Самостоятельная педагогическая разработка адаптационного вида «Школа журналистики»

Выдержка из текста: И в этой связи предметом деятельности воспитанников явится решение социальных проблем своего уровня, затрагивающих интересы подростков. Стимулирование молодого поколения к решению актуальных проблем города и района в области молодежной политики, выработке первоначальных навыков журналистского ремесла, а так же развития творческой инициативы у молодежи и активизация молодого поколения подразумевает создание условий для содержательного досуга и творческой деятельности подростко...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество Артименко Ольга Анатольевна

Иркутская область Слюдянский район город Байкальск

Место работы МБОУ СОШ № 12

Занимаемая должность педагог-организатор

Название публикации Самостоятельная педагогическая разработка

адаптационного вида «Школа журналистики» ( учебная программа)

(срок реализации - 5 лет) (возраст учащихся 11- 18 лет)

Контактный телефон 89501359202


Самостоятельная педагогическая разработка

адаптационного вида «Школа журналистики» ( учебная программа)

(срок реализации - 5 лет) (возраст учащихся 11- 18 лет)


Пояснительная записка


Значение обучения подростков школьного возраста предмету журналистики, выходит, в первую очередь из задач образовательных учреждений дополнительного образования детей, «основное предназначение которых - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». В данном случае образовательное учреждение дополнительного образования выступает как связующее интегративное звено между миром детства развивающейся личности подрастающего человека в школе и системе ДОД.

Журналистика, как таковая - особый социальный институт общества, это необходимая для функционирования социального института система. Обращенность к массовой аудитории, политико-воспитательные цели, освещение всей общественной жизни, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность выхода - все это делает роль журналистики в обществе огромной. Наиболее важный аспект журналистики - социальный, общественный. И в этой связи предметом деятельности воспитанников явится решение социальных проблем своего уровня, затрагивающих интересы подростков.

Стимулирование молодого поколения к решению актуальных проблем города и района в области молодежной политики, выработке первоначальных навыков журналистского ремесла, а так же развития творческой инициативы у молодежи и активизация молодого поколения подразумевает создание условий для содержательного досуга и творческой деятельности подростков.

Познавательность в данном виде деятельности является специальной функцией - журналистика - это интегрированный синтез политических, социологических, общественных, психологических и других наук. Мы развиваем в детях мотивацию личности к познанию и творчеству, сохраняем и развиваем индивидуальность, общую культуру, детскую одаренность, обеспечиваем профилактику асоциального поведения детей и подростков, развиваем художественно - эстетический вкус, приобщаем к культурному достоянию региона.

Обучая азам профессии мы базируемся на основных принципах организации образовательной деятельности - принцип достигнутого результата (при выпуске статей и номеров газеты); принципе личностно - деятельного характера образования, соблюдаем принцип культурологического развития детей и молодежи (культурный аспект журналистики предполагает единство социального и художественного творчества - не вещи, а отношения, характеризуют прежде всего социокультурное пространство массовой коммуникации), принцип регионального компонента в образовании.

Автор в течение десяти лет практиковала курс "Журналистика в школе" в условиях общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования и в итоге предлагает вариант содержания программы, соответствующий интересам современного учащегося среднего школьного возраста и наибольшей его творческой продуктивности.

Разработка «Школа журналистики» направлена на удовлетворение ведущих видов потребностей: творческих, креативных, обусловленных как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности; познавательных потребностей детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний в области, выходящей за рамки программы школьного образования, коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами; профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

В основе формирования способности к аналитическому творчеству лежат два главных вида деятельности воспитанников: это творческая практика и изучение теории журналистики. Ценность необходимых для творчества знаний определяется прежде всего их системностью, ведущим структурообразующим элементом которой является текст. Освоение искусства слова, умение практически выявлять в повседневной жизни события, собирать интересную информацию, оперативно распоряжаться ею в избранном для подачи материала жанре. Обучающиеся должны уметь анализировать происходящие события, давать им свою сознательную оценку.

Занятия в «Школе журналистики» помогут подростку понять, стоит ли ему связывать свою дальнейшую жизнь с журналистикой.

Паспорт образовательной программы:

По направленностям образовательной деятельности: социально - педагогическая.

По уровням освоения теоретического материала: познавательная.

По форме организации: групповая и индивидуальная.

