- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа духовно – нравственного воспитания
Программа духовно – нравственного воспитания
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Картавец Л.И. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа духовно - нравственного воспитания
Наименование программы ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»
Основание для разработки Современная концепция ФГОС о «Духовно-
программы нравственном воспитании детей и молодежи»
Основные разработчики Администрация школы
программы Руководитель МО
Цель программы 1. Создание условий:
для формирования у учащихся
ценностных ориентиров и нравственных норм,
основанных на культурно- исторических и духовно-
нравственных, патриотических и общечеловеческих
принципов.
2. Для более тесного сотрудничества семьи и школы,
повышения воспитательного и образовательного
потенциала цепочки семья, школа и ученик.
Задачи программы Сохранение исторической преемственности
поколений, развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому
и культурному наследию России,
формирование духовно-нравственных качеств
учащихся.
Оценка социальных - формирование ценностных ориентиров духовно-
последствий реализации нравственной личности;
программы - повышение воспитательного потенциала семьи;
- совершенствование скоординированной системы
деятельности семьи и школы по физическому,
патриотическому и нравственному воспитанию
детей
Критерии выполнения - совершенствование методов духовно-
программы нравственного и семейного воспитания;
- снижение роста правонарушений, понимание
значимости
учащегося, воспитание гражданской ответствен-
ности,
патриотизма и культурно-нравственных ценностей.
Организация контроля
за исполнением -администрация
программы
Пояснительная записка
Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником - первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки, первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же - раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ СОШ п. Дружба. Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Нормативно-правовые документы.
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
-
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
-
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
-
Декларация прав и свобод человека
-
Конвенция о правах ребёнка
-
Устав школы
Цели и задачи Программы
Цель программы.
-
Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
-
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
-
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
-
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
-
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
-
Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
-
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
-
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
-
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
-
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
-
Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы Программы
-
Принцип природосообразности.
-
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
-
Принцип сотрудничества.
-
Деятельностный подход.
-
Личностно-ориентированный подход.
-
Возрастной подход.
Программа соответствует специфике начального, среднего и старшего образования детей, и способствует:
-
духовному и личностному росту учащихся;
-
развитию творческого и логического мышления;
-
развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
-
обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
-
развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».
Задачи воспитания:
-
Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
-
Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
-
Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
-
Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
-
Сформировать культуру общения.
-
Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
-
Приобщить учащихся к национальной и мировой культуре.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся. Осуществление контроля для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы. .
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Старшая вожатая
Функции Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель-предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Руководитель кружка, творческой группы
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно - полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно - полезной жизни страны.
Направления воспитательной работы:
1. «Ученик и нравственность. Ученик и школа. »
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
-
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
различение хороших и плохих поступков;
-
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
-
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
-
осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, внеурочной деятельности «литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
-
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики», «Основы православия»;
-
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
-
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
-
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
-
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
-
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
-
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
-
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» (1-4 классы)
сентябрь
классный час
классные руководители
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
-
«Российская Конституция - основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
-
«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):
-
«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»
в течение года
кл.час
классные руководители
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)
сентябрь
Экскурсия по школе, школьный музей
классные руководители
День пожилого человека (1-4 классы)
-
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
-
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла, нуждающихся в помощи
Октябрь
В течение года
концертная
программа
трудовые акции
Администрация, учитель музыки, классные руководители
День матери (1-4 классы)
-
«Мама - нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»
-
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
-
«Славим руки матери» (3-4 классы)
ноябрь
Комплекс мероприятий:
концертная
программа
выставка рисунков
конкурс стихов и сочинений
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
День Конституции и День права:
-
Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.
