- Преподавателю
- Директору, завучу
- Планирование Программа дополнительного образования НИО Поиск
Планирование Программа дополнительного образования НИО Поиск
Раздел | Завучу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Т.Н. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет администрации
Усть-Калманского района Алтайского края по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
директор МОУ Усть-Калманская СОШ
Г.И.Кононова
«___» ___________2009 г.
Рассмотрена на заседании методического совета.
Протокол №___от «___»_________2009г.
Образовательная программа дополнительного
образования детей
«Научно-исследовательское объединение «Поиск»
(Адресована обучающимся 13 -16 лет,
срок реализации программы 3 года)
Автор-составитель:
руководитель НИО «Поиск» Иванова Татьяна Николаевна.
с.Усть-Калманка 2010.
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………..СТР.
-
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Направленность программы…………………………………………4
-
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы……………………………………………………………..4
-
Цели и задачи:………………………………………………………….5
-
Цель и задачи программы
-
Цель и задачи курса «Я-исследователь»
-
Цель и задача курса «Я-будущий студент»
-
-
Отличительные особенности программы……………………………6
-
Сроки реализации:……………………………………………………..7
-
Полный курс обучения
-
Индивидуальный образовательный маршрут
-
-
Формы и режим занятий………………………………………………8
-
Гарантируемые результаты и способы их проверки:
-
Модель компетентного выпускника
-
Система мониторинга
-
-
Формы подведения итогов реализации программы……………….10
-
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ…..12
-
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
-
Модуль «Я-исследователь»………………………………………….13
-
Модуль «Я-будущий студент»……………………………………….17
-
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Дидактические……………………………………………………19
-
Материально-технические…………………………………………..19
-
Валеолого-оздоровительные…………………………………………20
-
Санитарно-гигиенические…………………………………………….20
-
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Рекомендации по проведению занятий………………………………21
-
Психолого-педагогические материалы………………………………21
-
Дидактические материалы…………………………………………….22
-
Наглядные пособия…………………………………………………….22
-
Методические материалы………………………………………………22
-
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Для педагога…………………………………………………................24
-
Для обучающихся и их родителей……………………………………25
-
-
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ………………………………………………..26
-
Введение
В последние годы значительную популярность среди школьников вновь приобретают научные общества учащихся. Занятия в НОУ развивают у ребят вкус к научным исследованиям, учат самостоятельному творческому мышлению, воспитывают целеустремлённость и настойчивость, умение организовать свой труд. Для кого-то из сегодняшних участников школьных научных обществ первый самостоятельный поиск ответа на заинтересовавший вопрос из области техники, экономики, краеведения, психологии и т.д. становится началом пути к будущей профессии, которая будет наполнена смыслом творчества.
Сейчас, когда высшее образование, как правило, рассчитано на самообучение, участие в конкурсах для молодых исследователей является одним из лучших в этом помощников. За дни работы секций научной конференции полезной информации можно получить больше, чем за полгода зубрёжки учебников. Ведь на ней проявляются самые передовые и прогрессивные, самые смелыe и неожиданные идеи современной науки.
Общение - вот ещё один ключ к познанию. Никакой диалог с учебной литературой не заменит реальной практики обмена опытом между специалистами разных областей. Поистине «в споре рождается истина»: никто не может сказать, что его знания абсолютны и неоспоримы. Общение помогает найти изъяны в своих знаниях, пополнить свой профессиональный багаж новыми методами для успешного решения сложных задач в нашем сложном мире. Наконец, участие в конкурсах даёт большой опыт в налаживании длительных дружеских и деловых отношений, в умении выступать, владеть собой, что немаловажно при занятии любым видом деятельности.
Выбор профессии часто называют вторым рождением человека. Правильно определить свой путь в жизни - для подростка и старшеклассника нелёгкое дело. И не только потому, что он ещё мало знает о содержании той или иной профессии, но главным образом потому, что он плохо знает самого себя, свои способности и возможности. Помочь может общение с увлечёнными людьми, а их немало у нас в крае. Это и школьные учителя, и преподаватели вузов. А одним из объединений, собирающим таких людей вместе, является краевая научно-социальная программа для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая». Это первый аргумент, подтверждающий актуальность программы. Во-вторых, научные краеведческие исследования в Усть-Калманском районе проводятся очень редко. Следовательно, НИО «Поиск» это не просто увлеченные научным творчеством преуспевающие школьники. НИО «Поиск» - это научная краеведческая лаборатория по изучению родного района!
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1.Направленность программы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа находится в центре села Усть-Калманка. Учредителем школы является администрация Усть-Калманского района в лице главы администрации района. В настоящее время в школе занимаются 516 учащихся. Школа имеет статус - средняя общеобразовательная школа, включает в себя три ступени обучения (на основе Российской Федеральной программы трехуровневого образования).
Школа развивается согласно Программе «Школа - центр развития личности». Система дополнительного образовательного пространства МОУ Усть-Калманская СОШ согласно Подпрограмме развития дополнительного образования и включает в себя детские творческие объединения следующих направлений: техническое, спортивное, военно-прикладное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, предметные. Всего 17. В школе реализуется Подпрограмма «Одаренные дети» и направление «Проведение предпрофессиональной подготовки», где главным звеном является работа научно-исследовательское объединение (далее НИО) «Поиск». В школе проводится с 2004 года конкурс «Ученик года», где одним из этапов является подготовка научно-исследовательской работы для учащихся 5-11 классов. Соответственно программа направлена на:
-
поиск и поддержку одаренных и талантливых учащихся в школе;
-
создание условий для ситуации успеха у учащихся;
-
профориентационную довузовскую подготовку старшеклассников.
