Система художественно-эстетического воспитания МКОУ СОШ с. Осиновая Речка Хабаровского края

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система художественно-эстетического образования и воспитания учащихся

муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

с. Осиновая Речка

Хабаровского муниципального района, Хабаровского края.

За многие годы работы в МОУ СОШ с. Осиновая речка сложилась многоплановая и эффективная система художественно-эстетического образования подрастающего поколения. Создание такой системы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание работы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Методологической основой художественно - эстетического образования в школе являются современные концепции в области эстетики (Н.И.Киященко), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, О.П. Радынова).

Цель художественно-эстетического образования школы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействия на человека и общество.

Задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Система художественно-эстетического образования и воспитания основывается на школьной программе «Умей видеть прекрасное», и охватывает урочную и внеурочные формы работы школы по следующим направлениям: вокально-хоровая, художественно-изобразительная, художественно-речевая, театрально-игровая, исследовательская и проектная деятельность.

На уроках искусства педагоги используют современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие, здоровьесберегающие и проектные технологии.

Ведущим методом для построения урока искусства является метод художественной драматургии, основанный на логике развития образа, его восприятии. Познание образа происходит через создание поисковых ситуаций и выходит в результате на коллективное творчество, проектную деятельность.

Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных - становится неотъемлемой частью системы образовательной и воспитательной работы с учащимися. Метод мозгового штурма как процесс генерирования идей, метод синектики, основанный на ассоциациях и аналогиях, проявляющихся в момент творческой активности, метод синестезии как метод анализа способствуют организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися имеют информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Основными предметами художественно-эстетического цикла являются музыка, изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусствах, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного (в т.ч. дальневосточного) и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусства в своем творчестве.

У педагогов эстетического цикла имеется большой опыт проведения интегрированных уроков. При составлении структуры уроков нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Проводятся разные по типу уроки: уроки-викторины, уроки-композиции, уроки-панорамы, уроки-концерты с участием воспитанников ДМШ, родителей. Активно проводится на уроках работа в творческих группах.

Учитель музыки Г.В.Золотарева использует разноуровневое обучение (музыкально одаренные учащиеся старших классов становятся педагогами-стажерами и на уроках помогают при разучивании песен, выступают в роли экспертов в музыкальных конкурсах и викторинах).

Творческую работу на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры учитель А.В. Кореко осуществляет по трем основным направлениям: массовая (проведение выставок), групповая работа (разработка творческих и исследовательских проектов, создание web-сайтов) и индивидуальная работа (самостоятельные творческие работы, презентации, рефераты, кроссворды по искусству).

На уроках литературы учитель Ю.А.Тетерко использует в обучении игровые методы и приемы: ролевые игры (ситуации зрительного зала в театре, режиссеры и актеры и.т.д.), элементы театрализации при знакомстве с художественными произведениями, импровизации на домысливание концовки произведений.

При изучении искусства большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками истории, биологии, английского языка, географии, технологии, информатики. На уроках истории педагог О.И. Мироманова применяет совместно с учащимися художественный подход к презентации исследовательской работы, используя классическую музыку, поэтический материал, а на уроках обществознания дает учащимся возможность высказать свое мнение о Родине, крае, селе в форме сочинения-размышления, эссе. Учитель биологии А.Н.Жебо создает с ребятами театральные миниатюры из жизни растений, зверей, птиц. Учитель географии Н.В.Мельничук настраивает учащихся на восприятие нового материала с помощью стихотворений дальневосточных поэтов. На уроках английского языка Ю.В.Лапшина проводит виртуальные экскурсии по англоязычным странам (в роли экскурсоводов - ребята). На уроках черчения под руководством учителя А.В.Кореко учащиеся создают дизайнерские проекты предметов и построек.

Опыт общения с искусством на уроке учащиеся могут обогатить и применить во внеурочной деятельности. В школе создана и успешно работает сеть кружков и объединений художественно-эстетического цикла по направлениям:

Вокально-хоровое

В 2001 году создан вокальный ансамбль «Манжерок» (руководитель Г.В. Золотарева) В октябре 2010 года ансамблю присвоено звание «Образцовый коллектив любительского художественного творчества». В коллективе занимается 34 человека. Занятия проводятся в 3-х возрастных группах.

Репертуар ансамбля включат в себя не только детские песни, но и произведения патриотической направленности, лирические, шуточные, песни дальневосточного композитора Т.А. Ананьиной.

