Статья Мониторинговые исследования качества образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5» города Валуйки Белгородской области






Мониторинговые исследования качества образования


Доклад на педагогическом совете

заместителя директора по УВР

Губановой С.Д.


Январь 2012




План


  1. Цели и задачи мониторинга в ОУ.


  1. Система внутришкольного мониторинга.


  1. Принципы и этапы организации мониторинга в ОУ.


  1. Мониторинг качества обучения.





Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились.

В современных неблагоприятных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать 3 группы разнонаправленных задач.

Им необходимо обеспечивать элементарное выживание и адаптацию преподавателей и обучающихся к быстро меняющейся обстановке.

Образовательные учреждения стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.

Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны. Традиционные статистические съемки системы образования не дают целостной системы тенденций в ее основных звеньях. В то же время практика показывает, что экстенсивно-количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться прежде всего гибким гармоничным множеством качественных показателей.

Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в образовательных учреждениях разрабатывается и вводится школьная модель мониторинга.

Мониторинг - ( лат. Monitr- тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring -осуществление котроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это новое , современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взглянуть на весь учебно- воспитательный процесс.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно- качественные изменения:

  • образовательной среды ( кадровый состав, образовательная программа образовательного учреждения и материально- техническое обеспечение образования);

  • образовательных технологий;

  • результатов образовательного процесса;

  • эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности администрации, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

Задачи мониторинга:

- сбор информации по уровню обученности, здоровья, воспитанности, развития;

- создание базы данных;

- анализ полученных данных, составление аналитических справок.

Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования, соответствующие тем моделям выпускника, которые определяют цели, задачи, содержание образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, научно- методическое обеспечение и условия образования.

Существуют показатели качества образования в узком смысле, которые определяют качество результатов на уровне ГОС и государственных заказов, поэтому они могут быть общими для всех образовательных учреждений:

  • обученность школьников;

  • уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

  • уровень владения творческой деятельностью;

  • уровень воспитанности;

  • уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;

  • уровень жизненной защищенности, социальной адаптации.

Результаты деятельности ОУ могут оцениваться по следующим показателям результативности ( по Л.И. Третьякову):

№/№

Показатель

Формула расчета

1

Уровень здоровья

Число учащихся с патологией

при поступлении в школу

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования= ----------------------------------------------- Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Статья Мониторинговые исследования качества образования Число учащихся с патологией

на выходе из школы

2

Уровень воспитанности

Число учащихся, имеющих улучшение

в уровне воспитанности

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования= ---------------------------------------------------------Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Общее число учащихся

3

Уровень качества обучения

Число обучающихся на «4», «5»

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования= ----------------------------------------------- Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Число успевающих

4

Уровень обученности

Число успевающих учащихся

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования= ------------------------------------------- Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Общее число учащихся

5

Уровень готовности к продолжению образования

Число поступивших выпускников

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования = --------------------------------------------- Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Общее число выпускников

6

Уровень готовности к жизни в семье и социуме

Число благополучно определившихся

в жизни

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования=------------------------------------------------------- Статья Мониторинговые исследования качества образования100%Статья Мониторинговые исследования качества образования

Число выпускников года

7

Уровень удовлетворения образовательными услугами ОУ

Число удовл

КСтатья Мониторинговые исследования качества образования= ------------------------------------ Статья Мониторинговые исследования качества образования 100%

Общее число опрошенных


Если значение К меньше 0,45, функции управления реализованы на недопустимом уровне:

0,45- 0,65 - уровень критический;

0, 65 - 0,85 - допустимый;

> 0,85 - оптимальный.

Итак, зам.директора на диагностической основе может оперативно выявлять и устранять факторы и условия, вызывающие отклонения от запланированных результатов, и корректировать свою деятельность с целью достижения нового качества.

Система внутришкольного мониторинга - это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-образовательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их совместной деятельности, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей.

Целью его является информационно- аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно- образовательного процесса.

Мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии и, что наиболее важно, выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательного процесса.

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении

- находится на этапе своего становления. Освоение мониторинга как нового вида деятельности директорами школ будет принципиально определять развитие их управленческой деятельности в целом. Качественный скачок в становлении внутришкольного мониторинга произойдет тогда, когда школа получит средства измерения, созданные в строгом соответствии метрологическим требованиям. Руководителям школ необходимо поддеоживать поцесс развития метрологии в своих учреждениях через реализацию сопутствующих задач:


  1. Неуклонное формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества.