Следовательно, данная программа приобретает интегративную функцию в системе образовательного пространства школы. Учитывая тот факт, что МОУ Усть-Калманская СОШ - базовая, самая крупная школа района, подразумевается обучение в НИО «Поиск» учащихся из других школ района.
-
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Программа включает в себя две ступени: «Я - исследователь» и «Я - будущий студент» Первая призвана вывести учащихся среднего звена на позицию активного исследователя, вторая - старшеклассника укрепиться на этой позиции посредством понимания роли самостоятельного научного поиска в будущей студенческой карьере (именно карьере, как символа успешного продвижения на жизненном пути).
Подростковый период - важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Для подростка важно абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Для подросткового возраста характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение. Новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение - умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность.
Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание. Принадлежность к определенной социальной группе (например, к сообществу участников престижной программы - «Будущее Алтая») и собственное положение в ней важны для старших школьников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится избирательным. Общая тенденция старшего школьного возраста - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь.
Следовательно целесообразно, вовлечение в проектную научно-исследовательскую деятельность подростков на ступени «Я-исследователь» для выхода из «подростковых проблем». На ступени обучения «Я - будущий студент» в НИО «Поиск» учащиеся более осознанно и самостоятельно занимаются научным творчеством, что подкрепляется формированием пониманий/знаний об особенностях вузовского, послевузовского образования. Чтобы понять значение конкурса «Будущее Алтая» для учащейся молодёжи, нужно хотя бы раз принять в нём участие, поучаствовать хотя бы в одном обсуждении доклада такого же, как ты, школьника, почувствовать атмосферу возбуждения от возникшей дискуссии.
Программа предлагает один из инновационных подходов в организации НОУ и довузовской профориентационной подготовки старшеклассников -интеграцию этих двух направлений. Краеведческая исследовательская работа «поисковцев» не ограничивается историей родного района, а направлена на поиск новых научных фактов по 18 научным направлениям: медицине, географии, археологии, лингвистике и др.
-
Цели и задачи:
-
Цель программы: формирование успешной личности школьника, способной творчески самореализовываться и интеллектуально развиваться.
-
Задачи:
-
Познавательная: включенность обучающихся в познавательную углубленную деятельность за пределами общеобразовательной программы.
-
Развивающая: развитие способностей личностного самообразования и общения.
-
Воспитательная (социально-педагогическая): создание условий для формирования общественной активности как в школе, так за ее пределами.
-
Обучающая: формирование ЗУНов по технологиям подготовки, проведения, оформления и защите научно-исследовательской работы и профопределенности в области высшего профессионального образования.
-
Цель курса «Я-исследователь»: стимулирование мотивации учащихся к научному творчеству как основы определения и развития индивидуального образовательного маршрута по подготовке НИР
-
Задачи:
-
Познавательная: развитие познавательного интереса в определенной области научного познания (по выбору обучающегося).
-
Развивающая: развитие исследовательских способностей.
-
Воспитательная (социально-педагогическая): создание условий для формирования активности участия в конкурсном пространстве программы «Будущее Алтая».
-
Обучающая: формирование ЗУНов по технологии подготовки, проведения, оформления и защите научно-исследовательской работы.
-
-
-
Цель курса «Я-будущий студент»: развитие личной предпрофессиональной культуры
-
-
Задачи:
-
Познавательная: развитие познавательного интереса к высшему профессиональному образованию
-
Развивающая: развитие рефлексивных способностей.
-
Воспитательная (социально-педагогическая): создание условий для формирования активности в области профессионального самоопределения.
-
Обучающая: формирование ЗУНов по технологии профопределенности в области высшего профессионального образования.
-
-
Отличительные особенности программы включают в себя ВЫБОР:
-
-
Аксиологических основ современной педагогики: формирование у учащихся ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности.
-
Концепции целостного педагогического процесса: работа педагога на общую цель, комплексное решении задач обучения, развития и воспитания на каждом занятии, в системе занятий, во время выездов на мероприятия конкурса «Будущее Алтая», единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, активное педагогическое взаимодействие педагога и учащихся.
-
Развивающего обучения (технологии проблемного, проектного обучения, учебной деловой игры) и интеграции личностно-ориентированного и компетентностного подходов к нему. В программе учитываются особенности закономерностей психического и умственного развития школьников конкретного возраста с ориентацией их на осмысленное, самостоятельно инициируемое действие, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Так же в программе предусматривается освоение комплекса надпредметных, универсальных видов деятельности и развитие способностей. Интерпретируется дидактической концепция личностно-развивающего обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.
-
Нормативно-регулирующей базы программы: Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О дополнительном образовании», Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Положения о краевом конкурсе «Будущее Алтая»; Программы развития МОУ Усть-Калманская СОШ до 2009г (Подпрограммы «Одаренные дети» и «Развития дополнительного образования), Положения о школьном конкурсе «Ученик года».