«Манжерок» неоднократно становился победителем районных фестивалей творческой молодежи, инсценированной песни. Концертная деятельность коллектива включает в себя выступления в Краевом доме ветеранов ВОВ, городском новогоднем концерте для воспитанников детских домов, городском праздничном концерте, посвященном Дню независимости России, в подшефных воинских частях.

Ансамбль - постоянный участник приемов Главы Хабаровского муниципального района, посвященных празднованию знаменательных дат (День учителя, День матери, чествование медалистов).

Вокальный ансамбль «Манжерок» - участник Всероссийского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» в г. Белгороде, дипломант III степени краевых конкурсов: «Россия великая наша держава», «Традициям России верны!», лауреат I, II степени международного фестиваля «Солнечный мир» в г. Хэйхе (КНР), лауреат краевого конкурса вокально-хорового мастерства «online-шоу», победитель районных конкурсов «Звездный дождь» и «Хрустальная нотка», участник благотворительных концертов в г. Харбин (КНР), дипломант краевого конкурса «Тру - ля - ля и К*».

Коллектив ансамбля является инициатором тематических и благотворительных мероприятий в с. Осиновая речка. Стало традиционным проведение таких праздников, как «Есть село хорошее - в нем родился я», «Голубые огоньки» для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, концерты ко Дню пожилого человека, шефские концерты в КГУСП «Заря», ЖКХ «Осиновореченское», детском саду, подшефной в/ч 60880.

Участники ансамбля стали организаторами и педагогами-стажерами школьного конкурса вокалистов «Песенные звёздочки», который проходит ежегодно в апреле в течение последних семи лет.

Свою творческую деятельность «Манжерок» осуществляет при сотрудничестве и поддержке Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, КНОТОК, Хабаровской Епархии Русской Православной Церкви, Отдела культуры и молодежной политики Хабаровского муниципального района.

30 учеников 1-6 классов поют в школьном хоре. Хор - постоянный участник школьных концертов к знаменательным датам (9 мая, день пожилого человека, День защитника Отечества, День матери, Новогодние балы и т.д.), районного фестиваля творческой молодежи.

Художественно-изобразительное

Детское творческое объединение «Цветик-семицветик» работает по одноименной авторской программе, разработанной А.В. Кореко. Дифференцированная система художественно-творческих заданий (нетрадиционные живописные техники; пленэрная работа; графика; композиции из природных материалов; декоративно-прикладное искусство (росписи, поделки); аппликация; бумажная пластика; кукольный театр) и комплекс развивающих упражнений позволяют добиваться успеха как художественно-одаренным так и детям без ярко выраженных способностей.

С введением предпрофильного обучения по разработанной учителем программе проводились занятия элективного курса «Основы компьютерной графики». Данный курс дает возможность учащимся получить первоначальные знания в программе CorelDRAW, осуществить первые профессиональные пробы (дизайн), расширить знания учащихся в области ИКТ и художественного оформления.

Под руководством учителя технологии Т.Г. Тимошенко девочки 5-10 классов (15 человек) занимаются бисероплетением в кружке «Сказочные герои из бисера» и изготавливают поделки из соленого теста в кружке «Чудесные мгновения». Ежегодно результаты своего творчества они представляют на школьной и районной выставках художественно-изобразительного творчества, а также дарят свои поделки ветеранам ВО войны и труженикам тыла, пожилым жителям села в праздничные дни.

18 человек занимаются в школьных мастерских в кружке «Деревообработка» (руководитель А.Ф. Пантелеев). Ребята разрабатывают модели книжных полок, подставок под цветы (напольных и подвесных), мебели для детского сада (детские стульчики, столики), разделочных досок. Затем сами занимаются изготовлением этих предметов. Их поделки становятся подарками ветеранам, воспитанникам детского сада, учителям, родителям. Полки и подставки под цветы украшают школьные кабинеты.

Учащиеся 1-8 классов ежегодно в сентябре готовят букеты и поделки из природного материала на школьный конкурс-выставку «И вся природа отозвалась». В 2010 году победители школьного конкурса семья Богдашкиных со своей поделкой «Мой двор» завоевали диплом I степени в номинации «Природная мастерская» в краевом конкурсе «Урожай - 2010».

Художественно-речевое

В 2010 году учитель русского языка и литературы Ю.А. Тетерко организовала творческое объединение «Клуб любителей поэзии». Членами объединения стали учащиеся 6-8 классов. На своих заседаниях ребята знакомятся с творчеством русских поэтов - классиков, дальневосточной поэзией, пробуют свои силы в сочинении. Готовится к выпуску сборник стихотворений ученицы 7 класса Самойловой Татьяны, которая получила приглашение на участие в районном фестивале самодеятельных поэтов «Полна талантами земля». Участники объединения стали победителями школьного конкурса чтецов «Весенняя капель».