По возрасту обучения - 11 - 17 лет.

По приоритетному целеполаганию: профессионально - прикладная.

По срокам реализации: программа рассчитана на пять лет обучения.

По масштабу: учрежденческая.

По контингенту обучающихся: общая.

Организация занятий:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа (всего 4 часа)

За год 144 часа

2, 3,4, 5 года обучения: 2 раза в неделю по 3 час (всего 6 часов)

За год 216 часов

Компоненты учебной программы:

К числу ведущих компонентов содержания самостоятельной адаптационной разработки относим:

- креативный, формирующий опыт творческой деятельности обучающихся

(обученность, готовность обучающихся к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности, овладение навыками профессиональной деятельности);

- когнитивный, формирующий знания обучающихся об обществе, социальных явлениях (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и региональной культур, привитие обучающимся здорового образа жизни как фактора психического, физиологического, интеллектуального и нравственного благополучия).

Характеристики основной программной деятельности:


  • образование, основанное на интересах, потребностях детей, на свободе выборы ребенком образовательной области, формы познания, деятельности и творчества;

  • образование, способствующее персонификации личности, постоянному ее развитию, находящееся вне рамок образовательных стандартов;

  • образование, направленное на раннюю профилизацию.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары - дискуссии и круглые столы, групповое проектирование, игры, тренинги, упражнения.

Цели программы:

- создать условия для раскрытия внутреннего творческого потенциала воспитанника,

- формировать первоначальные навыки журналистского ремесла и формирование активной гражданской позиции у подростков

- повысить уровень готовности учащихся среднего и старшего школьного возраста к освоению программы профессионального высшего образования.

- обучить воспитанников сотрудничеству с городскими, областными и федеральными СМИ.

В ходе достижения целей решаются задачи:

Воспитательные:

  • воспитание ответственность, коллективизм; изобретательность, коммуникабельность;

  • формирование практических навыков совместной деятельности, диалогического общения;

  • формирование культуры общения и поведения;

  • формирование толерантности;

  • побуждение интереса к СМИ, формирование осознанного отношения к журналистике, как виду общественной деятельности;

  • формирование осознания необходимости ведения здорового образа жизни;

  • воспитание чувства ответственности за экологию;

  • воспитание интереса к наследию мировой художественной культуры и журналисткой практики;

  • выработка ценностных ориентаций подростка;

  • профилактика асоциального поведения детей;

  • профориентация подростков;

  • формировать понятие «нравственность» журналиста;

  • формировать понятия «профессиоанльный долг», «профессиональное достоинство и профессиональная честь»;

  • формировать понятие «принципы журналиста», «журналистская этика».

Развивающие:

  • активизация познавательной деятельности;

  • разностороннее развитие творческой личности;

  • развитие творческого мышления, воображения, фантазии, внимания;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • расширение общего кругозора;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие индивидуальности, детской одаренности;

Задачи образовательной деятельности первого года обучения:

Обучающие:

  • изучение истории журналистики;

  • формирование практических умений по созданию заметки, интервью;

  • добывать нужную информацию; составлять вопросы для беседы;

  • вести интервью;

  • изучить средства образной выразительности;

  • писать интересные тексты и добывать сенсационные сведения;

  • готовить любую информацию к выходу в свет, чтобы она была интересной, достоверной, грамотной, современной и понятной любому читателю;

  • изучить разновидность журналистских жанров;

  • научить писать простейшее стихотворение, сказку, используя конфликт.

Образовательные задачи второго года обучения:

Обучающие:

  • изучить государственные документы о свободе слова;

  • изучить государственные документы в области журналистики и печати;

  • изучить понятие темы;

  • изучить методы сбора информации;

  • научить различать стилистику публицистических и художественных жанров;

  • научить создавать репортаж, очерк;

  • научить работать с материалом.

Образовательные задачи третьего года обучения:

Обучающие:

  • привить умения диалогического общения, правилам выступления перед публикой;

  • научить правильно дикционно проговаривать слова, научить правильному дыханию публичной речи;

  • научить понятию «идея», «семантика», «синтаксис»;

  • привить навыки убеждения, свободного общения;

  • научить владению жестом и позой;

  • закрепить владение методикой создания информационных жанров заметки, интервью, репортажа, очерка;

  • научить владению информационными жанрами опроса, пресс - релиза;

  • научить создавать информационные жанры на телевидении;

  • научить анализировать публикации с идейно - тематической позиции.