-
-
Сроки реализации программы
-
Полный курс обучения. Расчет часов представлен в таблице:
-
-
Этап образования
Групповые занятия (один час в неделю)
Индивидуальные консультационные занятия (один час в неделю на 2 человека)**
Прочие мероприятия*
Количество часов
ступень
Год обучения
«Я-исследователь»
первый
34
34
-
68
второй
34
34
35
103
«Я - будущий студент»
третий
34
-
43
77
Итого:
102
68
88
248
*на первом году обучения учебно-воспитатательный процесс подразумевает
только аудиторные занятия: групповые и индивидуальные.
**на третьем году обучения нет необходимости в консультировании
по проектам со стороны руководителя НИО,
учащимся достаточно консультаций научных руководителей,
так как они владеют методикой его подготовки.
2.5.2.Индивидуальный образовательный маршрут. Варианты моделей маршрутов (см. раздел Приложения 8.4.):
-
Освоение содержания курса «Я-исследователь» за один год, второй год обучения по курсу «Я - будущий студент». Данный вариант приемлем для учащихся, пожелавших обучаться в НИО «Поиск» с 9 класса. Количество часов сокращается за счет сжатия теоретической части курса.
-
Интегрированное обучение по курсам «Я-исследователь» и «Я-будущий студент» за 1 год. Данный вариант приемлем для пожелавших обучаться в НИО «Поиск» с 10 класса. Освоение курса «Я-исследователь» по модели 1 индивидуального образовательного маршрута, с дополнением в содержание практической и теоретической части элементов базового содержания курса «Я - будущий студент».
-
-
Формы и режим занятий
-
Основные формы образовательного процесса: учебное занятие (1 раз в неделю); индивидуальные консультации по продвижению НИР (по 1 консультации в неделю); участие в конференциях программы «Будущее Алтая» (по 3 рабочих пятичасовых дня в мае и ноябре); экскурсии; занятия с психологом по профопределенности (1 раз в неделю). Формы учебных занятий: лекции, семинары, деловые игры, учебные лаборатории, конференции, поиска истины и творческие отчеты, презентации.
-
-
Гарантируемые результаты и способы их проверки:
-
Модель компетентного выпускника объединения
-
-
Ожидаемые результаты обучающей деятельности:
Год обучения
Сформированность
Пониманий, знаний
умений, навыков
Первый
- об особенностях деятельности НИО «Поиск» в рамках программы «Будущее Алтая»;
- о последовательности подготовки научно-исследовательского проекта;
-о реферативной работе как важном этапе подготовки научно-исследовательского проекта.
-о правилах и принципах составления программы исследования.
- анализировать критерии к подготовке конкурсной работы;
-выбора научной проблемы и темы исследования;
-самоорганизации в библиотеке;
-работы с научной литературой и интернет-ресурсами по проблеме;
-составления программы исследования.
Второй
- об особенностях проведения эксперимента;
-об особенностях составления рукописи научного проекта;
-об особенностях компьютерной верстки текста научного проекта;
-об особенностях подготовки защиты проекта.
-об особенностях поведения во время выезда на мероприятия программы «Будущее Алтая».
- проведения самостоятельного исследования под руководством научного руководителя;
-работы в офисных компьютерных программах;
-публичного выступления.
Третий
-об особенностях развития современной науки ;
-об особенностях научной карьеры как высшей формы проявления профессионализма;
-об эффективности профориентации в школе;
-о структуре вузовского и послевузовского образования в России и Алтайском крае;
-о самоорганизации учебной деятельности студентами вузов;
- о возможностях научной карьеры в России.
-самостоятельно продолжать проектную деятельность;
-анализировать социальные функции науки;
- ориентироваться в спектре современных наук;
-ориентироваться в структуре вузовского и послевузовского образования в России и Алтайском крае;
-ориентироваться в спектре профессий на Российском и местном рынках труда;
-ориентироваться в иерархии ученых степеней.
Ожидаемые результаты личностного развития обучающихся:
Компетентности (ключевые образовательные)
Выпускник объединения
-
Познавательная и самообразовательная
-
Личностная
-
Социальная
-
Здоровьесберегающие
-
Информационная
-
Коммуникативная
Способен самостоятельно планировать свои личные учебные достижения, умение организовывать свой обучающий процесс. Проявляет стабильную потребность учиться. Принимает научный поиск как эффективный способ изучения окружающего мира. Умеет наблюдать, понимание неповторимости и красоты окружающего мира.
Сформировал систему ценностных отношений к окружающему миру, реализует такие личностные качества как: целеустремленности, доброты, ответственности, заботы, взаимопонимания и взаимовыручки, способности к сопереживанию. Имеет высокую самооценку своих возможностей в разных областях деятельности.
Осознает роль науки, как общечеловеческой ценности. Проявляет потребность активно участвовать в научных форумах. Умеет определять роль будущей профессии в обществе.
Владеет валеологическими знаниями и навыками по организации интенсивного интеллектуального труда.
Владеет компьютерными методами сбора, хранения, обработки информации, использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
Владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановки общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учитывает индивидуальности партнеров по деятельности, объективно определяет свой вклад в общий результат.
2.7.2.Система мониторинга.
