Из опыта организации методической работы

Методическая работа – это постоянный педагогический поиск, и роль руководителя методической службы заключается в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Ритм пульса школы зависит от того, насколько слаженно функционируют все его механизмы. Портфолио – это  системообразующая деталь, которая приводит в движение и не дает остановиться большому организму – нашей гимназии.  Важность портфолио современного учителя как способа демонст...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта организации методической работы

в МОАУ «Гимназия №8» г. Оренбурга: поиски и пути решения


Эффективный руководитель концентрируется

на возможностях, а не на проблемах.

Питер Друкер, экономист,

публицист, теоретик менеджмента


Методическая работа - это постоянный педагогический поиск, и роль руководителя методической службы заключается в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Ритм пульса школы зависит от того, насколько слаженно функционируют все его механизмы. Портфолио - это системообразующая деталь, которая приводит в движение и не дает остановиться большому организму - нашей гимназии.

Важность портфолио современного учителя как способа демонстрации уровня профессионализма и его умения решать задачи своей профессиональной деятельности никто сегодня не сможет оспорить. Своеобразное «досье успехов» позволяет отразить все интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым как для них самих, так и для образовательного учреждения в целом.

Один из основных принципов работы с портфолио - системность и систематичность самомониторинга и самоанализа. Вот в этом могут возникнуть проблемы, причем, вполне объективные: нехватка времени, текучка мелких дел, не располагающих к достаточно глубокой интеллектуальной деятельности, пассивность и инертность. Анализ проблем привел нас к поиску ответа на вопрос: как сделать так, чтобы каждый учитель самостоятельно, без принуждения и своевременно отражал в портфолио свою активность в разнообразных видах профессиональной деятельности? Как развить в учителе его способность к самоанализу, обобщению, систематизации результатов своей работы, желание объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов? Кроме того, важным аргументом в пользу необходимости работы с портфолио стал и принципиально новый взгляд на систему образования в связи с федеральным государственным стандартом нового поколения: открытость участников образовательного пространства, их направленность друг к другу, публичность результатов педагогической деятельности.

Часто, анализируя то или иное методическое мероприятие, я ловлю себя на мысли, что мы, учителя, в чем-то похожи на своих учеников: нам неинтересны педагогические советы в форме лекций, семинары, на которых выступающий читает «по бумажке», мы ропщем, когда вынуждены выполнять рутинную, нетворческую работу, заполняя бланки отчетов… Значит, надо создавать такие условия для учителя, когда он сам будет заинтересован в отражении процесса собственного развития в портфолио, когда он совершит «открытие нового знания» о себе, о своей работе, о системе образования, об образовательной политике в целом, когда он будет анализировать и делать выводы, ставить цели и задачи дальнейшего профессионального роста. Ответ - в сути системно-деятельностного подхода: признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Мы реализуем данный подход в работе с педагогическим коллективом. Следовательно, каждое методическое мероприятие должно включать каждого учителя в деятельность, должно быть проведено не для «галочки», не формально, оно должно работать на результат. Как обеспечить включенность каждого учителя в эффективную, заинтересованную методическую работу?

На примере организации традиционного для школы единого методического дня рассмотрим технологию проведения методического мероприятия. Так, в 2014-2015 учебном году он прошел по теме «Организация работы учителя с одаренными (мотивированными, способными) учащимися». Тема была определена на заседании Методического совета школы и возникла не сама по себе, а стала логическим завершением анализа работы школы с такими ребятами. Школьный анализ направления работы с талантливыми детьми, в свою очередь, строился на основе самоанализа деятельности по данному направлению каждого учителя, каждого методического объединения. В плане школы определена цель мероприятия: реализация программы «Одаренные дети», повышение педагогического мастерства учителей, создание условий для методического роста и совершенствование системы работы учителя с одаренными (мотивированными, способными) учащимися. Рекомендована форма проведения единого методического дня: открытые занятия (уроки, внеклассные мероприятия: работа разновозрастных групп, индивидуальная и групповая работа, работа с родителями, презентация опыта и другие творческие формы работы). На основе мониторинга участия учителей школы в едином методическом дне (а по каждой форме методической работы ведется мониторинг активности учителей, их включенности в дело) и личных пожеланиях определены списки участников. Как правило, участвует от 16 до 20 учителей, которые в установленный день приглашают на уроки гостей - педагогов, родителей. На подготовительном этапе запланированы консультации с руководителями МО, заместителями директора по УВР и ВР, психологом школы и другими специалистами. Проект приказа, размещенный на стенде учительской заранее, предоставляет возможность всем учителям школы распределиться и посетить уроки, здесь же определены формы подведения итогов, сроки обсуждения, самоанализа и анализа. День проведения открытых уроков - торжественный день: каждый педагог - участник: или он дает показательное открытое занятие, или он включен в группу по анализу, или он был помощником-консультантом и т.д.