Образовательные задачи четвертого года обучения:

Обучающие:

  • научить разграничивать понятия объективность и субъективность позиции журналиста;

  • научить распознавать конфликт в ситуации;

  • научить умению анализа конфликтной ситуации;

  • научить выстраивать логику текста с ударениями и паузами для публичного выступления;

  • научить владеть правилами ораторского искусства;

  • научить создавать аналитические жанры в газете и на телевидении.

Образовательные задачи пятого года обучения:

Обучающие:


  • изучить состав редакции, основные обязанностями корреспондента, особенности трудовых отношений в редакционных коллективах;

  • научить определять группы этических норм;

  • научить определять специализированные и государственные СМИ;

  • научить определять жанры рекламы, жанры он - лайновых СМИ;

  • научить оперировать понятиями «опорная идея», «рабочая идея»;

  • научить составлять «дитекс» материала;

  • научить создавать художественно - публицистические жанры в газете и на телевидении.

Уровень результативности образовательного процесса соответствует среднему и старшему школьному возрасту.

Исходя из целей и задач обучения, ожидаемых в результате обучения, предполагаются следующие формы подведения итогов реализации образовательной программы:


  1. Первый уровень предполагает следующую форму подведения итогов:

  • создание условий для самостоятельного поиска дополнительных знаний в интересующей области;

  • отработка приобретенных умений и навыков.


  1. Второй уровень предполагает следующие формы подведения итогов:

- защита и реализация проекта газеты;

- практическое написание журналистских работ на основе приобретенных знаний, умений и навыков и развитых творческих способностей, участие в юнкоровских конкурсах.

Способы проверки знаний: анализирование практических работ учащихся, зачеты, публичные выступления на радио, телевидении, тестирование, печать в СМИ.

Учебно - тематический план на 1 год обучения

п.п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

История журналистики.

6

4

10

3.

Информация.

4

4

8

4.

Жанры журналистики.

4

4

8

5.

Новость, заметка.

8

24

32

6.

Интервью.

8

34

42

7.

Искусство слова.

10

24

34

8.

Редакция газеты.

2

2

4

9.

Подведение итогов года.

2

2

4

Итого:

45

99

144

Учебно - тематический план на 2 год обучения

п.п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1.

Свобода слова.

6

6

12

2.

Журналист и этика.

6

6

12

3.

Принципы информационности.

3

3

6

4.

Методы сбора информации.

6

18

24

5.

Гражданская журналистика. Стилистика.

12

27

39

6.

Репортаж.

9

48

57

7.

Очерк.

6

42

48

7.

Работа над материалом.

6

9

15

9

Подведение итогов.

3

3

Итого:

54

162

216

Учебный план на третий год обучения

п.п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1.

Вводное занятие.

3

3

2.

Информация и творчество.

5

5

10

3.

Идейно - тематическое своеобразие журналистских текстов.

10

10

20

4.

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

3

6

9

5.

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

3

9

12

6.

Общение.

3

6

9

7.

Речевая культура журналиста.

5

30

35

8.

Социологическая служба.

3

3

6

9.

Опрос.

3

3

10.

Пресс - релиз.

3

3

11.

Информационные жанры телевидения.

10

6

16

12.

Творческая работа в информационных жанрах в газете и на телевидении. Выпуск газет и телепередач. Творческие поездки.

1

83

84

14.

Итоговое занятие.

3

3

6

Итого:

55

161

216

Учебный план на четвертый год обучения

п.п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1.

Вводное занятие.

3

3

2.

Информация и творчество.

6

3

9

3.

Идейно - тематическое своеобразие журналистских текстов.

10

10

20

4.

Речевая культура журналиста.

6

30

36

5.

Аналитические жанры телевидения.

10

6

16

6.

Творческая работа в аналитических жанрах в газете и на телевидении. Выпуск газет и телепередач. Творческие поездки.

10

116

126

7.

Итоговое занятие.

3

3

6

Итого:

48

168

216

Учебный план на пятый год обучения

п.п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1.

Вводное занятие.

3

3

3.

Экономика и маркетинг СМИ.

3

6

9

4.

Профессионально - нравственные представления.

3

6

9

5.

Жанры он - лайновых СМИ.

9

9

18

6.