Ежегодно в школе проводятся тематические литературные мероприятия, участниками которых становятся учащиеся 5-11 классов. Формы проведения разнообразны: «Пушкинский бал», поэтический вечер «Мой ангел, как я вас люблю», ежегодные конкурсы чтецов, посвященные юбилейным датам и т.д. В 1-4 классах проходит литературный ринг по произведениям дальневосточных писателей и поэтов.

В течение учебного года к знаменательным датам и тематическим вечерам создаются литературно-музыкальные композиции. Самыми активными участниками таких постановок стали члены кружка «Юный библиотекарь» (руководитель Т.Н. Чернецких, библиотекарь). К 70-летию Хабаровского края ребята издали сборник стихотворений дальневосточных поэтов. В 2010году приняли участие в краевой заочной викторине «Сердце Дальнего востока я в груди своей ношу», и награждены диплом 2 степени в номинации «Коллективная работа».

Театрально-игровое

Традиционными стали новогодние спектакли в 1-4, 5-8 классах.

Ежегодно в рамках акции «За здоровый образ жизни» проводится конкурс классных театральных постановок среди учащихся 5-11 классов, которые представляются на заключительном фестивале акции.

Коллективным творческим делом учеников 6 класса (классный руководитель А.В.Кореко) стало изготовление кукол для кукольного театра и постановка нанайской сказки.

Исследовательское

На заседаниях школьного объединения знатоков искусства «Творческая гостиная» (группы 1-4, 5-11 классов) ребята обсуждают прочитанные книги, делятся впечатлениями о спектаклях, кинофильмах, концертах, выставках, конкурсах вокалистов. Проводятся встречи с дальневосточными поэтессами Жанной Нестеровой, Ольгой Комар (бывшей жительницей с. Осиновая речка), концерты воспитанников детской музыкальной школы Хабаровского муниципального района, выступления театральных, цирковых коллективов Хабаровского края.

Ребята из объединения «Краеведение» разыскали жителя нашего села, поэта Ивана Старовойтова, ныне проживающего в г. Кемерово, и ведут с ним переписку. В дар школе он передал поэму «Осиновая речка», которая сейчас хранится в школьной краеведческой комнате. В 2009 году поэт прислал поэтические сборники своих стихотворений о войне, о нашем селе для школьной библиотеки.

Систематически организуется посещение учащимися школы краеведческого музея им. Гродекова, художественного, археологического музеев г. Хабаровска, спектаклей Театра юного зрителя, Краевого театра драмы и комедии, Краевого музыкального театра, Краевого театра кукол, концертов студентов Хабаровского краевого колледжа искусств, цирковых программ.

Проектное

Проектные технологии художественно-эстетического воспитания в школе ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся.

Учащимися 5-11 классов создаются исследовательские проекты о выдающихся музыкантах, исполнителях, актерах, писателях, поэтах, художниках, которые в будущем становятся учебными пособиями на уроках.

Информационный проект «Азбука выбора» по защите творческих профессий, выполненный учениками 9 класса стал победителем краевого, а затем сетевой проект «Первые шаги» той же тематики стал победителем всероссийского конкурса проектов (2008г.) Сборник «ИКТ в профессиональной самоопределении старшеклассников» (автор-составитель А.В. Кореко) опубликован издательством «Учитель» в 2009 г.

Ученик 9 класса Кудринских Александр стал победителем районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с творческим проектом «Дизайн жилого дома в стиле хай-тек» (2011г).

Созданные учащимися и педагогами совместные презентации творческих коллективов школы представляются на районных, краевых молодежных форумах, конференциях по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи, мероприятиях, посвященных юбилейным и памятным датам в жизни школы и села.

Особую активность учащиеся 8-11 классов проявляют при создании и реализации творческих проектов таких, как «Осенний бал», конкурс вокалистов «Песенные звездочки», «День святого Валентина», которые стали традиционными в нашей школе.

К творческим проектам можно отнести и документальный фильм о совхозе «Заря», созданный к его 25-летнему юбилею ученицей 11 класса Вотокиной Елизаветой, фильм выпускников 2009года о своей школе.

В результате система художественно-эстетического образования и воспитания школы обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях села, района, края. Происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Метапредметными результатами художественно-эстетического образования в школе являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Учащиеся могут:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами художественно-эстетического образования являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Учащиеся могут:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, села, района, края и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.



© 2010-2022