Статья Технология проектного обучения как средство формирования учебно-познавательной самостоятельности обучающихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Замай Анна Аксентьевна

директор Гусельщиковской ОШ, учитель истории

Тема:

Технология проектного обучения как средство формирования

учебно-познавательной самостоятельности обучающихся.

Введение

На современном этапе развития общества и нашего государства особой актуальности приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Значительное влияние информатизация учебного процесса взыскивает на усовершенствование и развитие методических систем обучения.

Актуальность этой статьи заключается в том, что происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей -предметников относится к этому с некоторым опасением, поэтому при раскрытии темы этой статьи надо показать возможности использования компьютерной техники в обучении. В поисках эффективных путей формирования и стратегии педагогическая наука обращается к разным источникам и привлекает современные инновационные средства, которые включают в себя средства информационных технологий.

Использование информационных технологий в обучении дает возможность изучать на качественно новому равные не только учебные дисциплины естественно-научного цикла, но и гуманитарные. Для обучающихся компьютер становится, прежде всего, средством наставительно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, эффективным инструментом интенсификации процесса обучения, которое дает возможность решать не только стандартные задачи, но и задачи, которые требуют творческого подхода.

В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит по условия постоянного, активного взаимодействия всех участников.

Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.

Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать проблематику метода проектов для повышения качества обучения и достижение высшего уровня учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода Дж. Дьюи к образованию, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность - это здорово! Почему?

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Знакомство с технологией проектной деятельности происходит на учебных занятиях, мастер-классах, научно-практических конференциях.

Учащиеся должны знать, что:
- в проекте должна быть решена какая - либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Все участники исследовательских проектов получают инструкции:
1) требования к проекту;
2) методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект;
3) шкала баллов оценивания проекта.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект - это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятель нести).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Организация работы над проектом

(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

  • обсуждение возникших идей;

  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;

  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);

  • интерпретация данных;

  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;

  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;

  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Классификация проектов по количеству участников


  1. Персональные (индивидуальные).

  2. Парные.

  3. Групповые.

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Виды проектов

Исследовательский

Информационный

Ролевой

Творческий

Практико-ориентированный

Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты(презентации) могут укладываться в один урок. Этот вид проектов приемлем для проведения уроков в 5-6 классах.Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации.

Например: При подготовке к уроку-презентации в 5 классе можно использовать размещенную на компакт-диске "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", из которой взять необходимый для раскрытия темы текст, изобразительный и графический материал. Презентация представляет собой наглядный ряд, позволяющий разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познавательным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео - и аудиоматериалами, используемыми комплексно. Вся презентация состоит из 12- 17 слайдов, разбитых на части в соответствии с планом урока. Компоновка материала презентации для учителя и учащихся служит своеобразной формой опорного конспекта.

По ходу урока в 6 классе при изучении темы «Древний Египет» на экран в соответствии с планом выводится нужный материал, вопросы и задания. В ходе представления урока-презентации новый материал чередуется с вопросами и заданиями по повторению ранее изученного. В начале изучения нового демонстрируется заставка - слайд-фильм с картинами из жизни Древнего Египта в сопровождении музыки на тему египетских мотивов. Вслед за этим появляется слайд с изображением пирамид... В конце урока по новому материалу в игровой форме проводится небольшая викторина, после чего учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников класса.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.

Например:7 классники разрабатывали на уроках учебные проекты-презентации по теме: "Раннее Средневековье: мифы и повседневная жизнь".

На первом организационном занятии ученикам выдается макет слайдов и шаблон оформления со следующим наполнением слайдов:

заглавие, автор материалов;

историческая справка по вопросу;

3-8) сюжеты проектов;

9) отражения содержания мифов в литературе, живописи, музыке, кинофильмах;

10)список книг, сайтов, всей использованной информации;

11)сведения об авторе презентации

На первом уроке формируются рабочие группы и распределяются задания между учениками.

Учебная деятельность на последующих уроках организуется и проводится следующим образом:

уроки 2-3 - работа в группах по обработке собранного материала и поиску нового, включая Интернет;

урок 4 - обобщение и систематизация материалов, их анализ, выставление оценки за проделанную работу, корректировка планов предстоящей деятельности;

уроки 5- разработка презентации на основе собранных материалов;

урок 6 - представление и обсуждение презентации, запись основного в тетради, формулирование заданий для самостоятельной работы,итоговое выставление оценок.

Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации.

Анализ проектного исследования позволил выявить успехи и неудачи этого вида учебной деятельности. Прежде всего повысилась активность учеников, возрос их интерес к истории, значительнее, совершеннее стали умения в области истории и информатики. К типичным ошибкам можно отнести стремление учащихся включить в проект все многообразие собранной информации, не отдавая отчета в ее научной сложности и трудности для учеников класса. Ну и, конечно, особенно на первом этапе, презентации были перегружены спецэффектами.

Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края».

Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время. исследовательская работа «История родного края» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) , «История колхоза «Россия» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию


  • данные социологического опроса;

  • бизнес-план;

  • электронное учебное пособие;

  • рукописный учебник истории;

  • исторический журнал;

  • законопроект;

  • ролевая игра;

  • письмо в…;

  • статья;

  • мультимедийный продукт;

  • сравнительно-сопоставительный

анализ;

  • сценарий;

  • праздник;

  • костюм;

  • видеофильм;

  • видеоклип;

  • социальная реклама;

  • стенгазета;

  • разработанный маршрут

экскурсии;

  • театрализация;

  • справочник;

  • web-сайт;

  • игра;

  • путеводитель и др.

Роль учителя в проектной деятельности

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»

Учитель берет на себя тьютерские функции:

- является консультантом на всех этапах проектной деятельности;

- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;

- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);

- помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;

- «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту - тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

- он координатор всего группового процесса;

- является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Как видно, проектная деятельность, вне зависимости от того, каким проектом занимается ученик, и на каком этапе он в данный момент находится, предполагает его активное включение в реальную деятельность, возможность реализации, проявления каждого участника проекта, а также осознание ответственности, которая лежит на каждом участнике проекта. Такая деятельность отлично дисциплинирует действия учащегося, способствует развитию самоорганизации. С другой стороны, такая деятельность дает возможность для воплощения всего творческого потенциала участника проекта, ибо исследование чего-либо нового всегда сопряжено с воплощением творческих способностей человека.

Итак, проект - это деятельность, эффективно организованная учителем и выполняемая самостоятельно школьником, направленная на реализацию четкой цели, поставленной в самом начале такой деятельности, и предполагающая то, что кульминационным моментом явится творческий продукт - результат познавательной и мыслительной деятельности учащегося.

Проектная методика - эффективная педагогическая технология, которая помимо всех прочих преимуществ, помогает современному педагогу решить проблему самостоятельной деятельности обучающегося в процессе учебной деятельности. Такая технология направлена также и на воспитание конкурентноспособной личности на современном рынке труда, личности, не только обладающей необходимым запасом теоретических знаний, но и творческой личности, обладающей гибким умом, высоким уровнем активности и способности к самостоятельному разрешению стоящих перед ней задач, способной к постоянному самосовершенствованию через самостоятельное и непрерывное приобретение знаний. Такая технология просто необходима современному образовательному учреждению, ибо проект - один из тех методов, которые помогают преподавателю разнообразить учебную деятельность, сделать свой предмет более интересным для ученика и дают возможность учащемуся почувствовать себя деятелем, создателем продукта, возможность прочувствовать всю серьезность изучаемого предмета, а также начать воспитывать в себе активную творческую личность, жаждущую новых открытий, новых достижений. Каждый педагог должен осознать, что его педагогическая деятельность просто немыслима без применения проектов, так как среди главнейших задач каждого педагога стоят следующие задачи: увлечь ученика своим предметом, дать возможность самостоятельно достичь значимого и для него и для педагога результата и воплотить все свои творческие способности в процессе учебной деятельности, поэтому проектная методика - один из эффективных способов скорейшей реализации поставленных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении?

Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

Список использованной литературы:

1.​ Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.

2.​ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: "Академия", 2002г. - 272с.

3.​ Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002г. №1 - с.34-41.

4. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

7. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

8. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

9. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - С. 68-70.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат

11.Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980. - 265 с.

12.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2000. - 365 с.

13.Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-ое изд. - М.: Филоматис, 2010. - 188

14.Интернет-ресурс



© 2010-2022