- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья заместителя директора по НР ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Статья заместителя директора по НР ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муканова Г.Х. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Г.Х. Муканова
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
ГУ «Астраханская средняя школа №2»
Акмолинская область, с.Астраханка
Л.И. Музычко
заместитель директора по УВР, учитель математики
ГУ «Астраханская средняя школа №2»
Акмолинская область, с.Астраханка
Одной из главных задач, определенных стратегией «Казахстан - 2050» и стоявших перед системой образования и наукой Республики, является воспитание культурной и образованной молодежи и проводится курс на развитие доступного и качественного образования. [1, 2]
Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Существует мнение, что нет детей, не одаренных от природы. Каждый ребенок обязательно может проявить себя в чем-то: танцах, музыке, рисовании, математике или литературе. Но, к сожалению, под влиянием жизненных и прочих обстоятельств далеко не у всех раскрываются их способности.
Основными целями развития способностей у детей в нашей школе являются:
создание необходимой интеллектуальной базы для дальнейшего развития личности;
создание условий для развития творческих способностей детей;
развитие познавательных способностей детей.
Основная задача учителя - создать условия для развития каждого ребенка, чтобы развить способности ребенка, необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих учеников. Учителя школы стараются распознать одаренность в детях, и это достигается разными способами: рассмотрение задач повышенной сложности, решение которых предполагает поиск дополнительных знаний, остающихся за пределами школьного курса или сведений из других предметных областей;
рассмотрение задач, решение которых требует применения знаний, полученных в обыденной жизни;
использование методов развития творческого воображения;
использование методов научных исследований, проводимых учащимися.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, района, области, государства.
В условиях общеобразовательной школы больше подходит понятие не одаренный ребёнок, а высокомотивированный: им интересно узнавать что-то новое, сравнивать, размышлять. И для поддержки таких детей необходимо создать образовательную среду, в которой главная роль отводится ученику, что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию творчества и самореализации.
Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастных особенностей. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для обучения детей с незаурядными способностями. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, личностно-ориентированный подход, подбирая для таких детей индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать впустую.
Большое внимание необходимо уделять использованию методов проектов, проблемно-поисковых методов, приемам организации групповой работы, работы в парах и индивидуальной, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества учащихся. Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Учащиеся самостоятельно приобретают знания из дополнительных источников информации, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, совершенствуют коммуникативные и исследовательские умения, и это помогает ребенку раскрыться.
Вместе с тем этим детям необходимы постоянные консультации, рекомендации (но ни в коем случае не требования, не принуждения - это порождает сопротивление), а также поддержка.
В общении между собой одаренные дети производят впечатление «говорящих» разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на «нормальное» общение и доказать, что это не так.
Поэтому на уроке с несколькими одаренными детьми надо сразу дать установку не только на высказывание своего мнения, но и на выслушивание мнения других.
Эффективная организация работы с высокомотивированными учащимися обязательно даст высокие результаты.
Основные направления работы с одаренными детьми в нашей школе это:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные игры, конкурсы;
- научно-практические конференции;
- научные проекты;
- летний лагерь «Дарын»
Летний лагерь «Дарын»
Для реализации этих задач и целей учителя школы организовывают работу по авторским программам, проводят дополнительные, индивидуальные занятия и консультации.
Воспитанники нашей школы успешно выступают на ежегодных районных научно- практических конференциях, неоднократно побеждая на различных интеллектуальных соревнованиях и конкурсах.
Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальном конкурсе "Ак-бота", в 2012 году пятиклассники Бардзиха И. и Щербинин Н. заняли второе и третье призовые места.
Среди учащихся школы проходит защита научных проектов: по математике, биологии, физике, истории.
Кураторами проектов являются учителя Массон А.И., Калиева С.А., Березина Н.П., Нащинцева М.О., Бекова А.К.
Так учащиеся 10 класса Собченко А., Уразаева М., Айтмагамбетова М, Наприенко К. участвовали в 2011 году в районном конкурсе на тему «Научно- технические достижения Казахстана в период Независимости», где заняли 1,2 призовые места. А также приняли участие в научно- практической конференции, посвященной 20- летию Независимости Республики Казахстан. Работы относились к техническому направлению «Сорта пшеницы, возделываемые на территории Астраханского района» - Горбатенко Ю.(3 место), «Научно - технические достижения РК за 20 лет Независимости» - Уразаева М. (2 место), «Казахстан - безъядерное будущее» - Айтмагамбетова М., Наприенко К (2 место), «Математические модели реальных процессов в природе и обществе» - Қали А. и Петров И. (1 место). В 2012 году учащиеся 11 класса Қали А. и Петров И., призеры республиканского конкурса, приняли участие в областном этапе научных проектов по прикладной математике на тему «Математические модели реальных процессов в природе и обществе» и были удостоены диплома второй степени.
В школе проходит олимпиада по всем предметам среди учащихся начальных и 5 - 11 классов.
Победители школьной олимпиады 9-11 классов становятся участниками районной олимпиады. Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые 1,2,3 места.
Традиционные выставки детского творчества (учитель Асмус В.К.) помогают одаренным детям проявить свои способности по предметам изобразительного искусства и технологии. Лучшие учащиеся нашей школы в 2012 году занесены в сборник «Надежды Казахстана»
Қали Айдана - выпуск 2012 г
Претендент на получение знака «Алтын белгі», призер республиканского конкурса научных проектов по прикладной математике (второе место).[2, 37]
Керимов Эли - выпуск 2012 г
Призер чемпионата Республики Казахстан, призер республиканских турниров в Турции, Азербайджане, Астане (третье место).[2, 38]
Айтмагамбетова Мадина - выпуск 2012 г
Призер районных конкурсов и научно-практических конференций, олимпиад. [2, 40]
Среди выпускников школы 2010, 2011, 2012 годов есть удостоенные знака «Алтын белгі» и аттестата особого образца.
Знак «Алтын белгі» - 2011 Мухаметжанова Аделия
Знак «Алтын белгі» - 2012 Айтмагамбетова Мадина
Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.
Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентоспособными в современном мире.
Образовательные и творческие успехи учащихся школы - показатель безусловного педагогического мастерства коллектива учителей, преданно служащих делу воспитания социально активного, широко образованного, инициативного, высоконравственного, любящего свою Родину поколения молодёжи.
Список литературы:
-
Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства». «Казахстанская правда» 15 декабря 2012 года №437-438 (27256-27257)
-
«Надежды Казахстана». Лучшие учащиеся Республики Казахстан 2011 - 2012 учебный год. Сборник, ТОО «Издательство «Ғылым» Алматы 2012 - 37 с, 38 с, 40 с.
-
Сайт «Одаренные дети»