Можно теперь поставить точку, облегченно вздохнуть… Но, нет! Хороший менеджер должен видеть результат своей работы еще и в эмоциональном отклике. Моя задача - управлять не только процессом, но, прежде всего, людьми, и поэтому важно, чтобы идеи, рожденные совместным трудом, нашли эффективное применение в педагогической деятельности (вот она, обратная связь!). Рефлексия всех участников методического дня - это логичная точка во всем коллективном творческом деле. Поэтому после проведенных открытых мероприятий все учителя приглашаются в конференц-зал, где представляются презентации-самоанализы проведенных занятий, организовано обсуждение. Совместно вырабатываются рекомендации учителям по организации работы с одаренными (мотивированными, способными) учащимися. Для меня важны также выводы и рекомендации всех участников методического дня по вопросам его организации, поэтому в бланк анализа, который получили гости уроков, включен пункт «Рекомендации администрации». Продуктом данной формы методической работы является сборник открытых занятий, его публикация на сайте школы, размещение материалов из опыта работы на других образовательных сайтах, участие с разработкой в профессиональных конкурсах учителей. В итоговом приказе администрация благодарит всех участников единого методического дня, особая хвала - учителям, давшим открытые мероприятия. Практически каждый педагог задействован, потому что профессиональные роли учителей разные и каждая их них важна, каждый вносит свою лепту в функционирование и развитие образовательного учреждения. Почти каждый может сказать о себе: Я давал открытый урок, Я был консультантом, Я возглавил группу, давшую анализ занятия, Я собрал материалы и отдал в печать, Я обобщил рекомендации и т.д. Вот почему участники мероприятия заинтересованы в участии: они мотивированы на профессиональный успех. Показателем успешности и активности учителя становится портфолио, который постоянно пополняется. Портфолио становится настольной книгой учителя. Результаты уже этой работы имеют практическое значение для школы: внутришкольный информационно-методический банк пополнился инновационными разработками не только для молодых учителей, гостей школы, но и для всех участников педагогического процесса школы. Подборка теоретического материала и методических разработок оформлена как на бумажном носителе, так и в электронном виде и может быть полезна каждому.

Роль руководителя в организации данного проекта как будто незаметна, но… Своевременное информирование, определение места и роли каждого учителя в общем деле, эффективное делегирование полномочий участникам методического дня при распределении работы на разных этапах мероприятия, эмоциональная поддержка и стимулирование - вот круг моих обязанностей как руководителя. Более того, совершенствуется нормативно-правовая база: Положение о выплатах стимулирующего характера, Положение о портфолио учителя-предметника, Положение о портфолио учащихся, Положение о методическом кабинете, Положение о Методическом совете, Положение о методическом объединении и др. А еще и анализ всей работы учреждения, вычленение рисков и обобщение проблем - все, что позволяет системно формировать условия для развития педагога, его ученика и учреждения в целом. Система мониторинга профессиональной активности педагогов служит большим подспорьем администратору. Мониторинг можно рассматривать в двух аспектах: обобщенном и частном. Нами разработана карта активности учителей школы, которая заполняется как самими участниками учебно-воспитательного процесса, так и администрацией. Это универсальная форма матрицы, в которой в хронологическом порядке отражается активность каждого учителя по его основным направлениям: внутришкольный контроль, аттестация и методическая работа по повышению уровня квалификации работников учреждения. Каждый заинтересован в своевременном и объективном заполнении. А как, уже заполненная, она помогает при подведении итогов за определенный промежуток времени: учебную четверть, полугодие, год, межаттестационный период! Это же своеобразное школьное портфолио! Оно имеет существенную практическую значимость и для педагога (не застой и косность мышления, а движение и развитие), и для управленца (мотивация педагога к развитию инновационного мышления и объективные данные для премирования и стимулирования педагогического труда).