Жанры рекламы.

9

15

24

7.

Идейно - тематическое своеобразие художественно - публицистических жанров.

8.

Творческая работа в художественно - публицистических жанрах в газете, на ТВ и радио. Творческие поездки.

20

117

137

9.

Техническое оформление изданий.

3

10

13

10.

Итоговое занятие.

3

3

50

166

216

Содержание образовательной деятельности 1 года обучения:

Тема 1. Вводное занятие.

Проведение тестирования на выявление первоначального творческого потенциала учащихся. Знакомство см историей журналистики. Ознакомление с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях.

Тема 2. История журналистики.

Теория. Мир газет. Этапы возникновения журналистики. Детская пресса.

Практика. Работа в библиотеке с детской прессой. Определение рубрик детской газеты.

Тема 3. Информация.

Теория. Чем является информация. Типы информации. Печатные заголовки, рубрики, подзаголовки. Статистическая, смысловая, социальная информации. Движение информации по каналам СМИ. Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста. Правила построения информации.

Практика. Анализирование газетных статей с позиции видов информации.

Тема 4. Жанры журналистики.

Теория. Знакомство с жанрами: информационные (заметка, отчет, интервью, блиц - опрос, вопрос - ответ, репортаж, некролог; аналитические (отчет, корреспонденция, интервью, опрос, беседа, комментарий, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, эссе, пресс - релиз); художественно - публицистические (очерк, фельетон, житейская история, легенда, эпиграф, анекдот, шутка, игра). Литературные жанры - сказка, рассказ, стихотворение. Древо жанров.

Практика. Подготовить несколько газетных вырезок разных жанров. Нарисовать древо жанров. Анализ жанрового разнообразия газеты. Пишем сказки, краткие стихотворения.

Тема 5. Новость. Заметка.

Теория. Что такое новость. Что такое событие. Основные черты информации. Типы информации. Виды краткой информации (сигнал, хроника, горячая новость, заявление, краткая заметка). Расширенная заметка. Формы подачи новостей.

Практика. Создаем новости, заметки. Выпуск в печать.

Тема 6. Интервью.

Теория. Подготовка: сбор информации о личности, с которой желаем провести беседу о проблеме или о каком - либо деле, которое нужно обсудить. Составление вопросника. Техника интервью. Берем интервью. Поведение во время беседы, последовательность задаваемых вопросов, новые сюжеты, появляющиеся в интервью, «трудные вопросы». Виды интервью.

Практика. Берем интервью в школах, по объектам.

Тема 7. Искусство слова.

Теория. Как устроен наш язык. Образные средства речи. Поэтическое слово. Эстетическое воздействие слова.

Практика. Упражнения на образную выразительность. Составление текста интервью и заметки с использованием образной выразительности.

Тема 8. Редакция газеты.

Теория. Как работает редакция газеты, разделение полномочий между ее сотрудниками.

Практика. Экскурсия в редакцию.

Тема 9. Подведение итогов года. Составление плана работ на летние каникулы.

Тема 10. Подготовка выпусков газеты.

Содержание образовательной деятельности 2 года обучения:

Тема 1. Свобода слова.

Теория. Международный пакт о гражданских и политических правах. Конституция Российской федерации. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Практика. Самостоятельная работа в библиотеке. Составление реферата.

Тема 2. Журналист и этика.

Теория. Закон о СМИ. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Декларация принципов поведения журналиста. Хартия обязанностей журналиста. Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Практика. Самостоятельная работа с первоисточниками.

Тема 3. Принципы информационности.

Теория. Значимость темы. Близость темы. Известность кого-либо или чего-либо. Своевременность. Воздействие новости. Масштабность новости.

Практика. Выбор тематических газетных статей. Анализ.

Тема 4. Методы сбора информации.

Теория. Наблюдение. Интервью или беседа. Работа с документами.

Практика. Сбор информации для публикации.

Тема 5 . Гражданская журналистика.

Теория. Свод правил хорошего дела. Язык газеты. Стилистика публицистических и художественных жанров. Искусство слова образная выразительность. Реквизиты хорошего стиля.

Практика. Упражнения по стилистике.

Тема 6. Репортаж.

Теория. Методы сбора информации. Как писать репортаж. Отличительные черты репортажа. Распространенные ошибки. Виды репортажа. Типы репортажа. Тема репортажа.