Оценка результативности: уровень и качество освоения программы определяется по следующим параметрам
(* курсивом выделены максимально приемлемые результаты):
1.Мотивация к предмету (методы наблюдения и анкетирования):
1 уровень - поверхностный интерес к выбранному виду и содержанию деятельности (3 балла)
2 уровень - глубокое проникновение в предмет, заинтересованное отношение к проблемам (4-5 баллов)
3* уровень - потребность поделиться собственным наблюдением за окружающими объектами и явлениями, потребность читать литературу, заниматься дальше избранным предметом (6-8 баллов)
-
Творческая активность (методы наблюдения и анкетирования):
1 уровень - инициативу к творчеству не проявляет, либо проявляет редко, добросовестно выполняет поручения, нет навыка самостоятельного решения проблем (3 балла);
2 уровень - есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива, иногда проявляет инициативу, может предложить идеи, но не всегда знает, как их реализовать (4-5 баллов)
3 уровень - вносит предложения по развитию деятельности объединения, обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления (6-8 баллов)
3.Творческие достижения (портфолио):
1 уровень - активное участие в делах объединения, достижения на уровне учреждения (3 баллов);
2 уровень - значительные результаты на уровне города, края (4-5 баллов);
3 уровень - значительные результаты на местном, федеральном и международном уровне (6-8 баллов).
4.Способность к успешной социализации (методы наблюдения и анкетирование).
1 уровень - неуверенность в себе и в своих силах, низкая оценка своих возможностей (3 балла)
2 уровень - самолюбование, неадекватное отношение к критике (4-5 баллов);
3 уровень - уверенность и спокойствие, коммуникабельность, уважительное отношение к себе и другим (6-8 баллов).
-
-
Формы подведения итогов реализации программы
-
Подходы и принципы к организации подведения итогов.
1. Систематичность, регулярность проведения мониторинга и контроля.
2. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей,
развивающей и воспитывающей функций контроля.
3. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность.
5. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности
всего учебного материала и отдельных его разделов, а также
индивидуальные качества детей.
Формы оценки. За время обучения дети проходят входной, текущий, рубежный, итоговый контроль. Входной контроль проводится в форме анкетирования. Текущий контроль разнообразен по формам: эссе, отчеты по практикумам, защиты рефератов, листы оценивания и др. Рубежный контроль между ступенями обучения выполняется на семинарах и в форме тестирования, итогового самоотчета. Итоговый контроль - это степень участия на мероприятиях «Будущего Алтая»: количество раз, награждение.
При рассмотрении каждой темы ребятам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания. Результаты фиксируются в «Личном деле члена НИО «Поиск». Основной технологией комплексного учета достижений обучающихся является технология портфолио и подготовка публикации в районную газету. В течение учебного года ребята пополняют его, а в конце представляют на одном из итоговых занятий. Главными плодами выполнения программы в целом являются результаты и частота участия в конкурсах «Ученик года» и «Будущее Алтая» (полном цикле мероприятий) и выбор профессии и вуза для ее получения в соответствии с исследовательской деятельностью.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы программы
Количество часов по годам обучения
1
2
3
1.
Введение в курс «Я-исследователь».
2
2.
Программа «Будущее Алтая - путь к успеху»
4
3.
Выбор и обоснование научной проблемы и темы исследования.
12
4.
Методика исследования.
8
5.
Составление программы исследования.
5
6.
Контрольно-обобщающее повторение первого года обучения курса и подведение индивидуальных итогов.
3
7
Индивидуальные консультации по продвижению проектов
34
Итого за первый год обучения
68 часов
8.
Проведение научного исследования
9
9.
Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня)
16
10
Оформление научно-исследовательской работы
12
11
Защита исследовательской работы
10
12
Контрольно-обобщающее повторение второго года обучения курса и подведение индивидуальных итогов.
3
13
Индивидуальные консультации по продвижению проектов
34
14
Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).
16
15
Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов)
3
Итого за второй год обучения
103 часа
14
Введение в курс «Я - будущий студент»
2
15
Современная наука. Ученый - это профессионал с большой буквы.
15
16
Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня)
16
17
Система вузовского и поствузовского образования и роль научного проектирования в ней.
7
18
Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).
16
19
Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов)
3
20
Поездка на экскурсию в вуз г.Барнаула и библиотеку им.Шишкова(1 день)
8
21
Занятия с психологом по профопределенности
10
Итого за третий год обучения
77 часов
ИТОГО ЗА ВЕСЬ КУРС ОБУЧЕНИЯ
248 ЧАСОВ
-
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
-
-
Модуль «Я-исследователь»
-
Учебно-тематический план: 1-й год обучения
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение в курс «Я-исследователь».
2
1
1
2
Программа «Будущее Алтая - путь к успеху»
4
2
2
3
Выбор и обоснование научной проблемы и темы исследования.
12
6
6
4
Методика исследования.
8
3
5
5
Составление программы исследования.
5
2
3
6
Контрольно-обобщающее повторение первого года обучения курса и подведение индивидуальных итогов.
3
1
2
7
Индивидуальные консультации по продвижению проектов
34
34
ИТОГО
68
15
53
Содержание разделов
1.Введение в курс «Я-исследователь» (2часа).
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Что такое успех. Успех и карьера сегодня. Успешный российский школьник - миф или реальность. Знакомство с программой объединения и особенностями курса первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
1.