Данная система является следствием многолетней работы. И еще лет пять назад мы не осознавали системообразующую роль портфолио и значимость его для отдельного взятого педагога. Во многом внешнее воздействие администрации на педагогов являлось действенным, закон психологии и педагогики развития личности - перехода внешнего во внутреннее - не учитывался. Изучив дополнительные источники информации о современных технологиях управления, руководствуясь компетентностным, системно-деятельностным, личностно-ориентированным, индивидуальным и дифференцированным подходами к управлению в области кадровой политики, заручившись рекомендациями ведущих специалистов вузов города и разработав программу школы «Кадры», мы смоделировали систему методической работы образовательного учреждения и пришли к необходимости реализации следующей методической цели: «Самоанализ и диссеминация педагогического труда как механизм продвижения педагогов и учащихся в открытом социально-образовательном пространстве». Планируя конкретное содержание управленческой деятельности на год, мы осуществили попытку внедрения модели единой системы внутришкольного контроля, аттестации педагогов и методической работы по повышению уровня квалификации.

Основу такого планирования составляет план-карта или план-сетка всего педагогического коллектива школы: своеобразная сетка основных методических мероприятий и единая карта мониторинга активности учителя по различным аспектам и направлениям профессиональной деятельности, которая позволяет определить основные позиции по обязательной включенности и определить его роль в развитии и управлении учреждения. Принцип гласности позволяет добиться максимальной открытости, снимает острые углы, помогает избежать нагромождения и дублирования, позволяет спланировать работу школьных методических объединений, лабораторий качества и других профессиональных сообществ учителей, спланировать работу каждому учителю и планомерно накапливать опыт, отражая его документально в портфолио.

Каждое методическое мероприятие, включенное в годовую план-сетку, продумано уже на этапе планирования максимально подробно: указаны цель, задачи, возможные формы проведения, ответственные и включенные в процесс подготовки и проведения, формы представления результатов и т.д. Большое внимание уделяется подготовительной работе, которая может занимать достаточно много времени в зависимости от уровня и масштаба мероприятия (часто школа становится базой для проведения окружных, городских и региональных мероприятий). Это все и есть составляющая основу работы менеджера по кадровым вопросам и условие развития современного учителя-менеджера. Каждый педагог - менеджер на своем месте, и не на словах, а на деле реализуется общественно-государственное управление в учреждении. А портфолио - конкретный продукт, включающий в себя результат, план развития и профессионального роста педагога. Именно портфолио побуждает педагога нашего учреждения сегодня к самореализации в образовательном и социальном пространстве через новые формы диссеминации, такие как электронное портфолио, личный блог, личный сайт, сайт методического объединения, сайт образовательного учреждения.

Современный (системно-деятельностный) подход к организации методической работы в образовательном учреждении привел нас к выводу, что наша школа как образовательная система находится на этапе устойчивого развития, ее характеризует системность, целостность, преемственность, последовательность, направленность, необратимость, непрерывность, сохранение достигнутых результатов, инновационность. К таким результатам пришел педагогический коллектив нашей школы, потому что в основе всей работы лежат идеи сотрудничества, сотворчества, поддержки, взаимопонимания, оптимистической веры в себя и в ребенка, признание уникальности каждой личности. В основе своей это здоровый, прогрессивно мыслящий коллектив. Сформированный коллектив педагогов-единомышленников позволяет школе функционировать как стабильно развивающемуся инновационному образовательному учреждению. Важно направить личностные потребности каждого в нужное русло. Мы отказываемся от формального взаимодействия с педагогами. Для меня важно быть лидером, признанным моим коллективом, а гармония в наших взаимоотношениях - залог успеха в решении большинства задач. Чем выше уровень сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, тем глубже и устойчивее гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Комфортная психологическая обстановка - необходимое условие жизнедеятельности нашего образовательного учреждения.

