Статья «Формирование коммуникативной компетенции как один из результатов реализации краткосрочных курсов»

В данной статье «Формирование коммуникативной компетенции как один из результатов реализации краткосрочных крсов» дается описание муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора» в МАОУ «СОШ № 55». Директор Кычева Е.Ю. Одним из уровней поточно-группового метода обучение является введение краткосрочных курсов на параллели 5-7 классов. В статье подробно описан механизм выбора обучающимися курсов, представлениие практико-ориентированных курсов и представление продукта курсов. Представлен...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОНПЕТЕНЦИИ КАК ОДИН ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ


Ваганова Л.А.

МАОУ СОШ №55 г. Перми

Основы успешной учебы в вузе закладываются в школе. В школе № 55 г. Перми с 2011 г. проводится эксперимент «Основная школа - пространство выбора». Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного выбора учащимися того или иного вида образовательной деятельности.

В модели «Основная школа - пространство выбора» образовательный процесс рассматривается как организационно-содержательная структура, одним из элементов является система краткосрочных курсов. Курсы могут иметь неакадемическое и/или метапредметное содержание, строятся на основе компетентстного подхода. Курсы должны быть включены в компонент по выбору участников образовательного процесса учебного плана школы в количестве не менее 32 часов за учебный год как минимально необходимое условие обеспечения вариантов выбора. Продолжительность курсов - от 6 до 16 часов.

В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения) задан стратегический ориентир образования на развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Современный социальный заказ на качественное образование состоит, прежде всего, в подготовке учащихся с развитой коммуникативной компетенцией.

Это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.

Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В данной статье подробно рассмотрим один из элементов, а именно систему краткосрочных (дополнительных) курсов, реализованную в педагогической деятельности автора статьи.

Учащиеся 5-х классов на основе презентации курсов, проведенной в актовом зале, самостоятельно выбирали один из курсов и занимались в течение четверти в сборной группе. Продолжительность курсов - от 6 до 16 часов. Разработанный нами (преподавателем химии) и описываемый в статье курс называется «Скатерть-самобранка» и рассчитан на 8 часов. Программа курса предусматривает проведение 2 теоретических занятий, 5 практических работ, итогового обобщающего занятия.

Задачи курса: 1) раскрыть значение химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное значение; 2) рассмотреть источники поступления тех или иных веществ в организм человека; изучить значение компонентов пищи для организма человека; 3) изучить основные компоненты пищи, в том числе с помощью качественных реакций и химических опытов выполнять опыты в соответствии с требованиями правил техники безопасности.

После изучения данного краткосрочного курса учащиеся должны знать понятия «белки», «углеводы», «жиры», «индикатор», «кислота», «щелочь», понимать биологическую роль белков, ферментов, витаминов, углеводов, жиров, знать источники поступления этих веществ в организм человека.

В ходе курсов учащиеся осуществляют и собственную исследовательскую деятельность. Программой предусмотрено выполнение экспериментальных исследований с последующим сообщением о полученных результатах на занятии группы.

Мотивация учащихся при выборе курса «Скатерть-самобранка» связана с интересом к проблемам питания. Рациональное, полноценное питание является залогом правильного развития школьника, является одним из факторов здорового образа жизни.

5-й класс является переломным в процессе обучения. Учащиеся испытывают большие нагрузки, стрессы, поэтому вопрос питания пятиклассников имеет особое значение, что делает данный курс очень актуальным.

Помимо освоения программы курсов, другой задачей стало формирование коммуникативной компетентности учащихся. Для этого были использованы следующие приемы.

Первое, что следовало сделать, - познакомиться с детьми и познакомить их между собой. Было дано задание:

- Представься. Расскажи о своем питании: сколько раз в день ты принимаешь пищу, какие твои любимые блюда?

Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

Еще один прием - создание рабочих групп для различных целей. Например, давалось домашнее задание - найти интересные и незнакомые названия блюд для игры «Съедобное - несъедобное». Работа в группах позволила ученикам ближе познакомиться друг с другом, проявить лидерские и организаторские способности. Произошло разделение функциональных обязанностей.

Состав группы варьировался при выполнении различных заданий, и, таким образом, в течение курса каждый ученик поработал в 3-4 группах.

Знание формируется через общение, а общение - через знание. Ответ на поставленные вопросы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.

Шагая в ногу со временем, ученики стараются активно использовать информационно-коммуникативные технологии, которые делают занятие современным, занимательным, динамичным и красивым, создают яркие и запоминающиеся образы при изучении материала.

С целью обучения детей результативному общению разработан дидактический материал, включающий задания, направленные на развитие коммуникативных компетенций. Особенность этих материалов заключается в том, что они предполагают создание игровых ситуаций, включение учащихся в диалог, работу в группах, микрогруппах, парах.

При выполнении практических работ использовался именно прием «работа в парах». При постановке опыта один из пары проводил опыт, другой наблюдал и описывал ход и результаты данного опыта. Затем они менялись ролями.

Был использован также прием индивидуальных заданий по подготовке кратких докладов на темы, связанные с проблематикой курса. После выступления с докладом проводилось его совместное обсуждение.

На итоговом занятии каждый учащийся в форме устного сообщения поделился с коллективом, чему научился, что узнал нового и полезного. Все отметили, что помимо того, что они получили новые знания, научились пересказывать текст подробно, сжато, умеют грамотно вести диалог: чётко, лаконично или образно выражать мысль, задавать вопросы. В письменной форме дети научились выражать свои мысли с соблюдением заданного стиля; ученики умеют проявлять самостоятельность при написании творческих и исследовательских работ.

Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся ещё рано, но, тем не менее, сравнительный анализ полученных данных показал, что происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции учащихся.

Проблемой остается мониторинг отслеживания сформированности компетенций обучающихся. Мы много работаем в этом направлении, однако необходимо совершенствовать и систематизировать базу мониторинговых исследований компетенций.

Наши ученики - творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование - это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».


© 2010-2022