• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

АВТОР: КАЙГОРОДОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18

ИМЕНИ ВИТАЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА АЛЕКСЕЕВА

ГОРОД СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



  1. Формальные параметры


1.1.

Наименование (тема) опыта

Формирование метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности

1.2.

Автор - разработчик педагогического опыта

Кайгородова Надежда Анатольевна учитель географии и биологии

Стаж педагогической работы 22 года, первая квалификационная категория

1.3.

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени Владимира Яковлевича Алексеева (МБОУ СОШ №18 им.В.Я.Алексеева)

1.4.

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2009-2013 гг.

1.5.

Адрес педагогического опыта

628206 Тюменская область, ХМАО-Югра, город Сургут, ул. Энергетиков д. 5/1,

факс 8(3462) 23-00-35, e-mail sс18@аdmsurgut.ru

Адрес апробации педагогического опыта

628206 Тюменская область, ХМАО-Югра, п.г.т. Мортка, ул. Борисова д. 5,

факс (+код): 8(34677)30- 345


  1. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта.

Современная стратегия обновления российского образования, переход на ФГОСы второго поколения, предполагают основной результат деятельности образовательного учреждения - система метапредметных компетенций обучающихся. Проблема: необходимость определения способов создания условий для формирования метапредметных компетенций обучающихся. Гипотеза - экологическая проектная деятельность региональной направленности способствует формированию у обучающихся метапредметных компетенций, если создана система экологического образования региональной направленности; учебный процесс организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода; система экологического образования региональной направленности реализуется через проектную деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время; сформирована мотивация к проектной деятельности обучающихся и педагогов; педагоги обладают профессиональной готовностью к осуществлению руководства экологической проектной деятельностью обучающихся; обучающимися освоены навыки проектной деятельности; осуществляется мониторинг формирования метапредметных компетенций обучающихся.

Таким образом, цель проекта: Создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающихся через организацию экологической проектной деятельности региональной направленности.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта «Формирование метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности»

Практико-ориентированный, межпредметный проект.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный (2009-2010гг.)

  1. Изучение теоретических основ проблемы формирования метапредметных компетенций, определение возможности использования проектной технологии в формировании метапредметных компетенций учащихся.

  2. Изучение тенденции развития и состояния регионального компонента экологического образования, определение роли регионального компонента экологического образования в формировании метапредметных компетенций учащихся.

  3. Разработка программ регионального компонента «Экология и география ХМАО» для 5-9 классов.

  4. Разработка программы факультативных курсов для 5-11 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».

  5. Определение методики и анкетирование обучающихся с целью выявления стартового уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся.

  6. Разработка модели формирования метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время.

  7. Определение нормативно-правового и методического обеспечения модели, возрастных групп образовательного процесса.

  8. Разработка плана мероприятий для всех возрастных групп образовательного процесса на учебный год, с определением конкретных сроков и ответственных.

  9. Разработка критериев и измерителей эффективности модели.

Итог I этапа: научно-методическое и организационное обоснование проекта.

II этап - Организационно-экспериментальный (2010-2012):

2010-2011гг.

  1. Апробация модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации экологической проектной деятельности региональной направленности на уроках и во внеурочное время.

  2. Апробация и внедрение авторской программы по предмету «Природоведение» для 5 класса адаптированной к организации проектной деятельности, способствующей формированию экологической культуры учащихся.

  3. Апробация и внедрение программ регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» для 5-9 классов.

  4. Апробация программы факультативных курсов для 5-11 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».

  5. Разработка и апробация инновационной программы непрерывного экологического образования «Экомир».

  6. Апробация и внедрение вариативной программы «Летняя экологическая лаборатория «Дафния» 5-6 класс.

2011-2012 гг.

  1. Апробация и внедрение вариативной программы «Летняя экологическая смена «Экоград» 7-10 класс

  2. Апробация программ регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» для 5-9 классов.

  3. Апробация программы факультативных курсов для 5-11 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».

