Статья для работников образовательного учреждения на тему Проблемы мотивации учителя в современной школе

Помимо нагрузки в учебно-воспитательном процессе в данной статье поднимаются проблема сверхзагруженности учителя внеклассными мероприятиями и обязанностями, такими как, например, подготовка к олимпиаде, интеллектуальные марафоны, выставки, научно-практические конференции и т.п. Используя аллегорическую классификацию схожую с классификацией в менеджменте, в статье предлагается ранжировать коллектив по степени мотивации: разделить учителей на команды по интересам и направлениям их деятельности в з...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Е. В.

МБОУ СОШ №19, г. Иркутск

Проблемы мотивации учителя в современной школе.

Учитель - педагог обладает массой качеств, которые помогают ему быстро адаптироваться в современном обществе, а именно: организованность, общительность, открытость и т.п. Однако вместе с тем, его легко можно узнать в толпе по растерянности, замотанности и излишней агрессивности. К сожалению, эти характеристики формируются на работе, т.е. в стенах образовательного учреждения, т.к. учитель стремится за единицу часа рабочего времени сделать больше, чем менеджер за пол дня в небольшой фирме.

Специфика образовательного учреждения такова, что школа имеет в определённой степени замкнутый циклический характер. Данная особенность накладывает определённый отпечаток на режим функционирования образовательного учреждения, и как следствие - один и тот же алгоритм управления в рамках учебного года. В период же реформирования образования нагрузка на учителя-предметника, классного руководителя возрастает в несколько раз. Судите сами:

  • Перед началом учебного года при идеальной ситуации учитель начинает формировать индивидуальный план своего собственного развития и самообразования (курсы повышения квалификации, олимпиады, научно-практические конференции, выставки и т.п.)

  • Вместе с тем, для педагога уже подготовлен школьный план с внушительным набором классных и внеклассных мероприятий.

  • Так же формируются программы развития в окружных и городских департаментах, которые можно «умножить» на приказы и решения министерства образования и получится, что рядовой учитель держит на своих плечах «пирамиду» непосильных дел.

Как в этих условиях работать среднестатистическому учителю? Как выдержать морально и физически столь огромную нагрузку?

И в этой ситуации возникает проблема, которая стала характерна для многих учебных организаций. Педагогический состав настолько устал и измотался в этой бесконечной гонке, что уже индивидуальная и коллективная мотивация перестала работать как стимул профессионального роста.

Теоретически мотивация использует термины: потребность, ценность, мотив, стимул, задача и цель в их пересечении. Можно, однако, дать им определение. Потребность - это ресурс или условие, необходимое для благосостояния индивида. Мотив - это сила, действующая внутри индивида и побуждающая его пытаться добиться или избежать определённого внешнего объекта или состояния. Стимул - это внешний объект или условие, который провоцируют поведение, направленное на принятие или отказ от него. Цель - это будущее состояние, к которому стремится индивид, а задача - это более конкретная, краткосрочная цель, шаг к более общей, долговременной цели. [ 1]

Иногда сотрудники рассматривают идеи исходя из собственных целей и жизненных интересов, которые вполне возможно могут существенно отличаться от целей развития организации или даже противоречить им. [2]

Тогда обязательным условием является соединение эффективных управленческих решений с активизацией человеческого фактора. Как показывает анализ, различия между мотивами как более высокого, так и более низкого ранга относится и к государственным организациям. Исследованиями установлено, что государственные служащие более низкого ранга придают большое значение надёжности рабочего места и материальным факторам, тогда как менеджеры и руководящие работники считают эти факторы менее важные, чем достижения в труде и интересная работа. В тоже время, видные теоретики мотивации доказывают, что работников всех уровней можно увлечь мотивами более высокого порядка. [3]

Педагогический коллектив образовательного учреждения в некоторой степени можно отнести к менеджерам разного уровня, т.к. основные функции управления выполняются одинаково с одной лишь разницей, что администрация руководит педагогами, а они в свою очередь, обязаны организовать учебный процесс на уроке.