- Создание и постоянное пополнение внутришкольной нормативно- законодательной базы по работе с информацией.

- Законодательство РФ.

- Местные законодательные акты регионального и муниципального уровня по работе с информационными ресурсами.

- Внутришкольные документы, определяющие нормы и правила работы с информацией.

- Формирование поведенческих норм и общей культуры в ситуациях информационного обмена между всеми участниками как на горизонтальном, так и вертикальном уровне.

- Освоение способов сбора, систематизации, анализа, хранения и представления информации.


  1. Организация накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.

Формирующиеся по крупицам знания и опыт педагогов, заместителей директоров и директоров в области мониторинга должны оформляться ими, систематизироваться и аккумулироваться в виде тематических наработок, подборок, каталогов литературных источников, нормативных сборников. Руководителям разных уровней необходимо целенаправленно организовать это накопление и хранение материалов на рабочих местах, с обязательной последующей их передачей в случае увольнения специалиста из учреждения его преемнику.


  1. Проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга.

Выступления педагогов, родителей, учащихся на семинарах, конференциях, семинарах по вопросам мониторинга помогут проявить весь спектр информационных потребностей заказчиков, производителей и потребителей образовательных услуг, критично переосмыслить накопленные в предшествующий период опыт, знания и средства работы с информацией, проявить перспективные наработки.


  1. Контроль качества используемых средств сбора информации.

Важнейшей задачей руководителя и заместителя руководителя школы является осуществление контроля качества методических средств, используемых педагогами, психологом, социальным педагогом. Здесь важно:

- не допускать использование специалистами методик, предназначение которых не соответствует области применения;

- контролировать степень освоенности методического средства специалистами;

- не допускать использования в деятельности специалистов школ случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;

- осуществлять контроль педагогами, психологами за использованием информации, полученной с помощью специальных средств;

- создать внутришкольную нормативную базу, регулирующую проведение сбора любых видов массовой информации путем анкетирования, диагностирования, интервьюирования и т.д. школьников, опросов родителей, педагогов, общественности.


  1. Организация в школе целенаправленного процесса по освоению специалистами мониторинговых технологий.

Каждая школа с учетом своего индивидкального опыта и накопленных знаний в области мониторинга определяет форму, масштаб, содержание и сроки выполнения работ по данному направлению. Объектов внутришкольного мониторинга в целевом проекте должно быть много. Необходимо организовать работу по выявлению значимых информационно объектов у разных участников учебно- образовательного процесса. Анализ потребностей разных участников образовательного процесса на внутришкольную информацию позволит директору школы опосредованно выявить значимые объекты мониторинга, структурировать их и только после этого осуществлять поиск методических средств сбора, обработки, хранения и трансляции информации. Информационные технологии ведут к развитию новых форм социальной активности всех участников учебно-образовательного процесса, управлять которыми необходимо по-новому.

Итак, система внутришкольного мониторинга является многофакторной. Она предполагает анализ результативности учебного процесса, развитие школьника, качества преподавания, состояния социального пространства, структуры информационных потоков и т.п. Мониторинг как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, замерять его основные параметры, вовремя снимать возникающие проблемы.

Виды и направления мониторинга в образовании

Существующие системы мониторинга можно условно группировать по нескольким основаниям.

Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это система мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Вторая группа- мониторинг развития знаний учащихся. Основаниями для сравнения служит как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений; ими пользуются педагоги и администраторы.

Третья группа системы мониторинга, построенные с использованием модели « вход-выход». В качестве входа рассматриваются характеристики ученика, например, такие как социально- экономический статус семьи и способности. Для получения интегрального результата разработчики вводят понятие эффект влияния школы, имея в виду различия между средним уровнем деятельности ОУ и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.

Четвертая группа- системы мониторинга на уровне ОУ. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации.

Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям

  • Информационный мониторинг

  • Базовый

  • Проблемный

  • Управленческий

  • По основаниям экспертизы

  • Динамический

  • Конкурентный

  • Сравнительный

  • Комплексный

  • Безосновной

Из множества аспектов деятельности учебных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, системообразующими являются: экономически,. педагогический, социальный и управленческий.

Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов. В экономических показателях выделяют две составляющие:

  • Текущие расходы - непосредственно обеспечивающие учебно-воспитательный и производственные процессы.

  • Перспективные расходы - вложения в материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения; нельзя считать эффективной работу тех учебных заведений, которые об этом не заботятся.

Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании учащихся, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

Выделяют три составляющие:

  • Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта;

  • Кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них специальные знания в другие сферы;

  • Сформированность социальности, т.е. освоение ими различных социальных ролей.

Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы образования требованиям общества. Отражает имидж учебного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления ОУ. Он оценивает эффективность управленческой поддержки на разных уровнях.


Согласно статистике, наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в ОУ.

Статья Мониторинговые исследования качества образования













Принципы и этапы организации мониторинга в ОУ


Принципы

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый-объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены.

Второй- сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходит. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий -адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий.

Четвертый- прогностичность; имеется в получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы.

Пятый - целевого назначения, который предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребности местного сообщества.

Вопрос систематического контроля за уровнем качества учебно- воспитательного процесса. Без его специального отслеживания по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика.

Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям:

  1. Диагностика качества образования.

  2. Анализ социальных условий.

  3. Анализ содержания образования.

  4. Психодиагностика.

  5. Анализ педагогической культуры учителя.

  6. Медицинская диагностика.

  7. Анализ деятельности школьных подразделений.

Уровни использования результатов социально- педагогического мониторинга

Директор школы, администрация

Социально-психологическая служба

Зам.директора по воспитательной работе

Классные руководители и учителя-предметники

Анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

Принятие управленческих решений;

Подбор педагогических кадров;

Организация методической работы

Изучение состояния социальной структуры ученической школы, отдельных классов;

Изучение адаптации учащихся;

Разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися4

Индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями

Планирование воспитательной работы школ на новый учебный год;

Организация методической работы с классными руководителями;

Организация индивидуальной работы с учащимися;

Контроль за деятельностью классных руководителей

Планирование учебно-воспитательной работы с классом;

Организация индивидуальной работы с учащимися;

Выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы

Т.О., педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне а необходимо для учебных заведений, работающих в режиме личностно- ориентированного образования.

Мониторинг учебно-воспитательного процесса по всем направлениям дает возможность осуществить анализ, диагностику, прогнозирование и проектирование дидактических процессов.

Мониторинг качества обучения

Разработка этапов мониторинга качества обучения включает:

- конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации;

- организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов;

- сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий;

- обработка полученных данных;

- анализ и интерпретация результатов обработки.

Все это требует наличия у мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.


  1. Сравнительный характер мониторинга дает возможность сравнения обученности учащихся, групп и классов.

  2. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся.

  3. Констатирующий характер- обследование, направленное главным образом на выявление знаний учащихся.

  4. Диагностирующий характер - обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся.

  5. Прогнозирующий характер- обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

Педагогический мониторинг по данным направлениям с успехом заменяет текущий, тематический и итоговый контроль, и не только заменяет, но и дает намного больший коэффициент полезного действия.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их решения.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степень обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Продуктивность учебного процесса зависит от многих факторов, так их представил В.И. Подласый в порядке снижения их влияния на продуктивность обучения:

  1. Мотивация учения.

  2. Потребность учиться.

  3. Умение учиться.

  4. Работоспособность обучаемых.

  5. Объем учебной деятельности.

  6. Регулярность в обучении.

  7. Активность и настойчивость в обучении.

  8. Стимулирование обучения.

  9. Управление обучением.

  10. Внимательность, дисциплинированность, усидчивость.

  11. Применение знаний на практике.

  12. Способность к изучению конкретных знаний.

  13. Потенциальные возможности.

  14. Сложность учебного материала.

  15. Методы обучения.

  16. Мышление при получении конкретных знаний.

  17. Особенности психической деятельности.

  18. Вид и характер учебной деятельности.

  19. Уровень учебной подготовки.

  20. Уровень обей подготовки ( эрудиция).

  21. Время сообщения знаний.

  22. Время закрепления знаний.

  23. Периодичность контроля и проверки знаний. умений.

  24. Объем и характер самообучения.

  25. Количество учебного материала.

  26. Содержание учебного материала.

  27. Форма изложения знаний.

  28. Тип и структура учебного занятия.