  4. Мониторинг процесса и промежуточных результатов, соотнесение их с желаемым результатом, внесение корректив.

Итог II этапа: обеспечение условий формирования мтапредметных компетенций обучающихся всех возрастных групп, через экологическую проектную деятельность региональной направленности. Постановка новых задач, направленных на совершенствование деятельности структуры.

III этап - Обобщающе-аналитический этап (2012-2013 )

  1. Анкетирование обучающихся для выявления уровня сформированности метапредметных компетенций.

  2. Теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.

  3. Уточнение и формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.

4. Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

Итог III этапа: определение образовательной, организационной и финансовой эффективности созданной модели

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта Новизна проекта: определение эффективных благоприятных условий формирования метапредметных компетенций обучающихся через создание модели развивающей среды осуществляющей экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время общеобразовательного учреждения.

Позитивные эффекты реализации опыта:

Практическая значимость опыта состоит:

- во внедрении в практику работы коллектива модели развивающей среды, которая позволяет обучающимся осуществлять экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время.

- представленная модель развивающей среды определяет для педагогических работников приоритеты в содержании регионального экологического образования и способствует интеграции и координации их деятельности;

- предоставляет для обучающихся возможность освоить метод проектирования, как на уроке, так и во внеурочное время;

- результаты экологической проектной деятельности обучающихся являются основанием для оценивания состояния и результативности этой деятельности и метапредметных компетенций;

- в отработке содержания экологической проектной деятельности и структуры воспитательной системы школы;

- в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы.

Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании модели учебно-воспитательного пространства в области естественнонаучных дисциплин (математики, географии, физики, химии, биологии, экологии) и выявлении педагогических условий её создания и эффективной реализации.

2.4. Методологическая база педагогического опыта.

Теории, использованные для проектирования педагогического опыта:

Успешность развития потенциала личности в образовательном пространстве школы определяется концептуальными идеями воспитания на основе принципов системного подхода к построению образовательного процесса и деятельностного подхода в воспитании при наличии комплексно-целевой программы экологического воспитания с определением:

- направлений экологической деятельности;

- использованием современных образовательных технологий (игровые, интегральные, личностно-ориентированные);

- оптимальном сочетании разнообразных организационных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) и методов (моделирование, программирование, методы художественного контекста) учебно-воспитательной работы.

Выбор содержания проектной деятельности обучающихся региональной направленности осуществляется на основе принципов, обеспечивающих формирование их метапредметной компетенции. Каждому из принципов соответствует определенная содержательная деятельность: комплексности, территориальности, проблемности, прогностичность изменений в состоянии природной среды, междисциплинарности, гуманизации, субъективности, признание ребенка как индивидуальной личности.

Методологические основы проекта. Настоящий проект основывался на работах в области:

- теории содержания компетентностного подхода в образовании И. А Зимняя, А. В. Хуторской, В. А Болотов, В. А. Метаева, А. С.Белкин и др.;

- стандартизации общего среднего, экологического образования, проблем экологического образования: В. В. Пасечник, В. В. Николина, И. Т. Суравегина, Н. Н. Родзевич. Г. П. Сикорская. А. Ш. Воробьев, С. Н. Глазачев;

- теории экологических учебно-исследовательских творческих проектов по изучению состояния окружающей среды: Ю. В. Железняковой, В. В. Ульяновой, А. В. Зайцева;

- теоретических и методических проблем с опорой на региональный компонент, национальные экологические традиции: Ч. М. Алирзаев, Е. Д. Макаров, Л. В. Моисеева, Т. А. Бабакова, Н. Н. Родзевич).

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Цель проекта: Создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающихся через организацию экологической проектной деятельности региональной направленности.

Объект исследования - формирование метапредметных компетенций обучающихся.