-
Встречи с работниками ПДН
декабрь
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация, учителя истории и права,
классные руководители,
«Рождество Христово» (1-4 классы)
январь
конкурс детского рисунка, поделок
Учитель ИЗО
Праздник «Масленица - широкая» (1-4 классы)
февраль-март
концертно-развлекательная программа
Администрация, учитель музыки
Святая Пасха (1-4 классы):
-
конкурс «Пасхального яйца»
-
выставка рисунков
-
беседы
апрель
комплекс мероприятий
Администрация, учитель ИЗО
День семьи (1-4 классы)
-
«Ценности трех поколений»
-
«Я и мои родственники» (3-4 классы)
-
«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях - дело совести каждого», «Мой дом - моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
май
Цикл мероприятий:
классный час с родителями
конкурс проектов
беседы
Администрация, классные руководители
«Последний звонок» (4-е классы)
май
театральное представление
Администрация, учитель музыки, классные руководители
Изучение уровня личностного роста 1-4 классов)
в течение года
анкетирование, диагностика
Предполагаемый результат:
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
2. Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
-
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
-
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
-
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
-
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
-
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
-
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;
-
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)
в течение года
беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле - здоровый дух» (1-4 классы):
-
«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
в течение года
беседы, викторины, встречи
классные руководители, медицинский работник
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)
в течение года
беседы, викторины, игры
классные руководители, преподаватель ОБЖ
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):
-
«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
в течение года
20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ
классные руководители, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГАИ
Анкетирование учащихся:
-
«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)
в течение года
анкетирование
психолог, классные руководители
Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы)
Общешкольный поход
ежегодно в сентябре
кросс
Администрация, учитель физкультуры, классные руководители
«Мама, папа, я - спортивная семья» (1-4 классы):
-
1-е классы
-
2-е классы
-
3-е классы
-
4-е классы
октября
декабрь
март
май
соревнования
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Профилактические акции
-
«Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)
-
Встречи с мед.работниками (1-4 классы)
-
Выпуск тематического «Школьного вестника» информационного тематического стенда
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Комплекс мероприятий:
конкурс рисунков и плакатов
беседы
газета, стенд
учитель ИЗО
классные руководители, мед.работник
зам.директора по ВР,
«Весне - физкульт-ура!»
март
спортивная эстафета
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Дни здоровья
Сентябрь
Май
Комплекс мероприятий
Администрация, учитель физкультуры,
классные руководители
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
3. «Ученик и его отношение к природе»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
-
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-
бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
-
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в гимназии и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
-
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):
-
«О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.
в течение года
Викторины, беседы, игры и т.д.
классные руководители
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-4 классы)
в течение года
Трудовая акция
классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
-
Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
-
Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)
-
Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)
октябрь
комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины
Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители
День земли (1-4 классы):
Экологический праздник
День птиц
-
Акция «Чистый дом - чистый двор - чистый город» (1-4 классы)
-
Акция «Сделай посёлок чище» (2-4 классы)
-
«Судьба посёлка в твоих руках» (3-4 классы)
-
Акция «Цветик - семицветик»
(1-4 классы)
-
«Знай и люби родную природу» (1-4 классы)
-
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)
-
«Береги природу - наш дом» (3-4 классы)
апрель-май
Комплекс
мероприятий:
субботник
листовки
экологическая фото-выставка
выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.
викторина
игра
конкурс экологических проектов
Администрация,
учителя-предметники, классные руководители,
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4. «Ученик и его отношение к труду»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
-
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-
элементарные представления об основных профессиях;
-
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
-
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
-
участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
-
узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
-
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
-
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
-
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
-
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
-
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
-
участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Мир профессий» (1-4 классы)
в течение года
Экскурсии на предприятия(магазин,библиотека- сельская, почта , поездки в город (предприятия)
Администрация, классные руководители
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)
в течение года
беседы
Администрация, классные руководители
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-4 классы)
ноябрь
Творческие проекты
Администрация, классные руководители
Ярмарка профессий «Город мастеров» (1-4 классы)
Апрель-май
Творческий отчёт кружков, студий
Администрация, руководители кружков, классные руководители
«Краски осени» (1-4 классы)
октябрь
Конкурс-выставка творческих работ
Учитель ИЗО, классные руководители
«Мастерская Деда Мороза» (1-4 классы)
декабрь
трудовая акция
классные руководители
«Библиотеке - нашу помощь» (2-4 классы)
в течение года
трудовая акция
Библиотекарь и классные руководители
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)
в течение года
трудовая акция
классные руководители
«Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера» (1-4 классы)
февраль - март
выставка работ
классные руководители
«Волшебный мир руками детей» (1-4 классы)
май
выставка детского творчества
классные руководители
«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд» (1-4 классы)
в течение года
Презентация увлечений и хобби
классные руководители
«Чистый класс»
в течение года
Генеральная уборка класса
классные руководители
«Птичья столовая» (1-4 классы и их родители)
Ноябрь
Изготовление кормушек для птиц
классные руководители
«Птичий домострой» (1-4 классы и их родители)
март
Изготовление скворечников
классные руководители
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-
элементарные представления о различных профессиях;
-
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
-
Патриотическое воспитание. Мы - защитники нашего Отечества.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
-
элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
-
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
-
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
-
уважение к защитникам Родины;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Томской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
-
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
-
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
-
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
-
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
-
участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» (1-4 классы).
в течение
года
Встречи, беседы, выставки и т.д.
Администрация, руководитель Музея
Кл. руководители
Экскурсии в краеведческий музей г. Дятьково (1-4 классы).
