Публикация СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

И.Л. Анищенко

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»


Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Власть осознает значимость происходящих изменений, пытается задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. Президент Российской Федерации В.В. Путин, говоря о стратегии развития до 2020 года, подчеркнул следующее: «... переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал; ... развитие человека - это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». [1]

Момент переосмысления происходящих изменений в экономике и обществе в целом, поиск оптимальной в этой переходной ситуации образовательной модели чрезвычайно важны. Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», изменение модели профессионального образования, связанной с переходом на новые образовательные стандарты, предусматривают опережающее развитие среднего профессионального образования, изменение требований рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики.

Система среднего профессионального образования Челябинской области сегодня представлена 49 профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО). Из них в 13 ПОО осуществляется профессиональная подготовка специалистов педагогического профиля, и собственно 6 колледжей являются педагогическими.

Челябинский педагогический колледж №1 (далее - ЧПК №1) - одно из старейших учебных заведений системы среднего профессионального образования Челябинской области вот уже более ста лет осуществляет подготовку учителей начальных классов для образовательных учреждений города и области.

Начав в 1910 году свой с мужской учительской семинарии сегодня колледж представляет собой современное образовательное учреждение: просторный учебный корпус и общежитие на 400 мест, укомплектованная материально - техническая база, высококвалифицированные педагогические кадры (более 70 чел., из которых - 97% имеют высшее образование, 80% - I и высшую квалификационную категорию) и интересный студенческий коллектив (более 800 чел.). Форма обучения - очная.

За столетнюю историю своего развития колледж не раз менял названия, вывески, здания, менялись директора, образовательные стандарты, но во все времена поддерживалась тесная связь со школой - одновременно, как базой практики студентов, так и потенциальным работодателем.

Цель образовательной деятельности Челябинского педагогического колледжа №1 - обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально - экономического развития Челябинской области. [2]

И, как следствие, выполнение актуальной задачи - кадровое обеспечение образовательных учреждений города и области. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты, призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Для реализации поставленных целей и задач в колледже осуществляется последовательное совершенствование содержания, организации и технологии образовательного процесса, согласно требованиям ФГОС СПО, направленное на повышение уровня подготовки специалистов для образовательных учреждений Челябинска и Челябинской области.

В основу Программы развития колледжа на 2014-2018 гг. положены:

  • приоритет качества подготовки специалистов, его соответствие требованиям ФГОС СПО;

  • практикоориентированность среднего профессионального образования, выражающаяся в том, что практическая подготовка студентов должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на обучение;

  • соответствие содержания образования современным тенденциям развития среднего профессионального образования: переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования. В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется разработке систем профессиональной подготовки, проблемам развития творческого потенциала личности будущего педагога, формированию общих и профессиональных компетенций, в том числе и способностей к адаптации в условиях педагогической действительности в разнообразных образовательных и воспитательных учреждениях. Ключевым принципом компетентностного обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

  • формирование единой инновационной воспитывающей среды, в которой обучающиеся имеют возможности для самореализации, творческого самовыражения.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров в ЧПК №1 следует отметить некоторые особенности:

  1. Традиционно, все первокурсники в первый год обучения выезжают на трёхдневные адаптационные сборы, которые, как правило, проходят за чертой города на базе детского оздоровительного лагеря. Сборы способствуют успешной адаптации новых студентов в образовательном пространстве помогают в самоопределении в воспитывающей среде колледжа.

  2. В целях поддержания положительных адаптивных условий студенты 1 курса не сдают первую зимнюю сессию, их промежуточная аттестация проходит в щадящем режиме - по текущим семестровым оценкам.

  3. Наличие в колледже электронной программы «Индивидуальный образовательный маршрут» позволяет каждому студенту под руководством педагога - психолога выстроить индивидуальную личностную и профессиональную траекторию роста. В последующие годы педагог - психолог, классный руководитель, администрация колледжа имеют возможность отслеживания динамики развития каждого студента.

  4. Общеобразовательная подготовка студентов заканчивается на 1 курсе, и со второго курса студенты имеют возможность выбрать дополнительную специализацию в области ИЗО, иностранного языка, технологии, менеджмента, музыки и т.д.

  5. Со второго курса по четвёртый включительно студенты осваивают профессиональные модули (4); активно вовлекаются в процесс практической подготовки: рассредоточено или концентрированно, студенты проходят более 10 видов учебной и производственной практики (схема 1). Специфичной является летняя практика; для её организации студенты обучаются в течение года по дополнительной образовательной программе «Школа лета», после чего выезжают на трёхдневный сбор - семинар вожатых «Лето» в загородный детский оздоровительный лагерь.