Предмет исследования - условия для формирования метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности. Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать суть метапредметных компетенций с позиции компетентностного подхода;

  2. обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;

  3. определить возможности и особенности использования проектной технологии в формировании метапредметных компетенций обучающихся;

  4. разработать модель последовательного включения обучающихся в экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время

  5. определить структуру модели и ее содержание, определить научно-методические условия ее эффективной реализации;

  6. проверить эффективность разработанной модели для формирования метапредметных компетенций обучающихся в процессе организации проектной деятельности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:

теоретических: анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; изучение нового закона об образовании; анализ образовательных стандартов второго поколения, образовательных программ по предметам научно-естественного цикла для 5-11 классов с целью выявления в них потенциальных возможностей использования регионального компонента; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании, в том числе экологическом);

эмпирических (систематические наблюдения в школьной практике, собеседование, анкетирование, интервьюирование, обобщение передового педагогического опыта).

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются: педагогические работники школы (учителя-предметники естественнонаучного направления, географии, информатики, ИЗО, педагоги дополнительного образования, классные руководители); обучающиеся и их родители (законные представители), взаимодействие которых происходит на различных уровнях. Система работы над экологическими проектами региональной направленности выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, наличием опорных знаний и умений, сформированных у обучающихся при изучении курсов окружающий мир (1-4 класс), природоведения (5 класс), физической географии (6-11 класс), географии материков (7 класс), географии России (8 класс), биологии (6 -11 класс), физики, химии, информатики, курсов регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» (5-9 класс) элективного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» (5-11 класс).

2.7. Социальная направленность педагогического опыта.

Социальная направленность опыта: обеспечение повышения качества образования, паритета экологической культуры обучающихся, создание развивающей воспитательной системы школы, что создаст возможность выработать у обучающихся навыки и умения (интеллектуальные, творческие и практические), которые проявятся в: повышении интереса к изучению своей малой Родины, уровня экологической культуры обучающихся; получении элементарных знаний по экологической безопасности; умении оценивать характер воздействия человека на окружающую среду; овладении теоретическими и практическими умениями исследовательской природоохранительной деятельности. Возможность профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта: повышение интереса к осуществлению инновационной деятельности; рост компетентности; рост уровня профессиональных навыков и умений; творческий росту. Результаты проекта могут быть внедрены в педагогическую практику педагогов других регионов.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.

Опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровне. Формы распространения опыта: публичное представление педагогического опыта на муниципальных методических семинарах, педагогических мастерских; муниципальных, региональных, областных, всероссийских, международных конференциях; методические публикации. Эффективность педагогического опыта - получение Грантов.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Нормативно-правовые ресурсы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Закон об образовании РФ, №273-ФЗ от 29.12.2013 года; Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002 года; Положение о «Развивающей лаборатории «Одаренные дети». Положение о «Школьной экологической конференции молодых исследователей «Спасти и сохранить» и Конкурса экологических искусств «Мир в твоих руках».

Программно-методические ресурсы: программное обеспечение для нововведения: рабочие учебные программы предметов естественнонаучного направления на основе государственных образовательных стандартов нового поколения, рабочие программы дополнительного образования направленности, в том числе программа факультативного курса «Научно исследовательская деятельность учащихся» адаптированная к возрастным группам: 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс, программы регионального компонента: «География и экология ХМАО-Югры» для 5-9 классов; Инновационная программа непрерывного экологического образования «Экомир»; Вариативная программа для обучающихся 4-6 классов «Летняя экологическая лаборатория «Дафния», Вариативная программа «Летняя экологическая смена «Экоград», для обучающихся 7-10 классов.

Кадровое ресурсы: профессионально-личностная квалификация педагогов естественнонаучного направления, осуществляющих руководство экологической проектной деятельностью обучающихся региональной направленности. Подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Информационное ресурсы: проект осуществляется через: обеспечение широкого доступа педагогов к существующим российским и международным информационным ресурсам в области «Экологическое образование» в глобальной сети Интернет; создание и пополнение банков данных по учебным программам, методикам диагностики экологической, метапредметной компетенции; представление творческих достижений обучающихся в сети Интернет и лазерных дисках, обобщение и представление передового педагогического опыта