Практика. Работа в жанре репортажа с использование образности слова.

Тема 7. Социологическая служба.

Теория. Азбука социологии. Кто может работать в службе. Кого опрашивать. Что спрашивать. Сколько нужно опросить ребят. Как спрашивать. Где опрашивать.

Практика. Соцопрос школьников, жителей города.

Тема 8. Работа над материалом.

Теория. Выбор темы. Разработка идеи материала. Сбор материала. Составление плана. Выстраивание композиции материала. Лид. Основные типы лидов. Написание материала. Стилистические и логические ошибки.

Практика. Написание лидов, композиционное построение собственных материалов.

Тема 9. Подведение итогов учебного года.

Составление плана на период летних каникул.

Практика: Подготовка газетных выпусков

Содержание образовательной деятельности третьего года обучения.

Тема 1. Вводное занятие. Целеполагание на предстоящий год. Рассмотрение положений о конкурсах. Экскурсия в редакцию газеты.

Тема 2. Информация и творчество.

Теория. Что такое творчество. Информация и информационный продукт. «Консервация» информации. Можно ли творчеству научиться. Обученность. Умение. Мастерство. Получение и переработка сведений.

Практика. Анализирование газетных статей с позиции оригинальности и новизны. Создание статей в информационных жанрах. Анализирование собственных статей.

Тема 3. Идейно - тематическое своеобразие журналистских текстов.

Теория. Тема. Идея. Семантические отношения. Прагматические отношения. Синтаксические отношения. Секрет актуальности. Факт, ситуация, величина ситуации, временная ситуация, проблема. Устойчивый признак журналистского текста.

Практика. Создание публикаций. Анализ публикаций.

Тема 4. Четырнадцать правил, помогающих убедить.

Теория: 14 правил.

Практика. Игра «эмпатия», анкетирование, работа по карточкам

Тема 5. Жесты и мимика как невербальные средства общения.

Теория. История языка жестов и мимики. Язык жестов и поз. Словарь жестов.

Практика. Решение ситуативных задач. Решение коммуникативно - ситуативных задач

Тема 6. Общение.

Теория. Искусство комплимента. Внешний облик - друг или враг. Снятие аудиторного шока. Визитная карточка журналиста.

Практика. Игры. Упражнения.

Тема 7. Речевая культура журналиста.

Теория. Дикция. Орфоэпия. Дыхание.

Практика. Дикционные, дыхательные тренинги, работа над текстом по орфоэпии.

Тема 8. Информационные жанры телевидения.

Теория. Специфика телевизионных информационных жанров. Методика создания телесообщения. Телевизионное интервью «техника и творчество». Методика создания телеинтервью. Как вести телеинтервью. Классификация вопросов телеинтервью. Методика работы над телерепортажем. Событийный телерепортаж. Инсценированный телерепортаж, иллюстированный телерепортаж.

Практика. Экскурсии на телевидение. Знакомство с профессией.

Тема 9. Творческая работа в информационных жанрах в газете и на телевидении.

Теория. Особенности информационных жанров газеты и телевидения. Признаки жанра. Метод сбора информации.

Практика. Выпуск публикаций и телепередач в информационных жанрах. Анализ.

Тема 10. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Просмотр газет, видеоматериалов. Оценка результатов.

Содержание образовательной деятельности четвертого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Целеполагание на новый учебный год. Обзор деятельности за прошедший период. Рассмотрение положение по конкурсам журналистского мастерства. Обмен новой информацией по юнпрессу.

Практика. Экскурсия в редакцию, на телевидение.

Тема 2. Информация и творчество.

Теория. Ступени профессионального мастерства. Творческая работа журналиста. Творчество в процессе подготовки материала. Авторская позиция. Объективность и субъективность. Способы проявления позиции журналиста.

Практика. Просмотр публицистического материала. Анализ.

Тема 3. Идейно - тематическое своеобразие журналистских текстов.

Теория. Тема. Идея. Ведущее противоречие. Поиск конфликта. Позитивные ситуации. Проблемные ситуации, конфликтные ситуации. Ситуация «на переломе», ситуация «из вчерашнего дня», ситуация «из далекого прошлого», локальные ситуации, глобальные ситуации. «Увидеть» ситуацию. Отношение между формой и содержанием. Стилистика аналитических жанров.

Практика. Создание печатного материала. Анализ.

