Опыт организации дистанционного обучения

   В статье рассмотрен опыт организации дистанционного обучения в школе. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.    Большие возможности для дистанционного обучения представляют сервисы Google. Мы используем сервис для совместной работы над документами Документы Google для создания текстов, электронных таблиц, презентаций, различных анкет, календарей, организация коллективной работы над проектом, доку...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт организации дистанционного обучения школьников


Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и ученика на расстоянии за счет использования Интернет - технологий, содержащее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)» А.В. Хуторской

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

Процесс дистанционного обучения включает в себя:

  • гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу;

  • оперативное и систематическое взаимодействие с тьютором, куратором, преподавателем курса;

  • групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса.

Основной особенностью дистанционного обучения является:

  • больший акцент на самостоятельную работу школьников;

  • обязательная компьютерная грамотность учащихся;

  • высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями Интернет;

  • мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.

Работать с учащимися дистанционно я начала по электронной почте - со своего ящика на почтовом сервисе mail.ru направляла задания, обучающие презентации, текстовый материал на электронный адрес ученика. Ученики, в свою очередь, по электронной почте отсылали мне выполненные практические работы, тесты, подготовленные презентации. Данная форма обучения позволила сократить отставания по предмету у учащихся, вынужденных пропускать занятия в период болезни, карантина, низких температур, соревнований. Однако данный вид дистанционного обучения требует много времени, и сложен в систематизации данных, так как необходимо постоянно отслеживать сообщения от учеников и индивидуально отвечать каждому.

Для современного обучающегося интенсивная самостоятельная работа - залог высоких результатов в изучении предмета, а контролировать эту работу позволяет организация дистанционного обучения.

Развитие сервисов web 2.0, социальных сетей и других инструментов современного интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий. Большие возможности для дистанционного обучения представляют сервисы Google. Мы используем сервис для совместной работы над документами Документы Google для создания текстов, электронных таблиц, презентаций, различных анкет, календарей, организация коллективной работы над проектом, документом. Работа над общим документом может проводиться и с домашних компьютеров вне урока.

Огромные возможности для дистанционного обучения представляют блоги. В дальнейшем планируем создание сайтов Google, сетевых дневников (блогов), которые являются замечательным инструментом для создания электронного портфолио учеников, а так же выпуск электронной газеты по информатике в форме блога.

Что дает блог учителю

  • методическая копилка учителя;

  • размещение ссылок на Web-ресурсы;

  • обратная связь с учеником;

  • публикация домашнего задания;

  • тестирование учащихся (в школе и дома);

  • организация коллективной работы on-line (в школе и дома) ;

  • мультимедиа ресурсы к урокам.

Что дает блог ученикам

  • расширение информационного пространства ученика;

  • повышение мотивации изучения предмета;

  • материалы для уроков в режиме on-line;

  • дополнительная информация для творческого развития;

  • обратная связь с учителем;

  • публикация домашнего задания учителем и учениками;

  • тестирование и выполнение домашних заданий on-line (в школе и дома);

  • коллективная работа on-line (в школе и дома).


Результативность работы.

  1. Использование возможностей дистанционного образования в работе учителя повышает эффективность процесса обучения, позволяет вывести процесс взаимодействия учителей и учеников на новый уровень, освоить новые формы урока.

  2. Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся. Возможности блога позволяют разнообразить учебную деятельность в сети Интернет.

  3. Фиксированность. Сказанное на уроке забывается, кем-то может быть не услышано совсем; чтобы вернуться к материалу урока, нужно найти информацию в учебнике, но на уроке она может быть дана в ином виде, с привлечением дополнительного материала. Здесь работа на уроке остается в сети, к уроку можно вернуться, перечитать, обдумать, вспомнить, происходит закрепление, повторение изученного материала.

  4. Индивидуальный подход. Ученик сам выбирает время, место работы, имеет возможность не торопиться, привлечь дополнительный материал по теме.

  5. Также с помощью блога возможна дифференцированная работа с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

Наиболее важную часть дистанционного обучения составляет участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах и конференциях для учащихся (КИТ, конкурс «Альбус», муниципальный конкурс «Информашка»). Ребята с удовольствием в них участвуют. Если в 2009 учебном году в конкурсе «КИТ» приняли участие 17 учащихся, то в 2012 - 2013 учебном году и в 2013 - 2014 учебном году эта цифра выросла до 54 участников. Тем не менее, при всех плюсах использования блога при дистанционном обучении есть и немало проблем, с которыми приходиться сталкиваться учителю.

  1. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации.

  2. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

  3. Недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие опыта дистанционного обучения.

Публикации о дистанционном обучении


  1. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху".- Уфа., 2010.

  2. Полат Е.С,Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006.

  3. Полат Е.С.Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров,М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

  4. ПолатЕ.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

  5. Савельев А.Я. Педагогические технологии / А.Я. Савельев // ВО в России. - 1990.- № 2.

  6. СкуратовА.К. Дистанционное образование: седьмой год работы АМО: материалы конгресса"Образование-98" / А.М. Скуратов. - М.: Минвуз РФ, 1998. - С.75 - 79.

  7. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М.,"Академия", 2004.

  8. ХуторскийА.В., ЦДО "Эйдос", 1998.

  9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - №36. - С.26-30.

  10. ХуторскойА.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование.- 2001. - №2. - С.30-35.


© 2010-2022