Материально техническое и финансовое ресурсы: Для организации экологической проектной деятельности учащихся материально-техническое ресурсы: комплект практикум экологический «КПЭ», санитарно-пищевая мини-экспресслаборатория «СПЭЛ-У», мини-экспресслаборатория «Пчелка у/м», учебные микроскопы, цифровой микроскоп, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, цифровая лаборатория «Архимед». Информационно-методическое ресурсы: методики проведения экологических исследований: методика проведения опытов с сельскохозяйственными культурами, методики оценки экологического состояния природно-антропогенного комплекса, методики оценки экологического состояния почвы, водных объектов и воздуха, методики комплексной экологической практики школьников, экологические практикумы. Финансовые ресурсы: Для обеспечения выполнения задач проекта планируется привлечение финансовых средств спонсорской поддержки, финансовых средства от получения Грантов.


  1. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Создана функциональная модель образовательного пространства, способствующая формированию метапредметных компетенций учащихся через организацию экологической проектной деятельности региональной направленности. Учитель географии и биологии, автор проекта, Кайгородова Н.А. осуществляет руководство проектной деятельностью обучающихся более 10 лет и за последние 5 лет имеет следующие результаты:

2009-2010 гг.

Диплом за лучшую работу в области экологии УРФО НПК «Шаг в будущее», Балов Илья 10б кл;

1 место - III районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Борисенко Юля 9а класс;

3 место - III районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ермолинский С., Хузун Д. 6а кл;

1 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко Юля 9а класс;

3 место - Районная НПК «Шаг в будущее, Ермолинский Сергей, Хузун Дмитрий 6а класс;

2 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2010», Балов Илья 10б класс;

Диплом Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета», конкурс социально-значимых исследовательских проектных работ по экологии «Природа - бесценный дар, один на всех», Балов Илья 10б класс;

2 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2010», Борисенко Юля 9а класс;

2010-2011 гг.

1 место - IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Секисова Наталья 8б класс;

2 место - IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ермолинский Сергей 7б класс;

3 место - IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Мясунов С. и Сергеев И. 5б класс;

3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Ермолинский С., 7а класс;

Диплом в номинации «Молодой исследователь», Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко И. 5а кл., Тагильцев Е. 5а кл

1 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Балов Илья 11б класс;

1 место - Региональный Конкурс водный проектов, Балов Илья 11б кл;

Диплом финалиста - Общероссийский конкурс водных проектов старшеклассников, Балов Илья 11б кл.

1 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко Ю. 10а класс;

1 место - Областной экологический Форум «Зеленая планета», Борисенко Юля 10а класс;

2011-2012 гг.

Муниципальный этап Всероссийских предметных олимпиад:

1 место - Доля К. 7б кл (география)

2 место - Долганов С. 8б кл (география)

1 место - Борисенко Ю. 11а кл (экология, защита проекта)

1 место - Карякина В. 10 кл (экология, защита проекта)

2 место - Казанцева В. 10 кл (экология, защита проекта)

3 место - Матус Е 10 кл (экология, защита проекта)

1 место - Секисова н. 9 кл (экология, защита проекта)

1 место - V Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Долинова Д., 6 класс;

3 место - V Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ахтямова Д., Багушева Л., 8б кл;

2 место - Областной конкурс «Моя малая родина: природа культура, этнос», Багушева Л., Ахтямова Д. 8б класс;

3 место - Районная экологическая викторина «Земля моих предков», Долганов С., 8а класс.

2012-2013 уч.год:

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников

2 место - Бикбулатов В. 7б кл (география)

2 место - Доля К. 8б кл (география)

2 место - Долганов С. 8б кл (география)

1 место - Попова К., 7б кл (экология)

1 место - Николаева Е., 8бкл.(экология)

1 место - Секисова Н., 10а кл(экология)

2 место - Багушева Л., 9б кл. (экология)

2 место - Голубева И., 7а кл. (экология)

3 место - Володин Д., 9а кл. (экология)

Региональный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников:

3 место - Секисова Н., 10а кл. (экология)

Диплом 3 степени по географии Международная Олимпиада УРФО, Долганов С., 9 кл.