Знакомство друг с другом в новом статусе - участника НИО «Поиск». Презентация портфолио друг другу. Входное анкетирование.
2.Программа «Будущее Алтая - путь к успеху» (4 часа)
Конкурс «Будущее Алтая»: история, опыт, современность.
1.
2.
Написание эссе «Я - творческая личность».
Практикум по изучению Положения о программе «Будущее Алтая».
3.Выбор и обоснование научной проблемы и темы исследования (12 часов).
«Система координат исследования»: объектная область, предмет и объект исследования. Работа с научной литературой, её роль в подготовке научного исследования. Реферирование, аннотирование, конспектирование, рецензирование. Выбор темы. Её историография. Список литературы и интернет-ресурсы. Актуальность, новизна, практическая значимость исследования.
1.
2,3,4,5
6.
Практикум по выделению и формулировке предмета и объекта исследования.
Библиотечные практикумы: в школьной и Центральной библиотеках.
Защита рефератов и списка литературы по исследуемой проблеме.
4.Методика исследования (8 часов).
Метод - способ достижения цели. Общенаучные и прикладные. Теоретические, эмпирические, математические методы. Анкетирование и интервьюирование.
1.
2.
3.
4.
5.
Практикум по построению суждений с помощью анализа, синтеза и абстрагирования.
Практикум по наблюдению.
Практикум по построению и чтению графиков, диаграмм.
Практикум по составлению и анализу таблиц.
Практикум по анкетированию и интервьюированию.
-
Составление программы исследования (5 часов).
Гипотеза - «двигатель прогресса» научного проекта. Цель и задачи: четкость, лаконичность и оптимальность. Программа исследования: содержание и функции.
1.
2.
3.
Практикум по построению гипотез разного вида.
Практикум по постановке цели и задач.
Защита проектов программ исследования.
-
Контрольно-обобщающее повторение первого года
обучения курса и подведение индивидуальных итогов (3 часа).
Семинар «Путь к программе собственного исследования».
-
Тестирование по курсу.
-
Самоотчет за год обучения.
-
Индивидуальные консультации по продвижению проектов (34 часа - 68 консультаций по 0,5 часа на учащегося).
Темы для консультаций.
-
Беседа «Дух творчества в твоей семье».
-
Беседа «Роль родителей в твоем научном творчестве»
-
Беседа «Роль научного руководителя в подготовке проекта»
-
Беседа по входной анкете.
-
Консультации по выбору и обоснованию темы исследования.
-
Консультации по определению методики исследования.
-
Консультации по подготовке программы исследования.
-
Консультация по подготовке итогового семинара.
Учебно - тематический план: 2-й год обучения
№
Т е м а
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Проведение научного исследования
9
5
4
2
Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня)
16
1
15
3
Оформление научно-исследовательской работы
12
4
8
4
Защита исследовательской работы
10
4
6
5
Контрольно-обобщающее повторение второго года обучения курса и подведение индивидуальных итогов.
3
1
2
6
Индивидуальные консультации по продвижению проектов
34
34
7
Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).
16
1
15
8
Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов)
3
3
ИТОГО
103
16
87
Содержание разделов
1.Проведение научного исследования (9 часов)
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Этапы проведения исследования. Выбор первоисточников для исследования. Технологический этап. Аналитический - рефлективный этап. Методика составления рабочего плана. План-проспект.
1.
2.
3.
4.
Практикум в архивах районной администрации и районного музея.
Практикум по составлению рабочего плана.
Практикум по первичной обработке результатов.
Практикум по составлению плана-проспекта.
2. Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня) (16 часов)
Установочная сессия программы «Будущее Алтая»: содержательные и организационные особенности этапа. Роль сессии в дальнейшем участии в мероприятиях конкурса.
1-15.
Работа в секциях: доклады и прослушивание докладов других участников, обсуждение.
3. Оформление научно-исследовательской работы (12 часов).
Формы представления результатов. Текст научной работы. Статья. Тезисы. Доклад. Сообщение. Отчет. Структура работы. Объем работы. Технология оформления текста. Особенности компьютерной верстки. Требования к композиции и шрифтам.
1.
2.
3-8.
Практикум по изучению различных форм представления научной работы.
Практикум по изучению структуры и объема научных работ.
Практикум по освоению компьютерных программ: текстовых редакторов и электронных таблиц (в зависимости от установленных в компьютерном классе офисных пакетов).
4.Защита исследовательской работы (10 часов)
Эмоциональная готовность к защите. Стиль одежды во время выступления. Особенности текста выступления. Регламент. Сопровождение выступления. Культура речи. Ораторское мастерство - что это?
1.
2.
3.
4-5.
6.
Практикум по освоению техник устранения напряженности и страха пред выступлением.
Практикум по стилистике.
Практикум по подготовке текстов выступления.
Практикумы по подготовке слайдовых презентаций в компьютерном классе.
Конкурс ораторов.
5.Контрольно-обобщающее повторение первого года
обучения курса и подведение индивидуальных итогов (3 часа).
Семинар « Мой научный проект ».
-
Тестирование по курсу.
-
Самоотчет за год обучения.
6.Индивидуальные консультации по продвижению проектов (34 часа - 68 консультаций по 0,5 часа на учащегося)
Темы консультаций.
