• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования

Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования

Мы остановимся лишь на отдельных моментах разработки  программы воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, связанных с ключевыми особенностями ФГОС ООО. Перед началом разработки программы воспитания и социализации как содержательного раздела ООП ООО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать для  школы данная программа? Скорее всего, она должна стать не «программой про...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23

имени С.В. Добрина города Липецка

Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования

Выступление Зыковой Г.В.,

заместителя директора по УВР

МАОУ СОШ № 23

на совещании 27.02.2014 г.

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как уже отмечал Александр Владимирович, в рамках нашего семинара мы остановимся лишь на отдельных моментах разработки программы воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, связанных с ключевыми особенностями ФГОС ООО.

Перед началом разработки программы воспитания и социализации как содержательного раздела ООП ООО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать для школы данная программа? Скорее всего, она должна стать не «программой программ», а программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению качественных результатов современного образования.

Ориентиром основного общего образования (как и в стандарте начальной школы) является портрет выпускника - «преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы». Выпускник основной школы - не только умеет учиться, но и осознаёт важность образования и самообразования, может применять полученные знания на практике. Ему необходимо быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.

Одним из вариантов создания программы воспитания и социализации можно рассмотреть ее блочное построение:

Целевой блок (что развивать?).

Деятельностный блок (как развивать?).

Результативный блок (как проверить достижение целей?).

Целевой блок.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся основной школы - это знания, представления, умения, опыт, отношения, ценности. Они должны быть дополнены, изменены с учётом особенностей и опыта образовательного учреждения.

В отличие от ООП НОО здесь появляются новые направления духовно-нравственного развития и воспитания, изменяются ценностные установки тех направлений, которые имели место в 1-4 классах. Новые аспекты связаны с:

- воспитанием у учащихся социальной ответственности и компетентности;

- подготовкой к сознательному выбору будущей профессии;

- формированием семейных ценностей;

- укреплением нравственных убеждений;

- развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Деятельностный блок (как развивать?)

Все направления воспитания и социализации раскрываются через конкретные формы и виды деятельности. При этом образовательное учреждение вправе с учётом своих традиций и особенностей, региональной специфики, запросов родителей и учащихся уточнять общие задачи, отдавать приоритет какому-либо из направлений.

Достижение целей программы воспитания и социализации осуществляется через предметное содержание уроков, внеурочную деятельность (культурные практики), внешкольную деятельность (социальные и культурные практики), через взаимодействие с семьями учащихся, воспитательную работу.

Возможен и другой подход: раскрыть каждое направление воспитания и социализации отдельно по следующей схеме:

Наименование направления: …...

Планируемые результаты:…..

Формы и виды деятельности:….

Направление, связанное развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлено как отдельный модуль программы воспитания и социализации через описание пяти взаимосвязанных блоков (по аналогии с соответствующей программой в ООП НОО):

- создание и развитие экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры школы;

- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

- реализация программ спецкурсов, внеурочной деятельности;

- взаимодействие с родителями.

Направление, связанное с формированием социальной компетентности учащихся, должно отражать:

- социальное партнёрство школы;

- создание в самой школе условий для общественной и трудовой деятельности учащихся (в том числе, совместно с родителями);

- использование методов педагогической поддержки в урочной и внеурочной деятельности.

При обосновании форм и методов воспитания и социализации подростков необходимо также учитывать опыт и особенностей работы образовательного учреждения и отдавать предпочтение тем из них, которые обеспечивают:

- включение учащихся в деятельность, творчество;

- их сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- получение школьниками опыта самореализации;

- развитие межкультурной коммуникации.

Для получения нового образовательного результата воспитательные мероприятия заменяются образовательными событиями.

Результативный блок (как проверить достижение целей?).

В результате реализации программы воспитания и социализации учащихся должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях», спектр занятий, направленных на развитие школьника.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации осуществляется в соответствии со следующими основными показателями:

- достижение планируемых результатов;

- состояние школьной среды, в которой осуществляются воспитание и социализация (психологическая атмосфера, нравственный уклад, используемые методы и приёмы, социально-педагогические условия и т.д.);

- включённость родителей в образовательный процесс школы.

Обозначаются методы мониторинга: тестирование, опросы, психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент и другие.

Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание - интересную, насыщенную жизнь!

Спасибо за внимание!

3


© 2010-2022