1 место - Региональная научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детей, Тюмень- 2013 год, Багушева Л.,9 класс

Диплом финалиста - Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детей. Москва-2013 год, Багушева Л.,9 класс.

3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Долинова Д.,6б кл;

3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Голубева И., 7а кл

3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Николаева Е., 8б кл

2 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Секисова Н.,10кл

3 место - Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Тюмень- 2013», Секисова Н.,10кл

1 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Багушева Л.,9 класс

2 место - Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Тюмень. Багушева Л.,9 класс

3 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2013», Тюмень. Багушева Л.,9 класс.

1 место - Региональный конкурс водных проектов старшеклассников-2012, Тюмень. Багушева Л.,9 класс.

Диплом финалиста - Российский национальный юниорский водный конкурс, Москва 2013г., Багушева Л.,9 класс.

2013-2014 уч.года

1 место - Муниципальный этап НПК «Шаг в будущее», Оценка качества окружающей среды на юго-востоке города Сургут., Андрейченко Юля , 8 класс

Сертификат участника - Окружной этап НПК «Шаг в будущее», Андрейченко Юля , 8 класс


  1. Распространение педагогического опыта.

Н.А. Кайгородова - талантливый учитель, успешно осуществляющий преподавание природоведения (5 класс), географии (6-11 класс), биологии и экологии (6-11 класс) общеобразовательной школы. Она обобщала и представляла педагогический опыт по проблеме проекта на семинарах, конференциях муниципального, регионального и российского уровня:

2009-2010 гг.

Августовская конференция учителей, доклад «Интеллектуальное развитие учащихся во внеурочной и внеклассной деятельности»

Районный семинар 25.09.2009г «Метод проектов в образовательном пространстве», доклад «Проектная технология в образовательном пространстве школы. Технология метода проектов»

Курсы повышения квалификации (АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» ПК «Актуальные проблемы обучения географии в современной общеобразовательной школе» г.Ханты-Мансийск (уд.№ 913) Проведение занятия по теме: «Проектная деятельность на уроках географии»

2010-2011 гг.

XI Межрегиональноя НПК «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательный системах», г.Тюмень - доклад в рамках Круглого стола: «Практика реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании», тема доклада: «Формирование ключевых компетенций учащихся через экологическую деятельность»

III Международная научно-методическая конференция «Управление экономическими системами», Пенза. Доклад «Формирование экологических компетенций учащихся в условиях внедрения новых образовательных стандартов».

ХХI Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза. Доклад «Формирование научного мировоззрения учащихся через содержание учебного материала программы по природоведению».

2011-2012 гг.

Августовское совещание педагогических работников образовательных учреждений в 2011 году - доклад «Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности в образовательной среде естественнонаучных дисциплин школы».

Семинар районного МО экологии: «Экологическое воспитание: актуальность, проблемы», доклад «Технология экологического исследования. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся», 2011 год

Семинар районного МО экологии: доклад «Организация и руководство исследовательской деятельностью учащихся», 2012г.

Семинар районного МО по экологии «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт, проблемы, перспективы», 19 ноября 2012 года

2012-2013 гг.

Участие в VII Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» - 2012 в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить»

Оформление и представление материалов на выставку-форум «Экологическая политика Югры в рамках реализации социально значимого экологического проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»- 2012 год.

2013-2014 гг.

Участие в Интернет-семинаре по теме: «Технологии для обучения одаренных детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения: принципы, схемы, компьютерные инструменты, портал, содержащий информацию о работе с одаренными детьми и молодежью», 05.11.2013г.

Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Учительство региона как социально-профессиональная общность», СГПУ, Югорское отделение Российского общества социологов. Лаборатория региональных исследований, 06.12.2013г.

Результаты педагога в проектной деятельности педагога

Победитель в Конкурсе Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Грант Губернатора (50 тыс.руб.) - Программа «Формирование исследовательских навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности», 2008;

2009-2010 гг.

1 место - Муниципальный конкурс вариативных программ комитета по делам молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект «Летняя экологическая лаборатория «Дафния», 2009

1 место - Муниципальный конкурс инновационных программ, программа «Система непрерывного экологического образования «Экомир», 2009.