-
Входное анкетирование второго года обучения на ступени.
-
Инструктаж по ТБ.
-
Беседа «Проблемы и сложности».
-
Беседа «Роль родителей в твоем научном творчестве».
-
Беседа «Роль научного руководителя в проведении исследования и оформлении результатов».
-
Консультации по проведению исследования.
-
Консультации по оформлению результатов исследования.
-
Консультации по подготовке защиты.
-
Консультации по подготовке к итоговому семинару.
7.Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).(16 часов)
Итоговая научно-практическая конференция программы «Будущее Алтая»: содержательные и организационные особенности этапа. Роль конференции в дальнейшем участии в мероприятиях конкурса.
1-15.
Работа в секциях: доклады и прослушивание докладов других участников, обсуждение.
8.Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов (3 часа)
1-3.
Посещение УКП (в случае выбора работ на российский и международный уровень).
-
-
Модуль «Я-будущий студент»
-
Учебно-тематический план
№
Т е м а
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение в курс «Я - будущий студент»
2
1
1
2
Современная наука. Ученый - это профессионал с большой буквы.
15
10
5
3
Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня)
16
1
15
4
Система вузовского и поствузовского образования и роль научного проектирования в ней.
7
4
3
5
Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).
16
1
15
6
Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов)
3
1
3
7
Поездка на экскурсию в вуз г.Барнаула и библиотеку им.Шишкова(1 день)
8
2
6
8
Занятия с психологом по профопределенности.
10
5
5
ИТОГО
77
25
52
2
Содержание разделов
1. Введение в курс «Я - будущий студент» (1 час)
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Студенчество и старшеклассник. Знакомство с особенностями курса третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
1.
Встреча со студентами разных поколений.
2. Участие в установочной сессии (ноябрь, 2 дня) ( 16 часов)
Установочная сессия программы «Будущее Алтая»: содержательные и организационные особенности этапа. Роль сессии в дальнейшем участии в мероприятиях конкурса.
1-15.
Работа в секциях: доклады и прослушивание докладов других участников, обсуждение.
3. Современная наука.
Ученый - это профессионал с большой буквы. (15 часов)
Наука в современном мире. Научное познание и его специфические признаки. Наука как объективное и предметное знание. Основные отличия научного от обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Философия и развитие науки. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Ученый - это профессионал с большой буквы. Великие ученые мира. Российские ученые. Алтайская наука и её современные мужи.
1.
2.
3.
4.
5.
Защита реферата «Научный мир - особый мир».
Защита реферата «Великие ученые мира: вчера, сегодня, завтра».
Защита реферата «Российская наука - прогрессивная наука».
Защита реферата «Алтай славится учеными мужами».
Написание эссе «Если бы я был ученым…»
4. Система вузовского и поствузовского образования
и роль научного проектирования в ней (7 часов).
Цели и задачи высшего специального и послевузовского образования в России. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правила приема в вузы и аспирантуру. ЕГЭ. Влияние научно-исследовательской деятельности школьника на успешную сдачу ЕГЭ. Консультирование абитуриентов приемными комиссиями.
1.
2.
3.
Практикум по знакомству со справочно-информационными изданиями о вузах.
Практикум по составлению личного плана подготовки к ЕГЭ.
Написание эссе «Если бы я был студентом».
5.Участие в итоговой научно-практической конференции (май, 2 дня).(16 часов)
Итоговая научно-практическая конференция программы «Будущее Алтая»: содержательные и организационные особенности этапа. Роль конференции в дальнейшем участии в мероприятиях конкурса.
1-15.
Работа в секциях: доклады и прослушивание докладов других участников, обсуждение.
6.Резервные часы (в т.ч на посещение консультаций у ученых вузов (3 часа)
1-3.
Посещение УКП (в случае выбора работ на российский и международный уровень).
7.Поездка на экскурсию в вуз г.Барнаула и библиотеку им.Шишкова(1 день) (8 часов).
Особенности поездки. Вуз в сравнении со школой - визуальный образ. История научной универсальной библиотеки им.Шишкова.
1-6.
Экскурсионная программа вуза и библиотеки.
8. Занятия с психологом по профопределенности (10часов).
Профессии и их классификация. Человек и профессия. Требования профессии к человеку. Способности и профессиональная пригодность. Здоровье и профессиональная пригодность. Советы по профессиональному воспитанию. Рынок труда - как оказаться успешным на нем. Спектр профессий «высшего пилотажа»: история и современность.
1.
2-4.
5.
Работа со специалистом районного Центра занятости по профопределенности.
Диагностика психических состояний и свойств личности, межличностных отношений и мотивации.
Написание эссе «Моя будущая профессия - мой выбор!»