Виды практик (специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах)

Учебная

Производственная

Преддипломная

  • Наблюдение за образовательным процессом

  • Психолого - педагогическая


  • Введение в специальность

  • Внеурочная деятельность


  • Полевая

  • Практика пробных уроков


  • Психолого - педагогическая

  • методическая



  • Практика классного руководителя



  • Семинар «Лето»



  • Летняя практика



  • Первые дни ребёнка в школе


Схема 1. Виды практик по специальности 044.02.02. Преподавание в начальных классах

  1. Современные педагогические технологии (контекстная, проектная, психолого - педагогического сопровождения и поддержки профессионально - личностного развития студентов и др.), создающие практико - ориентированное пространство, позволяют студентам приобретать практический опыт на учебных занятиях и во внеучебной деятельности. В рамках педагогической практики (психолого - педагогической, практики пробных уроков и занятий, летней, преддипломной) студенты колледжа знакомятся с инновационными и экспериментальными программами начального образования, погружаются в инновационное образовательное пространство, перенимают лучший педагогический опыт учителей - наставников, приобретают практический опыт педагогической деятельности в работе с детьми на уроке и во внеучебной деятельности.

  2. На четвёртом курсе студенты имеют возможность пройти дополнительное обучение по программам дополнительного профессионального образования и получить диплом о профессиональной переподготовке.

  3. Согласно ФГОС СПО в качестве испытаний на государственной итоговой аттестации все студенты осуществляют подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в виде дипломного проекта или дипломной работы.

  4. Среди выпускников традиционно в колледже проводится мониторинг профессиональной готовности будущего специалиста, мониторинг сформированности компетенций выпускника.

Виды возможной профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание и развитие; учебно-методическая; социально-педагогическая; культурно-просветительная; организационно-управленческая, углубленная подготовка в области знаний в соответствии с ФГОС СПО дают возможность более широкого профессионального применения выпускникам колледжа на рабочем месте.

Выпускники колледжа, специалисты среднего звена востребованы на региональном рынке труда. Об этом свидетельствует стабильно устойчивый показатель трудоустройства выпускников колледжа в первый год после выпуска (более 90%), в оставшиеся 10 % входят выпускники, продолжающие очное обучение в ВУЗах, служащие в армии, находящиеся в декретном отпуске.

Являясь практикоориентированной, подготовка учителей начальных классов носит завершённый характер уже в педагогическом колледже. Выпускник колледжа готов к осуществлению своих профессиональных функций, решению педагогических задач для начального образования.

С целью обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов колледж тесно взаимодействует с различными учреждениями г. Челябинска и Челябинской области: школы города и области, детские оздоровительные лагеря являются базой практики студентов, ДУМ «Смена» второй год участвует в совместном интегрированном образовательном проекте «Учитель XXI века», реализуемом в рамках практики «Введение в специальность». Формированию общих и профессиональных компетенций у студентов способствует сетевое взаимодействие колледжа с культурными учреждениями г. Челябинска (библиотеками, музеями, выставками, театрами и т.п.), Домами ветеранов, детскими домами, поликлиниками, социально - профилактической организацией «Компас», студией «Доброе кино», образовательными учреждениями системы СПО и ВО г. Челябинска и Челябинской области.

Оценка сформированности компетенций у студентов коллежа осуществляется непосредственно при участии представителей работодателей, которые являются председателями экзаменационной комиссии на экзаменах квалификационных по профессиональным модулям, председателями государственной экзаменационной комиссии в рамках государственной итоговой аттестации. Специалисты и независимые эксперты, участвуют в составлении образовательных профессиональных программ, разработке и утверждении компетентностно - ориентированных оценочных средств по профессиональным модулям.

Подводя итоги, следует отметить, что целью профессиональной подготовки педагогических кадров в колледже является не только формирование у студентов системы теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессии, но и развития творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности, что в контексте профессионального стандарта педагога соответствует предъявляемым требованиям современной школы и общества.

Список использованной литературы.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации №1662 от 17 ноября 2008 г.

  2. Программа развития Челябинского педагогического колледжа №1 на 2014-2018 гг., утверждёна приказом Директора колледжа №54 от 08 ноября 2013 г.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, утверждён приказом Минобрнауки РФ №535 от 02.11.2009 г.

© 2010-2022