- Преподавателю
- Директору, завучу
- Критерии и показатели эффективности профильного образовательного процесса
Критерии и показатели эффективности профильного образовательного процесса
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Омарова В.К. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Критерии и показатели эффективности профильного образовательного процесса
Омарова В.К.
Программа мониторинга эффективности профильного образовательного процесса учитывает требования процессного и системно-личностного подхода и включает основные критерии, взаимосвязанная последовательность которых позволяет, с одной стороны, учесть все необходимые средства и условия, а, с другой стороны, вносить научно обоснованные коррективы в образовательный процесс.
А. Организационно-процессуальные характеристики
Критерий I. Стимулирующе-мотивационный
1. Показатели эффективности:
-
организация предпрофильного пространства;
-
субъектность ученика в планирование своей учебной деятельности;
-
вариативность выбора и возможность реализации индивидуальной образовательной траектории.
2. Измерители (индикаторы):
-
процент охваченных детей профессиональным просвещением, профессиональной диагностикой, профессиональным консультированием;
-
процент учащихся, определившихся в выборе профиля обучения;
-
психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки;
-
удовлетворенность учащихся и родителей организацией профильного обучения;
-
процент детей, занимающихся по индивидуальной образовательной траектории.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анкетирование учащихся и родителей;
-
анализ документации.
Критерий II. Целевой
1. Показатели эффективности:
-
овладение государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО) на базовом уровне;
-
сформированность интереса к учебной деятельности (1-4 классы);
-
создание условий для развития соответствующих склонностей и способностей (5-7-й классы);
-
создание и эффективность условий для выбора учащимися профиля обучения (8-9 классы);
-
создание и эффективность условий для профессионального самоопределения учащихся (10/11-11/12 классы).
2. Измерители (индикаторы):
-
процент учащихся, овладевших ГОСО на базовом и продвинутом уровнях;
-
процент учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности; наличие курсов по выбору в соответствии с запросами учащихся;
-
доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в профильных классах и колледжах;
-
количество профилей/процент охвата учащихся 10-11 классов;
-
соответствие послешкольного образования или трудоустройства выбранному профилю.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
контрольные «срезы»;
-
диагностика сформированности познавательного интереса;
-
психолого-диагностический скрининг пятиклассников на уровень адаптированности (тревожность, комфортность) и мотивацию обучения;
-
анализ рабочих учебных программ;
-
анкетирование учащихся; анализ статистических данных.
Критерий III. Содержательный
1. Показатели эффективности:
-
вариативность содержания образования на базовом и профильном уровнях с учетом дифференцированных склонностей и возможностей школьников;
-
интеграция учебных дисциплин: профильных и непрофильных;
-
обеспечение преемственности в содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения;
-
соблюдение принципа избыточности предоставляемых для освоения спецкурсов и элективов, формирующих профиль;
-
использование воспитательного потенциала профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы):
-
количество профилей и программ обучения по выбору;
-
количество вариативных профориентационных, межпредметных и предметных программ - из них авторских, экспериментальных, скорректированных;
-
качество программ курсов по выбору; количество курсов по выбору, предлагаемых обучающимся (не менее 3/1);
-
количество мероприятий по профориентации; темп роста числа детей, вовлеченных в систему внеурочной деятельности (общий процент охвата).
3. Методы сбора и обработки информации: анализ учебно-методического сопровождения; анализ планов воспитательной работы по профориентации; анкетирование учащихся.
Критерий IV. Операционно-деятельностный
1. Показатели эффективности:
-
использование современных технологий; использование возможностей информационных технологий;
-
кооперации усилий различных образовательных систем для реализации задач профильного обучения;
-
сетевая организация профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы):
-
эффективность уроков по профильным предметам, курсов по выбору;
-
динамика роста педагогов, внедряющих новые подходы в организации учебно-воспитательного процесса (процент от общего числа педагогов школы);
-
увеличение числа педагогов, владеющих информационно-коммуникативными компетенциями (процент от общего числа педагогов школы);
-
процент охвата школьников совместными со средними специальными и высшими профессиональными учебными заведениями программами дополнительного образования;
-
число обучающихся, охваченных сетевыми и дистанционными моделями профильного образования (общий процент охвата).
