- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад Компетентность современного учителя
Доклад Компетентность современного учителя
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карташова В.П. |
Дата | 02.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад к педагогическому совету.
Карташова Вера Петровна
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Главной сегодняшней задачей образова-
ния взрослых является производство
компетентных людей - людей, которые
были бы способны применять свои зна-
ния в изменяющихся условиях, и …чья
основная компетенция заключалась бы в
умении включаться в постоянное само-
обучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т.е. реализовывать ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же - как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя:
-
Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
-
Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой стороны. (Маркова А.К.)
-
Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
-
Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
-
Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.)
Таким образом, получается, что компетенция - это своего рода «анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
-
Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
-
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
-
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
-
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
-
Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
-
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
-
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-
Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Для оценки профессиональных компетенций учителя можно воспользоваться следующей таблицей:
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
№
п/п
Характеристики,
определяющие
успешность учителя
8-10 баллов-оптимальный уровень
6-7 баллов-
достаточный
уровень
5 баллов и ниже -
Критический уровень
1
Предметная компетенция:
Знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета
Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно - для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически
Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, меьодики
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия.
Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика.
Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения
Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении , строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников
Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником
Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Учитель владеет технологиями самоанализа,умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.
Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса.
Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении.
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент
Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы.
Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве.
Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу
Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад
Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи
Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом
Информационно-коммуникативная компетенция
Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса
Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения.
Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе.
Анализ выделенных профессиональных компетенций позволяет определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для определения проблемных ситуаций и принятия управленческих решений, что важно для администрации ОУ.