- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект «Ступени к успеху»
Проект «Ступени к успеху»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слесаренко Т.Г. |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Ступени к успеху».
Проект направлен на совершенствование процесса управления мотивацией труда педагогов.
Модернизация Российского образования на современном этапе требует активного компетентного ученика, способного адаптироваться в обществе, поэтому особо важно в этих условиях решать поставленные государством и потребителями (родителями) задачи, ориентированные на качество образования ученика и его способность быть мобильным в обществе. С одной стороны, для реализации этих задач, в настоящее время требуется гибкий учитель, способный к быстрым изменениям, внедряющий новые педагогические технологии, нацеленные на разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности, в том числе с применением информационных и дистантционных форм обучения; способный разрабатывать и внедрять в практику образовательные программы, отражающие изменения в сфере культуры, экономики, науки, технике и технологий, учитывающие региональные культурные традиции и особенности, а с другой стороны - коллектив педагогов стареет (средний возраст педагогов МБОУ Сибирякской СОШ - 45 лет), становится инертным, некомпетентным, уверенным в завтрашнем дне в условиях села и незаинтересованным в качестве образования. Отсутствие профессиональной конкуренции в педагогическом коллективе МБОУ Сибирякской СОШ сводится к поиску «виноватых», которые видятся вне организованного ими образовательного пространства, приписывая неудачи семье, родителям, нежеланию ребенка учиться, его индивидуальным особенностям.
-
Анализ результатов итоговой аттестации по предметам ежегодно показывает низкое качество образования в основной школе по русскому языку и математике (88/25, 50/0), что говорит о ряде проблем в учебно - воспитательном процессе и стратегическом развитии учреждения ( SWOT- анализ см. в приложении 9 ).
-
коллектив педагогов стареет (средний возраст педагогов МБОУ Сибирякской СОШ - 45 лет), становится инертным, некомпетентным, уверенным в завтрашнем дне в условиях села и незаинтересованным в качестве образованияПрофессионализм педагога сказывается на качестве образования.
-
Исследование психологического здоровья педагогического коллектива выявило, что у педагогов школы высокая степень предрасположенности к нервному срыву.
-
Мы выявили, что преобладающим типом мотивации является «Инструментальный» тип (на первом месте-44%), характеризующийся интересом цены труда, а не его содержанием (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей; для него важна обоснованность цены и способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
-
Подводя итоги, мы получили, что на 1 уровне «сгорания» (органическом) находятся 16% педагогов; на 2 уровне (эмоциональном) - 61%; на 3 уровне (поведенческом) - 22%; на 4 уровне (рациональном) - 11%.
-
Анализ управления мотивацией показал, что система мотивации педагогов, функционирующая в школе, не совершенна и требует доработки.
Указанные проблемы требуют в первую очередь существенного реформирования управления педагогами и их мотивацией труда. Эффективное решение поставленных проблем требует глубокой проработки, в центре внимания которой находится человек и его деятельность.
Исходя из проблем организованного процесса управления мотивацией труда в МБОУ Сибирякской СОШ, видна цель проектирования:
Цель проектирования:
Создание условий для внутренней мотивации учителя к развитию профессиональных компетентностей, за счет реализации разработанной организационно-управленческой модели.
Задачи:
-
разработать организационно-управленческую модель мотивации педагогов;
-
разработать форму карты мотивации педагога, ориентированную на выявление мотивационных потребностей личности, направленности и уровня профессионального «выгорания»;
-
оформить методические рекомендации по применению социально-психологических методов в управлении мотивацией;
-
разработать коррекционно-развивающие мотивирующие программы для педагогов на основе установленной взаимосвязи.
-
определить стратегию мониторинга проекта и подобрать основания для статистических отчетов;
-
разработать положение о стимулирующих надбавках на основе показателей и критериев.
-
повысить уровень квалификации педагога на 15% по все категориям, социальную активность педагогов на 30% и учащихся на 40%, качество образования по результатам ГИА на 30%, по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям
-
Оформить районную инновационную площадку по проблеме мотивации педагога.
Масштаб предполагаемых изменений будет носить локальный характер, и направлен на решение проблемы профессиональной компетентности в школе по средствам коррекции мотивации педагога. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс весь педагогический коллектив, усложняет управление, требует большей ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.Проект направлен на мотивацию всех педагогов школы в количестве 24 человек с разным уровнем квалификации, возрастным цензом, направленностью личности и уровнем профессионального «выгорания».