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Дидактические
Первые два года программа предполагает обучающимся освоение технологии участия в краевом конкурсе «Будущее Алтая» и основ организации и защиты научно-исследовательского проекта. При этом участие в конкурсе начинается со второго года обучения: в ноябре на установочной сессии, а продолжается в мае на итоговой научно-практической конференции. Структура модуля «Я-исследователь» выстроена таким образом, что сначала рассматриваются вопросы на формирование представления об особенностях личностного роста учащихся в процессе участия в мероприятиях «Будущего Алтая» и лишь потом идет погружение в детальное рассмотрение компонентов и проблем научно-исследовательской деятельности. Третий год обучения по модулю «Я - будущий студент» посвящен рассмотрению особенностей современного научного мира и системы вузовского, послевузовского образования, определению ведущей роли навыков научного проектирования. Он подразумевает участие психолога с занятиями по профопределенности и поездку на экскурсию в один из вузов краевого центра и библиотеку им. Шишкова. Переход со ступени на ступень подразумевает сформированность навыка ведения самостоятельной научной проектной деятельности и консультирование вне рамок Программы с научным руководителем проекта - учителем-предметником.
Интеграция технологий проблемного и проектного обучения, учебной деловой игры - основа образовательного процесса. Образовательный процесс организован таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсам усиливался. Обсуждение проектов друг друга, организация библиотечных, архивных и музейных уроков, мастер-классы по использованию компьютера и интернета, электронных ресурсов, анкетирование - способствуют укреплению мотивации на дальнейшую работу. Одним из направлений создания положительной мотивации на всех этапах является использование членами объединения информационного поля районной газеты «Ленинец» и встречи с успешными студентами-выпускниками «Поиска». Также моделирование в виде игры учебного занятия студента ориентирует ребят на более осмысленное отношение к студенчеству. Поездка в вуз на экскурсию и библиотеку им. Шишкова стали традиционным стимулом формирования этой позиции. Укомплектованность группы 10-15 человек.
-
-
Материально-технические
-
-
Наличие учебного помещения для проведения занятий
-
Персональные компьютеры и МФУ.
-
Фотоаппарат.
-
Диктофон.
Материально-техническое обеспечение МОУ Усть-Калманская СОШ позволяет проводить занятия в аудиториях и компьютерном классе, с соблюдением всех требований программы.
-
-
Валеолого -оздоровительные
-
В ходе беседы с родителями выясняются особенности физического и психического здоровья обучающихся. Постоянный мониторинг интеллектуальной и эмоциональной сфер психики детей. Обязательным является инструктаж по технике безопасности и беседы о здоровье сберегающем поведении в процессе работы на компьютере, интенсивной интеллектуальной деятельности.
-
-
Санитарно-гигиенические
-
Аудитории для учебных занятий оборудованы согласно Сан-Пин.
-
Методическое обеспечение
-
-
Рекомендации по проведению занятий
-
1. При проведении занятий по программе «НИО «Поиск» основой является создание условий для творческой самореализации и интеллектуального развития учащихся.
2. Основным правилом является чередование различных видов деятельности.
3. При проведении занятий должны использоваться методы:
-
Словесные
-
Методы практико - ориентированной деятельности
-
Графические работы
-
Метод наблюдения
-
Исследовательские методы
-
Методы проблемного обучения
-
Методы программированного обучения
-
Проектные и проектно - конструкторские методы
-
Метод игры
-
Наглядный метод обучения
-
Проведение занятий с использованием средств искусства
-
Психологические и социологические методы и приемы
4.Для каждого занятия должны быть разработаны учебно-методические комплексы, состоящие из: информационного материала и конспектов, дидактического и раздаточного материалов, материалов для контроля и определения результативности занятий: тестов, вопросников, упражнений; систематизирующих и обобщающих таблиц, развивающих игр.
5. Работа с родителями - необходимое условие эффективной реализации программы. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи обучающихся, предлагаются рекомендации, помощь.
6. Большое внимание должно уделяться воспитательной работе: ежегодно составляется план работы и осуществляется его реализация.
-
-
Психолого-педагогические материалы
-
Использование различных психолого-педагогических технологий (тестов, анкет), позволяет отслеживать результаты развития пространственного и логического мышления, наблюдательности, ценностных отношений к окружающему миру.
-
Входная анкета (приложения).
-
Анкета интересов (22, с.87-90).
-
Карта самооценки склонностей (22,с.91-92).
-
Анкета на выявление типа и особенностей памяти (22, с.109-115).
-
Практикум по определению своего мышления (22, с.120-129).
-
Практикум по определению своего воображения (22, с.134-137).
-
Анкета по оценке своих волевых качеств (22, с.150-152).
-
Анкета по определению способности к общению (22, с.154-156)
-
Оценочные листы «Школьный опрос», «Поведение во время беседы».(10, с.17)
-
Тест по определению коэффициента нереализованного интеллектуального потенциала.(10, 18-19)
-
Анкета «Ценность научного познания» (10, с.33).
-
Анкета «Паспорт твоего темперамента» (22, с.77-79).
-
-
Дидактические материалы
-
-
Памятка 1. Проблема, тема исследования (10, с33).
-
Памятка 2. Работа с литературными источниками (10, с.34).
-
Памятка 3. Требования к содержанию научной работы (10, с.34-35).
-
Памятка 4. Виды исследовательских работ (10, с.35).
-
Памятка 5. Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания НИР (10, с.38).
-
Памятка 6. Примерный план написания НИР (10, с.39).
-
Карточки «Угадай профессию» (20;21).
-
Памятка 7. О мнемотехнике (18,57-63).
-
Памятка 8. О праксеологической культуре (18, с.64-68).
-
Памятка 9. О развитии способности понимать текст (18, с.70-71).
-
Памятка 10. Устное выступление (18, с.80-84).