Тема 4. Речевая культура журналиста.

Теория. Искусство оратора. Логика текста. Логические ударения и паузы.

Практика. Выступление на мероприятиях.

Тема 5. Аналитические жанры телевидения.

Теория. Телекорреспонденция - расследование. Телекомментарий. Телевизионное обозрение. Тематическое телевизионное обозрение. Экономическое телеобозрение. Телевизионная беседа. Телевизионная дискуссия. Ток - шоу и Риэлити - шоу на телевидении.

Практика. Анализ телепередач с позиции жанровой разновидности.

Тема 6. Творческая работа в аналитических жанрах в газете и на телевидении.

Теория. Особенности аналитических жанров газеты и телевидения. Методика сбора материала. Обработка информации. Выход готового продукта. Композиция материала.

Практика. Выпуск газет и телепрограмм.

Тема 7. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год. Анализ достижений и недостатков. Постановка проблемы на новый учебный год.

Содержание образовательной деятельности пятого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Целеполагание на учебный год. Техника безопасности. Рассмотрение конкурсных положений.

Практика. Экскурсии.

Тема 2. Экономика и маркетинг СМИ.

Теория. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Дотации, налоговые и прочие льготы в первое постсоветское десятилетие. Специализированные СМИ. Государственные, общественные, частные СМИ. Работа редакции.

Практика. Экскурсия в редакцию. Работа с первоисточниками.

Тема 3. Профессионально - нравственные представления.

Теория. Гаранты успешной работы. Профессионально - нравственные регуляторы поведения. Конкретные условия деятельности (предметные и социальные). Профессиональная журналистская позиция. Профессиональный долг. Профессиональное достоинство и профессиональная честь. Нравственные принципы поведения. Принципы как понятие профессиональной этики. Определяющие группы этических норм (журналист - аудитория; журналист - источники информации, журналист - герои, журналист - авторы, журналист - коллеги, журналист - власть).

Практика. Встречи с корреспондентами и редакторами газет. Создание газетных материалов. Анализ с позиции профессионализма и нравственности.

Тема 4. Жанры он - лайновых СМИ.

Теория. Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры элекстронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.

Практика. Работа с Интернетом. Разбор «прямой линии» в режиме он - лайн.

Тема 5. Жанры рекламы.

Теория. Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности. Жанры рекламы.

Практика. Написание творческих работ по выбранной тематике.

Тема 6. Идейно - тематическое своеобразие журналистских текстов.

Теория. Реакции социальной гарантии. Реакции вовлечения, реакции исполнения. Универсальность информации. Идеолого - этическая направленность художественно - публицистических жанров. Опорная идея. Рабочая идея. Отношения между формой и содержанием. Особенности организации журналистского текста. Монтаж. Дитекс материала.

Практика. Составление дитекса по заданному тексту.

Тема 7. Творческая работа в художественно - публицистических жанрах в газете, на ТВ и радио.

Теория. Особенности художественно- публицистических жанров газеты, ТВ и радио.

Практика. Выпуск статей и телепрограмм.

Тема 8. Техническое оформление изданий.

Оформление газетного материала: название, сводка, абзацы, дополнительные элементы текста, подпись автора, фактура. Несколько правил хорошего газетного стиля. Верстка: семь правил. Идеи для газетного оформителя. Изучение программ для верстки газет.

Практика. Практическая работа по составлению газет в программе.

Тема 9. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В конце первого года обучения воспитанник должен

знать:

  • основные понятия: информация, типы информации, рубрики, интервью, репортаж, корреспондент и др.;

  • как подготовиться к интервью;

  • разновидности жанров журналистики и их основные характеристики;

  • как и где собирать данные для публицистической статьи;

  • этапы развития журналистики;

уметь:

  • добывать сенсационные сведения и готовить их к выходу в газете;

  • вести беседу, интеравью;

  • написать заметку и интервью;

  • написать сказку, небольшое стихотворение;

  • выбирать тему для своего материала самостоятельно;

  • подобрать средства словесной выразительности;

  • готовить информацию к выходу в свет, чтобы она была интересной, достоверной, грамотной, современной и понятной любому читателю.