Первоначально необходимо исследовать и проанализировать педагогический состав образовательного учреждения на тип мотивации, ведь выбор уровня мотивации индивида зависит от жизненных ценностей, нравственных устоев и личных потребностей.

Сравнительный анализ психологических типов сотрудников по системе мотивации

Аллегорический тип работника

Особенности поведения работника

Система мотивации

Рабовладельческое судно (гребцы)

Работники, привыкшие держаться в тени. Они удовлетворены своей квалификационной категорией. Реагируют только на приказы и постановления. Могут быть неплохими исполнителями.

Материальная

Пиратское судно (пираты)

Работники, которые проявляют инициативу только в моменты заинтересованности или увлечённые определённой идеей. Могут стать неформальными лидерами.

Материальная

Социальная

Торговое судно (торговцы, купцы)

Работники, принадлежащие к интеллектуальному потенциалу организации, активные и заинтересованные в процессе труда. Могут стать идеологами и лидерами.

Материальная

Социальная

Моральная

В каждом образовательном учреждении есть представители данных типов, а значит и мотивационный аспект будет разным. Педагоги данных типов могут работать индивидуально, но если их объединить в специальные группы, то эффект превзойдёт ожидание.

Специальная группа - это временная группа или комитет, созданный для оперативного решения краткосрочной проблемы. Члены такой группы представляют заинтересованные отделы и получают возможность поделиться имеющейся у них информацией и идеей. [4]

Именно специальные группы или команды, где будут сотрудничать представители всех типов мотивации, смогут распределить «поток» школьных мероприятий, естественно только после соответствующего ранжирования по важности, тематике и возрастным особенностям учащихся.

Подобные постоянные коллективы уже существуют в образовательных учреждениях - это методические объединения по образовательным областям или направлениям. Однако команды могут быть сформированы и путём пересечения интересов методических объединений, и их представители способны проявить себя в другой тематической группе. В этой ситуации можно решить сразу несколько задач:

  1. Психологическое тестирование членов коллектива по типам мотивации.

  2. Формирование временных команд по деловым качествам (мотор, анализатор, контролёр, поддержка).

  3. За счёт ранжирования мероприятий можно предоставить возможность каждому члену коллектива заниматься не только нужным, но и интересным делом.

  4. Появляется возможность заразить весь педагогический коллектив корпоративным духом, а это специфический нематериальный актив, который не может быть с лёгкостью позаимствован другими компаниями, ведь он создаётся в соответствии со структурой управления. [ 5]

Пришло время пересмотреть подходы к формированию мотивации педагогических коллективов. Мотивация должна быть разнообразной: материальной, моральной и социальной в зависимости от реальных потребностей учителя и коллектива в целом.

Следует заметить, что если учитель сознательно или неосознанно отказывается от высокой активности и материальное поощрение его уже не может заинтересовать, то это его выбор, который вполне может быть связан с обычной человеческой усталостью.

Нельзя допустить психологического срыва и эмоционального «выгорания» педагога, как представителя социальной профессии. Таким образом, задача администрации учреждения так построить процесс управления, чтобы были учтены все данные аспекты образовательной деятельности.


Список используемой литературы:


  1. Рэйни Хэл Дж. Анализ управления в государственных организациях: Пер с англ. - М.: ИНФРА - М, 2002 - ХIV, 402с - (Серия «Университетский учебник»)

  2. Сурков С. А. Выбор подходов к управлению организацией с позиций психодинамики. Модель кооперативного сотрудничества. / С. А. Сурков // Менеджмент сегодня. - 2007. - № 4. - С. 206-215.

  3. Рэйни Хэл Дж. Анализ управления в государственных организациях: Пер с англ. - М.: ИНФРА - М, 2002 - ХIV, 402с - (Серия «Университетский учебник»)

  4. Мескон М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1998. - 800 с.

  5. Панос Мурдукутас, Стратос Пападимитриу Есть ли у японцев конкурентная стратегия? / Панос Мурдукутас, Стратос Пападимитриу // Менеджмент сегодня. - 2007. - № 5. - С.294-303.

© 2010-2022