  29. Структура учебного материала.

  30. Психологические условия обучения.

  31. Средства обучения.

  32. Потенциальные возможности педагога.

  33. Возраст обучаемых.

  34. Экологические условия.

  35. Санитарно-гигиенические условия.

  36. Потребность в достижениях.

  37. Установка на продуктивность.

  38. Педагогические позиции.

  39. Взаимнообучение.

Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он:

  1. Целесообразен.

  2. Имеет четкие цели и задачи.

  3. Направлен на определенный объект.

  4. Систематичен и планомерен.

  5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию.

  6. Оперативен.

  7. Коллегтален.

  8. Объективен.

Точка отсчета в мониторинге качества обучения- школьный тест интеллектуального развития. ( Тесты Кэттела, Матрицы Равенна. Это точка отсчета для конкретного ученика, и дальнейшие результаты будут сравниваться не с результатами других учащихся, а с этим начальным.

Тестирование проводится и обрабатывается психологом, заносится классным руководителем в личную карточку учащегося.

Это точка отсчета для конкретного ученика, и дальнейшие результаты будут сравниваться не с результатами других учащихся, а с этим начальным. Именно это сравнение даст реальную картину учебных успехов ученика и учителя.

Следующий этап: нулевой контрольный срез. Проводится учителем в первые недели учебного года или после приема ребенка в школу. Способы проведения: устный контроль, письменный, тестовый и т.д.

Анализ результатов нулевого среза дает возможность учителю:

  1. Выбрать адекватную методику обучения.

  2. Сформировать мотивацию учащихся.

  3. Организовать дополнительные занятия для учащихся, показавших неудовлетворительные знания.

  4. Провести коррекцию учебного графика.

  5. Определиться с графиком проведения промежуточных срезов.

Присутствие определенных недостатков в контрольных срезах, проводимых педагогами, не секрет, что отдельные учителя искусственно занижают оценки в начале учебного года, дабы показать результативность своего труда, или, наоборот, дают «фору» учаимся и завышают результаты, приводит администрацию школы к необходимости проведения независимых контрольных срезов.

Административные контрольные срезы

Цель: установление фактического уровня обученности учащихся, классов. Определение разности между результатами контрольного среза и оценкой учителя-предметника.

Методика проведения

1. На заседаниях МО обсуждаются с последующим принятием 10-15 проверяемых вопросов по изучаемым дисциплинам на каждое полугодие. Эти же вопросы становятся материалом для диагностики, проводимой в последующие годы. На основе выбранных вопросов составляется либо контрольная работа, либо тест.

2.Материал для проведения контрольных срезов готовится сторонними лицами.

3.Тестирование учащихся проводится в присутствии членов администрации по обычной методике.

4.Проверка результатов тестирования проводится администратором совместно с учителем, ведущим данную дисциплину.

5.После проведения и проверки контрольной работы каждым учителем анализируются допущенные ошибки по обозначенным вопросам, строится график, который дает представление учителю и администрации о типичных затруднениях учащихся в овладении предметом.

Руководитель МО и заместитель директора по УВР анализируют результаты педагогического и вырабатывают рекомендации как отдельным учителям, так и МО в целом, принимают административные решения.

Соблюдение идентичности контрольных позволяет сравнивать результаты мониторинга качества учебного процесса в течение ряда лет.

Что дает:

  1. Объективную оценку остаточного уровня знаний учащихся.

  2. Конечный результат деятельности учителя.

  3. Оценить объективность выставления итоговых оценок конкретным учителем.

  4. Позволяет отслеживать интеллектуальный рост каждого ученика.

Эта работа требует открытости, гласности и определенного мужества учителя, на что следует пойти ради совершенствования учебного процесса, ради реально установленной дифференцированной личностно- ориентированной учебно- воспитательной работы в школе. Такой контрольный срез имеет смысл проводить регулярно и через строго определенные промежутки времени. Ценность его именно в сравнении результатов нынешнего среза с результатами предыдущего, именно это сравнение позволяет говорить об истинных результатах деятельности и ученика, и учителя.

Методика проведения контрольных срезов по одному предмету не должны меняться для того, чтобы было возможным сравнение результатов. При невыполнении данного условия проведение среза теряет всякий смысл.

Недостатки:

  1. Процесс, психологически трудно принимаемый учителями, требует большого психологического напряжения для администратора.