-
Памятка 11. Психологическая подготовка к выступлению (18,с.85-88)
-
Памятка 12. Планирование: как готовить выполнение своих задач (18, с.142-144)
-
Памятка 13. Как составить рабочий план.
-
Карточка-схема «Где и как можно найти необходимые факты»(12, с.110).
-
Информационный лист «Классификация профессий» (22, с.19)
-
Информационный лист «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (22, с.38-39)
-
Практикум по развитию внимания (22, с.98-102).
-
КИМы (тесты по итогам обучения каждого года).
-
Планы семинаров по итогам года.
-
-
Наглядные пособия
-
-
Комплект «Этапы работы над НИР в схемах».
-
Набор информационных материалов о вузах и ссузах.
-
Тексты НИР (за прошлые годы или опубликованные).
-
Комплект списков тем для НИР.
-
Слайдовые презентации о Программе «Будущее Алтая» и деятельности НИО «Поиск».
-
Слайдовые презентации к занятиям.
-
Фотоальбомы о нашей работе.
-
Портфолио Программы «НИО «Поиск» за каждый год его работы.
-
-
Методические материалы
-
-
Методические рекомендации по проведению экшн-тренинга на сплоченность и толерантность .
-
Как подготовить и оформить курсовую и дипломную работу (Методические советы студентам) (1, с.293-296).
-
Диагностические методики для профессионального консультирования (24).
-
Электронное издание. Как работать с офисными программами 2003.
-
Сборники АКИЦИТР «Будущее Алтая» программа для одаренных школьников и молодежи. Тематика исследований, лучшие работы, методические материалы.2003-2005гг.
-
Интернет-копилка для образования .
-
Текст ФЗ РФ «О дополнительном образовании.
-
Формальные критерии оценки НИР на мероприятиях программы «Будущее Алтая» .
-
В помощь начинающему исследователю и его руководителю ( автор-составитель).
-
Личное дело члена НИО «Поиск» (приложение, автор-составитель).
-
Литература для педагога:
-
Проблемы современной педагогики и дополнительного образования:
-
Б.Ц.,Бадмаев. Методика преподавания психологии: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Б.Ц.Бадмаев. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.-303с.
-
В.А., Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.-365с.
-
И.В., Трайнев. Конструктивная педагогика: Учебное пособие/ под общей ред. В.Л.Матросова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-320с.
-
В.А., Сластенин, И.Ф., Исаев,Е.Н.,Шиянов. Общая педагогика: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений /под ред.В.А.Сластенина: В 2ч. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.1. - 288с.
-
И.П., Подласый. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ высш. Учеб.заведений, обучающихся по пед. Спец.: в 2 кн. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. - Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. - 574с.: ил.
-
А.А., Плигин. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. - М.: «КСП+», 2003, 432с.
-
Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: теория и практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции 4-5 октября 2005 г. Барнаул 2005.
-
Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/ под ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.:АРКТИ, 2006.-296с.
-
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления./ Под ред. Н.Л. Селивановой./М.: Педагогическое общество России, 2001.-284с.
-
Обучение научно-исследовательской работе:
-
Н.И., Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.-48с.
-
Введение в философию: учеб.пособие для вузов/ Авт.колл.: Фролов И.Т. и др.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002.-623с.
-
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/ Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.-239с.
-
Ф.А., Кузин. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - 6-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2003.-224с.
-
В.В., Радаев. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 основных правил. - М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.-203с.
-
Е.А., Хруцкий. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод.пособие для преподавателей сред.спец.учеб.заведений. - М.: Высш.шк., 1991.-320с.
-
И.Ф., Девятко. Методы социологического исследования. - 3-е изд.- М.: КДУ, 2003.- 296с.
-
Ю.Г., Волков. Диссертация: подготовка, защита,оформление: Практическое пособие/ под ред. Н.И.Загузова. Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2003.-185с.
-
Захаров А.,Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию. - СПб.: Питер, 2003.-157с.
-
Профориентационная и довузовская подготовка:
-
Программы и правила для поступающих в вузы/ сост.: И.А., Правкина. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.-157с.
-
В мире профессий. Сборник профессиографического материала. Департамент ФГСЗН по Алтайскому краю. Барнаул. 2003г.
-
Краткий словарь-справочник современных профессий. АКЦПОиППН, Департамент ФГСЗН по Алтайскому краю. Барнаул.2001г.
-
Е.Н., Прощицкая. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват.учреждений.- М.: Просвещение, 1995.-191с.
-
Е.П., Педчак. Методика подготовки к экзаменам. Серия «Единый госэкзамен». - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004.-128с.
-
Диагностические методики для профессионального консультирования. Департамент ФГСЗН по Алтайскому краю. Барнаул. 2005г.
Литература для учащихся и их родителей:
-
Ежемесячный журнал для старшеклассников и поступающих в вузы «Абитуриент», 2003-2006гг.
-
Сборники АКИЦИТР «Будущее Алтая» программа для одаренных школьников и молодежи. Тематика исследований, лучшие работы, методические материалы.2003-2005гг.
-
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
-
Подпрограмма выбора индивидуального образовательного маршрута
-
Закон РФ «О дополнительном образовании»
-
Личное дело (бланк) члена НИО «Поиск»
-
Бланк входной анкеты
-