в течение
года
экскурсии
классные руководители
Цикл классных часов по теме «Я - гражданин и патриот» (1-4 классы):
-
«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва - столица великой страны» и т.д.;
-
Символы Томской области, Томского района
-
Школьная и классная символика
в течение
года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (1-4 классы)
в течение
года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)
в течение
года
кл.час
классные руководители
День учителя
-
«Золотое сердце учителя» (1-4 классы)
-
«Моя любимая учительница» (1-2 классы)
-
«Мой учитель лучше всех»
октябрь
Комплекс мероприятий:
праздничная программа
конкурс рисунков
конкурс творческих проектов
Администрация, учитель музыки и ИЗО, классные руководители,
«Мой дом, мое село. Мой любимый уголок» (3-4 классы)
октябрь
Фото-выставка
Администрация, классные руководители
Мой родной край. Моя деревня. (1-2 классы)
Конкурс рисунков
учитель ИЗО, классные руководители
День рождения школы:
-
Посвящение в школьники 1-х классов.
-
«День Рождения только раз в году»
-
Акция «Подарок школе своими руками»
-
КТД «Школа - наш дом, будь хозяином в нём»
декабрь
Комплекс мероприятий:
ритуал посвящения
концертная программа
трудовая акция
КТД
Администрация , классные руководители, музыкальный работник
День народного единства (1-4)
ноябрь
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация, , учителя истории и права,
классные руководители
«История школы в лицах и фактах»
ноябрь,
февраль
тематические выставки в Музее образования Томского района
Руководитель музея
День защитника Отечества (1-4 классы):
-
«Они сражались за Родину», «Мой папа дома» (1-4 классы).
-
«Моя Россия, моя страна!» (1-4 классы)
-
«Чтоб Защитником стать»
-
«Герои живут рядом»
-
«О чём рассказала награда?» (3-4 классы)
февраль
комплекс
мероприятий:
выставка рисунков
конкурс чтецов
встреча с военнослужащими
беседа
творческий проект
Администрация, учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители, руководитель музея
«Аты-баты, шли солдаты» (4 классы)
февраль
смотр строя и песни
Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):
-
«Человек поднялся в небо» (1-4 классы)
-
«Через тернии к звёздам» (1-4 классы)
12 апреля
Комплекс
мероприятий:
20-мин.кл.час
выставка рисунков
Администрация, учителя-предметники, классные руководители
День Победы «День Победы - праздник всей страны» (1-4 классы):
-
«Живи, цвети, мое село» (1-2 классы)
-
«Память, которой не будет конца» (3-4 классы)
-
«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)
-
«Страницы великой Победы»
май
Комплекс
мероприятий:
конкурс детского рисунка на асфальте
конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)
фотовыставка
книжная выставка
Администрация школы, библиотекарь, учителя-предметники, классные руководители, Музей истории народного образования Томска и Томской области
Предполагаемый результат:
-
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
6. «Ученик в мире прекрасного»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
-
представления о душевной и физической красоте человека;
-
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
-
интерес к занятиям художественным творчеством;
-
стремление к опрятному внешнему виду;
-
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
-
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); -
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
-
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве гимназии и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
-
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
-
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);
-
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
-
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
-
участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
«Посёлок , в котором ты живёшь» (1-4 классы)
сентябрь
Экскурсии по
посёлку
классные руководители
«Прикоснуться к вечности» (3-4 классы)
в течение года
Экскурсии в храм г.Дятьково
Администрация, классные руководители
«Фильм, фильм, фильм…» (1-4 классы)
в течение года
просмотр к/ф и мультфильмов
классные руководители
Заочные экскурсии на художественные выставки
в течение года
Экскурсии в музей Хрусталя
классные руководители
Организация экскурсий по культурным центрам района
в течение года
экскурсии
Администрация, классные руководители
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)
в течение года
Администрация, классные руководители
«Чудесный огород» (1-4 классы):
-
Игра «Осенний калейдоскоп»
-
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» (1-2 классы)
-
Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье» (3-4 классы)
октябрь
комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)
Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
октябрь
Выставка рисунков
Учитель ИЗО,
классные руководители
«Сядем рядком - поговорим ладком» (1-4 классы)
ноябрь
Фольклорный праздник
Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,
классные руководители,
«Шедевры русской живописи» (3-4 классы)
декабрь
Игра - викторина
классные руководители
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию» (1-2 и 3-4 классы)
январь
Музыкальная игра
классные руководители
«Мои любимые книжки» (1-4 классы)
март
Выставка-презентация
Библиотекарь, классные руководители
«Детство без границ» (1-4 классы)
апрель
Творческий конкурс
Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,
классные руководители,
Предполагаемый результат:
-
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом - одна семья.