Основные этапы реализации проекта:
1 этап: 2010г.- подготовительный (изучение теоретического материала по проблеме мотивации, проектирование деятельности, подбор диагностических методик, обработка материала и систематизация в организационно-управленческую модель, разработка карты, положения, критериев оценки, методического пособия, программирование деятельности специалистами команды по проблемам мотивации. )
2 этап: реализационный 2011-2013 . На данном этапе предполагается запустить разработанную модель в действие командой по решению проблем мотивации и проводить мониторинговые исследования не реже 1 раза в полгода. Оформление инновационной площадки по проблеме мотивации педагога в рамках образовательной инициативы президента «Педагог: ключевая роль в образовании». Планировать мероприятия в рамках коррекционно-развивающих программ для педагогов и проводить рефлексивные, аналитические и др. семинары, корректировать управленческую траекторию и стратегию учреждения, совершенствование функционала специалистов, определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; создание инновационной мотивационной среды.
3 этап: 2013г.- заключительный. Предполагает сбор информации, проблемный анализ и синтез, повышение качества образования на 30%, уровня квалификации педагога на 15% по все категориям, социальной активности педагогов на 30% и учащихся на 40% по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям. Оформление результатов деятельности инновационной площадки в печатных изданиях и методических пособиях для образовательных учреждений.)
Управление процессом развития внутренней мотивации учителя в контексте целостного развития школы, будет осуществляться целостно, как часть общей системы управления, и включать следующие аспекты:
-
работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
-
работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся;
-
работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
-
совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления (управляющий совет, родители, ученики, сообщество) с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;
-
осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
-
осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
-
осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
Описание отдельных мероприятий.
Этап\ год
Мероприятие
Результат
Ответственный
Сроки
2010г.
Сбор теоретического материала по проблеме мотивации педагогов.
Написание исследовательской дипломной работы
Слесаренко Т.Г.
2009-2010.
Подготовительный этап.
Проведение исследовательских работ по проблемам мотивации.
Подбор диагностического материала.
Слесаренко Т.Г.
Ноябрь-декабрь 2009
Диагностика педагогического коллектива по проблеме направленности личности, мотивационного типа, профессионального «выгорания». Обработка результатов.
Психолог школы.
Январь-февраль 2010.
Сбор команды по проблемам мотивации педагогов. Проблематизация проблем качества образования и путей решения. Семинары
Есть коллеги, объединенные одной целью.
Слесаренко Т.Г.
Март 2010
Педагогический совет по проблеме мотивации учащихся и педагогов.
Желание коллектива что-то изменить…
Слесаренко.Т.Г.
Март 2010
Проектирование и моделирование деятельности в рамках выявленных проблем.
Создан проект «Ступени к успеху», инновационная модель мотивации педагога.
Команда
Апрель-май 2010
Составление индивидуальной карты мотивации.
Проект карты мотивации педагога
Школьный психолог
Май 2010
Подбор инструментов для мониторинга мотивации педагогов и система оценочных показателей.
Подобран диагностический материал и система оценочных критериальных показателей.
Психолог, заместители директора, руководители МО
Май 2010
Разработать положение о мотивирующих формах и стимулирующих надбавках на основе показателей и критериев.
Разработан проект положения о мотивирующих формах, стимулирующих доплатах и надбавках.
Педагогический коллектив
Май-июнь 2010
Серия теоретических обучающих семинаров по мотивации
Присвоены основные понятия мотивации.
Команда, Слесаренко Т.Г.
Май-октябрь 2010
Отбор коррекционного материала по связке: «мотивационный профиль - потребность- мотив- способ-форма мотивации».
Оформлены методические рекомендации, связующие основные понятия проекта : «мотивационный профиль - потребность- мотив- способ-форма мотивации».
Команда, психолог
Сентябрь-октябрь 2010
Составление коррекционно-развивающих программ и тренингов для педагогов.
Созданы и апробируются индивидуальные программы коррекции мотивации педагогов, ориентированные на мотивационный профиль организации.
Команда
Ноябрь-декабрь.
Рефлексивно-аналитические семинары.
Единый взгляд на понимание проблем и необходимости изменений.
Команда, Слесаренко Т.Г.
Март-декабрь 2010
Запуск конкурса в ОУ « Лучший по профессии»
Мотивация к признанию.
Внутренний PR
Зам. директора по УВР
Октябрь 2010
2011-2013
Мониторинг состояния мотивации
Статистические данные
Психолог, заместители директора
1 раз в полгода
Пересмотр функционала специалистов
Добавленные пункты должностных обязанностей
Директор
2011
Планирование мероприятий в рамках коррекционно-развивающей работы с педагогами.
