- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка на тему Неделя физики
Методическая разработка на тему Неделя физики
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Огородникова М.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотреминская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Методическая разработка
«Неделя физики
в общеобразовательной
школе»
(для 7-11 класса)
Выполнили: учитель физики Огородникова М.В
2016 г
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Методическая разработка «Неделя физики в школе»
-
План-программа методической разработки
-
Содержание мероприятия «Вечер занимательной физики »
1. Пояснительная записка
Один из способов повысить интерес учащихся - внеурочная работа, например предметные недели. Основная задача проведения недели физики - развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.
План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр .Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.
Мы, специалисты работающие в школе имеем обобщенный опыт работы, и пламенное стремление к самосовершенствованию, самообразованию и развитию себя как педагогов .
2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»
Цели:
1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами, преподавателями вуза.
3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни
Задачи
1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.
2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов и студентов
Временной ресурс: одна учебная неделя
3. План-программа методической разработки
1 Конкурс газет «Физика в школе" (7-8 классы)
2« Вечер Занимательной физики »(.8-9 классы)
3«Увлекательная оптика». (10-11 классы)
I. Подробное рассмотрение программы .
. Мероприятия проходят во время уроков физики по расписанию, составленному учителем физики Вечер «Занимательной физики» во внеурочное время
Физические Игры 2014 (проводимые в каждом классе отдельно).
Сводная таблица.
мероприят
Класс
Вечер «Занимательной физики »
Конкурс газет «Физика в школе»
«Увлекательная оптика»
Понедельник
7,8 класс
Вторник
Среда
8,9 класс
Четверг
10,11 класс
Пятница
Подведение итогов награждение победителей
В каждом конкурсе объявляется победитель, который награждается грамотой победителя. Остальные участники получают грамоту-участника данного мероприятия.
4. Содержание мероприятия
Внеклассное мероприятие в 8и 9х классах
Вечер «Занимательной физики»
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
-
Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
-
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
-
Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
-
Формировать умение четко излагать свои мысли.
-
Формировать умение работать в коллективе, в группе.
-
Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
Подготовительный этап.
На этом этапе учащиеся 7 класса оказывала помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.
Ход мероприятия.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук.
Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 2 команды 8ых и 9 ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри
А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс. Приветствие.
Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на две части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих двух колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс - 3 балла.
2 конкурс. Викторина по физике.
А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
-
Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
-
Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
-
Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
-
Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
-
Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
-
Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
-
Что тяжелее - пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
-
В какой комнате быстрее распространяется запах духов - в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
-
Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Сила притяжения со стороны Луны)
Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.
«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.
3 конкурс. «Объясни опыт»
Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс - 5 баллов.
-
«Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
-
«Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую - вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая - вниз.
4 конкурс. «Пантомима»
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)
-
Жидкое
-
Твердое
Максимум за конкурс - 3 балла.
5 конкурс. «Конкурс капитанов».
-
Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
-
Отгадать, что в черном ящике.
Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода))
Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.
6 конкурс. «Загадки»
-
Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
-
Что с земли не поднимешь? (Тень)
-
Никто его не видывал, а слышать - всякий слыхивал. Без тела - а живет оно, без языка - кричит. (Эхо)
-
Сначала - блеск, за блеском - треск, за треском - пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
-
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
-
Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда - облака. (Барометр)
-
Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
-
Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
-
Днем спит, а ночью - глядит. (Луна)
-
Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
-
Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
-
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ - 1 балл.
7 конкурс. «Объясни опыт»
Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс - 5 баллов.
-
«Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
-
«Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
.
8 конкурс. Викторина по математике.
Математика - царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики - никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.
-
Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
-
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.
Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.
Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.
Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.
5. Список используемой литературы и источников
1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. - Мозырь: Белый Ветер, 2002.
2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. - Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.
3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1991.
4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. - Минск: Народная асвета, 1981.
13. openclass.ru
14. festival.1september.ru
15. class-fizika.narod.ru
16. scool.edu
17. physmatica.narod.ru
18. alsak.ru
9