-
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
-
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
-
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
-
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
-
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
-
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
-
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
-
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
-
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
-
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
-
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
-
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель»;
-
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
-
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
-
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
-
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель - ученик - родитель»;
-
привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;
-
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
-
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
-
родительские собрания, посещение семей учащихся;
-
анкетирование;
-
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
-
семейные праздники;
-
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
-
календарные праздники - День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
-
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
-
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
-
дни творчества, дни открытых дверей.
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Ответственные
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):
-
«Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» т.д.
в течение года
Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.
классные руководители
Семейные праздники (1-4 классы):
-
«Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово - отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.
в течение года
Совместные праздники с родителями
классные руководители
«Семейный забег»
Ежегодно (сентябрь)
соревнования
классные руководители
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы)
в течение года
соревнования
Учитель физкультуры, , классные руководители
Последний звонок (4-е классы)
и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)
май - июнь
праздничная программа
Администрация, классные руководители
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)
в течение года
Собрание, круглый стол, практикум и т.д.
Администрация, классные руководители
Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)
2 раза в год
собрание
Администрация школы
Заседания Совета школы
По мере необходимости
собрание
Администрация школы
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)
в течение года
Классные руководители
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей
в течение года
Буклеты, листовки, методические сборники
Библиотекарь, администрация, классные руководители
Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей
в течение года
статьи
Администрация, библиотекарь
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию
в течение года
методические сборники
Администрация, библиотекарь
Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК
в течение года
Школьный медик, привлеченные специалисты(психолог) классные руководители
Работа с социально-неблагополучными семьями
в течение года
Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних
в течение года
Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители
Виды и формы воспитывающей деятельности:
-
Лекция;
-
Беседа;
-
Час общения;
-
Ролевые игры;
-
Диспуты;
-
«Мозговой штурм»;
-
Урок творчества.
-
Классные собрания;
-
Классные часы.
-
Экскурсии
-
КТД
Предполагаемым результатом
данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
Для педагога.
1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
-
умение выслушивать его до конца;
-
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
-
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Планируемые результаты. Для учащегося.
-
Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
-
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
-
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
-
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
-
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.
-
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Ученики должны быть:
-
внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
-
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
-
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
-
способны к изменению самих себя.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
-
общие сведения;
-
способности;
-
темперамент;
-
тип личности в общении;
-
самооценка;
-
уровень личностного роста обучающегося
2. Изучение межличностных отношений:
-
социометрия;
-
социально-психологический климат в классе;
-
общие сведения;
-
способности;
-
темперамент;
-
тип личности в общении;
-
самооценка;
-
успешность в деятельности;
-
уровень личностного роста обучающегося
Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.
Сводный лист данных изучения личностного роста обучающихся 1-4 класса.
Критерии и показатели
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. Любознательность:
- мне интересно учиться;
-я люблю мечтать;
-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Трудолюбие:
-я стараюсь в учебе;
-я внимателен;
-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
-мне нравиться помогать в семье выполнять домашнюю работу;
-мне нравится дежурство в школе
3. Бережное отношение к природе, я - мой дом, моя семья, моя малая Родина
-к своему родному краю;
-к земле;
-к растениям;
- к животным
4.Мое отношение к школе:
-я выполняю правила для обучающихся;
-я добр в отношениях с людьми;
-я участвую в делах класса и школы
5.Красивое в моей жизни:
-я аккуратен в делах;
-я опрятен в одежде;
-мне нравится все красивое вокруг меня;
-я вежлив в отношениях с людьми
6.Как я отношусь к себе:
-я самоуправляю собой;
-я соблюдаю санитарно- гигиенические правила;
-у меня нет вредных привычек
3. Формы диагностики:
-
анкетирование;
-
тестирование;
-
наблюдение;
-
беседы.
-
анкетирование
-
беседа
-
консультации
-
родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Критерии успешности нравственного образования
-
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников - положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
-
Результаты исследования формирования классных коллективов - рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
-
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
-
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой - положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Какие личностные результаты мы должны увидеть в процессе воспитания.
Личностные результаты- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской позиции.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального образования должны отражать:
-
формирование основ гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину, народ, историю России. Формирование ценностей многонационального российского общества, формирование демократических и гуманистических ценностей;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Литература
-
Закон об образовании1992г. №3266-1
-
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
-
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
-
Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
-
Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
-
Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
-
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
-
И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
-
М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
-
Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
-
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
-
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
-
Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
-
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
-
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». - М., 1998.
-
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
-
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно - методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
-
Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
-
С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
-
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.