Реализация программных шагов проекта
Команда
2011-2012
Создание подпрограмм в рамках стратегического проекта.
Созданы подпрограммы,
ориентированные на достижение результата.
Команда
2011
Стратегическое планирование и коррекция программы развития школы
Скорректированная программа
Педагогический коллектив, команда.
2011
Реализациия программы «Развитие профессиональной компетентности педагогов»
Психологическое здоровье коллектива педагогов улучшилось на 30%.
Психолог
2011
Повышение качества образования на 30% в реальных показателях, уровня квалификации педагога на 15% по все категориям, социальной активности педагогов на 30% и учащихся на 40% по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям
Тренинги психолога по выявленным проблемам
Снижение уровня конфликтности, формирование орг.культуры
Психологи
2010-2011
Семинары, практикумы, совещания, круглые столы и др.
Единство взглядов,целей, результатов, способов индивидуальной мотивации.
Команда
2010-2011
Оформление инновационной площадки по проблеме мотивации педагога.
Инновационная площадка.
Директор, заместитель директора по УВР
2011
Мотивация педагогов в соответствии с картой и коррекционной программой.
Повышение КО на 20% в реальных показателях, уровня квалификации педагога на 10% по все категориям, социальной активности педагогов на 20% и учащихся на 30% по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям
Команда
2011
Диагностика педагогов по готовности к инновационной деятельности.
Готовность педагогов к инновационной деятельности и системным изменениям в школе по результатам диагностик.
Психолог
2011
Заключительный 2013
Мотивация педагогов в соответствии с картой и коррекционной программой.
Повышение качества образования на 30% в реальных показателях, уровня квалификации педагога на 15% по все категориям, социальной активности педагогов на 30% и учащихся на 40% по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям
Команда, педагоги
2012
Результатом данного проекта можно будет считать:
-
Разработана организационно- управленческая модель мотивации педагога и форма карты его индивидуальной мотивации.
-
Оформлены методические рекомендации, по применению социально-психологических методов в управлении мотивацией.
-
Созданы и реализуются индивидуальные программы коррекции мотивации педагогов, ориентированные на мотивационный профиль организации.
-
Подобраны инструменты для мониторинга мотивации педагогов и система оценочных показателей более конкретного свойства, ориентированная на качество образования.
-
Разработано положение о стимулирующих доплатах и надбавках.
-
Повысился уровень квалификации педагога на 15% по все категориям, социальная активность педагогов на 30% и учащихся на 40% по сравнению с 2009г. по результатным конкретным проявлениям
-
Оформлена инновационная площадка по проблеме мотивации педагога.
Критерии результата:
-
Мнение социума (родители, ученики, УС, общественность).
-
Успешность учебной работы педагога.
-
Активность во внеурочной, воспитательной деятельности.
-
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
-
Участие в методической, научно-исследовательской работе.
-
Использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих в процессе обучения предмету.
-
Повышение квалификации, профессиональная подготовка по выявленной проблеме.
-
Вовлеченность педагога в здоровьесберегающую деятельность в школе, дома.
Необходимый ресурс:
Кадровый
Материальный
Технический
Информационный
Высококвалифицированный психолог.
Введение НСОТ, ориентированный на КО и результат.
Бесперебойная работа сети ИНТЕРНЕТ
Привлеченные специалисты по проблемам мотивации
Обновление МТБ в школе
Возможность доступа к ИКТ
Доступность электронных библиотек
Повышение квалификации на базе школ (практико-ориентированное)
Соблюдение норм Сан.Пин (тепло, светло, неголодно)
Возможность повышать квалификацию дистанционно.
Введение в штат должности зам. директора по НМР
Современное УМК
Обучение современным ИКТ-технологиям.
Взаимодействие с РРЦ, РМО, педагогами района
Научное сопровождение процесса мотивации в школе специалистом в условиях площадки.
Компетентные молодые педагоги
Риски:
-
Возможно, рутинная подготовительная работа займет больше времени, чем предполагалось;
-
Возможно, программирование будет некачественным и не даст ожидаемого результата;
-
Возможно, реализация деятельности по коррекции мотивации будет на формальном уровне;
-
Возможно, качество результатов образования не изменится в связи с тем, что велико влияние других факторов, не связанных с жизнью школы.
Ожидаемые эффекты:
-
повышение качества образования в реальных показателях;
-
снижение показателей предрасположенности к нервному срыву;
-
повышение активности педагогов и детей;
-
обмен опытом с ОУ района, края;
-
печатные издания публицистического и методического характера.