3 место - Муниципальный конкурс вариативных программ комитета по дела молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект Летняя экологическая смена «Экоград»,2010

1 место - Окружной конкурс вариативных программ комитета по дела молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект «Летняя экологическая смена «Экоград». Грант (200 тыс. руб.), 2010

2010-2012гг.

2 место - Муниципальный конкурс инновационных проектов, «Экологический проект региональной направленности как условие формирования метапредметных компетенций учащихся».


  1. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

Устойчивость положительных результатов облученности учащихся по предмету: при 100% абсолютной успеваемости за 5 лет качественная успеваемость возросла по географии до 76,7%, по экологии до 86,7%.

при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.


Таблица 1.

Относительная и качественная успеваемость учащихся по преподаваемым предметам за последние 5 лет, (2008-2013гг.)

Учебный год

класс

Относительная успеваемость

Качественная успеваемость

география

экология

2008-2009

5-9 кл

100

69,7%

76,8%

2009-2010

5-9 кл

100

69,5%

78,4%

2010-2011

5-9 кл

100

71,4%

79%

2011-2012

5-9 кл

100

73,3%

81%

2012-2013

5-9 кл

100

76,7%

86,7%




Таблица 2.

Количество участников и призеров муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет,

(2008-2013гг.)

Учебный год

класс

количество участников

Качество победителей и призеров

география

экология

муниципальный этап олимпиады

2008-2009

7-11 кл

1

участие

2009-2010

7-11 кл

1

участие

2010-2011

7-11 кл

1

3 место

0

2011-2012

7-11 кл

7

1, 2 место

1,1,1,2,3 место

2012-2013

7-11 кл

9

2,2,2 место

1,1,1,2,2,3 место

региональный этап

2011-2012

9-10

2

-

6 место

2012-2013

10

1

-

3 место


  1. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. За годы работы над проектом наметилась положительная динамика личностного роста учащихся, связанного с формированием метапреднетных компетенций учащихся.

Таблица 3.

Количество участников

районной экологической конференции «Спасти и сохранить»

Учебный год

класс

Количество участников

ОУ района

педагоги

учащиеся

победители и призеры

2007-2008

1-11 кл

1

12

29

12

2008-2009

1-11 кл

3

16

36

25

2009-2010

1-11 кл

3

16

48

26

2010-2011

1-11 кл

4

18

45

30

2011-2012

1-11 кл

8

32

115

64

2012-2013

1-11 кл

6

37

136

69

В 2012-2013 учебном году 140 (54%) обучающиеся 1-11 классов стали участниками 35 интеллектуальных мероприятий (олимпиад и конференций), из них 52 учащихся -1-4 классов, 88 учащихся 5-11 классов. различного уровня (Международный уровень - 1, Всероссийский- 3, Региональный - 4, Окружной- 1, Районный - 5, общешкольный - 1). Ежегодно растет количество участников, победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах (с 2008 г. по 2013 на 56%). Таким образом, работа по формированию метапредметных компетенций стала не отдельным элементом, а одним из основных звеньев образовательной практики.


  1. Публикация педагогического опыта в печати.

XI Межрегиональноя НПК «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательный системах», г.Тюмень - Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся через экологическую деятельность»

III Международная научно-методическая конференция «Управление экономическими системами», Статья «Формирование экологических компетенций учащихся в условиях внедрения новых образовательных стандартов» (Сборник статей: «Управление экономическими системами», Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011.-164 с.)

ХХI Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». Статья «Формирование научного мировоззрения учащихся через содержание учебного материала программы по природоведению» (Сборник статей: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011.-116 с.

Перспективы развития проекта: реализовать созданную и апробированную модель условий формирования метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности на базе МБОУ СОШ№18 имени Владимира Яковлевича Алексеева



Директор

МБОУ СОШ №18

им. В.Я. Алексева

Подпись работодателя ____________________ Е.В.Калганова


© 2010-2022