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анализ и самоанализ уроков;
-
анкетирование, опросы педагогов;
-
анализ совместных договоров;
-
анализ статистических данных.
Критерий V. Контрольно-рефлексивный
1. Показатели эффективности:
-
использование нетрадиционных форм оценивания результатов обучения;
-
развитие самоконтроля и самокоррекции учащихся и педагогов.
2. Измерители (индикаторы):
-
использование критериальной, рейтинговой системы оценивания, системы «портфолио»;
-
доля обучающихся, использующих технологию портфолио для прохождения конкурсного отбора при поступлении в профильный класс;
-
наличие контрольно-измерительных материалов;
-
успеваемость и качество успеваемости по предпрофильным и профильным дисциплинам.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анализ контрольно-измерительных материалов (КИМ);
-
анализ материалов конкурсного отбора; контрольные «срезы».
Б. Управление качеством профильного обучения
Критерий I. Изменения в организационной структуре управления
1. Показатели эффективности: разработка механизмов модели профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы): наличие нормативной базы, в том числе, локальных актов, должностных инструкций, протоколов заседаний школьных органов управления и попечительского совета школы.
3. Методы сбора и обработки информации: анализ школьной документации.
Критерий II. Кадровое обеспечение
1. Показатели эффективности:
-
специальная подготовка педагогов и административно-управленческого аппарата к реализации предпрофильного и профильного обучения;
-
привлечение педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования к преподаванию курсов по выбору;
-
разработка системы стимулирования качества работы педагогов в условиях профильного обучения;
-
организация профессиональных сообществ.
2. Измерители (индикаторы):
-
количество лиц, прошедших переподготовку по вопросам профильного и предпрофильного обучения;
-
количество педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования, привлечённых к преподаванию курсов по выбору;
-
наличие действующей системы стимулирования учителей за качество и результаты образовательной деятельности;
-
наличие и деятельность сетевого сообщества.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анализ статистических данных;
-
анкетирование;
-
анализ локальных актов.
Критерий III. Ресурсное обеспечение профильного обучения
1. Показатели эффективности:
-
материально-техническое обеспечение;
-
использование материально-технических ресурсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
-
транспортное обеспечение движения профильных потоков силами отрасли.
2. Измерители (индикаторы):
-
динамика обновления мультимедийной техники;
-
наличие кабинетов новой модификации;
-
обеспеченность методической и учебной литературой;
-
проведение занятий по профильным курсам на базе организаций социальных партнёров;
-
обеспеченность подвоза детей (по необходимости).
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анализ ресурсов.
В. Субъектно-результативные показатели
Критерий I. Мотивационно-ценностный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
-
сформированность профессионального самоопределения.
2. Измерители (индикаторы):
-
уровень мотивации (9 класс) и профессионального самоопределения старшеклассников (11 класс).
3. Методы сбора и обработки информации:
-
методики изучения мотивации и самоопределения.
Критерий II. Мотивационно-ценностный когнитивный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
-
знания о своих индивидуальных особенностях;
-
наличие представлений о мире профессий и их особенностях;
-
наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе.
2. Измерители (индикаторы):
-
процент информированных учащихся;
-
уровень конкурентоспособности личности.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анкетирование учащихся,
-
методика «Оценка уровня конкурентоспособности личности».
Критерий III. Операционально-деятельностный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
-
владение методами конструирования личного плана профессионального развития.
2. Измерители (индикаторы):
-
сформированность компетенции самоменеджмента.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
анкетирование педагогов и учащихся.
Критерий IV. Оценочно-рефлексивный субъективный опыт
1. Показатели эффективности:
-
адекватная самооценка;
-
способность к прогнозированию развития своих потребностей и возможностей.
2. Измерители (индикаторы):
-
уровень субъективного контроля (УСК).
3. Методы сбора и обработки информации:
-
тестирование,
-
методика УСК ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Критерий V. Сохранность здоровья
1. Показатели эффективности:
-
уровень соматического здоровья школьников.
2. Измерители (индикаторы):
-
динамика сохранности здоровья детей по ступеням обучения;
-
процент детей с различным уровнем тревожности.
3. Методы сбора и обработки информации:
-
медосмотры;
-
тест тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина;
-
тест школьной тревожности Филипса.