  2. Процесс трудоемкий. Необходимо квалифицированно подготовить контрольные задания с учетом многих особенностей предмета, объема учебного материала, сроков проведения и т.д.

  3. Процесс, отнимающий много времени у администратора на проведение, проверку и анализ результатов контрольного среза.

Мониторинг изучен лишь тогда, когда итоги мониторинга можно получить в цифрах, возможно сравнение, а любой анализ делается на сравнении.

Анализируя данные этого метода исследования, администрация школы может выделить группу учителей, нуждающихся в усиленном контроле или методической помощи. Определить, какую помощь необходимо оказать учителю, поможет мониторинг профессиональной компетентности учителя.

Рейтинг учащихся по итогам учебных периодов. Промежуточная оценка деятельности ученика и учителя .Оценка степени реализации интеллектуального потенциала ученика. Учитывают информацию:

  1. Успеваемость ученика в процентном выражении.

  2. Качество обучения ученика в процентном выражении.

  3. Рейтинг учащегося в параллели.

  4. Рейтинг класса в параллели.

  5. Список отличников.

  6. Список хорошистов.

  7. Список потенциальных хорошистов.

  8. Список неуспевающих.

Чем сложнее система подведения итогов, тем она сложнее приживается в педагогическом коллективе. Система подведения результатов не должна усложнять работу учителей.

Для создания благоприятных психологических условий, способствующих повышению интеллектуального уровня учащихся в школе, существует психологическая служба.

Психолог проводит систематический мониторинг психологического комфорта в школе, классе, на конкретном уроке.

Кроме качества знаний учащихся имеет значение эффективность способов их получения. То есть нужно разобраться, какова нагрузка на учителя и ученика? Важным показателем мастерства педагога является высокая и устойчивая мотивация к обучению: преподавателю необходимо выбрать и адаптировать к конкретным условиям нужную педагогическую технологию, дающую гарантированный результат.

В период реформирования системы образования и перехода ОУ в режим инновационного развития создание адекватной системы внутришкольного контроля- одна из наиболее важных задач школы, решение которой видится в организации школьного педагогического мониторинга.

С позиции личностно- ориентированного подхода педагогический мониторинг призван отслеживать все виды образовательных практик, т.к. « качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего покаления» (М.М.Поташник).

Содержательный компонент школьного педагогического мониторинга включает следующие направления:

- изучение результатов полугодовых диагностических срезов учащихся 4-11 классов по учебным дисциплинам ( декабрь, май);

- проведение рейтингов обученности учащихся 8-11 классов;

- отслеживание динамики ценностных ориентаций и уровня нравственного развития воспитанников;

- изучение психического и общего развития учащихся младших классов;

-изучение межличностных отношений в коллективе;

- диагностику системы взаимодействия личности в культурно- информационном пространстве школы.

Компоненты педмониторинга образуют модель



Статья Мониторинговые исследования качества образования







Продуктивность учебной деятельности школьника значительно повышается при условии ее организации на основе рейтинговой системы. Поскольку активно задействованными оказываются человеческий фактор, познавательная мотивация школьников, его потребностные отношения, ценностные ориентации; на основе рефлексии рейтинговой оценки ученик стремится к повышению своего рейтинга в коллективе.

Психическое здоровье школьников, охрана их здоровья, установление в школе благоприятных межличностных отношений и успешность социализации являются объектом изучения со стороны педагогов школы. Обозначенные выше проблемы дают направления для поиска ОУ новой, уникальной системы педагогического мониторинга, обеспечивающей управление личностным развитием школьника.

Выстраиваемая в ОУ система внутришкольного контроля в виде педагогического мониторинга включает в образовательный процесс и его регулирование все его субъекты: администрацию школы, анализирующую результативность обучения; руководителей МО, систематизирующих результаты тестирования и обеспечивающих методическое сопровождение образовательного процесса; школьников, в рейтинговой системе отслеживающих свои достижения и выстаивающих линии саморазвития; родителей как заинтересованных лиц, обеспечивающих успешность в жизненном самоопределении и поддержку своим детям.

В эффективном управлении образовательной системой одного контроля недостаточно, нужен синтез управленческой и научно- методической деятельности в решении конкретно поставленной задачи повышения качества обученности учащихся ОУ.

© 2010-2022