В конце второго года обучении воспитанник должен

знать:

  • права и свободы человека и гражданина;

  • основные статьи закона о СМИ;

  • кодекс профессиональной этики журналиста;

  • структуру газетных жанров разного плана;

  • правила и нормы газетного языка;

  • категории и понятия этики;

  • принципы информированности;

  • понятие темы;

  • стилистику публицистических и художественных жанров;

  • этапы создания материала;

уметь:

  • собирать информации;

  • применять средства образной выразительности;

  • создавать репортаж, очерк;

  • написать лид.

В конце третьего года обучения воспитанник должен

знать:

  • правила выступления перед публикой;

  • понятие «идея», «тема», «семантика», «синтаксис»;

уметь:

  • свободно общаться;

  • правильно дикционно проговаривать слова;

  • правильно дышать при публичном выступлении;

  • убедить собеседника;

  • владеть жестом и позой;

  • написать материал в жанре опроса, пресс - релиза;

  • создать информационный жанр на телевидении;

  • сделать анализ публицистического произведения с идейно - тематической позиции;

К концу четвертого года обучения воспитанник должен

знать:

  • понятие объективность и субъективность позиции журналиста;

  • правила ораторского искусства;

  • понятие конфликта;

уметь:

  • найти конфликт в ситуации;

  • анализировать конфликт;

  • выстроить логику текста с ударениями и паузами;

  • применять на практике правила ораторского искусства;

  • создать аналитические жанры - статья, корреспонденция, рецензия.

К кону пятого года обучения воспитанник должен

знать:

  • состав редакции, основные обязанности корреспондента, особенности трудовых отношений в редакционных коллективах;

  • группы этических норм;

  • специализированные и государственные СМИ;

  • понятия «опорная идея», «рабочая идея»;

  • понятия «верстка», «дизайн», «лэйаут», «макет», «макетирование», «каркас», «виньета», «поля газеты», «колонтитул и колонцифра», «логотип», «рубрика», «виды полос», «композиция полосы», «виды верстки», «заголовки и иллюстрации», «шрифты», основные правила верстки;

уметь:

  • определять жанры рекламы, он - лайновых СМИ;

  • создавать рекламу в газете, на телевидении;

  • составлять «дитекс» материала;

  • создавать эссе, фельетон¸ зарисовку в газете и на телевидении;

  • создать номер газеты в электронной версии;

  • создать газету в школе.


Методические рекомендации.

Занятия носят групповой характер, но практические занятия носят индивидуальный характер. Ребята подготавливают выпуск газеты в городской газете.

Вначале занятий учащиеся должны знать о том, что ведущей целью будет создание детской городской газеты. После написания статей и выхода материала в газете необходимо делать их анализ, вести разговор о том, справились ли ребята с заданием. Отмечать наблюдательность, умение анализировать, обобщать полученную информацию. Обязательно после выполнения творческого задания озадачить ребят описать свои впечатления, новые сведения, полученные во время практики. Лучше, если их так же опубликовать в детской газете. Приучать подростков к самодисциплине, профессиональной этике. Необходимы собрания с родителями для оптимизации творческого процесса, встречи с административными работниками города.

Изучение журналистики подразумевает определение в начале занятий конечной цели, к которой должен стремиться кружковец - выпуск газетных статей на широкий читательский круг по найденному материалу, выступления на городских, районных, областных конференциях школьных и городских пресс - центров, на городских мероприятиях. Педагогу с учащимися необходимо постоянно заниматься самообразованием, так как, журналистика предполагает работу с чисто научными материалами по определенным видам деятельности, таким, как этнография, регионоведение, культурология, стилистика и др. Учащимся необходимо освоить опыт самостоятельной работы в библиотеке с источниками, что посещать редакции, музеи, участвовать в конкурсах юнкоровцев. Материалы должны тщательно обрабатываться.

Встречи с интересными людьми, написание интервью и репортажей должны вызывать духовный подъем, радость познания, тягу к творчеству. Желательно нацелить детей на создание своих, хоть небольших, на первых порах неказистых, но своих творческих произведений. Возможно это будут стихотворения, небольшие рассказы, сказки. Особо это касается первого и второго годов обучения. На третьем и последующем годах планировать теле и радиопередачи, работу в более сложных журналистских жанрах.

Педагогические технологии, обеспечивающие

реализацию образовательного процесса:

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения.

Технология личностно ориентированного и развивающего обучения.

Технология развития творческих качеств личности.

Игровые технологии.