Очень важна работа управленческой команды нашей школы по формированию позитивного отношения к инновационным процессам, по формированию у каждого учителя таких профессиональных знаний и умений, убеждений и потребностей, которые позволяют ему самостоятельно управлять своей деятельностью. Управленческие кадры учреждения привлекают сотрудников к совместной деятельности на основе развития и саморазвития, по созданию в коллективе атмосферы уважения, доверия и успеха. Работа учителя в режиме самоконтроля, на высоком творческом уровне - залог успеха реализации целей и задач развития школы.

Показателями результативности такой работы является увеличение количества аттестованных учителей с 83% в 2012 году до 94% в 2015 году. На высшую категорию аттестовано 39%, на первую категорию - 33% педагогических работников. В школе работают отличники просвещения, Почетные работники общего образования Российской Федерации, победитель ПНПО, 23% учителей награждены грамотами Министерства образования Оренбургской области и России. За последние пять лет прошли курсовую подготовку на базовых и аттестационных курсах - 54%, на проблемных курсах - 58% учителей. 100% административных работников прошли обучение на курсах по проблеме внедрения ФГОС. Учителя школы активно включаются в обучение дистанционно. 97% владеют информационно-коммуникационными технологиями. Авторитет педагогов школы высок в городе и регионе, они являются членами жюри муниципальных и региональных олимпиад, городских и областных научно-практических конференций, конкурсов кабинетов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, членами региональной комиссии по проверке части С ЕГЭ, экспертами по изучению состояния преподавания предметов, по оценке уровня квалификации учителей. С 2010 по 2015 годы количество педагогов, работающих по инновационным образовательным программам с целью реализации программы развития школы, выросло с 29% до 55%, участвующих в экспериментальной деятельности - с 37% до 55%.

Об эффективности организации работы методической службы свидетельствуют высокие результаты усвоения учениками образовательных стандартов по учебным предметам: обучающихся на «4» и «5» возросло с 38% в 2012 году до 48% в 2015 году. Успеваемость составляет 100%. Показатели в классах, где реализуется преподавание предметов повышенного, углубленного и профильного уровней на порядок выше: на «4» и «5» обучаются от 55% до 100%. Ежегодно выпускники школы получают золотые и серебряные медали: в 2010 году 3 серебряные медали, в 2012 году - 5 золотых и 5 серебряных, в 2015 - 2 медали за особые успехи в учении. Результаты ЕГЭ выше средних показателей по городу и России. В 2015 году сдали ЕГЭ по русскому языку (средний балл) - 79,4%, по физике - 65%, по литературе - 78%, по обществознанию - 72%, выпускники набирают по ряду предметов по 95-99 баллов, по русскому языку в 2015 году - выпускник-100-бальник. Количество призеров региональных и Всероссийских научно-практических конференций выросло с 22 человек в 2012 году до 57 - в 2015 году. Школьники становились победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, литературе, географии. 97% учащихся школы - участники Всероссийских и областных интеллектуальных конкурсов.

Росту авторитета школы в социуме способствует организация городских и областных методических мероприятий на базе учреждения, участие в конкурсных мероприятиях: 2010 год - II место кабинета химии в городском смотре-конкурсе предметных кабинетов, 2011 год - Диплом II степени смотра-конкурса «Лучший методический кабинет г. Оренбурга», 2013 год - школа - призер областного конкурса «Лучшая школа по организации питания». Школа стала базой для проведения муниципальных и региональных семинаров, фестивалей, олимпиад, мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, много лет остается пунктом для проведения ГИА и ЕГЭ. Нашими гостями становятся молодые специалисты городской школы «Ориентир» и слушатели курсов областного института повышения квалификации, заместители директора и социальные педагоги, директора образовательных учреждений и жители микрорайона. Школа стала открытой для общества. Мой опыт как руководителя востребован. Признанием профессионализма является приглашение участвовать в тематических проверках по организации предпрофильного и профильного обучения, по организации работы с одаренными детьми и молодыми специалистами, по проверке управленческой деятельности администрации образовательных учреждений города. По итогам аккредитационных мероприятий 2012 года наша школа получила новый статус гимназии.

Сегодняшний успех нашего учреждения основан на успехе каждого педагога, и новые подходы к организации методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.



© 2010-2022