Педагогический совет «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Педагогический совет

«Социализация учащихся.

Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»

Цель: Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;

Задачи:

  • Обсуждение актуальных школьных проблем социальной адаптации школьников, обмен мнениями;

  • Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

Участники: администрация, педагоги школы-гимназии.

Форма проведения: «Мозговой штурм», работа в группах.

Ход проведения педсовета

1.Вступительная часть. Выступление директора школы-гимназии о роли школы-гимназии в становлении личности обучающихся.

Уважаемые коллеги, почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.

Сегодня выпускник должен быть социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективная творческая деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественная жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

Сегодня мы проводим педсовет по теме: «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка».

Добрая школа - это хорошо,

умная школа - это великолепно,

но ребенок должен быть еще и

подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

-В чем заключается проблема? Как ее решают с точки зрения администрации, педагогов, учащихся нашей школы?

Притча «Прораб»

«Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

- Я увольняюсь, - сказал он работодателю. - Ухожу на пенсию. Буду со старухой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так - построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией.

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

- Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

Вывод: так в чем же мораль? Действительно, мы все - прорабы. Мы строим наши жизни. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.

2. Основная часть. Форма работы групповая.

Видеоролик «Устами младенца» (раскрытие понятия «Социализация»)

  1. Это такое очень важное человеческое приспособление, для того, чтобы жить в мире с другими людьми.

  2. Это начинается в человеке с рождения и заканчивается тогда, когда мы становимся взрослыми, ну… лет так в 18-19.

  3. В процессе этого мы становимся личностью и приобретаем знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе.

Действительно, социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа - главное место, где формируются жизненные (т. е. социальные) компетенции ребенка.

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Упражнение «Дерево ожиданий» (елка с игрушками)

Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров? Что ожидают от процесса социализации учащиеся, родители и педагоги (начальные классы, среднее звено, старшее звено)

Свои ожидания запишите на этих символических «звездочках, шариках, …, разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)

В каждой группе продолжите выражения:

  • Мы, как родители (1-4 классы)- …..

  • Мы, как педагоги (5-7 классы)- …..

  • Я, как ученик (8-11классы) - ……

(Представители групп зачитывают высказывания и оформляют елку.)

- Начнем с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.

- Важный фактор в социализации личности школьника играет учитель.

- А теперь ученик?

Вывод: Мы сейчас увидели наш достижимый идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, т.е. социально зрелого. А как же реально сегодня обстоит дело с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы-гимназии?

Упражнение «Критериальное оценивание процесса социальной адаптации учащихся Затобольской школы-гимназии»

Задание группам: определите критерии социализации учащихся

  1. социальная адаптация (1-4 классы);

  2. социальная автономизация (5-7 классы);

  3. социальная активность (8-11 классы).

Работа в группах: составить показатели для нашей школы-гимназии

Критерии социализации учащихся

Показатели (конкретные дела, проводимые в школе, в рамках программы)

социальная адаптация

процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

социальная автономизация

устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке

социальная активность

готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека «Быть со всеми» и «Быть самим собой»

Это мнение наших учителей. А насколько социализированы, т. е. адаптированы, активны, автономны и нравственно воспитаны учащиеся, можно увидеть на следующей диаграмме:

Педагогический совет «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»

Данная диаграмма свидетельствует о высокой степени социализированности - 49% из 134-х опрошенных учащихся 9-11 классов; второй коэффициент свидетельствует о средней степени развития социальных качеств у 49% учащихся и лишь отдельные учащиеся имеют низкий уровень социализированности - 2%

Подводя итог нашего педсовета можно сделать следующие выводы:

  • Работа по социальной адаптации и социализации школьников предстоит немалая, и мы, осуществляя постоянное воспитывающее воздействие на наших подопечных, должны не просто соблюдать принцип «Не навреди!», но и ставить перед собой вопрос «Какой продукт я получу в результате?»

  • В работу с классными коллективами, необходимо активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что будет способствовать социальному и профессиональному самоопределению учащихся.

3.Заключение

Древнегреческая мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».

Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то они почувствуют гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимыми для своего общества.


  1. Решение педсовета:

  1. Признать работу школы - гимназии по социальной адаптации и социализации школьников удовлетворительной.

  2. Классным руководителям продолжить работу по введению в планы воспитательной работы с классом мероприятия направленные на социализацию учащихся.

  3. Продолжить работу по изучению уровня социализированности школьников.

  4. В 2016-2017 учебном году изучить опыт классных руководителей по использованию наиболее эффективных приёмов и методов, способствующих социализации школьников.








Направления социализации в основной школе

Формы внеурочной работы

Культура гражданская

Культура самоидентификации

Экскурсии в музей, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, участие в фестивале «100 добрых дел», участие в социальных акциях и проектах, помощь в благоустройстве парков, братской могилы.

Культура духовно-нравственная и эстетическая

Акция «100 добрых дел»: акции помощи (людям, памятникам природы, истории и искусства), проекты - решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для опре­делённой аудитории: младшие школьники, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.

Культура учебной и трудовой деят-сти

Викторины, познавательные игры, беседы, детские исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны.

Культура здорового образа жизни


Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах организация и проведение физкультурных минуток на уроках, спортивные соревнования, социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

Культура поведения (Семья. Толерантность.)

Участие в общешкольных мероприятиях, чтение и обсуждение книг, демонстрация фильмов с последующим обсуждением, встречи с интересными людьми, представителями иных культур, посещение музеев, театров, выставок, беседы, классные часы, различные акции, родительские собрания.

Культура экологическая

Трудовые десанты, субботники, встречи с людьми труда, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.

Культура эстетическая (Красота)

Выставки детских поделок, творческие конкурсы и фестивали, спектакли, экскурсии, посещение музеев, театров, выставочных залов, создание творческих проектов, занятия в кружках, студиях.

Педагогический совет «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»

© 2010-2022