Методы и формы: уроки - семинары, диспуты, диалоги, практикумы, круглые столы, практические работы, пресс - конференции, решение проблемных задач, экскурсии, игры, тренинги, упражнения.

Педагогические принципы: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, индивидуальность.

Организация активной деятельности учащихся.

Использование методов мотивации:

а) эмоциональные (поощрение, учебно - познавательная работа, создание наглядных образовательных ситуаций, создание ситуации успеха, свободный выбор задания);

б) познавательные (познавательный интерес, выявление творческих заданий);

в) волевые (предъявление учебных и организационных требований, информирование образовательных результатов обучения, самооценка, прогнозирование будущей деятельности);

г) социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, поиск контактов и сотрудничества)

Контроль реализации программы.

Формой оценки результативности образовательного процесса являются качество и количество материалов, написанных в разных жанрах на период обучения.

Материально техническое обеспечение:

Оргтехника: компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат, диктофон.

Литература для педагога:


  • «Газетные жанры». Москва. 1976 г.

  • «Особенности работы в молодежной газете». Москва. Высшая школа 1985 г.

  • «Планирование работы редакции». Москва. 1979 г.

  • «Пресса России: проблемы и перспективы развития». - Москва. 2001 г.

  • «Профессия - журналист»: журн. Москва. 2011 г.

  • «Сценическая речь». Учебник для театральных вузов. Москва 1988 г.

  • Андреев Э.М. «СМИ и информирование России. Социально - политический журнал» 1996 г. № 4.

  • Богданов Н. Н. «Справочник журналиста» . М. 1961

  • Вестник МГУ. «Журналистика». Журнал. Москва 2011 г.

  • Воробьев А.М. «СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия». Екатеринбург 1998 г.

  • Ворошилов В.В. «Журналистика». Спб 2000 г.

  • Галкин С.И. «Оформление газеты и журнала: от элемента к системе» М. 1984 г.

  • Головизин А. М.. Элективный курс «Русский язык». Волгоград 2008 г.

  • Голуб И. Б.. «Упражнения по стилистике русского языка» Учебное пособие. М.: Рольф, 2001г.

  • Грабельников А.А. «Средства массовой информации постсоветской России». М. 1996 г.

  • Груша А.В. «Пресса и политический диалог». М. 2001 г.

  • Дерягин В. Я.. «Беседы о русской стилистике». Москва 1978 г.

  • Зазорина Т. «Профессия журналист». Ростов на Дону 1000 г.

  • Законодательство РФ «О СМИ». М.1999 г.

  • Ким М.Н. «От замысла к воплощению». Технология подготовки журналистского произведения. Учебное пособие. СПб. 1989 г.

  • Коновалова О.В. «Основы журналистики». Москва - Ростов - на - Дону 2005 г.

  • Корконосенко С.Г. «Основы журналистики». Москва 2001 г..

  • Красноярова О.В. «Газетная литературно - художественная критика. Жанры.» Иркутск 1999 г.

  • Кулеев В.С. «Деловая пресса России». - Москва 1999 год.

  • Лазутина Г.В. О»сновы творческой деятельности журналиста». «Аспект Пресс» 2000 г

  • Лозовский Б.Н. «Искусство разговаривать и получать информацию». М. Высшая школа 1993 г.

  • Лосева Л. М. «Как строится текст» Москва 1980 г.

  • Маилян И.С. «Информационные жанры журналистики». Ростов - на - Дону. 1997 г.

  • Новиков Л. А. «Искусство слова». Педагогика 1982 г.

  • Полукаров В.Л. Телерадиореклама. «Информационные технологии». Москва 1998 год.

  • Спирина Н. А. «Журналистика в школе». Волгоград 2011 г.

  • Табашников И.Н. «Газета делается по модели». М 1980 г.

  • Федотова Л.Н. «Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления».

  • Флоря А. В. «Русская стилистика». Интернет - база 2011 г.

  • Шумилина Т.В. «Методы сбора информации в журналистике. Методы исследования журналистики» Ростов - на - Дону. 1979 г.

Литература для учащихся:


  • Журнал «Профессия - журналист». Москва.

  • Журнал «Журналист» МГУ Москва

  • Новиков Л.А. «Искусство слова». Москва 1982 г.

  • Табашников И.Н. «Газета делается по модели». Москва 1980 г.

© 2010-2022