой стадии учебного процесса.

  6. Важно не просто выяснить, что именно усвоил ученик в процессе обучения, а что это усвоение ему дало, насколько он стал от этого лучше, что изменилось в его отношении к учебному предмету, к людям, к окружающей среде.

Планирование учебно-воспитательного процесса.

  1. Планировать его так, чтобы ученикам оставалось время на самостоятельную работу, поисковую, познавательную, исследовательскую деятельность.

У каждого школьника должно быть время для размышления.

  1. Работа с отстающими детьми предполагает, что оставлять их на повторный год бессмысленно и глупо, как показываетжизнь. Намного разумнее отстающих переводить в следующий класс и работать с ними по облегченной программе или программе предыдущих лет обучения. Учитель сам корректирует такую программу и выставляет положительные оценки. Опыт показывает, что больше одной текущей двойки в журнал ставить не стоит. Вторая двойка - это уже проблема учителя, а неученика. У каждого учителя должна быть группа сильных учеников-консультантов. С ними он работает до и после уроков, а те - с отстающими.

Школьный методкабинет

  1. Разрабатывает методику перехода от отметочной оценки знаний - к Рейтинговой системе.

  2. Собирает /разрабатывает/ пакет корректирующих развивающих заданий и занятий, с помощью которых учитель формирует умение: учиться,думать, преодолевать психические и дидактические барьеры.

  3. Составляет картотеку решений проблемных педситуаций, тем, дел, и в перспективе выпустить сборник.

  4. Проводит с учителями ежемесячно "Час находок"

Требования к учителю

  1. Нынешнее время жестоко к учителю. Не каждый сможет выстоять. Успехждет того, кто несет в себе заряд добра, оптимизма, терпение, ктовыносил и выстрадал свою позицию, свой взгляд, свой стиль в педагогике .

  2. Поэтому учителю крайне важно

иметь индивидуальный /авторский/ учебный план/МБОУ г.Астрахани СОШ №51Астрахани/ и программу, свою заветную мечту, идею,

нести собственное открытие мира, свой опыт познания, а не быть пересказчиком учебника.

  1. Современный учитель - философски образованный человек, с высокой общей культурой и профессиональной компетентностью, знающий новыепедагогические технологии, ведущий нестандартные уроки.

Сегодня учителю необходимо владеть:

  • организаторскими навыками и наукой о человеке;

  • понимать особенности развития детей разного возраста, их внутренний мир, мотивы поведения;

  • опираться на диагностику личности воспитанника, знание типологии ребенка, уметь диагностировать и корректировать работу, особенно в начальной школе;

  • непрерывно самосовершенствоваться/постоянно действующийсеминар по психологии, должен вести исследовательскую работу, иметь свою тему, вести постоянный поток, проводить анализ своей работы.

  • серьезно заниматься педагогической техникой / мимика лица, голос, жестикуляция, умение управлять своим психическим состоянием.

Управление школой.

  1. Она суверенна, самоуправляема, имеет свой устав.

  2. Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных планов и программ.

  3. Школа предусматривает переход от администраторской к экономической форме управления. Выход из системы подчинения в систему сотрудничества, перевод управления на аналитико-диагностическую основу, отказ от жесткой регламентации всех сторон школьной жизни и утверждает коллегиальность

руководства. Персональную ответственность за результаты

учебно-воспитательного процесса несет учитель и руководство школы.

  1. Руководство школы создает условия, при которых учителю невыгодно плохо работать и не заботиться о повышении своего мастерства.

Каждый учитель проводит внеклассную работу, ведет группу учащихся по интересам.

Вот такие учебные заведения надо создавать, чтобы в полном объеме реализовать ЛОП в УВ процессе. Однако на практике таких школ в России единицы. В существующих школах ЛОП реализовать очень трудно по многим причинам/ можно лишь пока частично/ назовем их:

  • слабо разработана проблема развития творческого потенциала учащихся в науке и не решается практически в школе

  • не разработана технология развития детей:

20 % учителей требуют лишь воспроизведения заученного материала, не готовят детей к развитию НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ;

  • не создана еще воспитательная система, гарантирующая развитие духовного и нравственного совершенства личности. Это тем более важно, что системной школы самосовершенствования еще нет, нет и такого учебника.

© 2010-2022