- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья для работников образовательного учреждения на тему Проблемы мотивации учителя в современной школе
Статья для работников образовательного учреждения на тему Проблемы мотивации учителя в современной школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Е.В. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Степанова Е. В.
МБОУ СОШ №19, г. Иркутск
Проблемы мотивации учителя в современной школе.
Учитель - педагог обладает массой качеств, которые помогают ему быстро адаптироваться в современном обществе, а именно: организованность, общительность, открытость и т.п. Однако вместе с тем, его легко можно узнать в толпе по растерянности, замотанности и излишней агрессивности. К сожалению, эти характеристики формируются на работе, т.е. в стенах образовательного учреждения, т.к. учитель стремится за единицу часа рабочего времени сделать больше, чем менеджер за пол дня в небольшой фирме.
Специфика образовательного учреждения такова, что школа имеет в определённой степени замкнутый циклический характер. Данная особенность накладывает определённый отпечаток на режим функционирования образовательного учреждения, и как следствие - один и тот же алгоритм управления в рамках учебного года. В период же реформирования образования нагрузка на учителя-предметника, классного руководителя возрастает в несколько раз. Судите сами:
-
Перед началом учебного года при идеальной ситуации учитель начинает формировать индивидуальный план своего собственного развития и самообразования (курсы повышения квалификации, олимпиады, научно-практические конференции, выставки и т.п.)
-
Вместе с тем, для педагога уже подготовлен школьный план с внушительным набором классных и внеклассных мероприятий.
-
Так же формируются программы развития в окружных и городских департаментах, которые можно «умножить» на приказы и решения министерства образования и получится, что рядовой учитель держит на своих плечах «пирамиду» непосильных дел.
Как в этих условиях работать среднестатистическому учителю? Как выдержать морально и физически столь огромную нагрузку?
И в этой ситуации возникает проблема, которая стала характерна для многих учебных организаций. Педагогический состав настолько устал и измотался в этой бесконечной гонке, что уже индивидуальная и коллективная мотивация перестала работать как стимул профессионального роста.
Теоретически мотивация использует термины: потребность, ценность, мотив, стимул, задача и цель в их пересечении. Можно, однако, дать им определение. Потребность - это ресурс или условие, необходимое для благосостояния индивида. Мотив - это сила, действующая внутри индивида и побуждающая его пытаться добиться или избежать определённого внешнего объекта или состояния. Стимул - это внешний объект или условие, который провоцируют поведение, направленное на принятие или отказ от него. Цель - это будущее состояние, к которому стремится индивид, а задача - это более конкретная, краткосрочная цель, шаг к более общей, долговременной цели. [ 1]
Иногда сотрудники рассматривают идеи исходя из собственных целей и жизненных интересов, которые вполне возможно могут существенно отличаться от целей развития организации или даже противоречить им. [2]
Тогда обязательным условием является соединение эффективных управленческих решений с активизацией человеческого фактора. Как показывает анализ, различия между мотивами как более высокого, так и более низкого ранга относится и к государственным организациям. Исследованиями установлено, что государственные служащие более низкого ранга придают большое значение надёжности рабочего места и материальным факторам, тогда как менеджеры и руководящие работники считают эти факторы менее важные, чем достижения в труде и интересная работа. В тоже время, видные теоретики мотивации доказывают, что работников всех уровней можно увлечь мотивами более высокого порядка. [3]
Педагогический коллектив образовательного учреждения в некоторой степени можно отнести к менеджерам разного уровня, т.к. основные функции управления выполняются одинаково с одной лишь разницей, что администрация руководит педагогами, а они в свою очередь, обязаны организовать учебный процесс на уроке.
Первоначально необходимо исследовать и проанализировать педагогический состав образовательного учреждения на тип мотивации, ведь выбор уровня мотивации индивида зависит от жизненных ценностей, нравственных устоев и личных потребностей.
Сравнительный анализ психологических типов сотрудников по системе мотивации
Аллегорический тип работника
Особенности поведения работника
Система мотивации
Рабовладельческое судно (гребцы)
Работники, привыкшие держаться в тени. Они удовлетворены своей квалификационной категорией. Реагируют только на приказы и постановления. Могут быть неплохими исполнителями.
Материальная
Пиратское судно (пираты)
Работники, которые проявляют инициативу только в моменты заинтересованности или увлечённые определённой идеей. Могут стать неформальными лидерами.
Материальная
Социальная
Торговое судно (торговцы, купцы)
Работники, принадлежащие к интеллектуальному потенциалу организации, активные и заинтересованные в процессе труда. Могут стать идеологами и лидерами.
Материальная
Социальная
Моральная
В каждом образовательном учреждении есть представители данных типов, а значит и мотивационный аспект будет разным. Педагоги данных типов могут работать индивидуально, но если их объединить в специальные группы, то эффект превзойдёт ожидание.
Специальная группа - это временная группа или комитет, созданный для оперативного решения краткосрочной проблемы. Члены такой группы представляют заинтересованные отделы и получают возможность поделиться имеющейся у них информацией и идеей. [4]
Именно специальные группы или команды, где будут сотрудничать представители всех типов мотивации, смогут распределить «поток» школьных мероприятий, естественно только после соответствующего ранжирования по важности, тематике и возрастным особенностям учащихся.
Подобные постоянные коллективы уже существуют в образовательных учреждениях - это методические объединения по образовательным областям или направлениям. Однако команды могут быть сформированы и путём пересечения интересов методических объединений, и их представители способны проявить себя в другой тематической группе. В этой ситуации можно решить сразу несколько задач:
-
Психологическое тестирование членов коллектива по типам мотивации.
-
Формирование временных команд по деловым качествам (мотор, анализатор, контролёр, поддержка).
-
За счёт ранжирования мероприятий можно предоставить возможность каждому члену коллектива заниматься не только нужным, но и интересным делом.
-
Появляется возможность заразить весь педагогический коллектив корпоративным духом, а это специфический нематериальный актив, который не может быть с лёгкостью позаимствован другими компаниями, ведь он создаётся в соответствии со структурой управления. [ 5]
Пришло время пересмотреть подходы к формированию мотивации педагогических коллективов. Мотивация должна быть разнообразной: материальной, моральной и социальной в зависимости от реальных потребностей учителя и коллектива в целом.
Следует заметить, что если учитель сознательно или неосознанно отказывается от высокой активности и материальное поощрение его уже не может заинтересовать, то это его выбор, который вполне может быть связан с обычной человеческой усталостью.
Нельзя допустить психологического срыва и эмоционального «выгорания» педагога, как представителя социальной профессии. Таким образом, задача администрации учреждения так построить процесс управления, чтобы были учтены все данные аспекты образовательной деятельности.
Список используемой литературы:
-
Рэйни Хэл Дж. Анализ управления в государственных организациях: Пер с англ. - М.: ИНФРА - М, 2002 - ХIV, 402с - (Серия «Университетский учебник»)
-
Сурков С. А. Выбор подходов к управлению организацией с позиций психодинамики. Модель кооперативного сотрудничества. / С. А. Сурков // Менеджмент сегодня. - 2007. - № 4. - С. 206-215.
-
Рэйни Хэл Дж. Анализ управления в государственных организациях: Пер с англ. - М.: ИНФРА - М, 2002 - ХIV, 402с - (Серия «Университетский учебник»)
-
Мескон М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1998. - 800 с.
-
Панос Мурдукутас, Стратос Пападимитриу Есть ли у японцев конкурентная стратегия? / Панос Мурдукутас, Стратос Пападимитриу // Менеджмент сегодня. - 2007. - № 5. - С.294-303.